Профессиональный стандарт педагога пришел на смену громоздким квалификационные характеристикам и должностным инструкциям. Профессиональный стандарт в отличии от квалификационных характеристик, которые строго регламентируют деятельность педагога, требования к его квалификации, его обязанности, навыки, знания и умения не сковывает работу педагога, а дает свободу его развитию.
Квалификация педагога отражает уровень его подготовки, готовности к труду в сфере образования.
Профессиональный стандарт намного шире и объективней, он является более гибким в плане компетенций, министерство труда и социальной защиты определяет обобщенные трудовые функции, действия, необходимые умения, знания и навыки. Он дополнен новыми компетенциями учителя, например, работа с одаренными учащимися, преподавания русского языка учащимся, для которых он не является родным, работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии и т.д.
Также изменены требования к профессиональному стандарту педагога. Стандарт должен побуждать педагога к поиску нестандартных решений, а не просто являться инструментом жесткого контроля его деятельности.
Несмотря на рост свободы, также возрастает ответственность педагога за результаты своего труда.
Ещё одна особенность этого документа – значительный повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога. В блоках 3.1.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение», 3.1.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность», 3.1.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность» более половины действий, знаний и умений либо напрямую указывают на необходимость соответствующей психологической подготовки.
Рассмотрим содержание профессионального стандарта педагога. Документ содержит требования к педагогу: Специалисты, принимаемые на работу в образовательное учреждение на должность учителя или воспитателя, должны иметь высшее или среднее профобразование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профпереподготовкой по профилю педагогической деятельности). Допускается высшее либо среднее и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности образовательного учреждения. Однако требования к опыту практической работы в стандарте не предъявляются.
Данный документ содержит трудовые функции, которыми должен владеть педагог: общепедагогическую (обучение); воспитательную; развивающую.
Согласно стандарту, педагог должен обучать любых учеников, в том числе и с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями.
Педагог, реализуя функции обучения, воспитания и развития своих учеников, должен знать:
- преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его историю и место в мировой культуре и науке;
- историю, теорию, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, а также роль и место образования в жизни личности и общества;
- основные закономерности и особенности развития личности, а также семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родителями учеников;
- пути достижения и способы оценки результатов обучения; основы методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий;
- рабочую программу и методику обучения по определенному предмету; приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов (иных нормативных правовых актов), регламентирующих образование в России;
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- нормативные правовые документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательных учреждений (экскурсий, походов и экспедиций);
- конвенцию о правах ребенка;
- трудовое законодательство и др.
При этом педагог должен соблюдать правовые, нравственные, этические нормы и требования профессиональной этики.
Функция обучения
Педагог, реализуя данную функцию профессионального стандарта, должен уметь:
- владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.);
- объективно оценивать знания обучающихся, применяя тестирования и другие методы контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
- разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
- использовать и применять специальные подходы к обучению в целях включения их в образовательный процесс всех обучающихся;
- владеть информационно-коммуникационными технологиями (общепользовательскими, общепедагогическими, предметно-педагогическими);
- организовывать различные виды внеурочной деятельности. К такой деятельности относятся: игровая, учебно-исследовательская, художественно-продуктивная, культурно-досуговая с учетом возможностей образовательного учреждения, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Воспитательная функция
Для того чтобы воспитать своих учеников, педагог должен уметь:
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, их половозрастных и индивидуальных особенностей;
- общаться с детьми;
- понимать детей;
- создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. д.) разновозрастные сообщества обучающихся;
- управлять учебными группами с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
- анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
- защищать достоинство и интересы обучающихся и помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации (неблагоприятных условиях);
- организовывать экскурсии, походы, экспедиции; сотрудничать с другими педагогами и специалистами при воспитании детей и др
Функция развития:
Для развития учеников педагог должен уметь:
- оказывать любому ребенку помощь в получении знаний независимо от его учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
- использовать в практике своей работы психологические подходы (культурно-исторический, деятельностный, развивающий);
- составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности ученика;
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития и обучения детей с учетом их личностных и возрастных особенностей;
- оценивать образовательные результаты; осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик, обучающихся и др.
Запрет на педагогическую деятельность
В стандарте перечислены особые условия для лиц, которых не будут допускать к педагогической деятельности.
Рассмотрев профессиональный стандарт педагога и сравнив его с профессиональными компетенциями, можно прийти к выводу, что профессиональный стандарт педагога намного шире, он подробно излагает то что должен знать, чем должен владеть современный педагог. В нем учтены особенности всех ступеней образования, однако подчеркнуто то что педагог должен стать универсальным (иметь квалификацию психолога, логопеда и дефектолога).
Просмотр содержимого документа
«Проанализируйте структуру профессионального стандарта педагога.»
Практическое задание
4. Проанализируйте структуру профессионального стандарта педагога.
Сформулируйте аргументированное мнение о предложенной системе карьерного роста учителя и оформите в виде перечня аргументов с их кратким пояснением.
Профессиональный стандарт педагога пришел на смену громоздким квалификационные характеристикам и должностным инструкциям. Профессиональный стандарт в отличии от квалификационных характеристик, которые строго регламентируют деятельность педагога, требования к его квалификации, его обязанности, навыки, знания и умения не сковывает работу педагога, а дает свободу его развитию.
Квалификация педагога отражает уровень его подготовки, готовности к труду в сфере образования.
Профессиональный стандарт намного шире и объективней, он является более гибким в плане компетенций, министерство труда и социальной защиты определяет обобщенные трудовые функции, действия, необходимые умения, знания и навыки. Он дополнен новыми компетенциями учителя, например, работа с одаренными учащимися, преподавания русского языка учащимся, для которых он не является родным, работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии и т.д.
Также изменены требования к профессиональному стандарту педагога. Стандарт должен побуждать педагога к поиску нестандартных решений, а не просто являться инструментом жесткого контроля его деятельности.
Несмотря на рост свободы, также возрастает ответственность педагога за результаты своего труда.
Ещё одна особенность этого документа – значительный повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога. В блоках 3.1.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение», 3.1.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность», 3.1.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность» более половины действий, знаний и умений либо напрямую указывают на необходимость соответствующей психологической подготовки.
Рассмотрим содержание профессионального стандарта педагога. Документ содержит требования к педагогу: Специалисты, принимаемые на работу в образовательное учреждение на должность учителя или воспитателя, должны иметь высшее или среднее профобразование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профпереподготовкой по профилю педагогической деятельности). Допускается высшее либо среднее и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности образовательного учреждения. Однако требования к опыту практической работы в стандарте не предъявляются.
Данный документ содержит трудовые функции, которыми должен владеть педагог: общепедагогическую (обучение); воспитательную; развивающую.
Согласно стандарту, педагог должен обучать любых учеников, в том числе и с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями.
Педагог, реализуя функции обучения, воспитания и развития своих учеников, должен знать:
преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его историю и место в мировой культуре и науке;
историю, теорию, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, а также роль и место образования в жизни личности и общества;
основные закономерности и особенности развития личности, а также семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родителями учеников;
пути достижения и способы оценки результатов обучения; основы методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий;
рабочую программу и методику обучения по определенному предмету; приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов (иных нормативных правовых актов), регламентирующих образование в России;
нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
нормативные правовые документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательных учреждений (экскурсий, походов и экспедиций);
конвенцию о правах ребенка;
трудовое законодательство и др.
При этом педагог должен соблюдать правовые, нравственные, этические нормы и требования профессиональной этики.
Функция обучения
Педагог, реализуя данную функцию профессионального стандарта, должен уметь:
владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.);
объективно оценивать знания обучающихся, применяя тестирования и другие методы контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
использовать и применять специальные подходы к обучению в целях включения их в образовательный процесс всех обучающихся;
владеть информационно-коммуникационными технологиями (общепользовательскими, общепедагогическими, предметно-педагогическими);
организовывать различные виды внеурочной деятельности. К такой деятельности относятся: игровая, учебно-исследовательская, художественно-продуктивная, культурно-досуговая с учетом возможностей образовательного учреждения, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Воспитательная функция
Для того чтобы воспитать своих учеников, педагог должен уметь:
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, их половозрастных и индивидуальных особенностей;
общаться с детьми;
понимать детей;
создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. д.) разновозрастные сообщества обучающихся;
управлять учебными группами с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
защищать достоинство и интересы обучающихся и помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации (неблагоприятных условиях);
организовывать экскурсии, походы, экспедиции; сотрудничать с другими педагогами и специалистами при воспитании детей и др
Функция развития:
Для развития учеников педагог должен уметь:
оказывать любому ребенку помощь в получении знаний независимо от его учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
использовать в практике своей работы психологические подходы (культурно-исторический, деятельностный, развивающий);
составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности ученика;
разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития и обучения детей с учетом их личностных и возрастных особенностей;
оценивать образовательные результаты; осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик, обучающихся и др.
Запрет на педагогическую деятельность
В стандарте перечислены особые условия для лиц, которых не будут допускать к педагогической деятельности.
Рассмотрев профессиональный стандарт педагога и сравнив его с профессиональными компетенциями, можно прийти к выводу, что профессиональный стандарт педагога намного шире, он подробно излагает то что должен знать, чем должен владеть современный педагог. В нем учтены особенности всех ступеней образования, однако подчеркнуто то что педагог должен стать универсальным (иметь квалификацию психолога, логопеда и дефектолога).