«Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях центра помощи детям»
«Богатство духовной жизни начинается там,
где благородная мысль и моральное чувство,
сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке».
(В. А. Сухомлинский)
Проблема духовно- нравственного воспитания детей нашего учреждения является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности , проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм, бродяжничество, это способствует утрате семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания детей в условиях центра разработана с учётом культурно-исторических, социально-экономических, региональных особенностей донского края . Она подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации воспитанников, взаимодействия с традиционными религиозными и другими общественными организациями
Сегодня воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности воспитанников. В основе, которых лежат общечеловеческие и отечественные ценности. Помощь в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Создание условий для самореализации личности. Каждая из перечисленных позиций, безусловно, значима в воспитании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проблему их духовно-нравственного обучения и воспитания может решить знакомство с отечественной историей, традиционной российской культурой, заключающей в себе великий духовный потенциал.
Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. К сожалению, многие дети, которые находятся у нас в учреждении уже в ранние годы были лишены семейного тепла, любви, ласки, лишены доброго человеческого общения. В своей неблагополучной семье они развивались одностороннее, что привело к ущербности личности. Не секрет, что потребительство, злобность, жадность, безразличие и многое другое формируют сегодня нравственную сторону наших воспитанников.
Поэтому важнейшая задача педагогов нашей организации – научить каждого ребенка языку вежливости, правилам хорошего тона, выработать принятые манеры поведения. Мы стараемся создавать лучшую в нравственном и умственном отношении «породу» воспитанных людей, способных жить по кодексу человеческой чести. Поэтому задачи воспитательной работы педагога должны заключаться в воспитании духовно-нравственных качеств личности у детей.
Задачи внедрения модели духовно-нравственного и православного образования в условиях центра помощи детям - являются чрезвычайно важными для успешного решения проблемы становления эмоционально-ценностной сферы личности ребенка и его успешной социализации.
Инновационная деятельность по духовно-нравственному образованию воспитанников в условиях нашего центра лежат в основе региональных культурных традиций. Эта работа ведется с истоков образования учреждения
В работе, связанной с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования, принимают участие воспитатели, педагоги дополнительного образования и другие специалисты.
Работу по формированию духовно-нравственных качеств в СВГ , как показывает практика нашего центра, необходимо строить параллельно с такими направлениями в работе, как:
- отношение воспитанников к своему здоровью;
- отношение воспитанников к учебной деятельности;
- отношение воспитанников к дому, где проживают;
- отношение воспитанников к окружающим людям, старшим и младшим, сверстникам, друзьям;
- отношение воспитанников к своей малой и большой родине, исторической
памяти своего народа;
- отношение воспитанников к другим народам и расам, понимание своей
принадлежности мировой цивилизации;
- отношение воспитанников к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни.
Наше учреждение осуществляет работу по нескольким направлениям: «Основы гражданско-патриотического воспитания»
«Охрана здоровья, культура здорового и безопасного образа жизни.»,
«Правовое воспитание и формирование гражданской ответственности»,
«Этическое воспитание, нравственно — этическая культура»,
« Основы профессионального самоопределения, подготовка к сознательному выбору профессии»,
«Воспитание положительного отношения к труду и творчеству», «Культурно- творческое и эстетическое воспитание» -все эти направления являются частью программы « Наш дом».
Работа каждого педагога направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Дети знакомятся с народными праздниками, обычаями, играми, декоративно-прикладным искусством, донского края.
Ежегодно в нашем центре стали традиционными праздники: «С любовью к людям и земле» , Осенние посиделки «Моя семья» , Всемирный день ребенка ,День конституции РФ , «Моя малая Родина» ,Музыкально – развлекательная программа «В гостях у новогодней сказки» , 7 ЯНВАРЯ « Рождество», Всемирный день «Спасибо», Акция «Поздравляем защитников Родины», «Защитникам отчизны поём мы славу!», « Для милых дам». Всемирный день здоровья. Спортивные игры, Театрализованное представление «Пасхальный колобок», Праздник весны и труда., митинг у братской могилы и другие.
Педагоги отметили, что у детей улучшились межличностные отношения, повысился уровень групповой сплоченности, они научились находить конструктивные решения выхода из конфликтных ситуаций, научились понимать и правильно оценивать такие нравственные качества, как совесть, стыд, милосердие.
Из страны детства наши дети уходят в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Мы должны постараться , чтобы воспоминания из детства были яркими, чтобы проводимая с детьми работа оставила свой добрый след в душе каждого ребёнка, разбудила в нём внутреннюю, позитивную энергию.
В. А. Сухомлинский писал: «Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Спасибо, за внимание.