СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проанализируйте структуру профессионального стандарта педагога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональный стандарт педагога пришел на смену громоздким квалификационные характеристикам и должностным инструкциям. Профессиональный стандарт в отличии от квалификационных характеристик, которые строго регламентируют деятельность педагога, требования к его квалификации, его обязанности, навыки, знания и умения не сковывает работу педагога, а дает свободу его развитию.

Квалификация педагога отражает уровень его подготовки, готовности к труду в сфере образования.

Профессиональный стандарт намного шире и объективней, он является более гибким в плане компетенций, министерство труда и социальной защиты определяет обобщенные трудовые функции, действия, необходимые умения, знания и навыки. Он дополнен новыми компетенциями учителя, например, работа с одаренными учащимися, преподавания русского языка учащимся, для которых он не является родным, работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии и т.д.

Также изменены требования к профессиональному стандарту педагога. Стандарт должен побуждать педагога к поиску нестандартных решений, а не просто являться инструментом жесткого контроля его деятельности.

Несмотря на рост свободы, также возрастает ответственность педагога за результаты своего труда.

Ещё одна особенность этого документа – значительный повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога. В блоках 3.1.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение», 3.1.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность», 3.1.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность» более половины действий, знаний и умений либо напрямую указывают на необходимость соответствующей психологической подготовки.

Рассмотрим содержание профессионального стандарта педагога. Документ содержит требования к педагогу: Специалисты, принимаемые на работу в образовательное учреждение на должность учителя или воспитателя, должны иметь высшее или среднее профобразование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профпереподготовкой по профилю педагогической деятельности). Допускается высшее либо среднее и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности образовательного учреждения. Однако требования к опыту практической работы в стандарте не предъявляются.

Данный документ содержит трудовые функции, которыми должен владеть педагог: общепедагогическую (обучение); воспитательную; развивающую.

Согласно стандарту, педагог должен обучать любых учеников, в том числе и с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями.

Педагог, реализуя функции обучения, воспитания и развития своих учеников, должен знать:

  • преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его историю и место в мировой культуре и науке;
  • историю, теорию, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, а также роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основные закономерности и особенности развития личности, а также семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родителями учеников;
  • пути достижения и способы оценки результатов обучения; основы методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • рабочую программу и методику обучения по определенному предмету; приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов (иных нормативных правовых актов), регламентирующих образование в России;
  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
  • нормативные правовые документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательных учреждений (экскурсий, походов и экспедиций);
  • конвенцию о правах ребенка;
  • трудовое законодательство и др.

При этом педагог должен соблюдать правовые, нравственные, этические нормы и требования профессиональной этики.

Функция обучения

Педагог, реализуя данную функцию профессионального стандарта, должен уметь:

  • владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.);
  • объективно оценивать знания обучающихся, применяя тестирования и другие методы контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
  • разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
  • использовать и применять специальные подходы к обучению в целях включения их в образовательный процесс всех обучающихся;
  • владеть информационно-коммуникационными технологиями (общепользовательскими, общепедагогическими, предметно-педагогическими);
  • организовывать различные виды внеурочной деятельности. К такой деятельности относятся: игровая, учебно-исследовательская, художественно-продуктивная, культурно-досуговая с учетом возможностей образовательного учреждения, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Воспитательная функция

Для того чтобы воспитать своих учеников, педагог должен уметь:

  • строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, их половозрастных и индивидуальных особенностей;
  • общаться с детьми;
  • понимать детей;
  • создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. д.) разновозрастные сообщества обучающихся;
  • управлять учебными группами с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
  • анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
  • защищать достоинство и интересы обучающихся и помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации (неблагоприятных условиях);
  • организовывать экскурсии, походы, экспедиции; сотрудничать с другими педагогами и специалистами при воспитании детей и др

Функция развития:

Для развития учеников педагог должен уметь:

  • оказывать любому ребенку помощь в получении знаний независимо от его учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
  • использовать в практике своей работы психологические подходы (культурно-исторический, деятельностный, развивающий);
  • составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности ученика;
  • разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития и обучения детей с учетом их личностных и возрастных особенностей;
  • оценивать образовательные результаты; осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик, обучающихся и др.

Запрет на педагогическую деятельность

В стандарте перечислены особые условия для лиц, которых не будут допускать к педагогической деятельности.

Рассмотрев профессиональный стандарт педагога и сравнив его с профессиональными компетенциями, можно прийти к выводу, что профессиональный стандарт педагога намного шире, он подробно излагает то что должен знать, чем должен владеть современный педагог. В нем учтены особенности всех ступеней образования, однако подчеркнуто то что педагог должен стать универсальным (иметь квалификацию психолога, логопеда и дефектолога).

 

 

Просмотр содержимого документа
«Проанализируйте структуру профессионального стандарта педагога.»

Практическое задание




4. Проанализируйте структуру профессионального стандарта педагога.

Сформулируйте аргументированное мнение о предложенной системе карьерного роста учителя и оформите в виде перечня аргументов с их кратким пояснением.

Профессиональный стандарт педагога пришел на смену громоздким квалификационные характеристикам и должностным инструкциям. Профессиональный стандарт в отличии от квалификационных характеристик, которые строго регламентируют деятельность педагога, требования к его квалификации, его обязанности, навыки, знания и умения не сковывает работу педагога, а дает свободу его развитию.

Квалификация педагога отражает уровень его подготовки, готовности к труду в сфере образования.

Профессиональный стандарт намного шире и объективней, он является более гибким в плане компетенций, министерство труда и социальной защиты определяет обобщенные трудовые функции, действия, необходимые умения, знания и навыки. Он дополнен новыми компетенциями учителя, например, работа с одаренными учащимися, преподавания русского языка учащимся, для которых он не является родным, работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии и т.д.

Также изменены требования к профессиональному стандарту педагога. Стандарт должен побуждать педагога к поиску нестандартных решений, а не просто являться инструментом жесткого контроля его деятельности.

Несмотря на рост свободы, также возрастает ответственность педагога за результаты своего труда.

Ещё одна особенность этого документа – значительный повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога. В блоках 3.1.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение», 3.1.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность», 3.1.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность» более половины действий, знаний и умений либо напрямую указывают на необходимость соответствующей психологической подготовки.

Рассмотрим содержание профессионального стандарта педагога. Документ содержит требования к педагогу: Специалисты, принимаемые на работу в образовательное учреждение на должность учителя или воспитателя, должны иметь высшее или среднее профобразование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профпереподготовкой по профилю педагогической деятельности). Допускается высшее либо среднее и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности образовательного учреждения. Однако требования к опыту практической работы в стандарте не предъявляются.

Данный документ содержит трудовые функции, которыми должен владеть педагог: общепедагогическую (обучение); воспитательную; развивающую.

Согласно стандарту, педагог должен обучать любых учеников, в том числе и с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями.

Педагог, реализуя функции обучения, воспитания и развития своих учеников, должен знать:

  • преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его историю и место в мировой культуре и науке;

  • историю, теорию, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, а также роль и место образования в жизни личности и общества;

  • основные закономерности и особенности развития личности, а также семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родителями учеников;

  • пути достижения и способы оценки результатов обучения; основы методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий;

  • рабочую программу и методику обучения по определенному предмету; приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов (иных нормативных правовых актов), регламентирующих образование в России;

  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

  • нормативные правовые документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательных учреждений (экскурсий, походов и экспедиций);

  • конвенцию о правах ребенка;

  • трудовое законодательство и др.

При этом педагог должен соблюдать правовые, нравственные, этические нормы и требования профессиональной этики.

Функция обучения

Педагог, реализуя данную функцию профессионального стандарта, должен уметь:

  • владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.);

  • объективно оценивать знания обучающихся, применяя тестирования и другие методы контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;

  • разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

  • использовать и применять специальные подходы к обучению в целях включения их в образовательный процесс всех обучающихся;

  • владеть информационно-коммуникационными технологиями (общепользовательскими, общепедагогическими, предметно-педагогическими);

  • организовывать различные виды внеурочной деятельности. К такой деятельности относятся: игровая, учебно-исследовательская, художественно-продуктивная, культурно-досуговая с учетом возможностей образовательного учреждения, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Воспитательная функция

Для того чтобы воспитать своих учеников, педагог должен уметь:

  • строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, их половозрастных и индивидуальных особенностей;

  • общаться с детьми;

  • понимать детей;

  • создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. д.) разновозрастные сообщества обучающихся;

  • управлять учебными группами с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

  • анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

  • защищать достоинство и интересы обучающихся и помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации (неблагоприятных условиях);

  • организовывать экскурсии, походы, экспедиции; сотрудничать с другими педагогами и специалистами при воспитании детей и др

Функция развития:

Для развития учеников педагог должен уметь:

  • оказывать любому ребенку помощь в получении знаний независимо от его учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;

  • использовать в практике своей работы психологические подходы (культурно-исторический, деятельностный, развивающий);

  • составлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности ученика;

  • разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития и обучения детей с учетом их личностных и возрастных особенностей;

  • оценивать образовательные результаты; осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик, обучающихся и др.

Запрет на педагогическую деятельность

В стандарте перечислены особые условия для лиц, которых не будут допускать к педагогической деятельности.

Рассмотрев профессиональный стандарт педагога и сравнив его с профессиональными компетенциями, можно прийти к выводу, что профессиональный стандарт педагога намного шире, он подробно излагает то что должен знать, чем должен владеть современный педагог. В нем учтены особенности всех ступеней образования, однако подчеркнуто то что педагог должен стать универсальным (иметь квалификацию психолога, логопеда и дефектолога).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!