СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку"Архимедова сила"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Архимедова сила. Плавание тел.

Цель урока: раскрыть учащимся физический смысл закона Архимеда через эксперимент; выяснить условия плавания тел.

Задачи урока:

Образовательные: обнаружить выталкивающее действие жидкости на погружённое в неё тело, научиться измерять архимедову силу, уметь выводить формулу, выражающую зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и объема тела, выяснить на опытах, как и от чего, зависит Архимедова сила.

Развивающая: формировать умение наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки, формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, культуру умственного труда.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Технические средства: персональный компьютер; мультимедиапроектор; видеоматериалы на магнитных и оптических носителях информации; демонстрационный экран.

Дидактические средства:

для учителя: иллюстрационный материал, видеоролики и анимации, презентация;

для обучающегося: тетрадь, учебник, карточки с заданиями.

Планируемые результаты:

- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;

- предметные: измерять силу Архимеда; понимать смысл закона Архимеда и применять его на практике; владеть расчетным способом для нахождения силы Архимеда; использовать полученные знания о силе Архимеда в повседневной жизни; использовать метод научного познания, проводить наблюдение опыта с ведерком Архимеда, обнаруживать зависимость между весом тела, погруженного в жидкость (газ), и весом вытесненной им жидкости (газа), объяснять полученные результаты, делать выводы; кратко и четко отвечать на вопросы по закреплению материала.

- метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку"Архимедова сила"»

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу сомнений, рожденных только воображением». (М.В.Ломоносов.) «Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта». (И.Кант)  Урок-исследование в 7-м классе    Тема урока :

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу сомнений, рожденных только воображением».

(М.В.Ломоносов.)

«Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта».

(И.Кант)

Урок-исследование в 7-м классе

Тема урока :"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила»

Учитель: Чибухчян Н.Л.

Май 2018г.

Основные этапы познания мира:   1.Наблюдение, эксперимент. 2.Выдвижение гипотезы. 3.Проверка гипотезы экспериментом 4.Выбор наиболее вероятной гипотезы и ее обоснование. 5.Теоретические расчеты.

Основные этапы познания мира:

  • 1.Наблюдение, эксперимент.
  • 2.Выдвижение гипотезы.
  • 3.Проверка гипотезы экспериментом
  • 4.Выбор наиболее вероятной гипотезы и ее обоснование.
  • 5.Теоретические расчеты.

Актуализация знаний 1. Формула давления твёрдого тела. 2.Обозначение плотности вещества. 3.Формула давления жидкости на дно сосуда. 4.Давление на одном уровне больше в керосине или в воде, если плотность воды больше плотности керосина? 5.Вес тела действует на ………. 6. В сосуд с водой опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда? 7. Изменяется ли давление в жидкости при погружении? 8.Одинаковы ли силы давления, которые действу- ют снизу и сверху на тело, погруженное в жидкость? А на боковые грани? Чем это можно объяснить? 9. Куда направлена равнодействующая сил, действующих на верхнюю и нижнюю грани?

Актуализация знаний

1. Формула давления твёрдого тела.

2.Обозначение плотности вещества.

3.Формула давления жидкости на дно сосуда.

4.Давление на одном уровне больше в керосине или в воде, если плотность воды больше плотности керосина?

5.Вес тела действует на ……….

6. В сосуд с водой опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда?

7. Изменяется ли давление в жидкости при погружении?

8.Одинаковы ли силы давления, которые действу-

ют снизу и сверху на тело, погруженное в жидкость?

А на боковые грани? Чем это можно объяснить?

9. Куда направлена равнодействующая сил, действующих на верхнюю и нижнюю грани?

Проверь себя 1. Формула давления твёрдого тела. (Р=F/S)  2.Обозначение плотности вещества. (ρ) 3.Формула давления жидкости на дно сосуда. (Р=ρ·g·h) 4.Давление на одном уровне больше в керосине или в воде, если плотность воды больше плотности керосина? (больше) 5.Вес тела действует на (на опору или подвес) 6. В сосуд с водой опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда? (не изменилось)  7. Изменяется ли давление в жидкости при погружении? (изменяется) 8.Одинаковы ли силы давления, которые действуют снизу и сверху на тело, погруженное в жидкость? (нет) А на боковые грани? (да) Чем это можно объяснить? 9. Куда направлена равнодействующая сил, действующих на верхнюю и нижнюю грани?

Проверь себя

1. Формула давления твёрдого тела. (Р=F/S)

2.Обозначение плотности вещества. (ρ)

3.Формула давления жидкости на дно сосуда. (Р=ρ·g·h)

4.Давление на одном уровне больше в керосине или в воде, если плотность воды больше плотности керосина? (больше)

5.Вес тела действует на (на опору или подвес)

6. В сосуд с водой опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда? (не изменилось)

7. Изменяется ли давление в жидкости при погружении? (изменяется)

8.Одинаковы ли силы давления, которые действуют снизу и сверху на тело, погруженное в жидкость? (нет) А на боковые грани? (да) Чем это можно объяснить?

9. Куда направлена равнодействующая сил, действующих на верхнюю и нижнюю грани?

Мотивация Как вы думаете, почему: Не тонут корабли      Летают воздушные шары

Мотивация

Как вы думаете, почему:

Не тонут корабли

Летают воздушные шары

Вам интересно узнать, как объяснить с точки зрения физики эти явления?

Вам интересно узнать, как объяснить с точки зрения физики эти явления?

Постановка проблемы 1.Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа? 2.Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на бе-регу не может сдвинуть его с места. Почему? 3.В Вологодской области есть, на первый взгляд, странное озеро. С незапамятных времен люди считали, что на дне его живет кол-дун, и боялись нарушать границы его владений. Однажды попы-тался крестьянин искупать свою лошадь в озере, а она не успела войти в него, как потеряла равновесие и упала, но не утонула, а всплыла. Да и другие предметы, брошенные в воду, не тонули, а поддерживались непонятной силой. Как же объяснить такое яв-ление? Такие водоемы встречаются и в других странах. Самый большой из них Мертвое море. О нем сложились мрачные легенды. В одной из них говорится:»И вода, и земля здесь Богом прокляты».

Постановка проблемы

1.Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?

2.Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на бе-регу не может сдвинуть его с места. Почему?

3.В Вологодской области есть, на первый взгляд, странное озеро. С незапамятных времен люди считали, что на дне его живет кол-дун, и боялись нарушать границы его владений. Однажды попы-тался крестьянин искупать свою лошадь в озере, а она не успела войти в него, как потеряла равновесие и упала, но не утонула, а всплыла. Да и другие предметы, брошенные в воду, не тонули, а поддерживались непонятной силой. Как же объяснить такое яв-ление?

Такие водоемы встречаются и в других странах. Самый большой из них Мертвое море. О нем сложились мрачные легенды. В одной из них говорится:»И вода, и земля здесь Богом прокляты».

цели и задачи урока :  1.Как влияет жидкость или газ на погруженное в них тело?  2.Выяснить, от чего зависит и от чего не зависит выталкивающая сила.  3.Чему она равна, по какой формуле она находится?

цели и задачи урока :

  • 1.Как влияет жидкость или газ на погруженное в них тело?

  • 2.Выяснить, от чего зависит и от чего не зависит выталкивающая сила.

  • 3.Чему она равна, по какой формуле она находится?
«Открытие» нового знания  Задача: исследование действия жидкости или газа на погруженное в них тело.  Фронтальный эксперимент 1 : Определите вес данного тела в воздухе. Определите вес этого тела в воде. Сравните результаты и сделайте вывод

«Открытие» нового знания

Задача: исследование действия жидкости или газа на погруженное в них тело.

Фронтальный эксперимент 1 :

  • Определите вес данного тела в воздухе.
  • Определите вес этого тела в воде.
  • Сравните результаты и сделайте вывод
Фронтальный эксперимент 2 :   Опыт с одним и тем же телом (по объему), опущенным в два стакана с водой(питьевой и соленой)   В чем причина разного поведения тела(тонет и плавает)? Вывод: выталкивающая сила зависит от плотности жидкости, в которую его погрузили.

Фронтальный эксперимент 2 :

Опыт с одним и тем же телом (по объему), опущенным в два стакана с водой(питьевой и соленой)

  • В чем причина разного поведения тела(тонет и плавает)?
  • Вывод: выталкивающая сила зависит от плотности жидкости, в которую его погрузили.
Фронтальный эксперимент 3 : Опыт с 2-мя телами равной массы, но разного объема, опущенными в 2 стакана с водой.  Вывод: выталкивающая сила зависит от объема, погруженного в неё тела.

Фронтальный эксперимент 3 :

Опыт с 2-мя телами равной массы, но разного объема, опущенными в 2 стакана с водой.

Вывод: выталкивающая сила зависит от объема, погруженного в неё тела.

Вывод формулы расчета выталкивающей силы

Вывод формулы расчета выталкивающей силы

На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая …………….  сила, … равная

На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая …………….

сила, … равная

"Э-В-Р-И-К-А!"

F Архимеда = Р ж gV

весу жидкости или газа, .

вытесненного

этим……. Телом!!!!!

Опыт    с ведерком Архимеда по доказательству того, что Архимедова сила  ( F А )= Р жидкости ,  вытесненной телом в объеме данного тела.

Опыт с ведерком Архимеда по доказательству того, что Архимедова сила ( F А )= Р жидкости , вытесненной телом в объеме данного тела.

Закон Архимеда:  На погруженное в жидкость (или газ) тело действует выталкивающая сила, численно равная весу жидкости (газа), вытесненной телом, и приложенная к центру тяжести вытесненного телом объема жидкости (газа) .

Закон Архимеда:

На погруженное в жидкость (или газ) тело действует выталкивающая сила, численно равная весу жидкости (газа), вытесненной телом, и приложенная к центру тяжести вытесненного телом объема жидкости (газа) .

Архимед (287 - 212 до н.э.) Древнегреческий ученый, математик и изобретатель, родился в Сиракузах

Архимед (287 - 212 до н.э.)

  • Древнегреческий ученый, математик и изобретатель, родился в Сиракузах
Архимед ( 287 – 212 гг. до н.э.) Архимед посвятил себя математике и механике. Сконструированные им аппараты и машины воспринимались современниками как чудеса техники. Он открыл закон об удельном весе и изучал теорию подъемных механизмов. Среди его изобретений – Архимедов винт, устройство для поднятия воды или сыпучих материалов, таких как песок. Архимед говорил о рычаге, теорией которого он занимался: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир».

Архимед ( 287 – 212 гг. до н.э.)

  • Архимед посвятил себя математике и механике. Сконструированные им аппараты и машины воспринимались современниками как чудеса техники. Он открыл закон об удельном весе и изучал теорию подъемных механизмов.
  • Среди его изобретений – Архимедов винт, устройство для поднятия воды или сыпучих материалов, таких как песок. Архимед говорил о рычаге, теорией которого он занимался: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир».
Выводы Архимедова сила Не зависит от: Зависит от: 1) плотности тела 1) плотности жидкости 2) положения тела 2) объема тела, погруженного в жидкость 3) формы тела 4) от глубины погружения

Выводы

Архимедова сила

Не зависит от:

Зависит от:

1) плотности тела

1) плотности жидкости

2) положения тела

2) объема тела, погруженного в жидкость

3) формы тела

4) от глубины погружения

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА Выполнение теста по изученной теме

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА

  • Выполнение теста по изученной теме
Итог урока  Что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились ?  Домашнее задание: § 48, 49, упр. 32 зад. № 1, 2 (устно) ЛЕГЕНДА ОБ АРХИМЕДЕ

Итог урока

  • Что вы узнали сегодня на уроке?
  • Чему вы научились ?

Домашнее задание:

§ 48, 49, упр. 32 зад. № 1, 2 (устно)

ЛЕГЕНДА ОБ АРХИМЕДЕ

Легенда об Архимеде. Жил в Сиракузах мудрец Архимед, Был другом царя Гиерона. Какой для царя самый Важный предмет? Вы все догадались – корона!

Легенда об Архимеде

И царю узнать охота: Честно ль сделана работа? Не желал терпеть урон Гиерон. И позвал он Архимеда... Началась у них беседа. Гиерон. Вот корона, Архимед.     Золотая или нет? Архимед. Чистым золотом сверкает... Гиерон. Но, ты знаешь, все бывает! И добавить серебро Можно к золоту хитро. А того и хуже - медь, Если совесть не иметь. Сомневаться стал я что-то. Честно ль сделана работа? Можно ль это, ты скажи, определить? Но корону не царапать, не пилить... И задумался ученый: – Что известно? ВЕС короны. Ну а как найти ОБЪЕМ? Думал ночью, думал днем. И однажды, в ванне моясь,

  • Жил в Сиракузах мудрец Архимед, Был другом царя Гиерона. Какой для царя самый Важный предмет? Вы все догадались – корона! Захотелось Гиерону Сделать новую корону. Золота отмерил строго. Взял не мало и не много, Сколько нужно, в самый раз. Ювелиру дал заказ. Через месяц Гиерону Ювелир принес корону. Взял корону Гиерон, Оглядел со всех сторон. Чистым золотом сверкает... Но ведь всякое бывает, И добавить серебро Можно к золоту хитро,

А того и хуже - медь (Если совесть не иметь)...

Погрузился он по пояс. На пол вылилась вода – Догадался он тогда, Как найти ОБЪЕМ короны, И помчался к Гиерону, Не обут и не одет... А народ кричал вослед: – Что случилось, Архимед? - Может быть, землетрясенье Или в городе пожар? Всполошился весь базар! Закрывали лавки даже. Шум и крики, и смятенье! Он промчался мимо стражи. – Эврика! Нашел решенье! – Во дворец примчался он. – Я придумал, Гиерон! (Во дворце.)

Гиерон. Все понятно! Архимед. Нет, постой! Мы теперь корону нашу  Опускаем в эту чашу.   Гиерон! Смотри сюда –   В чаше поднялась вода!  Ставлю черточку по краю. Гиерон. А корону? Архимед. Вынимаю.           В воду золото опустим. Гиерон. В воду – золото? Допустим... Архимед. Поднялась опять вода,           Метку ставлю я. Гиерон. Куда? Архимед. Ну, конечно же, по краю. Гиерон . Ничего не понимаю...          Лишь две черточки я вижу.          Эта – выше, эта – ниже.          Но какой же вывод главный? Архимед. Равный вес.          Объем не равный!          Понимаешь, Гиерон,          Я сейчас открыл закон.          Тот закон совсем простой.          Тело вытеснит... Гиерон. Постой!          Говоришь, объем не равный?

Архимед. Эврика! Раскрыл секрет! Гиерон. Ты оденься, Архимед!          Вот сандалии, хитон.          А расскажешь все потом! Архимед. Пусть весы сюда несут          И с водой большой сосуд...          Все доставить Гиерону!..    Слуги все приносят.) На весы кладем корону, И теперь такой же ровно

Мастер мой- мошенник явный         За фальшивую корону         Он ответит по закону!         А ты за разгадку         Получишь дары!        

Ищем слиток золотой... (Находят кусок золота, по весу равный короне.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!