СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие детской одаренности - профессиональная компетенция учителя?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема работы нашего объединения  «Инновационные технологии обучения, способствующие повышению мотивации обучающихся при изучении предметов гуманитарного цикла». Исходя из особенностей темы, была сформулирована следующая цель: совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в области гуманитарных дисциплин через освоение и внедрение в учебно–воспитательный процесс инновационных педагогических технологий.

       Для достижения данной цели были поставлены такие  задачи:

1. Внедрить новые технологии в педагогическую деятельность учителей для повышения уровня  мотивации обучающихся и повышения их творческого потенциала при  изучении предметов гуманитарного цикла в условиях подготовки к введению ФГОС.

2.Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий.

3. Повысить профессиональную квалификацию учителей МО гуманитарного цикла.

4. Выявить, обобщить и распространить положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.

 

Текст

           Нормативно-правовые документы определили «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогического коллектива школы. Эти же условия отражены в Национальной образовательной инициативе   «Наша новая школа», одним из основных направлений которой является реализация проекта «Система поддержки одаренных детей». В проекте отмечается, «что в рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, возможность самореализации учащимся каждой школы».

  Одним из путей реализации поставленной цели является работа по созданной в школе  программе «Одаренные дети». 

Сегодня нет единого научно обоснованного понятия одаренности. Теоретические аспекты этой проблемы требуют уточнения ее понятийного аппарата. Еще Декарт в свое время заметил: «Уточните значение слов, и вы избавите человечество от большей части его заблуждений». Почему это так важно для педагогов? Потому что методы и формы работы педагогов с одаренными детьми будут зависеть от того, что они понимают под словом «одаренность».

Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Одаренность - это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях.

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще, а можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности.

Одарённость является сложным психологическим феноменом, становление и развитие которой определяется совокупностью различных факторов. Одну из существенных ролей в процессе формирования одарённости играют личностные факторы, которые могут оказывать двоякое влияние на одарённость, т.е. могут способствовать реализации высоких способностей детей или затруднять их проявление.

 

С одной стороны инициатива нас призывает, а возможности  наши ограничены. В условиях нашей сельской общеобразовательной школы мы не можем в полной мере создать ту образовательную среду, которая бы способствовала выполнению государственного заказа. Педагог должен быть обеспечен не только соответствующими профессиональными умениями, но и пройти тренинги, необходимые для работы с одаренными детьми, так как такие дети «склонны создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны, как для ребенка, так и для самого учителя». В педагогической литературе  определены (Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.-сост. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.)

формы работы с одаренными детьми в среднем и старшем звене: •    Олимпиады, творческие конкурсы различного уровня; •    Участие в предметных неделях; •    Элективные курсы •    Исследовательская деятельность; •    Научно-практические конференции и т.д.

 

Принципами  педагогической деятельности в работе с одаренными детьми являются: •    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; •    принцип возрастания роли внеурочной деятельности (предметные недели, работа в научном обществе учащихся, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня); •    принцип индивидуализации и дифференциации обучения; •    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; •    принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Наше ШМО столкнулось со следующей проблемой:  обучающиеся проявляют обычно себя только в олимпиадах, научно-практических работах и конкурсах разного уровня, т.е. одаренным чаще считается тот, кот учится на 4 и 5.

Мы решили изучить эту проблему и найти пути решения в условиях нашей школы. Выявили причины:

  1. У педагога практически нет образовательных программ для одаренных детей, которые он мог бы использовать в своей работе.
  2. Учитывая специфику одаренности, перед педагогом стоит вопрос, как осуществлять учебно-воспитательный процесс с одаренными детьми.
  3. Следующий и, пожалуй, самый важный вопрос – это личность педагога, работающего с одаренными детьми.

             Анализ условий выявил, что кроме  формирования такого типа личности учителя в нашей школе созданы и продолжают совершенствоваться кадровые и материально-технические условия: подавляющее большинство педагогов первой и высшей квалификационной категории, многие владеют компьютерными технологиями,  ряд  кабинетов оснащены компьютерами, проекторами, экранами для использования на уроках педагогических программных средств.

Творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого учителя, только творческий учитель может развивать творческих учеников. В нашей школе много творчески работающих учителей, которые учат детей нестандартно мыслить, применять полученные знания в жизненных ситуациях, иными словами творческий учитель играет огромную роль в самостроительстве личности ученика. Традиции школы могут стать для этого фундаментальным ядром.

Мы хотели подробно остановиться на одной из форм работы с одаренными детьми - «Месячнике искусств», который является традиционным в нашей школе.  Его тематика связана со знаменательными датами или годом заявленным государством. Это дает нам возможность привлечь к участию в мероприятии всех предметников ШМО гуманитарного цикла. С 2009 года «Месячник» стал коллективным делом, ярким школьным событием. В 2008-2009 уч.году при составлении плана работы ШМО на год по новому распланировали месячник искусства. Каждый педагог в рамках единой темы выбрал для себя интересное направление, над которым работал в течение года. Индивидуальная работа педагога и ученика в итоге вылилась в общую деятельность всех участников педагогического сообщества ШМО. В ходе выполнения плана месячника, Используя технологию коллективного творческого дела, мы достигаем цели: повышение компетентности педагога и развитие одаренности детей.  Данную форму работы мы используем уже  5 лет. 

 

Год

Тема месячника

Кол-во уч-ся

Сотрудничество

достижения

2009

«200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя»

«На ярмарке Н.В.Гоголя»

45

-

Публикации в газете «Пламя» и на сайте школы

2010

«65-лет со дня Победы ВОВ»

«Юбилей книги А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»»

55

Покровская сельская библиотека,Покровский ДК

Сельская администрация

Лучшая исценировка представлена на концертев ДК

2011

«50-летие первого полёта человека в космос»

«Космос с нами»

63

Покровская сельская библиотека,Покровский ДК

Сельская администрация

Выступление на районном конкурсе чтецов

2012

«Год Российской государственности»

Исторические эпохи в произведениях Сергея Алексеева

59

Покровская сельская библиотека,Покровский ДК

 

Форум «Мы-уральцы»

1 место

2013

«70-летие со дня создания УДТК»

«…У наших сынов и у внуков,

Пусть будет танкистская стать…»

71

Покровская сельская библиотека,Покровский ДК

Библиотека имени А.С.Пушкина,Родственники участника ВОВ П.А.Харитонова

Форум «Мы-уральцы» 2 место

     

Мы используем разные виды деятельности: радиопередачи, просмотр видеофильмов, конкурсы чтецов, экскурсии в музей, конкур рисунков, исторический обзор событий по теме, выпуск газеты, конкурс сочинений, рассказов, беседы, инсценированные песни, проведение единых уроков, классные часы и т.д.  «Месячник» завершается итоговым мероприятием  в  форме инсценировок произведений разных авторов по теме.

Мы пересмотрели результаты работы с точки зрения анализа внеурочного мероприятия по требованиям ФГОС.  Получили результаты (таблица).

Выявили повышение уровня универсальных учебных действий:

личностных - от осознания жизненных ценностей до выработки своей жизненной позиции,

Познавательных - от поиска и отбора информации до способов решения задач.

Регулятивные - от постановки целей до самооценки.

Коммуникативные - от умения слышать до умения вести дискуссию.

Формирование таких значимых качеств личности как: гражданственность, патриотизм,  развитие творческого потенциала детей. Кроме этого идет еще и подготовка к итоговой аттестации.

Проекты в рамках месячника помогают нам выявить одарённых детей в различных видах деятельности, так как здесь в большей степени проявляются творческие способности, чем в рамках урока. Задача учителя направить данных детей в нужное русло и развить их способности.

Наше ШМО привлекает к участию не только детей успешных в учебе и других областях, но и учащихся социально неадаптированных.

Ярким примером успешной социальной адаптации через развитие одаренности в театрализации литературных произведений является выпускник нашей школы Ляпин Евгений. Воспитываясь в многодетной, малообеспеченной, неблагополучной семье, в которой является первым ребенком, был не ориентирован на познавательную активность, по предметам успевал слабо. За время обучения показал удовлетворительные способности. Поведение в школе неустойчивое, под влиянием товарищей мог нарушать дисциплину. По характеру - скромный, даже застенчивый. Социальный статус в классе -низкий. Словарный запас незначительный. При наблюдении за ребёнком с 5 класса я заметила, что ребенок одарен артистическими способностями. Начинали с комических ролей, затем перешли на роли более серьезных героев. В результате ребенок получил признание, успех, самоутвердился в коллективе, достиг пусть небольшого, но успеха в учебе, у него повысилась самооценка. За роль Василия Теркина он получил грамоту «Лучший Тёркин», был приглашен на концерт на уровне села, посвященный празднованию Дня Победы. Его талант признан жителями села, отмечен в статье районной газеты «Пламя». Сейчас Женя учится в техникуме и является успешной социально-адаптированной личностью. Это, на мой взгляд,  одна из заслуг нашего ШМО. Для отслеживания социальной адаптации я использовала следующую методику.

 

Данное мероприятие в полной мере соответствует требованиям  ФГОС. Эта работа вписывается в Программу воспитания и социализации личности и может осуществляться в художественно-эстетическом, общественно-полезном, научно-познавательном направлениях, в проектной деятельности. Обучающиеся проходят по уровням, отражающим специфику внеурочной деятельности по ФГОС

 

Уровень

 

1)приобретение социального знания

Взаимодействие с педагогом, старшеклассниками, библиотекой

2)получение социального опыта (переживание)

Дружеская среда-коллектив класса, школы

3)опыт самостоятельной общественной деятельности

Взаимодействие с социальными партнерами

 

ФГОСы нового поколения тоже предъявляют требования по развитию детей, в том числе и одарённых. Мы считаем, что в будущем развитие одарённости детей должно стать одной из профессиональных компетентностей учителя.

 В ходе работы нашего ШМО мы выявили, что обучающиеся научились ставить цели своей деятельности, решать задачи на достижение результата, определять ход работы, развивают метапредметные навыки. Все это нам пригодится к моменту введения ФГОс в основной школе. Дети придут другие и тогда наше ШМО, изучив теорию, используя некоторые элементы практики и уже апробированные приемы и методы работы с одарёнными детьми, будет готово к внедрению ФГОС в основной школе. Уже на сегодняшний день в нашей школе работает тьюторы по сопровождению педагогов по направлениям «Одаренные дети - участники олимпиад и конкурсов» и «Проектная и исследовательская деятельность старшеклассников». Одним из решений проблем мы видим том, что тьюторы помогут организовать  сопровождение педагогов в работе с одарёнными. Опытом работы мы делимся в районной газете пламя, школьном сайте, и на сайтах педагогических сообществ.

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие детской одаренности - профессиональная компетенция учителя?»

МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» ВИЗИТКА «МЫ И НАША РАБОТА»  ШМО гуманитарного цикла  с.Покровское, 2013 год

МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»

ВИЗИТКА

«МЫ И НАША РАБОТА»

ШМО гуманитарного

цикла

с.Покровское, 2013 год

Один в поле не воин

Один в поле не воин

Вместе, через тернии к звездам

Вместе, через тернии

к звездам

Наш девиз : Сегодня – творчество, завтра – дело!    По стандартам к нестандартной личности.

Наш девиз : Сегодня – творчество, завтра – дело!

  • По стандартам к нестандартной личности.
Развитие детской одаренности - профессиональная компетенция учителя?

Развитие детской одаренности - профессиональная компетенция учителя?

Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в области гуманитарных дисциплин через освоение и внедрение в учебно–воспитательный процесс инновационных педагогических технологий.   Задачи: 1. Внедрить новые технологии в педагогическую деятельность учителей для повышения уровня мотивации обучающихся и повышения их творческого потенциала при изучении предметов гуманитарного цикла в условиях подготовки к введению ФГОС. 2.Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий. 3. Повысить профессиональную квалификацию учителей МО гуманитарного цикла. 4. Выявить, обобщить и распространить положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.

Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в области гуманитарных дисциплин через освоение и внедрение в учебно–воспитательный процесс инновационных педагогических технологий.

Задачи:

  • 1. Внедрить новые технологии в педагогическую деятельность учителей для повышения уровня мотивации обучающихся и повышения их творческого потенциала при изучении предметов гуманитарного цикла в условиях подготовки к введению ФГОС.
  • 2.Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий.
  • 3. Повысить профессиональную квалификацию учителей МО гуманитарного цикла.
  • 4. Выявить, обобщить и распространить положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.
Правовая база Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31); Закон РФ

Правовая база

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
  • Закон РФ "Об образовании";
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г.N 124-ФЗ);
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (в частности, направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»(04февраля 2010г. Пр-271);
  • Национальный проект «Образование»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.);
  • Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".
  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;
Инициатива «Наша новая школа» «… в рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, возможность самореализации учащимся каждой школы. Для этого предстоит расширять систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизм учета индивидуальных достижений учащихся»

Инициатива «Наша новая школа»

«… в рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, возможность самореализации учащимся каждой школы. Для этого предстоит расширять систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизм учета индивидуальных достижений учащихся»

Одарённость – это качество, своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Одарённость – это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определённой области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях. Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
  • Одарённость – это качество, своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.
  • Одарённость – это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определённой области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях.
  • Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Формы работы Олимпиады Участие в предметных неделях Элективные курсы Творческие конкурсы различного типа Научно-практические конференции Форумы

Формы работы

Олимпиады

Участие в предметных неделях

Элективные курсы

Творческие конкурсы различного типа

Научно-практические конференции

Форумы

        Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:   принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;  •    принцип возрастания роли внеурочной деятельности (предметные недели, работа в научном обществе учащихся, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня);  •    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;  •    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;  •    принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; •    принцип возрастания роли внеурочной деятельности (предметные недели, работа в научном обществе учащихся, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня); •    принцип индивидуализации и дифференциации обучения; •    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; •    принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Причины: У педагога практически нет образовательных программ для одаренных детей, которые он мог бы использовать в своей работе. Кроме того, учитывая специфику одаренности, перед педагогом стоит вопрос, как осуществлять учебно-воспитательный процесс с одаренными детьми. Следующий и, пожалуй, самый важный вопрос – это личность педагога, работающего с одаренными детьми.

Причины:

  • У педагога практически нет образовательных программ для одаренных детей, которые он мог бы использовать в своей работе.
  • Кроме того, учитывая специфику одаренности, перед педагогом стоит вопрос, как осуществлять учебно-воспитательный процесс с одаренными детьми.
  • Следующий и, пожалуй, самый важный вопрос – это личность педагога, работающего с одаренными детьми.
Тематика месячника искусств Год Тема месячника 2009 Кол-во уч-ся 2010 «200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя» «На ярмарке Н.В.Гоголя» 45 2011 «65-лет со дня Победы ВОВ» Сотрудничество - «Юбилей книги А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»» 55 2012 Достижения «50-летие первого полёта человека в космос» «Год Российской государственности» «Космос с нами» 63 Публикации в газете «Пламя» и на сайте школы Покровская сельская библиотека, 2013 Покровская сельская библиотека, 59 Покровский ДК Лучшая исценировка представлена на концерте Исторические эпохи в произведениях Сергея Алексеева «70-летие со дня создания УДТК» Покровская сельская библиотека, в ДК Выступление на районном конкурсе чтецов Покровский ДК Сельская администрация «…У наших сынов и у внуков, 71 Покровский ДК Сельская администрация Форум «Мы-уральцы» Пусть будет танкистская стать…» Покровская сельская библиотека, 1 место Покровский ДК Форум «Мы-уральцы» 2 место Библиотека имени А.С.Пушкина, Родственники участника ВОВ П.А.Харитонова

Тематика месячника искусств

Год

Тема месячника

2009

Кол-во уч-ся

2010

«200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя»

«На ярмарке Н.В.Гоголя»

45

2011

«65-лет со дня Победы ВОВ»

Сотрудничество

-

«Юбилей книги А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»»

55

2012

Достижения

«50-летие первого полёта человека в космос»

«Год Российской государственности»

«Космос с нами»

63

Публикации в газете «Пламя» и на сайте школы

Покровская сельская библиотека,

2013

Покровская сельская библиотека,

59

Покровский ДК

Лучшая исценировка представлена на концерте

Исторические эпохи в произведениях Сергея Алексеева

«70-летие со дня создания УДТК»

Покровская сельская библиотека,

в ДК

Выступление на районном конкурсе чтецов

Покровский ДК

Сельская администрация

«…У наших сынов и у внуков,

71

Покровский ДК

Сельская администрация

Форум «Мы-уральцы»

Пусть будет танкистская стать…»

Покровская сельская библиотека,

1 место

Покровский ДК

Форум «Мы-уральцы» 2 место

Библиотека имени А.С.Пушкина,

Родственники участника ВОВ П.А.Харитонова

«200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя»   2009 год  участвовали  45 человек

«200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя»

  • 2009 год
  • участвовали
  • 45 человек
 Публикация в газете  «Пламя»

Публикация в газете «Пламя»

 «Книга про бойца»  2010 год

«Книга про бойца»

2010 год

ГОД РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ  2012 год

ГОД РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 2012 год

 «…У наших сынов и внуков, Пусть будет танкистская стать…»  2013 год

«…У наших сынов и внуков, Пусть будет танкистская стать…» 2013 год

 Достижения: Форум «Мы – уральцы» 2 место  Сотрудничество с  Покровской сельской библиотекой,  Покровским ДК,  Библиотекой имени А.С.Пушкина,  Близкими участника ВОВ  П.А.Харитонова

Достижения: Форум «Мы – уральцы» 2 место

Сотрудничество с

Покровской сельской библиотекой,

Покровским ДК,

Библиотекой имени А.С.Пушкина,

Близкими участника ВОВ

П.А.Харитонова

Лучший Тёркин – Ляпин Евгений
  • Лучший Тёркин – Ляпин Евгений
 Сегодня  социально-адаптированная,  успешная личность

Сегодня

социально-адаптированная,

успешная личность

Уровни, отражающие специфики внеурочной деятельности по ФГОС Уровень 1. Приобретение социального знания Взаимодействие с педагогом, старше- 2.Получение социального опыта классниками, библиотекой Дружеская среда-коллектив класса, 3.Опыт самостоятельной общественной школы деятельности Взаимодействие с социальными партнерами

Уровни, отражающие специфики внеурочной деятельности по ФГОС

Уровень

1. Приобретение социального знания

Взаимодействие с педагогом, старше-

2.Получение социального опыта

классниками, библиотекой

Дружеская среда-коллектив класса,

3.Опыт самостоятельной общественной

школы

деятельности

Взаимодействие с социальными партнерами

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Список литературы: Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одарённости. - М., 1998. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991 Голубева Э.А. Способности и склонности: комплексные исследования. - М., 1992. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды. - М.: Библиотека «Одарённые дети», 1997. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Новая школа, 1996. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. - М., 1984. Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются. - М., 1989. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996.

Список литературы:

  • Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одарённости. - М., 1998.
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991
  • Голубева Э.А. Способности и склонности: комплексные исследования. - М., 1992.
  • Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды. - М.: Библиотека «Одарённые дети», 1997.
  • Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Новая школа, 1996.
  • Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.
  • Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. - М., 1984.
  • Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются. - М., 1989.
  • Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996.
Спасибо  за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!