СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по составлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет при разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРОГРАММЫ




Подготовила: методист Ларикова Лариса Николаевна









г. Новомосковск

2016

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Для пояснительной записки.

Содержание образования в детском объединении «……» ориентировано на:

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

— интеграцию личности в национальную и мировую культуру (для художественной направленности);

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Добавляем в программу (выбираем свое!!!!!!)

Содержание программы составлено на основании достижений мировой культуры и науки, российских традиций, культурно-национальных особенностях Тульского региона и направлено на:

  • создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  • профилактику асоциального поведения; (ОБЯЗАТЕЛЬНО!)

  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

  • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

  • укрепление психического и физического здоровья детей; (ОБЯЗАТЕЛЬНО!)

  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.


Новизна программы состоит в том, что... Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»).

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится... Поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки в решении этих задач. При этом следует учитывать, что программы дополнительного образования детей должны быть направлены на: – создание условий для развития ребенка; – развитие мотивации к познанию и творчеству; – обеспечение эмоционального благополучия ребенка; – приобщение детей к общечеловеческим ценностям; – профилактику асоциального поведения; – создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур; – интеллектуальное и духовное развития личности ребенка; – укрепление психического и физического здоровья; – взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется... Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах. Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);

– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);

– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).

Например: Эффективным для (литературного) развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Цель программы: (Должна быть одна и конкретная, самая важная для чего Вы ведете занятия. На КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ!)

1. Обучить... (чему)

2. Сформировать (какие) умения (какой) деятельности.

3. Воспитать (какое) отношение к (чему)

  • При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. В описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких как «всестороннее развитие личности», «удовлетворение образовательных потребностей», «создание возможностей для творческого развития детей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать её основную направленность.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели.

Выделяются следующие типы задач:

  • обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определённому виду деятельности т.п.);

  • развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии, профессионального самоопределения);

  • воспитательные (формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.).

Формулировки цели, и задач должны удовлетворять следующим требованиям:

– предполагать получение конкретного результата (формулироваться глаголом совершенного вида: сформировать, научить, воспитать и т.п.);

– быть направлены на изменения в детях (их знаниях, умениях, отношениях и т.п.), а не в окружающих их обстоятельствах (условиях, средствах воспитания и т.д.);

– относиться к ведущим индивидуально-личностным свойствам ребенка, существенно влияющим на стиль его поведения, деятельности, общения;

– быть реальными с учетом особенностей детей, режима работы, срока и средств, на которые рассчитывается программа.

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники... Программа ориентирована на применение широкого комплекса... В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: (теория, практика, проект). (Или: «Содержание курса объединено в __ тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу...»). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать (авторские модели). (Или: «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию...»). Описывая особенности программы, следует отразить:

  • ведущие идеи, на которых она базируется;

  • ключевые понятия, которыми оперирует автор;

  • этапы её реализации, их обоснование и взаимосвязь.

Раскрываются особенности реализации программы, заложенные в отборе содержания и его структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная, концентрическая или спиральная последовательность освоения содержания).

Линейная структура предполагает изучение учебного материала в строгой, логически обоснованной последовательности, без повторного возвращения к пройденному. Это наиболее экономичный способ, который нашел применение в программированном обучении как особом виде самостоятельной работы в условиях машинного контроля. Программа обучения составлена из шагов, т.е. логически завершенных доз учебного материала. Каждый шаг содержит пять кадров: информационный, операционный, обратной связи, контрольный и указательный. Линейное обучение предполагает, что если ученик выполнил задание неверно, то его возвращают повторить весь пройденный материал. Ошибки не разъясняются, ребенок их разыскивает сам.

При разветвленном обучении ученику указывают на его ошибку и возвращают к тому материалу, незнание которого и привело к появлению ошибки. Современные компьютерные программы, оставаясь столь же жестко запрограммированной системой, позволяют включать в обучение и элементы творческого характера.

Концентрическая структура предполагает изучение одного и того же материала на разных уровнях, каждый из которых имеет свои цели и требования к уровню подготовки учащихся. Так построено изучение ряда школьных дисциплин, например математики: начальная, средняя школа, вуз. Необходимость в построении учебного материала таким способом объясняется сложностью изучаемых явлений, с одной стороны, и возможностью прекратить изучение учебного предмета в момент завершения цикла — с другой. Современный вариант концентрического построения — модульная система, при которой изучаемый материал представлен в виде самостоятельных информационных блоков, усвоение которых происходит в соответствии с целью (объем знания и уровень освоения).

Спиральная структура предполагает расширение и углубление учебного материала, включение связанных с ним знаний, но исключает завершенность и перерывы (на втором и последующих годах обучения).

При смешанном подходе используются различные комбинации описанных выше способов построения учебного материала.

Указываем, какие методы предусматриваются в программе при реализации данного содержания и почему (как они связаны с особенностями содержания, детей, условий реализации программы). Какие формы организации деятельности детей являются характерными для данной программы, каковы принципы их отбора.

Разнообразию содержания дополнительного образования соответствует разнообразие организационных форм, основанных на общении, диалоге педагога и детей, развитии их творческих способностей.

В образовательном процессе используются различные формы организации деятельности детей. К ним относятся и традиционные, принятые в системе образования (лекция, семинары, дискуссия, учебная игра, конференция). В дополнительном образовании эти формы несут так же учебную нагрузку и могут использоваться как активные способы освоения детьми образовательных программ. К этим формам относятся: экскурсии, экспедиция, турпоход, презентация, защита проекта, «тематический стол», день добрых сюрпризов (упражнения в умении оказывать знаки внимания, делать добрые дела), выпускной ринг (отчёт выпускников детских объединений с анализом прошлого, планированием будущего) и чаепитие.

Кроме того, в дополнительном образовании детей часто используются:

  • интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

  • занятия-соревнования: конкурсы турниры, викторины и т.д.;

  • занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.;

  • занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и др.;

  • занятия – фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др.;

  • занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, учёный совет, парламент и др.


Все пояснения должны относиться к путям повышения результативности программы.

В пояснительной записке отмечаются:

  • основные возрастные, психофизиологические (для детей-инвалидов, воспитанников интернатов, детских домов и т.д.)  особенности обучающихся, которым адресована программа;

  • состав детской группы (постоянный, сменный);

  • особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный);

  • требования к знаниям, умениям, навыкам детей (опытные, новички и т.п.).

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Формы и режим занятий. Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:

  • общее количество часов в год;

  • количество часов и занятий в неделю;

  • периодичность занятий.

Вносим в программу

Обязательно указываем режим занятия и разбиваем по годам, можно сделать в виде таблички:

Год обучения

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во час. в неделю

Кол-во часов в год


1

2часа

2 раза

4 часа

72 часа

2

3 часа

2 раза

6 часов

216 часов

3

3 часа

3 раза

9 часов

324 часа


Формирование учебных групп производится на добровольной основе.

Определение этапа обучения, соответствующего обучающимся, проводится по результатам собеседования, определяющих по соответствующим критериям объем базовых данных и степень владения навыками и умениями, необходимыми на занятиях в детском объединении «…….».

При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе обучающихся без ограничений по возрастному признаку, учитываются знания, умения, навыки, которыми владеет ребенок.

Возрастные особенности младших школьников. Выбираем, вставляем в пояснительную записку. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогают занятия по данной программе. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует:

  • сформулировать требования к знаниям, умениям, навыкам, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий по программе (т.е. важно чётко прописать, что он будет знать и уметь; слово «должен» не употребляйте. УБИРАЕМ ИЗ ПРОГРАММЫ);

  • перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий.

Формы подведения итогов реализации программы.

  • дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, навыков (умения, доведенные до автоматизма), возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирование, зачёты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, конференции и т.п.

Показателями сформированности знаний могут являться: (хорошая формулировка!)

- владение понятиями,

- владение фактами,

- владение научной проблематикой,

- владение теориями,

- владение закономерностями и правилами,

- владение методами и процедурами.

Показателями сформированности умений обычно являются конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте обучения. Объективные показатели сформированности умений:

- построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения;

- моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;

- выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;

- самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.

Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями умений.

Можно перечислить качества личности, которые могут быть развиты у детей в результате занятий.

В пояснительной записке вставляем уровни освоения программы (НА ПОСЛЕДНИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ):

1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы (в нашей диагностике – минимальный).

2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы (в нашей диагностике – творческий).

Например

Уровни освоения программы

  1. «Стартовый уровень». Ребенок имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты. Недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения. Присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога. Редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри объединения. Не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное. Ребенок выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя. Моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения. Низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе. Обучающийся выполняет физминутки, гимнастику только под руководством педагога.

  2. «Базовый уровень». Ребенок имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты. Имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу. Проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Участвует в выставках внутри кружка, учреждения. Ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание. Ребенок справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки. Имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает. Имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива. Ребенок следит

за своим физическим состоянием, но физминутки, гимнастику выполняет не ответственно.

  1. «Продвинутый уровень». Ребенок имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик, специальные инструменты). Имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения и т.п.) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом. Проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности. Регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города. Точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание. Ребенок самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом. Имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина). Имеет высокую коммуникативную культуру, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива. Ребенок с определенной долей ответственности выполняет физминутки, гимнастику, следит за своим физическим состоянием.


Даю подсказки, выбирайте

Дополнительные общеобразовательные программы создают условия для приобретения общих (универсальных) способов действия (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу (сущность) компетентностного подхода в дополнительном образовании. Дополнительные общеобразовательные программы должны быть направлены на становление следующих ключевых (сквозных) компетентностей:

познавательная компетентность (способность к обучению в течение всей жизни, как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте; использование наблюдений, измерений, моделирования; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения);

информационная компетентность (способность работать с разными источниками информации; способность к критическому суждению в отношении получаемой информации; владение телекоммуникационными технологиями в общении с людьми; компьютерная грамотность, умение использовать планы и конспекты, знаковые системы, таблицы и схемы );

коммуникативная компетентность (владение различными средствами письменного и устного общения; выбор адекватных ситуациям форм вербального и невербального общения, способов формирования и формулирования мысли; владение способами презентации себя и своей деятельности);

социальная и гражданская компетентность (соблюдение социальных и культурных норм поведения, правил здорового образа жизни; умение ориентироваться в политических и социальных ситуациях и занимать адекватные позиции; способность к регулированию конфликтов ненасильственным путем; способность жить и общаться с людьми других языков, религий и культур; способность участвовать в деятельности демократических институтов; готовность к участию в позитивных социальных преобразованиях на уровне класса, школы, населенного пункта);

организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки деятельности; способность принимать ответственность за собственные действия; владение способами совместной деятельности).

Дополнительные общеобразовательные программы могут обеспечивать становление специальных компетентностей, выделяемых в различных областях образовательной деятельности.

Обязательно описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе: способы учета знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся; в качестве таковых могут использоваться тесты, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.


У кого разработаны критерии оценки освоения программы проще будет разбить на уровни.

Далее переходим к таблице учебно-тематического плана.





Вносим изменения в учебно-тематическое планирование согласно таблице


ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА


N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!