СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Решение задач математическим способом"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотрены способы решения задач на смешивание растворов с помощью квадратов Пирсена.

Просмотр содержимого документа
«"Решение задач математическим способом"»

Урок по теме:  «Растворы. Решение задач» Цель: воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.    Кольцова Галина Алексеевна    Учитель химии МКОУ «СОШ №3» г. Нововоронеж

Урок по теме: «Растворы. Решение задач»

Цель: воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Кольцова Галина Алексеевна

Учитель химии МКОУ «СОШ №3»

г. Нововоронеж

Задачи: 1. Подвести обучающихся к пониманию необходимости знаний о растворах. 2.Познакомить с новым способом решения задач. Способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком, 3. Развивать навыки наблюдения, экспериментальные навыки, решения задач, умения выделять главное и делать выводы. 4. Воспитывать умение работать самостоятельно. Показать связь изученной темы с жизнью. Развивать смекалку учащихся. 5. Создать на уроке условия для сохранения здоровья.

Задачи:

1. Подвести обучающихся к пониманию необходимости знаний о растворах.

2.Познакомить с новым способом решения задач. Способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком,

3. Развивать навыки наблюдения, экспериментальные навыки, решения задач, умения выделять главное и делать выводы.

4. Воспитывать умение работать самостоятельно. Показать связь изученной темы с жизнью. Развивать смекалку учащихся.

5. Создать на уроке условия для сохранения здоровья.

Растворы Раствор — гомогенная (однородная) смесь, образованная не менее чем двумя компонентами, один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом, это также система переменного состава, находящаяся в состоянии химического равновесия.

Растворы

Раствор — гомогенная (однородная) смесь, образованная не менее чем двумя компонентами, один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом, это также система переменного состава, находящаяся в состоянии химического равновесия.

Растворы в жизни человека Растворы встречаются в нашей жизни чаще чем мы думаем.  Они повсюду нас окружают.                                                                                                    Чай и кофе с которых начинается день большинства людей тоже растворы

Растворы в жизни человека

Растворы встречаются в нашей жизни чаще чем мы думаем. Они повсюду нас окружают.

                                                                                                

Чай и кофе с которых начинается день большинства людей тоже растворы

Бетон, с помощью которого строятся дома в которых мы живём – это раствор цемента и воды.

Бетон, с помощью которого строятся дома в которых мы живём – это раствор цемента и воды.

Все кристаллические вещества, считающиеся чистыми, представляют собой твёрдые растворы с очень малым содержанием примесей

Все кристаллические вещества, считающиеся чистыми, представляют собой твёрдые растворы с очень малым содержанием примесей

Вода тоже содержит различные примеси

Вода тоже содержит различные примеси

Даже воздух которым мы дышим это газообразный раствор

Даже воздух которым мы дышим это газообразный раствор

Химический раствор Пример химического раствора : вода + поваренная соль

Химический раствор

Пример химического раствора : вода + поваренная соль

Способы выражения концентрации растворов   Концентрация  — величина, характеризующая количественный состав раствора. Массовая доля  — отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовая доля измеряется в процентах. где:    — масса растворённого вещества, г (кг);    — общая масса раствора, г (кг).

Способы выражения концентрации растворов

Концентрация  — величина, характеризующая количественный состав раствора.

Массовая доля  — отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовая доля измеряется в процентах.

где:

  — масса растворённого вещества, г (кг);

  — общая масса раствора, г (кг).

Молярность (молярная объёмная концентрация)   Молярная концентрация  — количество растворённого вещества в единице объёма раствора. Молярная концентрация в системе СИ измеряется в моль/м³, однако на практике её гораздо чаще выражают в моль/л. Также распространено выражение в «молярности». Возможно другое обозначение молярной концентрации- С(х), которое принято обозначать М. Так, раствор с концентрацией 0,5 моль/л называют 0,5-молярным. где:    — количество растворённого вещества, моль; V  — общий объём раствора, л.

Молярность (молярная объёмная концентрация)

Молярная концентрация  — количество растворённого вещества в единице объёма раствора. Молярная концентрация в системе СИ измеряется в моль/м³, однако на практике её гораздо чаще выражают в моль/л. Также распространено выражение в «молярности». Возможно другое обозначение молярной концентрации- С(х), которое принято обозначать М. Так, раствор с концентрацией 0,5 моль/л называют 0,5-молярным.

где:

  — количество растворённого вещества, моль;

V  — общий объём раствора, л.

Эксперимент  Опыт 1. К 1 мл. 10 %-ному раствору хлорида натрия прилейте 1 мл. 5% - ного раствора хлорида натрия. Что наблюдаете? Как меняется концентрация вещества в растворе при сливании двух этих растворов? Как изменится концентрация соли, если в раствор соли добавить 10 г хлорида натрия? А если добавить 50 мл воды? Вывод:  Увеличить процентное содержание какого либо вещества можно добавив в раствор это же вещество.   Уменьшить процентное содержание какого либо вещества можно добавив в раствор любое другое вещество.

Эксперимент

Опыт 1. К 1 мл. 10 %-ному раствору хлорида натрия прилейте 1 мл. 5% - ного раствора хлорида натрия. Что наблюдаете? Как меняется концентрация вещества в растворе при сливании двух этих растворов? Как изменится концентрация соли, если в раствор соли добавить 10 г хлорида натрия? А если добавить 50 мл воды?

Вывод:

Увеличить процентное содержание какого либо вещества можно добавив в раствор это же вещество. Уменьшить процентное содержание какого либо вещества можно добавив в раствор любое другое вещество.

Квадрат Пирсона Следует помнить,  что  концентрация воды равна 0%, концентрация твёрдого безводного вещества – 100%

Квадрат Пирсона

Следует помнить, что концентрация воды равна 0%, концентрация твёрдого безводного вещества – 100%

Общие рекомендации к решению задач Д.Пойа «Обдумай цель раньше, чем начать…» - люди начинают вносить предложения, обсуждать и даже бороться за дело, не поняв, какой цели они добиваются.   «С началом считается глупец, о конце думает мудрец» - если вы не уяснили конечной цели,  не трудно при решении задачи сбиться с пути, а затем и вовсе забросить её. «Мудрый меняет свои решения, а дурак никогда» - если мы терпим неудачу, приходится пробовать другие средства и другие пути. «Подмечай главную возможность» - преимущество «знатока» в том, что он всегда начеку и лучше ориентируется в ситуации. «Желаемое мы охотно принимаем за действительное» - наш план даёт лишь один общий контур решения. Надо убедиться, что детали соответствуют ему, поэтому мы должны внимательно рассмотреть каждую из них одну за другой.

Общие рекомендации к решению задач Д.Пойа

«Обдумай цель раньше, чем начать…» - люди начинают вносить предложения, обсуждать и даже бороться за дело, не поняв, какой цели они добиваются.

«С началом считается глупец, о конце думает мудрец» - если вы не уяснили конечной цели, не трудно при решении задачи сбиться с пути, а затем и вовсе забросить её.

«Мудрый меняет свои решения, а дурак никогда» - если мы терпим неудачу, приходится пробовать другие средства и другие пути.

«Подмечай главную возможность» - преимущество «знатока» в том, что он всегда начеку и лучше ориентируется в ситуации.

«Желаемое мы охотно принимаем за действительное» - наш план даёт лишь один общий контур решения. Надо убедиться, что детали соответствуют ему, поэтому мы должны внимательно рассмотреть каждую из них одну за другой.

Пример 1 Определить массы исходных растворов с массовыми долями серной кислоты 7,5 % и 60 %, если при их смешивании образовался раствор массой 350 г с массовой долей кислоты 15 %. Решение: 60% 7,5 15% 7,5%  45 =  300г = 50г и

Пример 1

Определить массы исходных растворов с массовыми долями серной кислоты 7,5 % и 60 %, если при их смешивании образовался раствор массой 350 г с массовой долей кислоты 15 %.

Решение:

60%

7,5

15%

7,5%

45

= 300г

= 50г и

Проверь себя Пример 2. В каких массовых соотношениях надо смешать 20% и 5% - ные растворы одного вещества, чтобы получить 10% раствор? Пример 3. Какой объём воды надо прибавить к раствору серной кислоты объёмом 100 мл с массовой долей 20 % и плотностью 1,14 г/мл, чтобы получить 5 % раствор? Пример 4. Определите массу раствора 9%-ого столового уксуса, который получают из90 г 80 % уксусной кислоты?

Проверь себя

Пример 2. В каких массовых соотношениях надо смешать 20% и 5% - ные растворы одного вещества, чтобы получить 10% раствор?

Пример 3. Какой объём воды надо прибавить к раствору серной кислоты объёмом 100 мл с массовой долей 20 % и плотностью 1,14 г/мл, чтобы получить 5 % раствор?

Пример 4. Определите массу раствора 9%-ого столового уксуса, который получают из90 г 80 % уксусной кислоты?

Эксперимент Опыт 1. Возьмите пробирку и поместите в неё магниевую стружку, прилейте 1-2 мл. соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции. Опыт 2.  В две пробирки налейте 2 мл. раствора карбоната натрия. Затем в одну пробирку прилейте раствор соляной кислоты, а в другую – хлорида магния. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции. Опыт 3.  Возьмите пробирку и налейте в неё 1мл. «купоросной водки», затем добавьте 1-2 мл. раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции. Как найти массу раствора в этих случаях после реакции?

Эксперимент

Опыт 1. Возьмите пробирку и поместите в неё магниевую стружку, прилейте 1-2 мл. соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Опыт 2. В две пробирки налейте 2 мл. раствора карбоната натрия. Затем в одну пробирку прилейте раствор соляной кислоты, а в другую – хлорида магния. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Опыт 3. Возьмите пробирку и налейте в неё 1мл. «купоросной водки», затем добавьте 1-2 мл. раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Как найти массу раствора в этих случаях после реакции?

    Задания для закрепления 1**)  Какую массу AgNO3 необходимо добавить к 100 г 5,5 М раствора HCl (ρ = 1,1 г/мл), чтобы получить раствор, в котором массовая доля соляной кислоты равна 10 %? (Ответ: 34 г AgNO3)  Рассчитайте массовые доли веществ в растворе, образовавшемся при действии 25 мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,1 г/мл) на 4г сульфида железа (II). (Ответ: 19,3 % FeCl2, 7,3 % HCl.) 2*) 3) Какой объём воды надо добавить к 100 г. 70% раствора уксусной кислоты, чтобы получит 9% раствор?

    Задания для закрепления

    1**)

    Какую массу AgNO3 необходимо добавить к 100 г 5,5 М раствора HCl (ρ = 1,1 г/мл), чтобы получить раствор, в котором массовая доля соляной кислоты равна 10 %? (Ответ: 34 г AgNO3)

    Рассчитайте массовые доли веществ в растворе, образовавшемся при действии 25 мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,1 г/мл) на 4г сульфида железа (II). (Ответ: 19,3 % FeCl2, 7,3 % HCl.)

    2*)

    3) Какой объём воды надо добавить к 100 г. 70% раствора уксусной кислоты, чтобы получит 9% раствор?


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!