СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добро и зло в русской народной сказке «сестрица алёнушка и братец иванушка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 5. Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (учебник, с. 22–27; рабочая тетрадь, с. 20)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для повторения литературоведческих понятий – о главной теме, идее (основной мысли) сказки; ознакомления учащихся с особенностями волшебной сказки; объяснения, как определять особенности волшебных сказок; обучения соотношению заглавия

с содержанием текста сказки (его темой, главной мыслью), отличию героя волшебной сказки от героев других сказок, формулировке темы урока на основе ключевых слов, составлению плана урока, проведению рефлексии на основе данного плана, работе с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, узнавать произведение по обложке), осознанному, выразительному чтению, правильной передаче с помощью интонации характера, чувств и настроения героев сказки; помочь в овладении рациональными приемами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, освоении разных видов чтения (выборочного, ознакомительного, изучающего) и использовании их в соответствии с конкретной речевой задачей

Просмотр содержимого документа
«Добро и зло в русской народной сказке «сестрица алёнушка и братец иванушка»»

Урок 5. Добро и зло в русской народной сказке
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
(учебник, с. 22–27; рабочая тетрадь, с. 20)

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для повторения литературоведческих понятий – о главной теме, идее (основной мысли) сказки; ознакомления учащихся с особенностями волшебной сказки; объяснения, как определять особенности волшебных сказок; обучения соотношению заглавия

с содержанием текста сказки (его темой, главной мыслью), отличию героя волшебной сказки от героев других сказок, формулировке темы урока на основе ключевых слов, составлению плана урока, проведению рефлексии на основе данного плана, работе с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, узнавать произведение по обложке), осознанному, выразительному чтению, правильной передаче с помощью интонации характера, чувств и настроения героев сказки; помочь в овладении рациональными приемами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, освоении разных видов чтения (выборочного, ознакомительного, изучающего) и использовании их в соответствии с конкретной речевой задачей

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с сюжетом и содержанием сказки;

научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные,

о животных), отличать сказки друг от друга; называть с опорой на схему элементы волшебной сказки, героев произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания; де-

Метапредметные:

познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; выделяют эпизоды для ролевого чтения, пользуются информацией о правилах выразительного чтения русских народных сказок в ходе работы над чтением по ролям; находят необходимую информацию в книге; ориентируются в учебной и художественной литературе; воспроизводят выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке;

регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в группе, организовывают в своей группе прослушивание чтения по ролям от начала до конца; оценивают результаты своей работы;

коммуникативные: выбирают для себя соответствующую роль при чтении в лицах (или инсценировании) сказки и объясняют свой выбор товарищам; договариваются в процессе распределения ролей; уступают партнеру по ролевому участию в случае необходимости, не конфликтуют, находят

Личностные:

осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов

Продолжение табл.

лить текст на смысловые части, пересказывать его по плану; читать сказку в лицах

бы решения возникших вопросов или спорных ситуаций; выслушивают мнение товарищей о качестве исполнения роли тем или иным учащимся, своей роли; осознают диалог как вид речи – умеют понимать вопросы, отвечать на них


Образовательные ресурсы: иллюстрации И. Билибина и В. Васнецова к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые

действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

– Здравствуйте, ребята!


Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо. Кто у нас прилежный самый?

Вижу, класс наш хоть куда! Ну, начнём урок, друзья!

Показывают готовность
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, карандашей, указки). Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подго-товки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Постановка цели урока

– Какие виды устного народного творчества вы знаете?




– Какие виды сказок вам известны?

Звучит музыка «Сказка гуляет по свету».

– Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

– Что такое сказка?


– Сказки называют народной мудростью. Их сочинил народ. Сказки передавались из уста в уста. Автора народной сказки нельзя определить. Есть научное толкование слова сказка. Из предложенных мной вариантов выберите верный.

– Загадки, былины, небылицы, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, докучные сказки и т. д.

– Волшебные, бытовые,
о животных…

– Сказке.

Предлагают варианты ответов.

Внимательно слушают.


Выполняют задания

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную инфор-

мацию и име-ющиеся знания. Осущест-

Сказкаэто…

• научно-фантастическое произведение;

• произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло.

Элементы разных сказок мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки, будь внимателен, дружок.

– В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать, в какой сказке они встречаются.

• Костюм мальчика. («Гуси-лебеди», «Мальчик-с-пальчик», «Иванушка-дурачок».)

• Кукла девочки. («Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Крошечка-хаврошечка».)

• Камень. («Иван-царевич и серый волк».)

• Вода. («По щучьему веленью…», «Лягушка-путешественница», «Золотая рыбка».)

• Козленок. («Волк и семеро козлят», «Волк и коза».)

– Все эти предметы встречаются в какой сказке?

– Сформулируйте цели урока: познакомиться…

учиться читать…

учиться отвечать на вопросы…

– Сестрица Аленушка
и братец Иванушка

вляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу

III. Изучение нового материала.

1. Прогнозирование содержания сказки по ее названию.

2. Первичное чтение сказки учащимися.

– Сказки вы помните хорошо. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой. – Прочитайте название сказки. (Название сказки записано на доске.)

– По названию определите главных героев.

– Что заметили в названии?

– Почему автор назвал главных героев ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?


– Какие отношения между героями?









Читают наиболее подготовленные ученики.

Отвечают на вопрос.

Умеют слушать в соответствии с це-

левой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют выс-

Продолжение табл.

1

2

3

4

3. Повторное чтение сказки уча-щимися (по цепочке).

4. Беседа по содержанию прочитанного

– Прочтем сказку еще раз, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем

над вопросом: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?

И как повлияли?


– Понравилась ли вам сказка?

– Послушался ли Иванушка свою сестру?

– К чему это привело?

– Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком?

– Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как?

– Стал ли козленочек снова мальчиком? Как?
– Как поступили с ведьмой?

– Почему ведьму никто не распознал, только Иванушке всё было ведомо?

– Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире, и другую, волшебную сторону событий.

– Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?

Вывод: отношения близких людей одинаковы и в радости и в горе.





Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки, Повернулся влево, вправо,

Приготовился к зарядке. Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорей за парту плюх!

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы
и обобщения.

Отвечают на вопросы.








Внимательно слушают.






Делают вывод.


Выполняют физкультминутку согласно тексту

казанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте

(читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится). Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно
выражают свои мысли.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

IV. Закрепле-ние нового материала.

1. Беседа по картине и иллюстрации.

– Мы прочитали сказку и узнали, что происходит с Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она, главная героиня. Какой Аленушка вам представляется?

Есть полотно, красиво оно,

Но печально и грустно девице одной.

– Добрая, ласковая, спокойная, нежная, заботливая, внимательная.

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

– Рассмотрите картину, написанную Виктором Васнецовым, подмечая все детали.


– Что роднит сказку и картину?

Рассматривают картину Васнецова.

– Художник Иван Билибин вот такими увидел Аленушку и Иванушку.

Рассматривают иллюстрацию Билибина.

– Какой здесь изображена Аленушка?

– Эту иллюстрацию  к сказке нарисовал Иван Билибин еще в 1901 году, ей сейчас более 100 лет. Как видите, и 100 лет назад эту сказку любили не только дети, но и взрослые. Билибин – художник-график, известный главным образом своими иллюстрациями к русским народным сказкам, былинам и сказкам А. С. Пушкина.

– Какой эпизод изобразил иллюстратор?

– Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?

– А как вы представляете себе облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда?
– Художник В. М. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку в момент ее горя. Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника?

– Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему?

– Правильно. Это не иллюстрация, это картина, на которой В. М. Васнецов показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней.


Внимательно слушают.

– Посмотрите, какое настроение у Аленушки?

– Лицо у нее хотя и печальное, но красивое и доброе.

– Как вы думаете, почему она грустит?


Продолжение табл.

1

2

3

4


– Почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды?

– Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить. Именно в воду бросила ведьма Аленушку.



– При помощи каких средств художник показал, что девочка сирота?

– Как он отразил свое отношение к ней?

– Чем отличается изображение Аленушки на картине Васнецова от изображения
на рисунке Билибина?

– Сидя у воды, о чем она думает? О своем одиночестве? Корит брата или сетует, что недоглядела за ним?

– На ней старая одежда, девочка босая.


2. Выборочное чтение

– Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка уговаривала братца не пить из лужи.
– Как ведьма утопила Аленушку?

– Как козленок звал свою сестру?

– Что отвечала ему сестра?

– Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца избавиться от козленка.

– Прочитайте, как спасли Аленушку.

– Зачитайте слова Иванушки, которые он произносит как плач-заклинание.

– Прочитайте ответные слова Алёнушки. С какой интонацией нужно читать эти отрывки? (Мелодично, жалобно.)

– Какую бы музыку вы подобрали к этим отрывкам?

– Сказки неразрывно связаны с фольклором, русскими напевами, где раскрываются нравы и быт русского народа. Если рассмотреть сказку по авторству и содержанию, то какой вывод можно сделать: какая это сказка? (Волшебная.)

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится)

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы
в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, пред-ставляют,

о чём говорится)

V. Домашнее

задание

Выполнить задания в рабочей тетради на с. 20.

Нарисовать иллюстрации к сказкам.

Подготовить выразительное чтение сказки

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают

и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее достижения

VI. Итог урока. Рефлексия

– С какой сказкой познакомились сегодня?
– К какому виду сказок относится эта сказка?

– Чему учит эта сказка?

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Осуществляют логические действия.

Адекватно воспринимают информацию




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!