СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Решение задач на движение в противоположных направлениях"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

учить решать задачи на движение в противоположных направлениях; учить составлять обратные задачи на движение в противоположных направлениях; формировать вычислительные навыки; усвоить полученные знания, умения и навыки при выполнении проверки деления умножением, развивать умения переносить навыки в сходные и новые условия, закрепить вычислительные навыки, умения решать задачи изученных видов.учить решать задачи на движение в противоположных направлениях; учить составлять обратные задачи на движение в противоположных направлениях; формировать вычислительные навыки; усвоить полученные знания, умения и навыки при выполнении проверки деления умножением, развивать умения переносить навыки в сходные и новые условия, закрепить вычислительные навыки, умения решать задачи изученных видов.

Просмотр содержимого документа
«"Решение задач на движение в противоположных направлениях"»

Тема урока: Решение задач на движение в противоположных направлениях».


Цель: Образовательная: Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пут их решения учить применять на практике.


Задача:


-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.


Развивающая:


Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.


Задача:


-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.


Воспитательная:


Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.


Задача:


- Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.



Оборудование:


учебник «Математика 4 класс» (под ред. М.И. Моро), проектор, презентация «Движение в противоположных направлениях», карточки для устного счета, таблица «Движение»



Ход урока:


1.Организационный момент.


- Расположите дроби в порядке возрастания.


8/19 4/19 2/19 9/19 11/19 14/19 10/19 1/19


Ж И В Е И Е Н Д



Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях



Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой)


- Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)


Дети: 1\19, 2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.


- Значит мы продолжаем знакомиться с темой движения.


- Что такое движение?


Д: - Движение – это перемещение ... в пространстве


Запомните. Это ключевое слово нашего урока.


- А математическая разминка – это движение мысли.


2. Устный счет:


А пока, чтоб работать быстро и ловко,


Нам нужна ума тренировка!



Математическая разминка.


1)Цепочка примеров.


Д: 450 : 9 = 50 + 63 = 113 – 13 = 100 х 10 = 1000



2)Задача – эстафета:


Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?

Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?

Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?

Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?

Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?

Орел летит со скоростью 30 м/с. За какое время он пролетит 270 м?

(20 м; 4 м/с; 6 ч; 24 км/ч; 300 км; 9с)

3. Системная актуализация опорных знаний:



- Какие существуют виды задач на движение?


Движение в противоположном направлении с удалением

Движение в противоположном направлении навстречу друг другу

Движение в одном направлении с отставанием

Движение в одном направлении вдогонку

- Что общего и в чём различия этих задач?


ОБЩЕЕ : есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние


РАЗЛИЧИЯ: направление движения объектов, место отправления значения величин и единицы их измерения.


- Сегодня мы будем решать задачи на движение в противоположных направлениях.



(Повторение функциональной зависимости между величинами: скорость, время, расстояние)



- Вспомните, как найти


СКОРОСТЬ V= S: t ВРЕМЯ t = S: V РАССТОЯНИЕ S = V × t



4.Объяснение нового материала. Работа по учебнику с 27.


Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 3 ч?




4 км/ч 5 км/ч




?



Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим расстояние?

Ученики: Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.

Учитель: Чтобы найти расстояние, что находим 1-ым действием?

Ученики: Скорость удаления.

Учитель: Записываем решение.

Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

9 ∙ 3 = 27 (км) – расстояние


Ответ: расстояние – 27 километров.


Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?


4 км/ч 5 км/ч




27 км



Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим время?

Ученики: Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

Учитель: Чтобы найти время, что находим 1-ым действием?

Ученики: Скорость удаления.

Учитель: Записываем решение.

Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

27 : 9 = 3 (ч)


Ответ: время – 3 часа.


Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?




? 5 км/ч




27 км



Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим скорость?

Ученики: Известны расстояние, одна из скоростей и время. Найти надо вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную.

Учитель: Чтобы найти неизвестную скорость, что находим 1-ым действием?

Ученики: Скорость удаления.

Учитель: Записываем решение.

Ученики: 27 : 3 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

9 – 5 = 4 (км/ч)


Ответ: скорость – 4 километра в час.


Учитель: Похожи ли эти задачи?

Ученики: Это задачи на движение в противоположном направлении.

Учитель: Чем отличаются эти задачи?

Ученики: Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 оно дано. Но известное в задаче № 1, станет неизвестным в задаче № 2.

Учитель: Как называются такие задачи?

Ученики: Обратные.

5.Физкультминутка музыкальная.


6.Первичное закрепление материала (презентация)


Слайд № 16 Найти расстояние между автомобилями через 2 часа?

Слайд № 17: проверка решения задачи.

Составляем обратную задачу. Слайд № 18: С какой скоростью двигался второй автомобилист?

Слайд № 19: проверка решения задачи.

Составляем обратную задачу. Слайд № 20:

Через какое время расстояние станет равным 220 км?


Слайд № 21: проверка решения задачи.


7.Работа над пройденным материалом. Работа по учебнику: № 138.


Решение выражений: 1 вариант – 1 строка, 2 вариант – 2 строка.


10 000 – 2 178 ∙ 6 : 4 + 267 =10 000 – 13 068 : 4 + 267 = 10 000 – 3 267 +267 = 7000


240 ∙ 3 + 4 540 : 20 = 720 + 227 = 947



487 ∙ 8 + 45 270 : 3 : 10 = 3 896 + 1 509 = 5 405


560 : 7 + (3 820 – 850) = 80 + 2 970 = 3 0502)


8.Системная актуализация опорных знаний:


- Выполните задания тренажёра. Верхнюю строчку выполняем коллективно,


остальные самостоятельно в парах. (Слайд № 22)



Тренажер


v = 2 км/ч


t = 6 ч


s - ?


s = 12 км


v = 3 км/ч


t - ?


s = 2 м


t = 2 мин


v - ?


v = 10м/мин


t = 8 мин


s - ?


v = 6 км/ч


t = 3 ч


s - ?


s = 8 км


t = 2 ч


v - ?


v = 20 км/ч


t = 4 ч


s - ?


s = 12 м


t = 6 ч


v - ?


v = 12 км/ч


t = 5 ч


s - ?


v = 6 м/мин


t = 15мин


s - ?


s = 60 см


v = 15 см/с


t - ?


s = 90 км


t = 6 ч


v - ?


v = 5 м/мин


t = 16 мин


s - ?


s = 70 км


v = 14 км/ч


t - ?


v = 25 км/ч


t = 4 ч


s - ?


s = 60 км


t = 12 мин


v - ?


Самопроверка





v = 6 км/ч


t = 3 ч


s - ?


18 км


s = 8 км


t = 2 ч


v - ?


4 км\ч


v = 20 км/ч


t = 4 ч


s - ?


80 км


s = 12 м


t = 6 ч


v - ?


2 м\ч


v = 12 км/ч


t = 5 ч


s - ?


60 км


v = 6 м/мин


t = 15мин


s - ?


90 м


s = 60 см


v = 15 см/с


t - ?


4 с


s = 90 км


t = 9 ч


v - ?


10 км\ч


v = 5 м/мин


t = 16 мин


s - ?


80 м


s = 70 км


v = 14 км/ч


t - ?


5 ч


v = 25 км/ч


t = 4 ч


s - ?


100 км


s = 60 км


t = 12 мин


v - ?


5 км\мин



9. Самопроверка: ( Слайд № 23)


Проверьте свою работу.


– Кто допустил ошибку? Почему произошла ошибка?


– Кто решил без ошибок? МОЛОДЦЫ!


10. Актуализация знаний.


- Какие величины не используются в задачах на движение? Слайд № 24


Дети: тонны, центнеры, м2, кг


- По каким признакам можно разделить данные величины на группы?


Д: скор, время, расст.


- Запишите у себя в тетрадях, дополните таблицу. (проверка по слайду) Слайд 25



- Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?


Д. Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времен.


- Ребята, какие действия можно производить с величиной?


Д: - Измерять, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить/


- Какие ещё величины характеризуют процесс движения?


Д: Расстояние, время


-Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?



- При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание. Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.



4001 053


832 974


-----------


3169 079


V. Рефлексия деятельности. Слайд № 26



Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь»


- Как вы понимаете её?


Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.


- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы?


Д: конечно, нет.


Помогите мне, распределите скорость движения. ( на слайде) Слайд 27



- Я приготовила для вас еще одно интересное задание. Это блиц, быстрый ответ на вопрос.


У вас на партах карточки с примерами, около каждого примера стоит номер. Задание, быстро решить примеры.



Карточки с примерами:












Итак, проверяем на таблице. ( проверка по цепочке)


-Какая цифра получилась?


Д: получилась цифра 5.


- В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на 5.



Итог урока: (Слайд 24)


- Чему мы учились на уроке?


- Что вам понравилось?


Что было трудно?




Домашнее задание: стр. 27 № 137, стр. 26 № 134.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!