Тема урока: Решение задач на движение в противоположных направлениях».
Цель: Образовательная: Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пут их решения учить применять на практике.
Задача:
-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
Развивающая:
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Задача:
-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.
Воспитательная:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Задача:
- Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.
Оборудование:
учебник «Математика 4 класс» (под ред. М.И. Моро), проектор, презентация «Движение в противоположных направлениях», карточки для устного счета, таблица «Движение»
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Расположите дроби в порядке возрастания.
8/19 4/19 2/19 9/19 11/19 14/19 10/19 1/19
Ж И В Е И Е Н Д
Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях
Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой)
- Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)
Дети: 1\19, 2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.
- Значит мы продолжаем знакомиться с темой движения.
- Что такое движение?
Д: - Движение – это перемещение ... в пространстве
Запомните. Это ключевое слово нашего урока.
- А математическая разминка – это движение мысли.
2. Устный счет:
А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
Математическая разминка.
1)Цепочка примеров.
Д: 450 : 9 = 50 + 63 = 113 – 13 = 100 х 10 = 1000
2)Задача – эстафета:
Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?
Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?
Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?
Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?
Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?
Орел летит со скоростью 30 м/с. За какое время он пролетит 270 м?
(20 м; 4 м/с; 6 ч; 24 км/ч; 300 км; 9с)
3. Системная актуализация опорных знаний:
- Какие существуют виды задач на движение?
Движение в противоположном направлении с удалением
Движение в противоположном направлении навстречу друг другу
Движение в одном направлении с отставанием
Движение в одном направлении вдогонку
- Что общего и в чём различия этих задач?
ОБЩЕЕ : есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние
РАЗЛИЧИЯ: направление движения объектов, место отправления значения величин и единицы их измерения.
- Сегодня мы будем решать задачи на движение в противоположных направлениях.
(Повторение функциональной зависимости между величинами: скорость, время, расстояние)
- Вспомните, как найти
СКОРОСТЬ V= S: t ВРЕМЯ t = S: V РАССТОЯНИЕ S = V × t
4.Объяснение нового материала. Работа по учебнику с 27.
Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 3 ч?
4 км/ч 5 км/ч
?
Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим расстояние?
Ученики: Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.
Учитель: Чтобы найти расстояние, что находим 1-ым действием?
Ученики: Скорость удаления.
Учитель: Записываем решение.
Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
9 ∙ 3 = 27 (км) – расстояние
Ответ: расстояние – 27 километров.
Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?
4 км/ч 5 км/ч
27 км
Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим время?
Ученики: Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
Учитель: Чтобы найти время, что находим 1-ым действием?
Ученики: Скорость удаления.
Учитель: Записываем решение.
Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
27 : 9 = 3 (ч)
Ответ: время – 3 часа.
Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?
? 5 км/ч
27 км
Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим скорость?
Ученики: Известны расстояние, одна из скоростей и время. Найти надо вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную.
Учитель: Чтобы найти неизвестную скорость, что находим 1-ым действием?
Ученики: Скорость удаления.
Учитель: Записываем решение.
Ученики: 27 : 3 = 9 ( км/ч) – скорость удаления
9 – 5 = 4 (км/ч)
Ответ: скорость – 4 километра в час.
Учитель: Похожи ли эти задачи?
Ученики: Это задачи на движение в противоположном направлении.
Учитель: Чем отличаются эти задачи?
Ученики: Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 оно дано. Но известное в задаче № 1, станет неизвестным в задаче № 2.
Учитель: Как называются такие задачи?
Ученики: Обратные.
5.Физкультминутка музыкальная.
6.Первичное закрепление материала (презентация)
Слайд № 16 Найти расстояние между автомобилями через 2 часа?
Слайд № 17: проверка решения задачи.
Составляем обратную задачу. Слайд № 18: С какой скоростью двигался второй автомобилист?
Слайд № 19: проверка решения задачи.
Составляем обратную задачу. Слайд № 20:
Через какое время расстояние станет равным 220 км?
Слайд № 21: проверка решения задачи.
7.Работа над пройденным материалом. Работа по учебнику: № 138.
Решение выражений: 1 вариант – 1 строка, 2 вариант – 2 строка.
10 000 – 2 178 ∙ 6 : 4 + 267 =10 000 – 13 068 : 4 + 267 = 10 000 – 3 267 +267 = 7000
240 ∙ 3 + 4 540 : 20 = 720 + 227 = 947
487 ∙ 8 + 45 270 : 3 : 10 = 3 896 + 1 509 = 5 405
560 : 7 + (3 820 – 850) = 80 + 2 970 = 3 0502)
8.Системная актуализация опорных знаний:
- Выполните задания тренажёра. Верхнюю строчку выполняем коллективно,
остальные самостоятельно в парах. (Слайд № 22)
Тренажер
v = 2 км/ч
t = 6 ч
s - ?
s = 12 км
v = 3 км/ч
t - ?
s = 2 м
t = 2 мин
v - ?
v = 10м/мин
t = 8 мин
s - ?
v = 6 км/ч
t = 3 ч
s - ?
s = 8 км
t = 2 ч
v - ?
v = 20 км/ч
t = 4 ч
s - ?
s = 12 м
t = 6 ч
v - ?
v = 12 км/ч
t = 5 ч
s - ?
v = 6 м/мин
t = 15мин
s - ?
s = 60 см
v = 15 см/с
t - ?
s = 90 км
t = 6 ч
v - ?
v = 5 м/мин
t = 16 мин
s - ?
s = 70 км
v = 14 км/ч
t - ?
v = 25 км/ч
t = 4 ч
s - ?
s = 60 км
t = 12 мин
v - ?
Самопроверка
v = 6 км/ч
t = 3 ч
s - ?
18 км
s = 8 км
t = 2 ч
v - ?
4 км\ч
v = 20 км/ч
t = 4 ч
s - ?
80 км
s = 12 м
t = 6 ч
v - ?
2 м\ч
v = 12 км/ч
t = 5 ч
s - ?
60 км
v = 6 м/мин
t = 15мин
s - ?
90 м
s = 60 см
v = 15 см/с
t - ?
4 с
s = 90 км
t = 9 ч
v - ?
10 км\ч
v = 5 м/мин
t = 16 мин
s - ?
80 м
s = 70 км
v = 14 км/ч
t - ?
5 ч
v = 25 км/ч
t = 4 ч
s - ?
100 км
s = 60 км
t = 12 мин
v - ?
5 км\мин
9. Самопроверка: ( Слайд № 23)
Проверьте свою работу.
– Кто допустил ошибку? Почему произошла ошибка?
– Кто решил без ошибок? МОЛОДЦЫ!
10. Актуализация знаний.
- Какие величины не используются в задачах на движение? Слайд № 24
Дети: тонны, центнеры, м2, кг
- По каким признакам можно разделить данные величины на группы?
Д: скор, время, расст.
- Запишите у себя в тетрадях, дополните таблицу. (проверка по слайду) Слайд 25
- Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?
Д. Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времен.
- Ребята, какие действия можно производить с величиной?
Д: - Измерять, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить/
- Какие ещё величины характеризуют процесс движения?
Д: Расстояние, время
-Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?
- При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание. Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.
4001 053
832 974
-----------
3169 079
V. Рефлексия деятельности. Слайд № 26
Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь»
- Как вы понимаете её?
Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.
- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы?
Д: конечно, нет.
Помогите мне, распределите скорость движения. ( на слайде) Слайд 27
- Я приготовила для вас еще одно интересное задание. Это блиц, быстрый ответ на вопрос.
У вас на партах карточки с примерами, около каждого примера стоит номер. Задание, быстро решить примеры.
Карточки с примерами:
Итак, проверяем на таблице. ( проверка по цепочке)
-Какая цифра получилась?
Д: получилась цифра 5.
- В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на 5.
Итог урока: (Слайд 24)
- Чему мы учились на уроке?
- Что вам понравилось?
Что было трудно?
Домашнее задание: стр. 27 № 137, стр. 26 № 134.