СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль техникума в становлении личности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль техникума в становлении личности обучающихся»

Роль техникума в становлении личности обучающихся Подготовила Преподаватель профдисциплин М. Н. Машкова

Роль техникума в становлении личности обучающихся

Подготовила

Преподаватель профдисциплин

М. Н. Машкова

 Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры,  ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и  общественные институты, учебно-воспитательные заведения, средства массовой  коммуникации, религиозные институты, общественные  организации.   Техникум – это один из основных институтов,  принимающих непосредственное участие в воспитании  и формировании  развития личности  ребёнка.

Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации. Техникум – это один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка.

 И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно-эстетические, идейно-нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребёнка стоит во главе воспитания. Значит – это и есть основная задача классного руководителя.   1

И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно-эстетические, идейно-нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребёнка стоит во главе воспитания. Значит – это и есть основная задача классного руководителя.

1

 Воспитание личности – это, прежде всего, формирование в ней внутренней жизненной философии, устойчивой системы ценностей, в которой важно наличие и разумное сочетание прагматических, гуманистических и гражданских ценностей, то есть воспитание – это социальное воздействие на сознание ребёнка через создание благоприятных условий для его мотивируемой самореализации, освоения, усвоения и присвоения им определённых качеств и норм.

Воспитание личности – это, прежде всего, формирование в ней внутренней жизненной философии, устойчивой системы ценностей, в которой важно наличие и разумное сочетание прагматических, гуманистических и гражданских ценностей, то есть воспитание – это социальное воздействие на сознание ребёнка через создание благоприятных условий для его мотивируемой самореализации, освоения, усвоения и присвоения им определённых качеств и норм.

   Цели воспитания   создание целостной личности, гармонично сочетающей в себе общественно-коллективное и индивидуально-личностное, духовно-нравственного начала;  самоактуализирующейся личности – творца своей судьбы, мотивируемого на самопознание и саморефлексию, самоконтроль и саморегуляцию, то есть на самовоспитание; личности патриота России с выраженным чувством национального и государственного достоинства, любви к Отечеству, глубоким уважением к историческому и культурному наследию, созидательной сопричастности к настоящему

Цели воспитания

  • создание целостной личности, гармонично сочетающей в себе общественно-коллективное и индивидуально-личностное, духовно-нравственного начала; 
  • самоактуализирующейся личности – творца своей судьбы, мотивируемого на самопознание и саморефлексию, самоконтроль и саморегуляцию, то есть на самовоспитание;
  • личности патриота России с выраженным чувством национального и государственного достоинства, любви к Отечеству, глубоким уважением к историческому и культурному наследию, созидательной сопричастности к настоящему
Задачи воспитания создать оптимальную социально-педагогическую воспитательную среду и коммуникационное пространство для эффективной и качественной реализации целенаправленного воздействия на учащихся, стимулирующего и направляющего их личностное развитие; создать условия для адаптации ребёнка – необходимых изменений его личных и социальных качеств при переходе из одного социального статуса в другой; обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процессов «взросления», способствовать позитивной направленности формирующихся личностных возрастных качеств

Задачи воспитания

  • создать оптимальную социально-педагогическую воспитательную среду и коммуникационное пространство для эффективной и качественной реализации целенаправленного воздействия на учащихся, стимулирующего и направляющего их личностное развитие;
  • создать условия для адаптации ребёнка – необходимых изменений его личных и социальных качеств при переходе из одного социального статуса в другой;
  • обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процессов «взросления», способствовать позитивной направленности формирующихся личностных возрастных качеств
Программа может быть реализована при помощи следующих форм: 1. Участие в общетехникумовских мероприятиях 2. Чтение и обсуждение книг 3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением 4. Посещение музеев, театров, выставок, ФОКа 5. Беседы, классные часы 6. Организация внеклассных мероприятий 7. Различные акции 8. Родительские собрания

Программа может быть реализована при помощи следующих форм:

  • 1. Участие в общетехникумовских мероприятиях
  • 2. Чтение и обсуждение книг
  • 3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением
  • 4. Посещение музеев, театров, выставок, ФОКа
  • 5. Беседы, классные часы
  • 6. Организация внеклассных мероприятий
  • 7. Различные акции
  • 8. Родительские собрания
 Участвуя в дружеском общении со взрослыми, как старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе, в обмене впечатлениями, мыслями, предложениями, мечтами в повседневной жизни, во время специально организованных встреч, прогулок, выставок, просмотров фильмов и спектаклей, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, развивают такие компоненты гражданского отношения к жизни, как наблюдательность,  внимательность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность

Участвуя в дружеском общении со взрослыми, как старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе, в обмене впечатлениями, мыслями, предложениями, мечтами в повседневной жизни, во время специально организованных встреч, прогулок, выставок, просмотров фильмов и спектаклей, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, развивают такие компоненты гражданского отношения к жизни, как наблюдательность, внимательность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность

Основу воспитательного процесса при этом должны составлять такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы как старших, так и младших товарищей об улучшении окружающей жизни, о каждом воспитаннике как самостоятельной личности.

Основу воспитательного процесса при этом должны составлять такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы как старших, так и младших товарищей об улучшении окружающей жизни, о каждом воспитаннике как самостоятельной личности.

Концепция воспитания

В основе концепции воспитания лежат следующие идеи:

  • Идея индивидуальности – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
  • Идея развития и самоактуализации личности – основной смысл воспитательной работы – развитие личности обучающегося, его индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей личности, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности; 
  • Идея самовыражения и творчества – в процессе творчества ребёнок развивает свои способности и формирует свои потребности и это способствует развитию и проявлению и более полному самовыражению личности ребёнка;
  • Идея выбора и ответственности – осуществление обучающимся или группой возможности выбрать наиболее интересные для него виды и формы деятельности для проявления своей активности, ребёнок должен научиться нести ответственность за свой выбор
  • Идея сотрудничества и педагогической поддержки – совместная коллективная деятельность детей, детей и родителей и деятельность педагогов по оказанию помощи детям и родителям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении приводит к формированию единого коллектива.
                   Обеспечение реализации концепции  Реализация воспитательной программы достигается через развитие детского самоуправления, проведение социально - направленных акций, различного рода массовых дел, конкурсов, лекториев, тренингов, экскурсий и т.д. Первичным детским объединением в техникуме является группа. Ценностные ориентации находят своё непосредственное выражение, в первую очередь, в повседневно реализуемых нормах взаимодействия обучающихся, законах жизни группового коллектива, нравственных основах межличностного общения.

Обеспечение реализации концепции

Реализация воспитательной программы достигается через развитие детского самоуправления, проведение социально - направленных акций, различного рода массовых дел, конкурсов, лекториев, тренингов, экскурсий и т.д. Первичным детским объединением в техникуме является группа. Ценностные ориентации находят своё непосредственное выражение, в первую очередь, в повседневно реализуемых нормах взаимодействия обучающихся, законах жизни группового коллектива, нравственных основах межличностного общения.

Студенты группы не ограничиваются общением только внутри своего коллектива, а общаются и со студентами других курсов. Группа отмечает требовательность преподавателей. Многие студенты активно занимаются спортом. Проявляют интерес к компьютерной технике, а также к автомобилям.  С преподавателями  отношения складываются  по-разному. Все зависит от  личности преподавателя,  выбранной им манеры  общения с ребятами.

Студенты группы не ограничиваются общением только внутри своего коллектива, а общаются и со студентами других курсов. Группа отмечает требовательность преподавателей. Многие студенты активно занимаются спортом. Проявляют интерес к компьютерной технике, а также к автомобилям. С преподавателями отношения складываются по-разному. Все зависит от личности преподавателя, выбранной им манеры общения с ребятами.

2. Направленность группы как коллектива  Уровень подготовки и общего развития студентов на уровне среднего. Иногда заметны пробелы в некоторых областях знаний и скорее это связано с недостатками школьного образования. Интересы студентов лежат в широкой области и это связано с большим количеством изучаемых предметов. Заметен повышенный интерес к экспериментальному обучению и, видимо, это связано с востребованностью таких знаний. Интересно, что более уважаемы более требовательные к студенту педагоги. Здесь же немаловажен и личный пример преподавателя, его отношение к своей работе.  Недостатком учебного взаимодействия студентов является заимствование одними работ других. При наличии образца работа выполняется формально, без осмысления написанного. Зачастую одна и та же ошибка последовательно может встречаться у 5-6 человек. Но в целом такое взаимодействие дает положительный эффект.

2. Направленность группы как коллектива

Уровень подготовки и общего развития студентов на уровне среднего. Иногда заметны пробелы в некоторых областях знаний и скорее это связано с недостатками школьного образования. Интересы студентов лежат в широкой области и это связано с большим количеством изучаемых предметов. Заметен повышенный интерес к экспериментальному обучению и, видимо, это связано с востребованностью таких знаний. Интересно, что более уважаемы более требовательные к студенту педагоги. Здесь же немаловажен и личный пример преподавателя, его отношение к своей работе.

Недостатком учебного взаимодействия студентов является заимствование одними работ других. При наличии образца работа выполняется формально, без осмысления написанного. Зачастую одна и та же ошибка последовательно может встречаться у 5-6 человек. Но в целом такое взаимодействие дает положительный эффект.

 Основным видом деятельности коллектива является профессиональная деятельность. Ребятам очень нравится посещать практические занятия у преподавателя проф. дисциплин Павликовой Т. А., она ведет все основные дисциплины, касающиеся их профессиональной деятельности . Атмосфера деловитости и собранности у многих проявляется в конце семестра, в период сдачи экзаменов и зачетов. Зачастую это малоэффективно, т.к. за неимением времени работы делаются в спешке и невозможно освоение такого количества материала за столь короткий отрезок времени. Причина этого также кроется в отсутствии строгого промежуточного контроля со стороны преподавателей в течение семестра.

Основным видом деятельности коллектива является профессиональная деятельность. Ребятам очень нравится посещать практические занятия у преподавателя проф. дисциплин Павликовой Т. А., она ведет все основные дисциплины, касающиеся их профессиональной деятельности . Атмосфера деловитости и собранности у многих проявляется в конце семестра, в период сдачи экзаменов и зачетов. Зачастую это малоэффективно, т.к. за неимением времени работы делаются в спешке и невозможно освоение такого количества материала за столь короткий отрезок времени. Причина этого также кроется в отсутствии строгого промежуточного контроля со стороны преподавателей в течение семестра.

3. Психологическое единство группы

По- моему мнению, студенты знают и понимают друг друга достаточно хорошо, быстро находят общий язык и это связано с их одинаковым возрастом и общностью интересов. Коллектив достаточно сплочен и целен, поэтому какие-либо события в жизни группы никем не остаются незамеченными Общая интеллектуальная атмосфера в коллективе на уровне среднего, не смотря на все трудности заметно стремление большинства к знаниям. В коллективе преобладает хороший, располагающий тон настроения. Каждый доволен своим статусом в группе, и никто не тяготит, как кажется, своим присутствием остальных. В общем можно отметить доброжелательность, уважение и симпатию друг к другу. Иногда в трудных ситуациях случаются конфликты. Обычно это происходит в конце семестра, когда обстановка становится довольно напряженной и личные, эгоистичные интересы некоторых выходят на первый план. Каждый думает о себе, и в итоге это отрицательно сказывается на весь коллектив, а, следовательно, и на каждого отдельно взятого его члена. Но все же совместное преодоление трудностей сплачивает коллектив и конфликты со временем исчерпывают себя.

4. Выводы   Рассмотренная группа 4 Т сплоченная, дружная, имеет единые позитивные цели и задачи.  Отрицательным фактом, негативно влияющим на учебную деятельность группы, является наличие “изолированных” ребят (общение с которыми ограничено). На мой взгляд, для устранения этой проблемы необходимо выяснить причины такого отчуждения, попытаться объяснить (скорее всего, каким-либо косвенным образом) другим студентам пагубность таких отношений, выяснить интересы “изолированных” студентов, постепенно вовлекать их в культурную и учебную жизнь группы. Конфликтность в некоторых случаях,  завышенные требования,  предъявляемые товарищем,  мне кажется, связаны с особеннос-  тями подросткового возраста  учащихся, юношеским максима-  лизмом. На переменах ребята  общаются, в основном, в своих  обособленных группах, но явных  противоречий между группами не  возникает.

4. Выводы Рассмотренная группа 4 Т сплоченная, дружная, имеет единые позитивные цели и задачи. Отрицательным фактом, негативно влияющим на учебную деятельность группы, является наличие “изолированных” ребят (общение с которыми ограничено). На мой взгляд, для устранения этой проблемы необходимо выяснить причины такого отчуждения, попытаться объяснить (скорее всего, каким-либо косвенным образом) другим студентам пагубность таких отношений, выяснить интересы “изолированных” студентов, постепенно вовлекать их в культурную и учебную жизнь группы. Конфликтность в некоторых случаях, завышенные требования, предъявляемые товарищем, мне кажется, связаны с особеннос- тями подросткового возраста учащихся, юношеским максима- лизмом. На переменах ребята общаются, в основном, в своих обособленных группах, но явных противоречий между группами не возникает.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!