СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач на тему «Сила Архимеда, плавание тел».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение задач на тему «Сила Архимеда, плавание тел».»


Записываем тему урока: Решение задач на тему «Сила Архимеда, плавание тел».

Тип урока: урок решения задач

Формы работы: работа по алгоритму, индивидуальная работа, работа в парах и группах, фронтальная работа.

Ход урока

I.Организационный момент.(2 мин)

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. ( 5-7 минут)

(раздать листы самооценки (Приложение 1)

1. Вижу какие вы взрослые, а самостоятельные ли? Например, сможете себе несложный обед приготовить? А вы любите пельмени? Как определить, что пельмени сварились? (ответы учащихся)

Почему пельмени всплывают? (гипотезы учащихся). Изобразите положение пельменя в начале варки и в конце, укажите силы которые действуют на него. (работа в парах на доске:

Обсуждение, записывают формулы силы тяжести и Архимедовой силы, условия плавания тел, всплывания, погружения).

2.Фронтальный опрос

-1.Определение силы Архимеда ( тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом).

-2. От чего она зависит: (от объема тела и плотности жидкости)

-3. От чего она не зависит: (от плотности и формы тела, глубины погружения(если полностью в воде)

-4. Где еще проявляется сила Архимеда? (Плавание катеров и лодок, морских животных, рыб , водолазы, птицы…).

Например, решили мы с вами построить плот. Что для этого нужно? (обсуждение), не достаточно данных и как их применить. Вывод: Чтобы построить воздушное или морское судно, подводную лодку, плот и многое другое нужно сделать расчеты, измерения.

И сегодня мы займемся…(учащиеся выводят тему урока) (решением задач на тему «Сила Архимеда и плавание тел» и целью урока … учащиеся выводят цель урока) Научиться решать задачи по теме « Архимедова сила.Плавание тел», записывать формулы, оформлять решение задач в тетради.

  1. Этап целеполагания, выявленния затруднений, решение выявленных проблем


1. Повторение формул для решения задач (Метод «Ромашка Блума» на знание формул)

- Как найти силу Архимеда, указать единицу измерения: по формуле FA = ρЖgVпчт; опытным путем FА = Рв возд – Рв жидк

- Как найти объем тела указать единицу измерения:

- Как найти плотность жидкости указать единицу измерения:

- При каком условии тело тонет: Fт FА или ρт ρж

- Чему равна сила тяжести указать единицу измерения: Fт = mg

- При каком условии тело всплыает: Fт А или ρт ж

- При каком условии тело плавает: Fт = FА или ρт = ρж

Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость.

2. Решение качественных задач (3-5 минут).

Для того, чтобы понимать природу, мы должны правильно объяснять ее явления. Итак, посмотрим на следующие опыты и попытаемся их объяснить. Почему это происходит так, а не иначе.

- работа с классом:

1. Первоклассник и старшеклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее? (1 кл-ка – он легче)

2. Один раз мальчик нырнул на глубину 2м, а второй раз – на 3м. В каком случае вода его выталкивает сильнее? (одинаково, т.к. не зависит от глубины погружения)

3. Картофелина тонет в воде. Что можно сделать, чтобы она всплыла? (подсолить воду – увеличится плотность воды)

- Работа в группах:

Г руппа №1. В сосуд погружены три железных шарика равных объемов. Одинаковы ли силы, выталкивающие шарики? (Плотность жидкости вследствие ничтожно малой сжимаемости на любой глубине примерно одинаковой).



Г руппа №2. На поверхности воды плавают бруски из дерева, пробки и льда. Укажите, какой брусок из пробки, т.е. пробковый, а какой изо льда? Какая существует зависимость между плотностью тела и объемом этого тела над водой?



Вывод:

  • архимедова сила зависит от объема погруженной части тела и плотности жидкости;

  • чем больше объем погруженной части тела, тем больше архимедова сила;

  • чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.



  1. Решение расчетных задач

Вспомним, какие действия мы должны выполнить, чтобы решить физическую задачу?

-(Обсуждение общего алгоритма решения задач:

1) внимательно прочитать, понять текст,

2) записать дано,

3) перевести величины в СИ,

4) записать формулу,

5) подставить числовые значения величин,

6) рассчитать,

7) записать ответ.

1. Определить выталкивающую силу, действующую на погруженное в машинное масло (рм = 900 кг/м3) тело, объемом 0,002 м3

Решение: FA = ρЖgV = 900х 10х 0,002 = 18 Н

2. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила, если вес кирпича в воздухе = 20 Н, а в воде = 10 Н ?

Решение:

3. Определить, что произойдет с телом: всплывет, утонет или будет плавать внутри жидкости, если масса тела 35г. И объем вытесненной им нефти равен 35 см3? Плотность нефти 820 кг/м3

Решение:

4. Мальчик, масса тела которого 40 кг, держится на воде. Та часть тела, которая находится над поверхностью воды, имеет объем 2 дм3. Определите объем всего тела мальчика.

V.Физкультминутка

VI. Этап актуализации знаний необходимых для усвоения повторения материала.

1.ТЕСТ по теме «Архимедова сила, плавание тел»  с взаимопроверкой   (Приложение 2)

VII. Домашнее задание

1.Составить задачу– рисунок по теме. 2.Решить задачу на карточке.

3.Выполнить подборку пословиц и поговорок объясняющих применение силы Архимеда

  1. Рефлексия.

  2. Итог урока.

Мы повторили тему “Архимедова сила и плавание тел”, проверили свои знания по данной теме, выполнив тест, вспомнив алгоритм решения задач, формулы, решили качественные и расчетные задачи.

Ребята, всех благодарю за творческую и плодотворную работу на уроке. Большое спасибо, за совместную работу. Надеюсь на то, что мы с вами на последних уроках совершим еще много открытий и не раз прокричим подобное Архимеду«Эврика!»





1. Определить выталкивающую силу, действующую на погруженное в машинное масло (рм = 900 кг/м3) тело, объемом 0,002 м3



2. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила, если вес кирпича в воздухе = 20 Н, а в воде =10 Н?



3. Определить, что произойдет с телом: всплывет, утонет или будет плавать внутри жидкости, если масса тела 35г. И объем вытесненной им нефти равен 35 см3? Плотность нефти 820 кг/м3



4. Мальчик, масса тела которого 40 кг, держится на воде. Та часть тела, которая находится над поверхностью воды, имеет объем 2 дм3. Определите объем всего тела мальчика.



5. Туристы, плывущие в лодке, уронили в реку банку с консервами объемом 0,0005 м3. Определите выталкивающую силу, действующую на банку.


6. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0,012 м3.



1. Определить выталкивающую силу, действующую на погруженное в машинное масло (рм = 900 кг/м3) тело, объемом 0,002 м3



2. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила, если вес кирпича в воздухе = 20 Н, а в воде =10 Н?



3. Определить, что произойдет с телом: всплывет, утонет или будет плавать внутри жидкости, если масса тела 35г. И объем вытесненной им нефти равен 35 см3? Плотность нефти 820 кг/м3



4. Мальчик, масса тела которого 40 кг, держится на воде. Та часть тела, которая находится над поверхностью воды, имеет объем 2 дм3. Определите объем всего тела мальчика.



5. Туристы, плывущие в лодке, уронили в реку банку с консервами объемом 0,0005 м3. Определите выталкивающую силу, действующую на банку.


6. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0,012 м3.





1. Определить выталкивающую силу, действующую на погруженное в машинное масло (рм = 900 кг/м3) тело, объемом 0,002 м3



2. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила, если вес кирпича в воздухе = 20 Н, а в воде =10 Н?



3. Определить, что произойдет с телом: всплывет, утонет или будет плавать внутри жидкости, если масса тела 35г. И объем вытесненной им нефти равен 35 см3? Плотность нефти 820 кг/м3



4. Мальчик, масса тела которого 40 кг, держится на воде. Та часть тела, которая находится над поверхностью воды, имеет объем 2 дм3. Определите объем всего тела мальчика.



5. Туристы, плывущие в лодке, уронили в реку банку с консервами объемом 0,0005 м3. Определите выталкивающую силу, действующую на банку.


6. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0,012 м3.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!