СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род глаголов в прошедшем времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  познакомить детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Просмотр содержимого документа
«Род глаголов в прошедшем времени»




Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени».

Предмет: русский язык Класс: 3 .Программа «Школа России»

Учебное пособие: учебник русского языка для 3 класса

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока:

познакомить детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.

2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивающие:

1.Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.

2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

3.Совершенствовать орфографические навыки.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к родному языку

2.Воспитывать внимание, усидчивость.

3.Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.

Формы работы: фронтальная, парная.

Планируемые результаты:

предметные:

- находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени

личностные:

 проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу

 понимает причины успеха в учебной деятельности

Метапредметные:

Универсальные учебные действия:

регулятивные

 определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

познавательные

 использует знако-символические средства при выделении суффикса;

 делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

 составляет алгоритм под руководством учителя; коммуникативные

 слушает и понимает речь других;

 учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник по русскому языку, презентация, карточки с заданиями для парной работы.

Ход урока.

1.Орг. момент.

УЧ. -Мы продолжаем изучать, открывать тайны нашего великого могучего русского языка.

Итак, Друзья, начнём урок!

Скажем друг другу:

- В добрый час!

Мотивация.

Учитель - Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?

- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

2.Актуализация знаний.

Учитель - С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол).

- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Блиц – опрос

Глагол – это……..

Глаголы ,отвечают на вопросы…….

Глаголы, обозначают……..

Глаголы, изменяются по…….

В настоящем времени обозначает действие, которое … (происходит в наст.вр. в момент речи)

В прошедшем времени обозначает действие, которое ……(уже произошло или происходили в пр. вр., до момента речи)

В будущем времени обозначает действие, которое ……(произойдут в б.вр., после момента речи)

3.Самоопределение к деятельности

(На доске)— Прочитайте слова: светил, светило, светила

УЧ— Что общего? ( Все слова – глаголы, родственные слова. Глаголы– в форме прошедшего времени и имеют суффикс -л)

УЧ. - А чем различаются эти слова? ( окончаниями)

Выделите окончания. Докажите.

УЧ. - Подберите к ним имена существительные по смыслу. (МЕСЯЦ, СОЛНЫШКО,ЛУНА).

УЧ. -Сформулируйте тему урока? (Род глаголов в прошедшем времени).

УЧ. - Чему будем учиться на уроке?

( Будем учиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания.)

УЧ. -Открываем тетради, пишем число, классная работа

Минутка чистописания.

УЧ. - Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится во всех глаголах и обозначает в нем непарный звонкий твёрдый согласный звук. (л )

4.Постановка проблемы

УЧ. — Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему? ( глаголы придают предметам движение, действие)

УЧ. Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения? (нет)

5.«Открытие» нового знания.

УЧ. - Прочитайте стихотворение.(Упр.214)

Солнце грело, всё грело и грело.

Дождик падал, гулял ветерок.

И малина взяла да поспела

Точно- точно в положенный срок!

УЧ. - Какое задание можно предложить к тексту, по теме нашего урока ?

( Выписать глаголы прошедшего времени, выделить суффикс.)

Проверка.

УЧ. - Ставим вопросы и доказываем, что это глаголы прошедшего времени.

(грело, падал, гулял, взяла, поспела)

УЧ. - Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени.

(суффикс Л)

-Это суффикс прошедшего времени глагола.

УЧ. Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? (Образует форму прошедшего времени.

Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. 

6.ФИЗМИНУТКА на движение

УЧ. - А вот ещё одна загадка глаголов прошедшего времени.

На доске сочетания слов:

Ветер прилетел

Метель прилетел

Облако прилетел

Птицы прилетел.

Проблемный диалог.

УЧ. -Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? ( нет)

-Чего не хватает? (-Окончаний.)

УЧ. -А какие окончания бы вы написали? Почему? ( Потому, что существительные стоят в м.р., ж.р.,ср.р. и во мн. ч.)

-Для чего нам это нужно знать? ( Чтобы их правильно писать)

7.Первичное закрепление изученного материала.

Работа в парах. Допишите и выделите окончания и суффиксы и число, определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени, дополните схему.

Проверка.

УЧ. -Какой вывод можно сделать?

Д.- Вывод: Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.

УЧ. - Давайте посмотрим на схему.

М.р.


Ж.р.


Ср.р.


Мн.ч



УЧ. -Какие окончания вы выделили у глаголов прошедшего времени?

Запишите их в схему. (Дополнения в схему).

УЧ. -Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе? ( не изменяются по родам)

УЧ. Вывод: - Такие окончания можно назвать родовыми.

Самостоятельная работа.

УЧ. – Проверьте, совпадает ли ваш вывод с правилом в учебнике.

УЧ. Откроем учебник с. 121, 122 . прочитаем сведения о языке.

Упр. 216. (работа в парах)

- Разберите первые 4 слова по образцу.

Проверка.

УЧ. -От чего зависит род глагола?

Вывод: род глагола в прошедшем времени зависит от рода имени существительного

Закрываем учебники.

Итог урока: От чего зависит род глагола?

Рефлексия. –Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед.ч.? ( по родам, по числам)

Д/З. Упр.218








































Ветер прилетел.


Метель прилетел.


Облако прилетел.


Птицы прилетел.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!