В условиях перехода дополнительного образования на персонифицированное финансирование в рамках федерального проекта "Успех каждого ребёнка" в учреждениях дополнительного образования как никогда важной становиться работа по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
От их направленности, тематики, грамотности составления, эффективности и востребованности зависит успех учебно-воспитательной деятельности в каждом учреждении. А значит авторитет, престиж учреждения и, фактически, дальнейшая судьба.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – это нормативно-констатирующий документ, который формируется с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании и включает в себя два основных раздела: «Комплекс основных характеристик программы» (объем, содержание программы, планируемые результаты) и «Комплекс организационно-педагогических условий» (календарный учебный график, условия реализации программы, формы аттестации, оценочные материалы, методические материалы, список литературы).
Для того, чтобы разработать дополнительную образовательную программу необходимо:
1. Изучить основные нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.)
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-Р);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» от 30.12.2015 №1493
- «Концепция развития дополнительного образования детей» - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 №1726-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья"(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 08.09.2015 №613н);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» (включая разноуровневые программы);
- Указ Президиума РФ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях РФ (23.05.2013 г.) Федеральные государственные образовательные стандарты;
- Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;
- Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 - 2025 годы. Утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 г. N 367
- Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 №212-р «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кемеровской области»;
- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 №740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;
- Нормативно-правовые документы учреждения - например:
- Устав МБУ ДО ЦДТ;
- Положение об организации деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центра детского творчества» по составлению, согласованию и утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- Учебный план МБУ ДО ЦДТ;
- Положение об обучении учащихся по индивидуальным учебным планам (в том числе ускоренного обучения) в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центре детского творчества» (МБУ ДО ЦДТ);
- Комплексная целевая программа развития «Планета творчества» МБУ ДО ЦДТ на 2016-2020 гг.
- Календарный учебный график;
- Положение «Об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО ЦДТ»;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Положение о режиме занятий учащихся,
- Положение о промежуточной аттестации учащихся, осуществлении текущего контроля их успеваемости и аттестации учащихся по завершению реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО ЦДТ;
- Положение об учебно-методическом комплексе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;
- Инструкции по технике безопасности.
2. Составить программу, состоящую из двух разделов - Комплекс основных характеристик программы и Комплекс организационно-педагогических условий, списка литературы и приложений.
3. Грамотно оформить её.
В данном методическом материале для примера приведена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченска Кемеровской области, разработанная методистом Гавриленко Е.В. и педагогом дополнительного образования Колеговой Т.А.