Контрольная работа по теме: « Архимедова сила. Плавание тел.» (8 класс)
Пояснительная записка
Контрольная работа по теме: «Архимедова сила. Плавание тел.»
составлена на основе:
заданий КИМ ГИА 2012 - 2015 года;
Ковалёва, Г.С. Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций [Текст]/ Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2014-160 с. – (Работаем по новым стандартам).
Цель контроля: выявить уровень образовательных результатов учащихся:
предметные
- закона Архимеда, условия плавания тел;
- физических понятий: уровень, водоизмещение;
- физических величин, характеризующих:
массу тела, плотность вещества, силу тяжести, вес тела, силу Архимеда.
- определять из графического рисунка, входящие в него элементы, массу тела, плотность вещества, объема погруженной части тела в жидкость, вес тела, силу Архимеда, сила тяжести, силу необходимую для удержания тела в жидкости.
применять на практике:
- условия плавания тел.
метапредметные
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических законов или закономерностей и применять имеющие знания для их объяснения;
- распознавать в ситуациях практико-ориентированного характера проявление изученных явлений и закономерностей;
- применять имеющие знания для объяснения физических законов и закономерностей в ситуациях практико-ориентированного характера;
- использовать при выполнении учебных задач справочные материалы о физических величинах;
- объяснять с опорой на рисунки физический закон;
- распознавать и описывать изученные явления, используя физические величины, различая физический смысл используемой величины, её обозначения и единицы измерения;
- различать словесную формулировку и математическое выражение закона;
- применять закон для анализа процессов и явлений;
- осознано читать и понимать текст заданий;
- составлять краткую запись условия задачи, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения величины.
- составлять план решения задачи и последовательность действий.
Характеристика контрольной работы
Вариантов – 4
Количество заданий - 8
Распределение заданий по уровню сложности
Распределение заданий по уровню сложности | Задания | Количество заданий | % соотношение к общему кол-ву |
Репродуктивный уровень | №№1 - 3 | 3 | 37,5% |
Конструктивный уровень | №№ 4 - 7 | 4 | 50 % |
Творческий уровень | № 8 | 1 | 12,5 % |
Характеристика заданий с позиции выявляемых образовательных результатов
предметные результаты:
- анализировать рисунок (№ 1);
- установление закономерности объёма, массы тела, силы тяжести, силы Архимеда, веса, условия плавания тел (№ 1, 2, 5, 6);
- уметь применять закон Архимеда (№ 3, 4);
- уметь определять силу Архимеда, сила тяжести, вес тела, силу необходимую для удержания тела в жидкости (№ 7);
- решать комбинированные задачи (№ 7, 8);
- уметь применять условия плавания тел (№ 8).
метапредметные результаты
- уметь исследовать закономерности физических величин, явлений и зависимости величин (№№ 1, 2, 5, 6, 7, 8);
- пользовать табличными величинами (№ 2, 3, 4, 5, 7, 8);
- отвечать на поставленный вопрос (№ 1, 5);
- переводить информацию из рисунков (№1);
- объяснять с опорой на рисунки физический закон (№ 1);
- распознавать и описывать изученные явления, используя физические величины, различая физический смысл используемой величины, её обозначения и единицы измерения (№ 2, 5);
- различать словесную формулировку и математическое выражение закона (№ 2, 5, 8);
- применять закон для анализа процессов и явлений (№ 2,3, 4, 7,8).
- составлять план решения комбинированных задач и последовательность действий (№ 7- 8);
- следовать при выполнении задач определённым алгоритмам (№№ 4, 5).
Содержание контрольной работы
ИНСТРУКЦИЯ
Работа содержит 8 заданий:
1- 5 задания – тест с выбором ответов;
6 задание – сопоставление физических величин с формулами;
7 задание – решение задачи с кратким ответом (дополнительное пояснение);
8- решение задачи с развернутым ответом.
На выполнение отводится 45 минут.
Задания рекомендуется выполнять по порядку.
Если задание не удалось выполнить сразу, перейдите к следующему.
Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Бланк оформления контрольной работы
Вариант №
№ задания | Код ответа | Формулы, пояснение решения задания |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
Задание 7.
Задание 8.
Вариант 1
Часть 1
1. К одинаковым пружинам подвешены шарики равной массы, но разного объема. Снизу к шарикам подносят сосуд с водой и поднимают его до такого уровня, пока шарики полностью погрузятся в воду. Какая пружина сократится больше? 1. Первая. 2. Вторая. 3. Третья. Ответ______ поясните его (1балл) | |
2. В какой жидкости утонет кусок парафина? Ответ________ поясните его | 1. В воде. 2. В ртути. 3. В морской воде. 4.В бензине. (1 балл) |
3. Медный цилиндр массой 1780 г опущен в бензин. Вычислите объем вытесненного им бензина. (1 балл) | 1. 18 м3 2. 0,0002 м3 3. 1,8 м3 4. 0,02 м3 Ответ________ поясните его |
4. С какой силой выталкивается из бензина пробковый брусок размером 4 х 5 х 10 см? (2 балла). | 1. 1,42 Н 2. 2 Н. 3. 2,2 Н. 4. 14,4 Н. Ответ________ поясните его |
5. Объем тела 2л, а его вес в воздухе 16 Н. Утонет ли оно в керосине? Ответ________ поясните его (2 балла) | 1. Будет плавать внутри жидкости. 2. Будет плавать на поверхности жидкости. 3. Утонет. |
6. Сопоставьте приведенные силы с формулами для их расчета. Результат занесите в таблицу.
| Сила | Формула |
| А) сила тяжести Б) вес тела в жидкости В) сила Архимеда (2 балла) | 1) gρжVт 2) gρтVт 3) g (ρт – ρж) Vт |
| | | |
| | |
Ответ
7. Медный цилиндр массой 3,56 кг опущен в бензин. Определите вес медного цилиндра в бензине. (2 балла).
Часть 2
8. Льдина плавает в море, причем ее надводная часть имеет объем 150 м3. Определите объем всей льдины. (3 балла)
Вариант 2
Часть 1
1. К коромыслу рычажных весов подвешены два одинаковых груза. Нарушится ли равновесие весов, если одну гирю опустить в воду, а другую в керосин? 1. Не нарушится. 2. Перетянет гиря, опущенная в воду. 3. Перетянет гиря, опущенная в керосин. Ответ________ поясните его (1 балл). | |
2. В какой жидкости утонет дубовый брусок? Ответ________ поясните его | 1. В воде. 2. В керосине. 3. В спирте. 4. В бензине. (1 балл). |
3. Латунная деталь объемом 2500 см3 погружена в нефть. Чему равна архимедова сила, действующая на деталь? (1 балл). | 1. 20 Н 2. 0,02 Н 3. 0,0002 Н 4. 1,8 Н Ответ________ поясните его |
4. Алюминиевый брусок массой 270 г опущен в спирт. Чему равна действующая на брусок архимедова сила? (2 балла) | 1. 0,8 Н 2. 2 Н. 3. 0,2 Н. 4. 0,4 Н Ответ________ поясните его |
5. Когда тело полностью погрузили в воду, то оно вытеснило воду объемом 2 л. Утонет ли это тело, если его вес 12 Н? Ответ________ поясните его (2 балл) | 1. Будет плавать внутри жидкости. 2. Будет плавать на поверхности жидкости. 3. Утонет. |
6. Сопоставьте приведенные величины с формулами для их расчета. Результат занесите в таблицу.
| Сила | Формула |
| А) давление внутри жидкости Б) давление тела В) подъёмная сила (2 балла) | 1) 2) g (ρ1 – ρ2) V 3) gρжh |
| | | |
| | |
Ответ
7. Какую силу надо приложить для подъема из воды бетонной плиты размером 2 х 1 х 0,3 м?
(2 балла)
Часть 2
8. Тело плавает в керосине, погружаясь на ¾ своего объема. Определите плотность вещества тела. (3 балла)
Вариант 3
Часть 1
1. На рычаге уравновешены бруски, разные по объему. Нарушится ли равновесие рычага, если бруски опустить в воду? 1. Не нарушится. 2. Перетянет большой по объему брусок. 3. Перетянет меньший по объему брусок. Ответ________ поясните его (1балл) | |
2. В какой жидкости не утонет лед? Ответ________ поясните его | 1. В нефти. 2. В ацетоне. 3. В спирте 4. В морской воде. (1 балл). |
3. Кусок алюминия массой 540 г опущен в керосин. Каков объем вытесненного керосина? (1 балл) | 1. 0,02 м3 2. 0,0002 м3 3. 0,02 м3 4. 1,8 м3 Ответ________ поясните его |
4. Ребро куба, погруженного в воду, равно 2 см. Вычислите действующую на куб архимедову силу. (2 балла) | 1. 0,0080 Н 2. 0,16 Н 3. 0,016 Н 4. 0,08 Н Ответ________ поясните его |
5. Тело весом 8 Н погрузили в спирт, при этом оно вытеснило спирта объемом 1 л. Утонет ли это тело? Ответ________ поясните его | 1. Будет плавать внутри жидкости. 2. Всплывет. 3. Утонет. (2 балла) |
6. Сопоставьте приведенные силы с формулами для их расчета. Результат занесите в таблицу.
| Сила | Формула |
| А) сила упругости Б) сила давления В) сила Архимеда (2 балла) | 1) p S 2) gρжVт 3) k ΔL |
| | | |
| | |
Ответ
7. Гранитная плита длиной 1,2 м, шириной 40 см и толщиной 25 см находится на дне реки. Какую силу надо приложить, чтобы поднять ее?
(2 балла)
Часть 2
8. Чему равна наименьшая площадь плоской льдины толщиной 40 см, способной удержать на воде человека массой 75 кг. (3 балла)
Вариант 4
Часть 1
1. К коромыслу рычажных весов подвешены два одинаковых по объему шарика. Нарушится ли равновесие весов, если один шарик опустить в подсолнечное масло, а другой в бензин? 1. Не нарушится. 2. Перетянет шарик, опущенный в подсолнечное масло. 3. Перетянет шарик, опущенный в бензин. Ответ________ поясните его (1 балл) | |
2. В какой жидкости не утонет фарфоровая гиря? (1 балл) | 1. В воде 2. В спирте 3. В ртути 4. В бензине Ответ________ поясните его |
3. Стальной шарик объемом 2000 см3 подвешивают на нитке и опускают в подсолнечное масло. Вычислите архимедову силу, действующую на шарик? | 1. 2 Н 2. 18,8 Н 3. 1,2 Н 4. 12 Н Ответ________ поясните его (1 балл) |
4. Медный цилиндр массой 3560 г опущен в бензин. Определите действующую на него архимедову силу. (2 балла) | 1. 14,6 Н 2. 2,84 Н 3. 1,46 4. 28,4 Н. Ответ________ поясните его |
5. Тело весом 60 Н при погружении вводу вытеснило воду объемом 4 л. Утонуло ли это тело? (2 балла). | 1. Плавает внутри жидкости. 2. Плавает на поверхности жидкости. 3. Утонуло. Ответ________ поясните его |
6. Сопоставьте приведенные величины с формулами для их расчета. Результат занесите в таблицу.
| Сила | Формула |
| А) давление внутри жидкости Б) сила Архимеда В) подъёмная сила (2 балла) | 1) gρжVт 2) g (ρ1 – ρ2) V 3) gρжh |
| | | |
| | |
Ответ
7. Алюминиевый брусок массой 0,27 кг опущен в спирт. Определите вес алюминиевого бруска в спирте. (2 балла)
Часть 2
8. Какое наименьшее число бревен длиной 10 м и площадью сечения 300 см2 надо взять для плота, на котором можно переправить через реку
груз массой 5 т? (3 балла)
Инструментарий оценки образовательных достижений учащихся
(схема поэлементного анализа выполнения контрольной работы)
№ задания | Какие элементы знаний, умений выполняются | Стоимость каждого элемента (баллы) | Общая стоимость заданий ( баллы) |
1 | Ответить на вопрос по рисунку и сделать пояснения | | 1 |
1.1 | Ответ на вопрос по рисунку | 0,5 | |
1.2 | Сделать пояснение характеристик с анализом силы Архимеда | 0,5 | |
2 | Решить задачу на проверку условия плавания тел | | 1 |
2.1 | Записать условия плавания тел | 0,25 | |
2.2 | Определение плотностей по таблице | 0,25 | |
2.3 | Анализ условия плавания тел | 0,5 | |
3 | Определить из условий задачи объём вытесняемой жидкости, силу Архимеда | | 1 |
3.1 | Записать плотность из таблиц | 0,25 | |
3.2 | Сделать перевод в СИ | 0,25 | |
3.3 | Записать формулу, силы Архимеда или объёма | 0,25 | |
3.4 | Вычислить объём вытесняемой жидкости или силу Архимеда | 0,25 | |
4 | Определить силу Архимеда | | 2 |
4.1 | Сделать перевод в СИ | 0,25 | |
4.2 | Записать формулы силы Архимеда, объёма | 0,75 | |
4.3 | Сделать вычисления | 0,5 | |
4.4 | Сделать анализ условий и ответить на вопрос | 0,5 | 2 |
5 | Проверка условий плавания тел | | 2 |
5.1 | Записать формулы условия плавания тел, силы Архимеда | 0,5 | |
5.2 | Сделать перевод в СИ | 0,25 | |
5.3 | Определить силу Архимеда | 0,25 | |
5.2 | Сделать анализ условий | 1 | |
6 | Сопоставьте приведенные величины с формулами для их расчета | | 2 |
6.1 | Если правильно определен один пункт | 0 | |
6.2 | Если правильно определены два пункта | 1 | |
6.3 | Если правильно определены три пункта | 2 | |
7 | Решить комбинируемую задачу на определение веса тела или силы приложенной для поднятия тела из жидкости | | 2 |
7.1 | Сделать перевод в СИ | 0,25 | |
7.2 | Записать формулы силы Архимеда, силы тяжести, объёма, веса тела, силы приложенной для поднятия тела из жидкости | 0,75 | |
7.3 | Сделать преобразования формул | 0,5 | |
7.4 | Определить веса тела или силы приложенной для поднятия тела из жидкости. Сделать вывод единиц, граф | 0,5 | |
8 | Решить комбинируемую задачу на определение плотности вещества, объёма тела, площади тела, числа бревен. | | 3 |
8.1 | Сделать перевод в СИ, запись табличных величин | 0,25 | |
8.2 | Записать формулы силы Архимеда, силы тяжести, объёма, веса тела, условия плавания тел | 0,5 | |
8.3 | Сделать преобразования формул | 1,5 | |
8.4 | Определить плотности вещества, объёма тела, площади тела, числа бревен Сделать вывод единиц, граф | 0,75 | |
Критерии оценивания результатов:
6 – 8 баллов - отметка «3»
9 - 12 баллов – отметка «4»
13 – 14 баллов – отметка «5»
5 баллов и ниже – отметка «2»