СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архимедова сила. Условия плавания тел.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа  по теме: « Архимедова сила. Плавание тел.»             (8 класс)

Пояснительная записка

 Контрольная работа по теме: «Архимедова сила. Плавание тел.»

составлена на основе:

  • заданий КИМ ГИА 2015 - 2019 года;
  • Ковалёва, Г.С. Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций [Текст]/ Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2014-160 с. – (Работаем по новым стандартам).

 Цель контроля: выявить уровень образовательных результатов учащихся:

предметные

  • знания:

- закона Архимеда, условия плавания тел;

- физических понятий: уровень, водоизмещение;

- физических величин, характеризующих:

массу тела, плотность вещества, силу тяжести,  вес тела, силу Архимеда.

  • умения:

- определять из графического рисунка, входящие в него элементы, массу тела, плотность вещества, объема погруженной части тела  в жидкость, вес тела, силу Архимеда, сила тяжести, силу необходимую для удержания тела в жидкости.

применять на практике:

- условия плавания тел.

метапредметные 

  • познавательные УУД:

- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических законов или закономерностей и применять имеющие знания для их объяснения;

- распознавать в ситуациях практико-ориентированного характера проявление изученных явлений и закономерностей;

- применять имеющие знания для объяснения физических законов и закономерностей в ситуациях практико-ориентированного характера;

- использовать при выполнении учебных задач справочные материалы о физических величинах;

- объяснять с опорой на рисунки физический закон;

- распознавать и описывать изученные явления,  используя физические величины, различая физический смысл используемой величины, её обозначения и единицы измерения;

- различать словесную формулировку и математическое выражение закона;

- применять закон для анализа процессов и явлений;

- осознано читать и понимать текст заданий;

- составлять краткую запись условия задачи, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения величины.

 

  • регулятивными УУД:

- составлять план   решения задачи и последовательность действий.

 

Характеристика  контрольной работы

Вариантов – 4

Количество заданий - 8

 

Распределение заданий по уровню сложности

Распределение заданий по уровню сложности

 Задания

Количество заданий

% соотношение к общему кол-ву

Репродуктивный уровень

№№1 - 3

3

37,5%

Конструктивный уровень

№№ 4 - 7

4

50 %

Творческий уровень

№ 8

1

12,5 %

Характеристика заданий с позиции выявляемых образовательных результатов

предметные результаты:

- анализировать рисунок (№ 1);

- установление закономерности объёма, массы тела, силы тяжести, силы Архимеда, веса, условия плавания тел (№ 1, 2, 5, 6);

- уметь применять закон Архимеда (№ 3, 4);

- уметь определять силу Архимеда, сила тяжести, вес тела, силу необходимую для удержания тела в жидкости (№ 7);

- решать комбинированные задачи (№ 7, 8);

- уметь применять условия плавания тел (№ 8).

метапредметные результаты

  • познавательные:

- уметь исследовать закономерности физических величин, явлений и зависимости величин (№№ 1, 2,  5, 6, 7, 8);

- пользовать табличными величинами (№ 2, 3, 4, 5, 7, 8);

- отвечать на поставленный вопрос (№ 1, 5);

-  переводить информацию из рисунков (№1);

- объяснять с опорой на рисунки физический закон (№ 1);

- распознавать и описывать изученные явления,  используя физические величины, различая физический смысл используемой величины, её обозначения и единицы измерения (№ 2, 5);

- различать словесную формулировку и математическое выражение закона (№ 2, 5, 8);

-  применять закон для анализа процессов и явлений (№ 2,3, 4, 7,8).

  • регулятивные:

- составлять план решения комбинированных задач и последовательность действий (№ 7- 8);

- следовать при выполнении задач определённым алгоритмам (№№ 4, 5).

 

Содержание  контрольной работы

 

ИНСТРУКЦИЯ

           

            Работа содержит 8 заданий:

1- 5 задания – тест с выбором ответов;

6 задание – сопоставление физических величин с формулами;

7  задание – решение задачи с кратким ответом (дополнительное пояснение);

8- решение задачи с развернутым ответом.

На выполнение отводится 45 минут.

           Задания рекомендуется выполнять по порядку.

Если задание не удалось выполнить сразу, перейдите к следующему.

Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

 

Просмотр содержимого документа
«Архимедова сила. Условия плавания тел.»

Контрольная работа по теме: « Архимедова сила. Плавание тел.» (8 класс)

Пояснительная записка

Контрольная работа по теме: «Архимедова сила. Плавание тел.»

составлена на основе:

  • заданий КИМ ГИА 2012 - 2015 года;

  • Ковалёва, Г.С. Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций [Текст]/ Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2014-160 с. – (Работаем по новым стандартам).

Цель контроля: выявить уровень образовательных результатов учащихся:

предметные

  • знания:

- закона Архимеда, условия плавания тел;

- физических понятий: уровень, водоизмещение;

- физических величин, характеризующих:

массу тела, плотность вещества, силу тяжести, вес тела, силу Архимеда.

  • умения:

- определять из графического рисунка, входящие в него элементы, массу тела, плотность вещества, объема погруженной части тела в жидкость, вес тела, силу Архимеда, сила тяжести, силу необходимую для удержания тела в жидкости.

применять на практике:

- условия плавания тел.

метапредметные

  • познавательные УУД:

- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических законов или закономерностей и применять имеющие знания для их объяснения;

- распознавать в ситуациях практико-ориентированного характера проявление изученных явлений и закономерностей;

- применять имеющие знания для объяснения физических законов и закономерностей в ситуациях практико-ориентированного характера;

- использовать при выполнении учебных задач справочные материалы о физических величинах;

- объяснять с опорой на рисунки физический закон;

- распознавать и описывать изученные явления, используя физические величины, различая физический смысл используемой величины, её обозначения и единицы измерения;

- различать словесную формулировку и математическое выражение закона;

- применять закон для анализа процессов и явлений;

- осознано читать и понимать текст заданий;

- составлять краткую запись условия задачи, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения величины.


  • регулятивными УУД:

- составлять план решения задачи и последовательность действий.


Характеристика контрольной работы

Вариантов – 4

Количество заданий - 8


Распределение заданий по уровню сложности

Распределение заданий по уровню сложности

Задания

Количество заданий

% соотношение к общему кол-ву

Репродуктивный уровень

№№1 - 3

3

37,5%

Конструктивный уровень

№№ 4 - 7

4

50 %

Творческий уровень

№ 8

1

12,5 %

Характеристика заданий с позиции выявляемых образовательных результатов

предметные результаты:

- анализировать рисунок (№ 1);

- установление закономерности объёма, массы тела, силы тяжести, силы Архимеда, веса, условия плавания тел (№ 1, 2, 5, 6);

- уметь применять закон Архимеда (№ 3, 4);

- уметь определять силу Архимеда, сила тяжести, вес тела, силу необходимую для удержания тела в жидкости (№ 7);

- решать комбинированные задачи (№ 7, 8);

- уметь применять условия плавания тел (№ 8).

метапредметные результаты

  • познавательные:

- уметь исследовать закономерности физических величин, явлений и зависимости величин (№№ 1, 2, 5, 6, 7, 8);

- пользовать табличными величинами (№ 2, 3, 4, 5, 7, 8);

- отвечать на поставленный вопрос (№ 1, 5);

- переводить информацию из рисунков (№1);

- объяснять с опорой на рисунки физический закон (№ 1);

- распознавать и описывать изученные явления, используя физические величины, различая физический смысл используемой величины, её обозначения и единицы измерения (№ 2, 5);

- различать словесную формулировку и математическое выражение закона (№ 2, 5, 8);

- применять закон для анализа процессов и явлений (№ 2,3, 4, 7,8).

  • регулятивные:

- составлять план решения комбинированных задач и последовательность действий (№ 7- 8);

- следовать при выполнении задач определённым алгоритмам (№№ 4, 5).


Содержание контрольной работы


ИНСТРУКЦИЯ

Работа содержит 8 заданий:

1- 5 задания – тест с выбором ответов;

6 задание – сопоставление физических величин с формулами;

7 задание – решение задачи с кратким ответом (дополнительное пояснение);

8- решение задачи с развернутым ответом.

На выполнение отводится 45 минут.

Задания рекомендуется выполнять по порядку.

Если задание не удалось выполнить сразу, перейдите к следующему.

Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.







Бланк оформления контрольной работы


Вариант №


задания

Код ответа

Формулы, пояснение решения задания

1




2




3




4




5




6





Задание 7.



Задание 8.











Вариант 1


Часть 1

1. К одинаковым пружинам подвешены шарики равной массы, но разного объема. Снизу к шарикам подносят сосуд с водой и поднимают его до такого уровня, пока шарики полностью погрузятся в воду. Какая пружина сократится больше?

1. Первая. 2. Вторая.

3. Третья.

Ответ______ поясните его

(1балл)


2. В какой жидкости утонет кусок парафина?

Ответ________ поясните его


1. В воде. 2. В ртути.

3. В морской воде. 4.В бензине.

(1 балл)

3. Медный цилиндр массой 1780 г опущен в бензин. Вычислите объем вытесненного им бензина.

(1 балл)


1. 18 м3 2. 0,0002 м3

3. 1,8 м3 4. 0,02 м3

Ответ________ поясните его


4. С какой силой выталкивается из бензина пробковый брусок размером

4 х 5 х 10 см?

(2 балла).


1. 1,42 Н 2. 2 Н.

3. 2,2 Н. 4. 14,4 Н.

Ответ________ поясните его

5. Объем тела 2л, а его вес в воздухе 16 Н. Утонет ли оно в керосине?

Ответ________ поясните его

(2 балла)

1. Будет плавать внутри жидкости.

2. Будет плавать на поверхности жидкости.

3. Утонет.


6. Сопоставьте приведенные силы с формулами для их расчета. Результат занесите в таблицу.


Сила

Формула


А) сила тяжести

Б) вес тела в жидкости

В) сила Архимеда (2 балла)

1) gρжVт

2) gρтVт

3) g (ρт – ρж) Vт








А

Б

В




Ответ



7. Медный цилиндр массой 3,56 кг опущен в бензин. Определите вес медного цилиндра в бензине. (2 балла).


Часть 2


8. Льдина плавает в море, причем ее надводная часть имеет объем 150 м3. Определите объем всей льдины. (3 балла)

Вариант 2


Часть 1

1. К коромыслу рычажных весов подвешены два одинаковых груза. Нарушится ли равновесие весов, если одну гирю опустить в воду, а другую в керосин?

1. Не нарушится.

2. Перетянет гиря, опущенная в воду.

3. Перетянет гиря, опущенная в керосин.

Ответ________ поясните его (1 балл).


2. В какой жидкости утонет дубовый брусок? Ответ________ поясните его


1. В воде. 2. В керосине.

3. В спирте. 4. В бензине.

(1 балл).

3. Латунная деталь объемом

2500 см3 погружена в нефть. Чему равна архимедова сила, действующая на деталь?

(1 балл).


1. 20 Н 2. 0,02 Н

3. 0,0002 Н 4. 1,8 Н

Ответ________ поясните его

4. Алюминиевый брусок массой

270 г опущен в спирт. Чему равна действующая на брусок архимедова сила?

(2 балла)

1. 0,8 Н 2. 2 Н.

3. 0,2 Н. 4. 0,4 Н

Ответ________ поясните его


5. Когда тело полностью погрузили в воду, то оно вытеснило воду объемом 2 л. Утонет ли это тело, если его вес 12 Н?

Ответ________ поясните его (2 балл)


1. Будет плавать внутри жидкости.

2. Будет плавать на поверхности жидкости.

3. Утонет.

6. Сопоставьте приведенные величины с формулами для их расчета. Результат занесите в таблицу.


Сила

Формула


А) давление внутри жидкости

Б) давление тела

В) подъёмная сила (2 балла)

1)

2) g (ρ1 – ρ2) V

3) gρжh








А

Б

В




Ответ



7. Какую силу надо приложить для подъема из воды бетонной плиты размером 2 х 1 х 0,3 м?

(2 балла)


Часть 2


8. Тело плавает в керосине, погружаясь на ¾ своего объема. Определите плотность вещества тела. (3 балла)


Вариант 3


Часть 1


1. На рычаге уравновешены бруски, разные по объему. Нарушится ли равновесие рычага, если бруски опустить в воду?

1. Не нарушится.

2. Перетянет большой по объему брусок.

3. Перетянет меньший по объему брусок.

Ответ________ поясните его (1балл)


2. В какой жидкости не утонет лед?

Ответ________ поясните его

1. В нефти. 2. В ацетоне.

3. В спирте 4. В морской воде.

(1 балл).

3. Кусок алюминия массой 540 г опущен в керосин. Каков объем вытесненного керосина?

(1 балл)


1. 0,02 м3 2. 0,0002 м3

3. 0,02 м3 4. 1,8 м3

Ответ________ поясните его

4. Ребро куба, погруженного в воду, равно 2 см. Вычислите действующую на куб архимедову силу.

(2 балла)

1. 0,0080 Н 2. 0,16 Н

3. 0,016 Н 4. 0,08 Н

Ответ________ поясните его



5. Тело весом 8 Н погрузили в спирт, при этом оно вытеснило спирта объемом 1 л. Утонет ли это тело? Ответ________ поясните его

1. Будет плавать внутри жидкости.

2. Всплывет.

3. Утонет.

(2 балла)



6. Сопоставьте приведенные силы с формулами для их расчета. Результат занесите в таблицу.


Сила

Формула


А) сила упругости

Б) сила давления

В) сила Архимеда (2 балла)

1) p S

2) gρжVт

3) k ΔL








А

Б

В




Ответ




7. Гранитная плита длиной 1,2 м, шириной 40 см и толщиной 25 см находится на дне реки. Какую силу надо приложить, чтобы поднять ее?

(2 балла)


Часть 2


8. Чему равна наименьшая площадь плоской льдины толщиной 40 см, способной удержать на воде человека массой 75 кг. (3 балла)

Вариант 4


Часть 1

1. К коромыслу рычажных весов подвешены два одинаковых по объему шарика. Нарушится ли равновесие весов, если один шарик опустить в подсолнечное масло, а другой в бензин?

1. Не нарушится.

2. Перетянет шарик, опущенный в подсолнечное масло.

3. Перетянет шарик, опущенный в бензин.

Ответ________ поясните его

(1 балл)


2. В какой жидкости не утонет фарфоровая гиря?

(1 балл)


1. В воде 2. В спирте

3. В ртути 4. В бензине

Ответ________ поясните его


3. Стальной шарик объемом

2000 см3 подвешивают на нитке и опускают в подсолнечное масло. Вычислите архимедову силу, действующую на шарик?


1. 2 Н 2. 18,8 Н

3. 1,2 Н 4. 12 Н

Ответ________ поясните его


(1 балл)

4. Медный цилиндр массой 3560 г опущен в бензин. Определите действующую на него архимедову силу. (2 балла)


1. 14,6 Н 2. 2,84 Н

3. 1,46 4. 28,4 Н.

Ответ________ поясните его

5. Тело весом 60 Н при погружении вводу вытеснило воду объемом 4 л. Утонуло ли это тело?

(2 балла).

1. Плавает внутри жидкости.

2. Плавает на поверхности жидкости.

3. Утонуло.

Ответ________ поясните его


6. Сопоставьте приведенные величины с формулами для их расчета. Результат занесите в таблицу.


Сила

Формула


А) давление внутри жидкости

Б) сила Архимеда

В) подъёмная сила (2 балла)

1) gρжVт

2) g (ρ1 – ρ2) V

3) gρжh








А

Б

В




Ответ



7. Алюминиевый брусок массой 0,27 кг опущен в спирт. Определите вес алюминиевого бруска в спирте. (2 балла)


Часть 2


8. Какое наименьшее число бревен длиной 10 м и площадью сечения 300 см2 надо взять для плота, на котором можно переправить через реку

груз массой 5 т? (3 балла)

Инструментарий оценки образовательных достижений учащихся

(схема поэлементного анализа выполнения контрольной работы)

№ задания

Какие элементы знаний, умений выполняются

Стоимость каждого элемента

(баллы)

Общая стоимость заданий

( баллы)

1

Ответить на вопрос по рисунку и сделать пояснения


1

1.1

Ответ на вопрос по рисунку

0,5


1.2

Сделать пояснение характеристик с анализом силы Архимеда

0,5


2

Решить задачу на проверку условия плавания тел


1

2.1

Записать условия плавания тел

0,25


2.2

Определение плотностей по таблице

0,25


2.3

Анализ условия плавания тел

0,5


3

Определить из условий задачи объём вытесняемой жидкости, силу Архимеда


1

3.1

Записать плотность из таблиц

0,25


3.2

Сделать перевод в СИ

0,25


3.3

Записать формулу, силы Архимеда или объёма

0,25


3.4

Вычислить объём вытесняемой жидкости или силу Архимеда

0,25


4

Определить силу Архимеда


2

4.1

Сделать перевод в СИ

0,25


4.2

Записать формулы силы Архимеда, объёма

0,75


4.3

Сделать вычисления

0,5


4.4

Сделать анализ условий и ответить на вопрос

0,5

2

5

Проверка условий плавания тел


2

5.1

Записать формулы условия плавания тел, силы Архимеда

0,5


5.2

Сделать перевод в СИ

0,25


5.3

Определить силу Архимеда

0,25


5.2

Сделать анализ условий

1


6

Сопоставьте приведенные величины с формулами для их расчета


2

6.1

Если правильно определен один пункт

0


6.2

Если правильно определены два пункта

1


6.3

Если правильно определены три пункта

2


7

Решить комбинируемую задачу на определение веса тела или силы приложенной для поднятия тела из жидкости


2

7.1

Сделать перевод в СИ

0,25


7.2

Записать формулы силы Архимеда, силы тяжести, объёма, веса тела, силы приложенной для поднятия тела из жидкости

0,75


7.3

Сделать преобразования формул

0,5


7.4

Определить веса тела или силы приложенной для поднятия тела из жидкости.

Сделать вывод единиц, граф

0,5


8

Решить комбинируемую задачу на определение

плотности вещества, объёма тела, площади тела, числа бревен.


3

8.1

Сделать перевод в СИ, запись табличных величин

0,25


8.2

Записать формулы силы Архимеда, силы тяжести, объёма, веса тела, условия плавания тел

0,5


8.3

Сделать преобразования формул

1,5


8.4

Определить плотности вещества, объёма тела, площади тела, числа бревен

Сделать вывод единиц, граф

0,75



Критерии оценивания результатов:

6 – 8 баллов - отметка «3»

9 - 12 баллов – отметка «4»

13 – 14 баллов – отметка «5»

5 баллов и ниже – отметка «2»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей