Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени».
Предмет: русский язык Класс: 3 .Программа «Школа России»
Учебное пособие: учебник русского языка для 3 класса
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель урока:
познакомить детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.
2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Развивающие:
1.Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.
2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
3.Совершенствовать орфографические навыки.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к родному языку
2.Воспитывать внимание, усидчивость.
3.Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.
Формы работы: фронтальная, парная.
Планируемые результаты:
предметные:
- находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени
личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Метапредметные:
Универсальные учебные действия:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
познавательные
использует знако-символические средства при выделении суффикса;
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя; коммуникативные
слушает и понимает речь других;
учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник по русскому языку, презентация, карточки с заданиями для парной работы.
Ход урока.
1.Орг. момент.
УЧ. -Мы продолжаем изучать, открывать тайны нашего великого могучего русского языка.
Итак, Друзья, начнём урок!
Скажем друг другу:
- В добрый час!
Мотивация.
Учитель - Как вы думаете, можно знать всё на свете?
-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?
- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.
2.Актуализация знаний.
Учитель - С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол).
- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
Блиц – опрос
Глагол – это……..
Глаголы ,отвечают на вопросы…….
Глаголы, обозначают……..
Глаголы, изменяются по…….
В настоящем времени обозначает действие, которое … (происходит в наст.вр. в момент речи)
В прошедшем времени обозначает действие, которое ……(уже произошло или происходили в пр. вр., до момента речи)
В будущем времени обозначает действие, которое ……(произойдут в б.вр., после момента речи)
3.Самоопределение к деятельности
(На доске)— Прочитайте слова: светил, светило, светила
УЧ. — Что общего? ( Все слова – глаголы, родственные слова. Глаголы– в форме прошедшего времени и имеют суффикс -л)
УЧ. - А чем различаются эти слова? ( окончаниями)
Выделите окончания. Докажите.
УЧ. - Подберите к ним имена существительные по смыслу. (МЕСЯЦ, СОЛНЫШКО,ЛУНА).
УЧ. -Сформулируйте тему урока? (Род глаголов в прошедшем времени).
УЧ. - Чему будем учиться на уроке?
( Будем учиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания.)
УЧ. -Открываем тетради, пишем число, классная работа
Минутка чистописания.
УЧ. - Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится во всех глаголах и обозначает в нем непарный звонкий твёрдый согласный звук. (л )
4.Постановка проблемы
УЧ. — Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему? ( глаголы придают предметам движение, действие)
УЧ. Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения? (нет)
5.«Открытие» нового знания.
УЧ. - Прочитайте стихотворение.(Упр.214)
Солнце грело, всё грело и грело.
Дождик падал, гулял ветерок.
И малина взяла да поспела
Точно- точно в положенный срок!
УЧ. - Какое задание можно предложить к тексту, по теме нашего урока ?
( Выписать глаголы прошедшего времени, выделить суффикс.)
Проверка.
УЧ. - Ставим вопросы и доказываем, что это глаголы прошедшего времени.
(грело, падал, гулял, взяла, поспела)
УЧ. - Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени.
(суффикс Л)
-Это суффикс прошедшего времени глагола.
УЧ. - Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? (Образует форму прошедшего времени.
Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени.
6.ФИЗМИНУТКА на движение
УЧ. - А вот ещё одна загадка глаголов прошедшего времени.
На доске сочетания слов:
Ветер прилетел
Метель прилетел
Облако прилетел
Птицы прилетел.
Проблемный диалог.
УЧ. -Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? ( нет)
-Чего не хватает? (-Окончаний.)
УЧ. -А какие окончания бы вы написали? Почему? ( Потому, что существительные стоят в м.р., ж.р.,ср.р. и во мн. ч.)
-Для чего нам это нужно знать? ( Чтобы их правильно писать)
7.Первичное закрепление изученного материала.
Работа в парах. Допишите и выделите окончания и суффиксы и число, определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени, дополните схему.
Проверка.
УЧ. -Какой вывод можно сделать?
Д.- Вывод: Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.
УЧ. - Давайте посмотрим на схему.
М.р.
Ж.р.
Ср.р.
Мн.ч
УЧ. -Какие окончания вы выделили у глаголов прошедшего времени?
Запишите их в схему. (Дополнения в схему).
УЧ. -Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе? ( не изменяются по родам)
УЧ. Вывод: - Такие окончания можно назвать родовыми.
Самостоятельная работа.
УЧ. – Проверьте, совпадает ли ваш вывод с правилом в учебнике.
УЧ. Откроем учебник с. 121, 122 . прочитаем сведения о языке.
Упр. 216. (работа в парах)
- Разберите первые 4 слова по образцу.
Проверка.
УЧ. -От чего зависит род глагола?
Вывод: род глагола в прошедшем времени зависит от рода имени существительного
Закрываем учебники.
Итог урока: От чего зависит род глагола?
Рефлексия. –Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед.ч.? ( по родам, по числам)
Д/З. Упр.218
Ветер прилетел.
Метель прилетел.
Облако прилетел.
Птицы прилетел.