СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная сказка Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

 Школа России  Литературное чтение  3 класс

Школа России

Литературное чтение

3 класс

1. Человек с чёрными или очень тёмными волосами… 2. Трактор со специальным ножом для земляных работ… 3. Снежная буря, метель… 4. Ненастье с сильным разрушительным ветром, часто со снегом… 5. Такой, который соблюдает правила приличия, учтивый… 6. Столетие… 7. Предметы, расположенные один за другим, цепью… 8. Надёжный, преданный… 9. Полный радостного оживления, жизнерадостный… 10. Старый, опытный воин…

1. Человек с чёрными или очень тёмными волосами…

2. Трактор со специальным ножом для земляных работ…

3. Снежная буря, метель…

4. Ненастье с сильным разрушительным ветром, часто со снегом…

5. Такой, который соблюдает правила приличия, учтивый…

6. Столетие…

7. Предметы, расположенные один за другим, цепью…

8. Надёжный, преданный…

9. Полный радостного оживления, жизнерадостный…

10. Старый, опытный воин…

1.Человек с чёрными или очень тёмными волосами… (брюнет) 2.Трактор со специальным ножом для земляных работ… (бульдозер) 3.Снежная буря, метель… (буран) 4.Ненастье с сильным разрушительным ветром, часто со снегом… (буря) 5.Такой, который соблюдает правила приличия, учтивый… (вежливый) 6.Столетие… (век) 7.Предметы, расположенные один за другим, цепью… (вереница) 8.Надёжный, преданный… (верный) 9.Полный радостного оживления, жизнерадостный… (весёлый) 10.Старый, опытный воин… (ветеран)

1.Человек с чёрными или очень тёмными волосами… (брюнет)

2.Трактор со специальным ножом для земляных работ… (бульдозер)

3.Снежная буря, метель… (буран)

4.Ненастье с сильным разрушительным ветром, часто со снегом… (буря)

5.Такой, который соблюдает правила приличия, учтивый… (вежливый)

6.Столетие… (век)

7.Предметы, расположенные один за другим, цепью… (вереница)

8.Надёжный, преданный… (верный)

9.Полный радостного оживления, жизнерадостный… (весёлый)

10.Старый, опытный воин… (ветеран)

 - Какие виды устного народного творчества  вы знаете?

- Какие виды устного народного творчества

вы знаете?

Много жанров есть на свете: Басня, повесть и рассказ. Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прикрас. С каким жанром будем знакомиться сегодня?

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

С каким жанром будем знакомиться

сегодня?

Волшебные  – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.  Сказки про животных  – главные герои – животные.  Бытовые  – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

Волшебные  – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных  – главные герои – животные.

Бытовые  – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

-Какими словами обычно начинаются сказки? -Какими словами они обычно заканчиваются? Начало сказки называется  зачином ,  а заключительная часть - концовкой.

-Какими словами обычно начинаются сказки?

-Какими словами они обычно заканчиваются?

Начало сказки называется  зачином а заключительная часть - концовкой.

Прочитайте название сказки. -Можно ли по названию  определить ее вид. -Почему?

Прочитайте название сказки.

-Можно ли по названию

определить ее вид.

-Почему?

 У чудищ Я был в избушке на курьих ножках.  Там всё как прежде. Сидит Яга.  Пищали мыши и рылись в крошках.  Старуха злая была строга. Но я был в шапке, был в невидимке.  Стянул у Старой две нитки бус.  Разгневал Ведьму и скрылся в дымке.  И вот со смехом кручу свой ус. Пойду, пожалуй, теперь к Кащею.  Найду для песен там жемчугов.  До самой пасти приближусь к Змею.  Узнаю тайны - и был таков.  Константин Бальмонт

У чудищ

Я был в избушке на курьих ножках. Там всё как прежде. Сидит Яга. Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке. Стянул у Старой две нитки бус. Разгневал Ведьму и скрылся в дымке. И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кащею. Найду для песен там жемчугов. До самой пасти приближусь к Змею. Узнаю тайны - и был таков.

Константин Бальмонт

Слушать произведение 1 Избушка на курьих ножках Слушать произведение 2 Прогулка М.П. Мусоргский Что же общего у этих двух произведений?

Слушать произведение 1

Избушка на курьих ножках

Слушать произведение 2

Прогулка

М.П. Мусоргский

Что же общего у этих двух произведений?

В чём различие этих произведений? 1 - музыкальное произведение мы слышим; 2 - литературное произведение, мы видим, читаем, слышим.

В чём различие этих произведений?

1 - музыкальное произведение мы слышим;

2 - литературное произведение, мы видим, читаем, слышим.

Подумайте, почему сказки, колыбельные песни, прибаутки, пословицы, скороговорки называются устным народным творчеством? Устное народное творчество уста, губы придумывал народ при пересказе каждый придумывал и добавлял своё

Подумайте, почему сказки, колыбельные песни, прибаутки, пословицы, скороговорки называются устным народным творчеством?

Устное

народное

творчество

уста, губы

придумывал народ

при пересказе каждый придумывал и добавлял своё

Купец - богатый торговец, тот, кто торговал. Булать  - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.   Котёл - большой сосуд для варки, обычно с круглым дном. Чугун - первая выплавка из железной руды Козье копытце полно водицы - следы копыт животных, наполненные водой) Ведомо  - известно. Ножи булатные  - булать - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.

Купец - богатый торговец, тот, кто торговал.

Булать  - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.  

Котёл - большой сосуд для варки, обычно с круглым дном.

Чугун - первая выплавка из железной руды

Козье копытце полно водицы - следы копыт животных, наполненные водой)

Ведомо  - известно.

Ножи булатные  - булать - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.

  - Вам понравилась сказка?   - Почему автор учебника сравнивает эту сказку с печальной песней?   - Найдите те моменты, которые очень похожи на песню.

  - Вам понравилась сказка?

  - Почему автор учебника сравнивает эту сказку с печальной песней?

  - Найдите те моменты, которые очень похожи на песню.

-Понравилась сказка?  -Как случилось, что Иванушка превратился в козленочка?  -Что ему говорила сестра?  -Что предложил ей купец?  -Согласилась ли Аленушка  выйти за него замуж?  -Что же произошло, пока купец не было дома?  -Что хотела злая ведьма сделать с козленочком?  -Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?  -Стал ли козленок снова мальчиком? Как?  -Как поступили с ведьмой?  -К какому виду относится сказка? Докажите.

-Понравилась сказка? -Как случилось, что Иванушка превратился в козленочка? -Что ему говорила сестра? -Что предложил ей купец? -Согласилась ли Аленушка  выйти за него замуж? -Что же произошло, пока купец не было дома? -Что хотела злая ведьма сделать с козленочком? -Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал? -Стал ли козленок снова мальчиком? Как? -Как поступили с ведьмой? -К какому виду относится сказка? Докажите.

 Выборочное чтение   -Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка уговаривала братца не пить из лужи.  -Как ведьма утопила Алёнушку?  -Как козленок звал свою сестру?  -Что отвечала ему сестра?  Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца избавиться от козленка?  Прочитайте, как спасли Алёнушку.

Выборочное чтение

-Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка уговаривала братца не пить из лужи. -Как ведьма утопила Алёнушку? -Как козленок звал свою сестру? -Что отвечала ему сестра? Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца избавиться от козленка? Прочитайте, как спасли Алёнушку.

-Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться? -А выплыть на бережок?  -Сколько раз понадобилось козлёночку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой?  Число

-Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться?

-А выплыть на бережок? 

-Сколько раз понадобилось козлёночку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой? 

Число "3" соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира: круг неба, например. Поэтому, волшебное число героев - всегда "3": 3 богатыря, 3 сестры, 3 брата; все события повторяются в сказке 3 раза.

– Почему “ведьму” никто не распознал, только Иванушке все было ведомо? Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире и другую, волшебную сторону событий.

Почему “ведьму” никто не распознал, только Иванушке все было ведомо?

Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире и другую, волшебную сторону событий.

В. Васнецов  Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет. Найдите его. А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды? Какие грустные моменты в сказке связаны с водой?

В. Васнецов 

Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет. Найдите его.

А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды?

Какие грустные моменты в сказке связаны с водой?

Вода - главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности. Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна  превратить человека именно в это животное).

Вода - главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна  превратить человека именно в это животное).

http://mults.info/mults/?id=359 -

http://mults.info/mults/?id=359 -

С какой сказкой познакомились ?  - К какому виду сказок она относится?  - Иногда сказки заканчиваются так: Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.   - Какие выводы вы сделали для себя -Чему учит нас эта сказка?
  • С какой сказкой познакомились ? - К какому виду сказок она относится?

- Иногда сказки заканчиваются так: Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.

  - Какие выводы вы сделали для себя

-Чему учит нас эта сказка?

Сегодня я узнал ….  У меня получилось …  Было трудно …  Меня удивило …  Было интересно….  Теперь я умею …

Сегодня я узнал ….

У меня получилось …

Было трудно …

Меня удивило …

Было интересно….

Теперь я умею …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!