МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Администрация Орджоникидзевского района
МБОУ "Копьевская СОШ"
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением учителей начальных классов
С.И.Матвеева Протокол №
от "" г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
М.Н.Сероштанова Протокол №
от "" г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ Копьёвская СОШ
Е.Н.Таровых Приказ № 90/36 - ОД
от "01" 092022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 835320)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Дубинина Анна Анатольевна
учитель начальных классов
п. Копьево 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.
Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико- административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование
маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);
на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин формационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Человек и общество. |
1.1. | Государственное устройство РФ (общее представление). | 2 | 0 | 2 | 02.09.2022 06.09.2022 | Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
1.2. | Конституция — основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. | 2 | 0 | 2 | 09.09.2022 13.09.2022 | Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; | Письменный контроль; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
1.3. | Президент РФ — глава государства. Политико- административная карта России. Города России. | 2 | 0 | 2 | 16.09.2022 20.09.2022 | Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; | Практическая работа; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
1.4. | Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. | 4 | 0 | 4 | 23.09.2022 04.10.2022 | Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная особенность нашего государства»; | Практическая работа; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
1.5. | Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. | 2 | 0 | 2 | 07.10.2022 11.10.2022 | Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; | Практическая работа; Тестирование; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
1.6. | Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. | 2 | 0 | 2 | 14.10.2022 18.10.2022 | Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»; | Тестирование; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
1.7. | История Отечества «Лента времени» и историческая карта. | 4 | 0 | 4 | 08.11.2022 | Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; | Практическая работа; Устный опрос; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
1.8. | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. | 4 | 1 | 3 | 11.11.2022 22.11.2022 | Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
1.9. | Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. | 3 | 0 | 3 | 25.11.2022 02.12.2022 | Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; | Практическая работа; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
1.10. | Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. | 4 | 0 | 4 | 16.12.2022 27.12.2022 | Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»; Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции); | Практическая работа; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
1.11. | Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и зарубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. | 2 | 0 | 2 | 10.01.2023 13.01.2023 | Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; | Практическая работа; Тестирование; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
1.12 | Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. | 1 | 0 | 1 | 17.01.2023 | Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; | Тестирование; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
1.13. | Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. | 1 | 0 | 1 | 20.01.2023 | Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание); | Устный опрос; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
Итого по разделу | 33 | |
Раздел 2. Человек и природа. |
2.1. | Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. | 1 | 0 | 1 | 24.01.2023 | что такое Солнце; наблюдение за Солнцем; | Практическая работа; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
2.2. | Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. | 2 | 0 | 2 | 27.01.2023 31.01.2023 | Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; | Практическая работа; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
2.3. | Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. | 1 | 0 | 1 | 03.02.2023 | Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
2.4. | Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. | 1 | 0 | 1 | 07.02.2023 | Смена дня и ночи; | Практическая работа; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
2.5. | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. | 2 | 0 | 2 | 10.02.2023 14.02.2023 | Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; | Практическая работа; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
2.6. | Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). | 1 | 0 | 1 | 17.02.2023 | Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; | Устный опрос; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
2.7. | Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. | 2 | 0 | 2 | 21.02.2023 24.02.2023 | Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; | Практическая работа; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
2.8. | Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. | 1 | 0 | 1 | 28.02.2023 | Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); | Практическая работа; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
2.9. | Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. | 1 | 0 | 1 | 03.03.2023 | Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
2.10. | Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и зарубежом. | 1 | 0 | 1 | 07.03.2023 | Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; | Практическая работа; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
2.11. | Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Международная Красная книга (3—4 примера). | 1 | 0 | 1 | 10.03.2023 | Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; | Практическая работа; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
2.12 | Правила нравственного поведения в природе. | 1 | 0 | 1 | 14.03.2023 | Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; | Устный опрос; Письменный контроль; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
2.13 | Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. | 6 | 1 | 5 | 17.03.2023 11.04.2023 | Учебный диалог по теме «Почему меняются природные зоны?»; Коллективное формулирование вывода: причиной смены природных зон является разная освещённость Солнцем поверхности Земли; Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон; Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме «Какие организмы обитают в природных зонах»; Составление рассказа-рассуждения по теме «Как животные приспосабливаются к условиям жизни»; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Зачет; Практическая работа; Тестирование; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
2.14. | Связи в природной зоне. | 3 | 1 | 2 | 14.04.2023 18.04.2023 | Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной зоне»; | Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
Итого по разделу | 24 | |
Раздел 3. Правила безопасной жизни. |
3.1. | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. | 1 | 0 | 1 | 21.04.2023 | Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»; Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах»; Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…», обсуждение результатов работы групп; | Устный опрос; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
3.2. | Безопасность в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста). | 2 | 0 | 2 | 25.04.2023 28.04.2023 | Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде (роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети); | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
3.3. | Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 2 | 0 | 2 | 02.05.2023 05.05.2023 | Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»; | Практическая работа; Тестирование; Диктант; | https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/ |
Итого по разделу | 5 | |
Резервное время | 6 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 3 | 59 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Природа и наша безопасность | 1 | 0 | 1 | 02.09 | Устный опрос; |
2. | Мир глазами астронома | 1 | 0 | 1 | 06.09 | Устный опрос; Письменный контроль; |
3. | Планеты Солнечной системы | 1 | 0 | 1 | 09.09 | Тестирование; |
4. | Звездное небо – великая книга природы | 1 | 0 | 1 | 13.09 | Тестирование; |
5. | Мир глазами географа | 1 | 0 | 1 | 16.09 | Устный опрос; |
6. | Мир глазами историка | 1 | 0 | 1 | 20.09 | Практическая работа; |
7. | Когда и где? | 1 | 0 | 1 | 23.09 | Практическая работа; |
8. | Мир глазами эколога | 1 | 0 | 1 | 27.09 | Практическая работа; Тестирование; |
9. | Международная красная книга. | 1 | 0 | 1 | 30.09 | Практическая работа; Тестирование; |
10. | Сокровища Земли под охраной человека | 1 | 0 | 1 | 04.10 | Практическая работа; устный опрос; |
11. | Равнины и горы России | 1 | 0 | 1 | 07.10 | Устный опрос; Письменный контроль; |
12. | Моря, озера и реки России | 1 | 0 | 1 | 11.10 | Практическая работа; |
13. | Природные зоны России | 1 | 0 | 1 | 14.10 | Практическая работа; |
14. | Зона арктических пустынь | 1 | 0 | 1 | 18.10 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
15. | Тундра | 1 | 0 | 1 | 21.10 | Практическая работа; |
16. | Лес . Лес и человек | 1 | 0 | 1 | 25.10 | Устный опрос; Письменный контроль; |
17. | Зона степей | 1 | 0 | 1 | 28.10 | Устный опрос; |
18. | Пустыни | 1 | 0 | 1 | 08.11 | Тестирование; |
19. | У Чёрного моря | 1 | 0 | 1 | 11.11 | Практическая работа; |
20. | Наш край Поверхность нашего края | 1 | 0 | 1 | 15.11 | Практическая работа; |
21. | Водные богатства нашего края | 1 | 0 | 1 | 18.11 | Практическая работа; |
22. | Наши подземные богатства | 1 | 0 | 1 | 22.11 | Устный опрос; Письменный контроль; |
23. | Земля – кормилица | 1 | 0 | 1 | 25.11 | Зачет; |
24. | Жизнь леса | 1 | 0 | 1 | 29.11 | Тестирование; |
25. | Жизнь луга | 1 | 0 | 1 | 02.12 | Практическая работа; |
26. | Жизнь в пресных водах | 1 | 0 | 1 | 06.12 | Практическая работа; устный опрос; |
27. | Природные сообщества родного края (экскурсия) | 1 | 0 | 1 | 09.12 | Практическая работа; Тестирование; |
28. | Административная контрольная. | 1 | 0 | 1 | 13.12 | Контрольная работа |
29. | Растениеводство в нашем крае | 1 | 0 | 1 | 16.12 | Тестирование; |
30. | Животноводство в нашем крае | 1 | 0 | 1 | 20.12 | Устный опрос; |
31. | Обобщающий урок по разделам «Земля и человек», «Природа России», «Родной край – часть большой страны» | 1 | 0 | 1 | 23.12 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
32. | Презентация проектов. | 1 | 0 | 1 | 27.12 | Практическая работа; Тестирование; |
33. | Начало истории человечества | 1 | 0 | 1 | 10.01 | Практическая работа; устный опрос; |
34. | Мир древности: далекий и близкий | 1 | 0 | 1 | 13.01 | Устный опрос; Письменный контроль; |
35. | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | 0 | 1 | 17.01 | Устный опрос; |
36. | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | 0 | 1 | 20.01 | Практическая работа; |
37. | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | 0 | 1 | 24.01 | Практическая работа; |
38. | Презентация проектов | 1 | 0 | 1 | 27.01 | Практическая работа; |
39. | Жизнь древних славян | 1 | 0 | 1 | 31.01 | Практическая работа; устный опрос; |
40. | Во времена Древней Руси | 1 | 0 | 1 | 03.02 | Практическая работа; устный опрос;; |
41. | Страна городов | 1 | 0 | 1 | 07.02 | Практическая работа; устный опрос;; |
42. | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | 0 | 1 | 10.02 | Практическая работа; |
43. | Трудные времена на Русской земле | 1 | 0 | 1 | 14.02 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
44. | Русь расправляет крылья | 1 | 0 | 1 | 17.02 | Устный опрос; Письменный контроль; |
45. | Куликовская битва | 1 | 0 | 1 | 21.02 | Практическая работа; Тестирование; |
46. | Иван Третий | 1 | 0 | 1 | 24.02 | Устный опрос; Письменный контроль; |
47. | Мастера печатных дел. | 1 | 0 | 1 | 28.02 | Практическая работа; |
48. | Патриоты России | 1 | 0 | 1 | 03.03 | Практическая работа; Тестирование; |
49. | Пётр Великий | 1 | 0 | 1 | 07.03 | Практическая работа; Тестирование; Диктант; |
50. | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | 0 | 1 | 10.03 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
51. | Екатерина Великая | 1 | 0 | 1 | 14.03 | Устный опрос; |
52. | Отечественная война 1812 года | 1 | 0 | 1 | 17.03 | Практическая работа; |
53. | Страницы истории XIX века | 1 | 0 | 1 | 21.03 | Практическая работа; устный опрос;; |
54. | Россия вступает в ХХ век | 1 | 0 | 1 | 24.03 | Практическая работа; устный опрос;; |
55. | Страницы истории 20–30-х годов | 1 | 0 | 1 | 04.04 | Устный опрос; Письменный контроль; |
56. | Великая война и великая Победа | 1 | 0 | 1 | 07.04 | Диктант; |
57. | Административная контрольная работа. | 1 | 0 | 1 | 11.04 | Устный опрос; Письменный контроль; |
58. | Страна, открывшая путь в космос | 1 | 0 | 1 | 14.04 | Практическая работа; устный опрос;; |
59. | Презентация проектов | 1 | 0 | 1 | 18.04 | Практическая работа; устный опрос;; |
60. | Основной закон России и права человека | 1 | 0 | 1 | 21.04 | Практическая работа; |
61. | Мы – граждане России | 1 | 0 | 1 | 25.04 | Практическая работа; |
62. | Славные символы России | 1 | 0 | 1 | 28.04 | Практическая работа; |
63. | Такие разные праздники | 1 | 0 | 1 | 05.05 | Практическая работа; устный опрос;; |
64. | Путешествие по России. | 1 | 0 | 1 | 12.05 | Практическая работа; Тестирование; |
65. | Путешествие по России. | 1 | 0 | 1 | 16.05 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
66. | Обобщающий урок по разделам «Страницы Всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» | 1 | 0 | 1 | 19.05 | Практическая работа; Тестирование; |
67. | Презентация проектов | 1 | 0 | 1 | 23.05 | Практическая работа; устный опрос;; |
68. | Презентация проектов | 1 | 0 | 1 | 26.05 | Практическая работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 0 | 68 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Тесты; Викторины; Карты; Тетради;; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник Методическое пособие
Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова (CD).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://nsportal.ru/ https://uchi.ru/ https://infourok.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютерная техника, набор таблиц.
Учебные плакаты, карты , гербарии
Мультимедийный компьютер. ...
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Термометр, Гербарий, Карты, глобус