1. Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в деятельность, мотивировать учащихся к определению темы | Оргмомент. - Здравствуйте, ребята! На предыдущих занятиях мы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в нее. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость? Как направлена эта сила? От чего зависит Архимедова сила? Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует Архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность. Людей всегда интересовал вопрос: «Как плавают люди? Почему водные животные не нуждаются в прочных скелетах? Как регулируют глубину погружения киты? Как плавают суда? Содержание сегодняшнего занятия поможет нам, почему одни тела плавают на поверхности жидкости, а другие – тонут, почему возможно плавание судов, подводных лодок. | Архимедова сила. Она направлена вертикально вверх. Она зависит от объема тела и от плотности жидкости. | 2 мин |
2. Постановка проблемы. Определение целей и задач занятия. | Помочь учащимся определить основные вопросы занятия. | Давайте обратимся к опыту. Куски из воска и стали погрузить в воду и отпустить. - От чего зависит, что одно тело тонет, а другое нет? | Формулируют свои предположения. | 2 мин |
2. Информационный блок. Открытие учащимися новых знаний | Добиться от учащихся объяснения плавания и погружения при помощи понятия плотности тела. | Детям предлагается заполнить рабочую карту, отметив свои предположения о том, какие предметы плавают, а какие тонут. Учитель организует работу в группах над проверкой предположений. - А теперь пора включиться в работу нашим группам. Вам предстоит провести свою научно-исследовательскую работу, чтобы проверить свои предположения. Организует наблюдение за работой детей в группах. Учитель просит сообщить группам результаты своей работы. - Что происходит с предметами из металла? - Что происходит с предметами из пенопласта? - Что происходит с предметами из воска? - Что происходит с предметами из дерева? - Что происходит с предметами из камня? Учитель просит учеников записать выводы в рабочие карты. - Есть ли у вас идеи, почему так происходит? Учитель подводит ребят к тому, что у этих веществ различная плотность. - Перед вами таблица плотностей некоторых тел. Просит сравнить плотности этих тел с плотностью воды. | Заполняют рабочие карты. Совместно договариваются о правилах общения в группах. Проверяют свои предположения, погружая различные тела в воду. Заполняют рабочие карты. Группы обнародуют свои результаты и представляют предметы, которые вызвали их удивление. По итогам обсуждения предположения исправляются или подтверждаются. Все, что из металла, тонет. Все, что из пенопласта, плавает. Все, что из воска, плавает. Все, что из дерева, плавает, кроме древесины эбенового дерева. Все, что из камня, тонет, кроме пемзы. Дети записывают результаты в свои рабочие карты. Дети высказывают свои идеи. Рассматривают таблицу плотностей, сравнивают плотности тел с плотностью воды. | 20 мин |
3. Аналитический блок. Включение новых знаний в систему знаний | Включение нового знания в систему изученного материала Развитие умения доказывать свою точку зрения. Способствовать развитию умения аргументировать своё мнение. | Организует работу на применение знаний в новой ситуации. Используя ее, попробуйте ответить на вопросы теста, который лежит у вас на столе. Учитель организует проверку теста на доске с помощью карточек. | Рассуждают, используя таблицу плотностей, отвечают на вопросы теста. Учащиеся работают у доски с карточками, составляют схему, какие тела плавают в воде, а какие тонут, обосновывая свои ответы. | 12 мин |
1. Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Развитие умения обобщать и систематизировать изученное, делать выводы. Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса. | Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог: - Исследование какой темы вели на занятие? - На какие вопросы занятия вы нашли сегодня ответы? - Каким способом? - Итак, мы получили условие плавания тел. Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос, тело плавает или тонет? -Где можно применить новые знания? - Где в технике учитываются условия плавания тел? - Оцените свою работу на занятии. Работу класса. | Учащиеся самостоятельно формулируют основные вопросы, рассмотренные на занятии и дают на них ответы. Сравнивать плотности жидкости и вещества.
При постройке кораблей и судов, подводных лодок. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | 4 мин |