Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
УМК «Планета знаний»
Тема: русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Цель урока:
Обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и выявить поэтический, лирический характер этой сказки.
Задачи урока:
показать наличие двух миров: обычного и волшебного как одну из важных закономерностей сказочного жанра;
научить детей вычленять повтор как обязательный композиционный элемент сказочного жанра;
обнаружить в сказке древнюю числовую магию;
во время сравнительного анализа сказки и картины В.Васнецова "Алёнушка" подвести учеников к мысли, что сказку и картину роднит грустное настроение, лирическая тональность.
Ход урока
1. Подготовка к восприятию
- Послушайте музыкальное произведение. (Музыка М.Мусоргского "Прогулка"; "Избушка на курьих ножках" (Баба-Яга).)
-Представьте себе картину, которую нарисует вам ваше воображение.
Что вы представили себе, когда слушали музыку? (Высказывание детей).
-Что же особенного у этого произведения?
(волшебство, сказочный сюжет, сказочные герои, лес, Баба Яга)
-Подумайте, почему сказки, колыбельные песни, прибаутки, пословицы, скороговорки называются устным народным творчеством?
(на доске выставлены карточки)
УСТНОЕ | НАРОДНОЕ | ТВОРЧЕСТВО |
Что означает каждое слово?
(ответы учитель записывает на доске)
Уста, губы | Придумывал народ | При пересказе каждый придумывалсвоё -" из уст в уста " творил |
-Народную сказку не записывали, а пересказывали по памяти. Её "сказывали", передавали из уст в уста.
- Как называется первая часть любой истории? (Завязка)
- Начало развития действия?
-В русской народной сказке завязка называется ЗАЧИН.
2. Работа по новой теме. Знакомство со сказкой
А теперь прочитаем поэтическую, хотя и без рифм сказку. Сказка сказывается, словно печальная песня поётся.
Определите, какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных?
Дети читают сказку вслух по частям.
1 - УЧИТЕЛЬ,
2 - УЧЕНИК,
3 - УЧЕНИК,
4 - УЧЕНИК.
-Прочитайте, как заканчивается сказка самостоятельно, про себя.
Сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" - ВОЛШЕБНАЯ.
(Превращение человека в животное, принятие ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью живой воды.)
-Чтобы убедиться в этом нам, надо со сказкой поработать.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Вверх на солнце посмотрели -
И всех лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Дружно топаем.
Хватит детки отдыхать.
А теперь начнём читать.
3.Работа над содержанием сказки
а) Словарная работа
Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.
Шли- шли:стоит коровье копытце;
:::::::.лошадиное копытце;
:::::::козье копытце полно водицы.
Как вы себе это представляете?
(следы копыт животных, наполненные водой)
-Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает".
-Как вы понимаете эти слова?
-А кто такой купец?
Богатый торговец, тот, кто торговал.
-Найдите в тексте абзац, где купец встретил Алёнушку.
Дети читают отрывок вслух.
- Одному козлёночку было ведомо:
Как вы понимаете эти слова? (известно)
б) Почему никто "ведьму не распознал", только Иванушке "всё было ведомо"?
(Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлёночком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит и то, что делается в земном мире, но и видит и другую, волшебную сторону событий).
-Давайте найдём отрывок, где Козлёночек бежит на бережок и зовёт Алёнушку.
-Как нужно читать эти слова?
(ученик читает выразительно, вслух)
-Что значит котлы чугунные:( КОТЁЛ - большой сосуд для варки, обычно с круглым дном. Чугун - первая выплавка из железной руды)
Ножи булатные? (Булать - узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.)
-Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться? А выплыть на бережок? (3 раза. В волшебной сказке действует магия числа 3, поскольку это число волшебного мира.)
-Сколько раз понадобилось козлёночку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой? (Прочитайте. В сказке сказано, что козлёночек "три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой". (с.126 ))
-А в других сказках, какие волшебные числа тебе встречались?
"Кот в сапогах", Вступление к "Руслану и Людмиле", "Сказка о рыбаке и рыбке". (три сына у мельника, три месяца подряд кот приносил королю подарки, "тридцать витязей прекрасных", "тридцать лет и три года")
-Число "3" соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира: круг неба, например. Поэтому, волшебное число героев - всегда "3": 3 богатыря, 3 сестры, 3 брата; все события повторяются в сказке 3 раза.
4. Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова "Алёнушка"
-Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка".
-Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.
"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".
-Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)
Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.
Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.
-А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый?
(именно с водой связаны все грустные события сказки)
-Какие грустные моменты в сказке связаны с водой?
(найдите эти строчки и прочитайте)
-Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.
Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.
Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. С.123. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.
Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;
Ключевая вода оживляет Алёнушку).
-Так что же роднит сказку и картину?
Грустное настроение, лирическая тональность.
( Пояснение: "лирический", "поэтический" могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек "лирически" настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).
-Какими же средствами переданы эти два произведения?
Литературное произведение - словом.
Картина - красками.
5. Закрепление новых знаний
-Вернёмся к вопросу с которого мы начали работать со сказкой.
-Почему же сказка "Сестрица Алёнушка и братец Ивашушка" - волшебная?
(превращение человека в животное, принятие ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью живой воды) (карточки)
-Можно ли сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" отнести к устному народному творчеству?
(Так почему же сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" относится к устному народному творчеству?)
УСТНОЕ | НАРОДНОЕ | ТВОРЧЕСТВО |
Уста, губы | Придумывал народ | При пересказе каждый придумывал своё - "из уст в уста" творил |
Народную сказку не записывали, а пересказывали по памяти. Её "сказывали", передавали из уст в уста.
6. Рефлексия.
- С каким жанром познакомились на уроке? Что это значит?