СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».»

Тема урока: Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
- продолжать формировать интерес детей к чтению,
- рассматривать сказку как систему отношений;
- организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению видеофрагментов произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий;
- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, использовать картины, отвечать на вопросы.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
- развивать орфографическую зоркость
- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения на уроке (усидчивость и дисциплинированность);
- воспитывать мотивацию к учению;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- воспитывать интерес к чтению, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Предметные результаты:

- познакомить с сюжетом и содержанием сказки;
- научить различать жанры устного народного творчества
- ориентироваться в тексте;
- читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки;
- сравнивать героев сказок, их внешность, поступки;
- быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания;

Метапредметные результаты:

Познавательные:
- дают характеристику героям сказки;
- находят необходимую информацию в книге и в видеофрагменте.

Регулятивные:
- стремятся организовать свою работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, оценка выполненных действий);
- воспроизводить выводы по сказке.

Коммуникативные:
- выслушивают мнение товарищей о сказке;
- осознают диалог как вид речи – умеют понимать вопросы, отвечать на них.

Личностные результаты:
- осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе;
- эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции;
- сопереживают, внимательно относятся к переживаниям других людей.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, колонки.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель:

(Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.)

- Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга! Повернитесь лицом к своему товарищу, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло, улыбнитесь один одному и садитесь – начинаем урок.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята, скорей за работу!

И проверим нашу готовность к уроку!

(Учащиеся приветствуют учителя и друг друга. Проверяют рабочее место и готовность к уроку.)

II. Актуализация знаний.

Учитель:

- Ребята! Сейчас я предлагаю вам прочитать скороговорку для развития речи.

Нет ни речки, ни пруда
— Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!

-Ребята, давайте теперь вместе прочитаем эту скороговорку.- А давайте теперь все вместе прочитаем эту скороговорку. (класс читает скороговорку с учителем).

- Кто-то готов прочитать красиво, с интонацией? (выборочный опрос детей)

- Молодцы, ребята! Спасибо вам за смелость!

III. Постановка учебной задачи.

Учитель задает вопросы:
– Какие виды устного народного творчества вы знаете? (Загадки, былины, небылицы, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, и т. д.)

- Сегодня двери нам откроет волшебный, загадочный мир. А что это за мир волшебства вы мне скажите сами. Послушайте музыкальный фрагмент.

Включается музыкальный фрагмент «В гостях у сказки».

- Какой же мир открывает нам двери и приглашает к себе в гости? (Сказка)
- На какие 2 группы делятся сказки? (Народная; авторская.)
- Какое главное различие между ними? (Одну пишет народ, а у другой есть автор)

– Что такое сказка? Давайте с вами найдет ответ на этот вопрос…
Есть толкование слова сказка. Из предложенных вариантов выберите верный.

Сказка – это…
• краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение;
• произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло.
(Дети выбирают верный ответ, доказывают и обсуждают с учителем)

- А есть ли у вас любимые сказки? (дети перечисляют свои любимые сказки)
- Знаете ли вы их писателей? (дети перечисляют писателей, которых они знают)
- Какие отличительные черты сказок от других жанров вы знаете? (поэтический вымысел, фантастичность, волшебство и т.д.)

IV. Изучение нового материала.

- Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной сказкой. Прочитайте ключевые слова. (дети читают слова с презентации)

Алёнушка, пить, козлёночек, Иванушка, водица, ведьма.

- Кто догадался, о какой сказке идет речь? (дети высказывают свои предположения, учитель обращает внимание на верный ответ «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
- Правильно, сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
(Учитель вместе с детьми прочитывает сказку)

Учитель: А теперь давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

(Детям включается заранее подготовленный отрывок из сказки, который дальше будет обсуждаться)

Вопросы для обсуждения:

Учитель: Мы с вами прочитали сказку и посмотрели фрагмент, а теперь давайте ответим на следующие вопросы:
- Изменялась ли музыка в просмотренном отрывке? (Да, музыка в начале спокойная, размеренная, затем тревожная, волнительная, напряжённая, более громкая)
- Что вам из прочитанного и увиденного запомнилось больше всего? (Дети говорят, что им запомнилось больше всего, учитель помогает дать развернутый ответ)
- Каких героев вы увидели? (Алёнушку и Иванушку)
– Во что была одета Алёнушка в видеофрагменте? А Иванушка? (Простая, русская, народная, Русский сарафан, платок. Рубашка с пояском, лапти, широкие штанишки.)
- Найдите в сказке предложения, где сказано, что дети живут одни. (Дети работают с текстом)
- Вспомните, что пела Алёнушка своему братцу, когда сидела на крылечке. (Спи мой братец маленький… Дети говорят, что запомнили из песни)
V. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

(Выполнение движений вслед за учителем.)

VI. Закрепление знаний.

Учитель: Ребята, а напомните мне, с какой же сказкой мы сегодня познакомились? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

- А сейчас я предлагаю вам рассмотреть картину Виктора Васнецова.

Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно
Девице одной.

Учитель: Картина «Алёнушка» В. М. Васнецова, является одной из известнейших работ автора. Она написана по сюжету к русской народной сказке «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Как говорит сам автор, этот образ давно был в его воображении, однако глубину печали в выражении образа девушки он случайно увидел в Ахтырке, встретив одну сельскую простоволосою девушку. «Каким-то особым русским духом веяло от нее» - так охарактеризовал ее сам художник. Картина «Алёнушка» написана маслом, в 1881 году.

- Рассмотрите картину и ответьте на вопросы:
- Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника, на этот сюжет. Найдите его в тексте сказки. (Залилась Алёнушка слезами…)
- Как удалось художнику изобразить её беду? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у неё распущены, смотрят на тёмную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон)
- А кто вспомнит, что случилось с Иванушкой? (Он стал козлёночком)
- И почему же он стал козлёночком? (Потому что выпил воды из лужи, возле которой паслись козы)

- А почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке – Иванушка испил водицы, Алёнушка в воде, диалог Иванушки – козленочка и лежащей на дне реки Алёнушки, оживление водой)
- Какое настроение вызвала картина? (ребята делятся эмоциями с педагогом и товарищами)
- Какие эмоции у вас вызвала сказка? (ребята делятся эмоциями с педагогом и товарищами)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень постарались, всё запоминали и на всё обращали внимание!

VII. Рефлексия

Учитель:
- Ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Мы с вами побывали в удивительном мире сказок. Познакомились с русско-народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А теперь давайте продолжим следующие фразы…

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
- Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»
- Кто испытывал трудности?

Закончи фразу « Мне было трудно…»

(дети высказываются на поставленные вопросы)

Учитель: А сейчас я попрошу вас оценить свою работу. С каким настроением мы уходим с урока? Если вы довольны своей работой, то похлопайте! А если работали не в полную силу и вам было не интересно, то потопайте! (если дети потопали, то спросить, что было не так)

Спасибо большое Вам, Ребята, за работу! Всего доброго!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!