СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования при разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.  

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»





Утверждаю:

Директор ОГБОУДО «ОЦДО»

___________ Н.Н. Курасова

Приказ №______ от ______2017 г.







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

















Автор:

Бодрова О.Ю.,

методист ОЦДО







г. Томск, 2017

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1 Методические рекомендации подготовлены методистом дополнительного образования ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» с учетом методических рекомендации, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерациив целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21). Методические рекомендации предназначены для упорядочения деятельности ОЦДО, реализующего дополнительные общеразвивающие программы, и подлежат учету при их государственном лицензировании.

1.2 Требования вводятся в системе дополнительного образования детей в Томской области на основе российского законодательства и разработаны в целях осуществления единой региональной политики в области дополнительного образования детей.


1.3 Методические рекомендации основываются на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Томской области:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

  • Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

  • О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

  • Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Томской области от 26.11.2008№ 1447.

  • Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (действующая редакция, 2016).


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


2.1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее — программа) является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о предлагаемом детям дополнительном образовании по определенному виду деятельности, имеющим конкретные образовательные цели и фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - комплекс основных характеристик дополнительного образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.


2.2 Программы разрабатываются и принимаются к реализации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательным программам как элементу российской образовательной системы с учетом следующих характеристик дополнительного образования детей:

− свободный личностный выбор деятельности, соответствующей индивидуальным возможностям и потребностям обучающегося;

− вариативное содержание образовательного процесса, направленного на формирование и развитие личностного потенциала с учетом возрастных особенностей;

− отсутствие образовательных стандартов содержания дополнительного образования детей и доступность научного знания и информации для каждого;

− отсутствие эффекта сравнения достижений одного ребенка с достижениями другого и оценка образовательных результатов на основании личностно значимых ценностей;

− деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на формирование социального опыта ребенка, социальной мобильности, адаптивности, ответственности;

− сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися на уровне «человек - человек».


2 2.3 Объем (продолжительность) программы определяется в зависимости от состава обучающихся и содержания учебного материала. Содержание и материал программы дифференцируется по уровням сложности, предусматривая задания разного уровня по каждой теме программы. Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней сложности, реализуемых через создание условий и оценку изначальной готовности участника (определение степени готовности к освоению материала).


2.3.1 «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация стартового уровня предполагает наличие программы не более чем на один год обучения в количестве до 144 часов. Данная программа может быть использована в нескольких вариантах:

− как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности;

− как первая ступень - переход к базовой общеразвивающей программе обучения;

− как основа программы по внеурочной деятельности, реализуемой педагогами дополнительного образования, работающих в общеобразовательной организации;

− как дополнительная общеразвивающая программа для лагерей летнего отдыха и оздоровления детей.

Состав учащихся может быть сменным, как одновозрастным, так и разновозрастным. При этом рекомендуемая сменяемость за весь период освоения программы составляет не более 50 %. В зависимости от направленности программы, ее содержания и особенностей усвоения стартового уровня, педагог дифференцирует материал по уровням освоения внутри программы, который фиксируется в предполагаемых результатах усвоения (стартовые возможности, промежуточный и итоговый контроль). Контроль усвоения содержания образования отражается в разделе «методическое обеспечение программы» и может быть представлен в форме творческих, зачетных работ, анкет, тестов, победы на конкурсах и соревнованиях, и др.


2.3.2 «Базовый уровень» программы предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно- тематического направления программы (144 ч. - 216 ч.) Программа базового уровня реализуется в течение двух-трех лет. При этом сохранность контингента составляет до 75 % от поступивших на обучение.

В программе необходимо предусмотреть уровневую дифференциацию, обусловленную особенностями направленности программы, спецификой освоения и индивидуальными особенностями, возможностями и потребностями детей и подростков, которые могут являться основанием к переходу на следующий (продвинутый) уровень. Способы отслеживания уровневых результатов используются такие же, как и в программах стартового уровня.


2.3.3 «Продвинутый» уровень предполагает организацию материала, обеспечивающего доступ к сложным (возможно узкопрофильным) и специфическими знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы, а также предполагает изучение околопрофессиональных и профессиональных знаний в данном виде деятельности. Рекомендуемый срок реализации программы – 1-3 года. Рекомендуемый объем часов – до 288 часов в год. Она может реализовываться в различных формах в соответствии с направленностью программы:

− продолжение обучения по дополнительной общеобразовательной программе, реализующей продвинутый уровень обучения, разработанной с учетом групповой работы;

− разработка варианта программы, включающей формы индивидуальных или подгрупповых творческих (научно-исследовательских, технических и.т.д.) проектов учащихся;

Рекомендуемый возраст и объем программ по уровням освоения:

стартовый до 144 часов, 1 г., 6-18 лет одновозрастный разновозрастный переменный;

групповые Базовый 144 часов (216 ч.), 2-3 г., 7-18 лет;

продвинутый до 288 часов, 1-3 г., 9 (10) – 18 лет, Групповые по подгруппам до 144 ч.


2.4 Ответственность за реализацию программ не в полном объеме в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, качество образования своих выпускников несет ОЦДО в установленном законодательством Российской Федерации порядке.


2.5 В соответствии с действующим законодательством программы разрабатываются, утверждаются и реализуются ОЦДО самостоятельно: по согласованию с педагогическим (методическим) советом утверждаются руководителем организации.


2.6 Программа в ходе реализации должна ежегодно корректироваться: вносятся изменения, уточнения и дополнения.


2.7 Дополнительные общеразвивающие программы, предназначенные для детей младшего возраста, направлены на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе индивидуального подхода и соответствующих возрасту видов деятельности. При реализации программ недопустимо дублирование содержания в общеобразовательных организациях, предусмотренного ФГОС всех уровней обучения.


3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


3.1 Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

− формирование и развитие творческих способностей учащихся;

− удовлетворение индивидуальных потребностейучащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

− формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

− обеспечение духовно-нравственного, гражданско- патриотического, военно- патриотического, трудового воспитания учащихся;

− выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

− профессиональную ориентацию учащихся;

− создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

− социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

− формирование общей культуры учащихся;

− удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.


3.2 Цели и задачи программ дополнительного образования детей должны быть:

− направлены на обеспечение обучения, воспитания, развития детей;

− адекватны интересам современных детей и подростков;

− обоснованы аргументами, убедительны для участников образовательных отношений;

− реальны (обеспечены необходимыми ресурсами и подлежащими поэтапному исполнению посредством решения оперативных задач);

− реализуемы (конкретны и выверены в возможности выполнения намеченного плана);

− привлекательны для детей.


3.3 К реализации в организации могут быть приняты программы, предназначенные для получения детьми образования по любому направлению науки, культуры, искусства, техники.


3.4 Содержание дополнительных образовательных программ должно:

1. Соответствовать: достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; соответствующему уровню образования (начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); направленностям дополнительных образовательных программ (технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической); современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

2. Быть направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального само- определения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

3. Требования к содержанию образования, предлагаемого детям программами, определяются учреждениями с учетом следующих параметров: актуальность; адекватность возрастным возможностям; соотнесенность с содержанием дошкольного, общего и профессионального образования; ценностная направленность на развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, сохранение его психологического здоровья, формирование навыков социального поведения, опыта нравственного и профессионального самоопределения.


4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ


4.1 Программа должна отражать педагогическую концепцию педагога; создавать целостные представления о содержании предлагаемого детям учебного курса, возможных результатах его освоения, методиках их выявления и оценки.

4.2 Дополнительная общеразвивающая программа включает следующие структурные элементы: Титульный лист. Общие сведения о программе. Учебный план. Календарный учебный график. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Список литературы.

4.3 Оформление программ должно осуществляться в соответствии с принятыми на федеральном и региональном уровне требованиями.


5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ (см. Приложение)


5.1 На титульном листе рекомендуется указывать: полное наименование образовательного учреждения, реализующего программу; гриф об утверждении программы (где, когда и кем утверждена программа); тип программы («Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа»), направленность и ее название; уровень дополнительной общеразвивающей программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа; срок реализации программы; ФИО, должность автора (-ов) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа; год разработки программы.



5.2 Общие сведения о программе должны содержать максимально полную информацию об основных идеях программы, их актуальности и предполагаемой востребованности; содержании предлагаемого детям образования, принципах организации процесса его освоения детьми определенного возраста. В общих сведениях к программе следует раскрыть: направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско- краеведческая, социально-педагогическая; актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени; цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.

При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат; конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:

  • личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;

  • метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

  • образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.

Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. Отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от существующих; адресат программы – краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики; объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения). Формы обучения – очная, очно-заочная или заочная форме (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4).

Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (Приказ №1008, п. 7). Состав группы (постоянный, переменный и др.) режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год. Количество часов и занятий в неделю. Периодичность и продолжительность занятий. В планируемых результатах необходимо сформулировать:

а) требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);

б) компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;

в) личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы.

Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.Формы аттестации разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Перечисляются согласно учебному плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.); формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.; материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники.


5.3 Учебный план содержит следующие обязательные элементы - перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения, тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5). Соотношение времени теоретических и практических занятий должно согласовываться с целями и задачами программы, сроками и регламентом ее реализации.Обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности тем, количества часов на их освоение и разнообразия форм образовательного процесса. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.


5.4 Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме. План должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы. При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил: содержание составляется согласно учебного плана; формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП; необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме); материал следует излагать назывными предложениями; содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно; в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.).


5.5 Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая: количество учебных дней, исключая продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных занятий, время и место проведения. Рекомендовано календарный учебный график составлять для каждой группы, обучающихся отдельно.





5.6 Оценка освоения общеобразовательной общеразвивающей программы.

Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения обучащимися, которые представляют собой: систему ведущих целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательно-деятельностную основу программы; письменную формулировку предполагаемых достижений обучащегося, которые он сможет продемонстрировать.

При проектировании и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо ориентироваться на метапредметные и личностные результаты образования, а также предметные.

Метапредметные результаты означают усвоенные обучащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Личностные результаты включают готовность и способность обучащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).

Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать: теоретические знания по программе; практические умения, предусмотренные программой.

Оценка образовательных результатов обучащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности.

Аттестация (промежуточная и итоговая) по дополнительным общеразвивающим программам может проводиться в формах, определенных учебным планом как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования, который должен быть на официальном сайте организации в сети «Интернет»; формы, порядок и периодичность аттестации учащихся определяется образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Обучающимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и прошедшим итоговую аттестацию, могут выдаваться сертификаты, которые самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные организации (ст.60), могут выдаваться почетные грамоты, призы или устанавливаться другие виды поощрений.







5.7 Методическое обеспечение программы

Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение,поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.

Формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка.

Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.

Алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов; дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

Дифференцированный по соответствующим уровням учебный материал может предлагаться в разных формах и типах источников для участников образовательной программы: размещение методических и дидактических материалов на ресурсах в информационно-коммуникационной сети «Интернет»; в печатном виде (учебники, рабочие тетради, методические пособия и т.д.); в формате, доступном для чтения на электронных устройствах (на персональных компьютерах, планшетах, смартфонах и т.д. в форматах *pdf, *doc, *docx и проч.); в наглядном виде, посредством макетов, прототипов и реальных предметов и средств деятельности.


5.8 Список литературы.

Может быть приведено два списка: − литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса; литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.








ПРИЛОЖЕНИЕ


Титульный лист


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»



Принята на заседании

Утверждаю:

методического совета Директор ОГБОУДО «ОЦДО» от «___» _______ 2016 г. ________ Н.Н. Курасова

«___» _________ 201г. «___» _________ 2016г.

«___» _________ 201 г. «___» _________ 201 г.

«___» _________ 201 г. «___» _________ 201 г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ____________________ НАПРАВЛЕННОСТИ

«НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ»

нОрмативный срок освоения – ____ года

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ - _________ ЛЕТ





Автор-составитель:

Ф.И.О.,

преподаватель ДО




г. Томск, (год)



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ________________ направленности «название программы» разработана на основе образовательной программы среднего (полного) общего образования «название курса» и примерной программы по "название объединения" в соответствии с ФГОС.





Организация-разработчик:

1. Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Областной центр дополнительного образования»





Разработчики:

Ф.И.О. (полностью), преподаватель дополнительного образования ОГБОУДО «ОЦДО».





























Структура программы

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Нормативно-правовые основы разработки общеобразовательной общеразвивающей программы «__________»

1.2. Нормативный срок освоения программы. Цели и задачи

3 2. . ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ___________ НАПРАВЛЕННОСТИ «_______»

2.1. Область и объект деятельности обучающегося

2.2. Особенности общеобразовательной общеразвивающей программы «_________»

3. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

3.1. Рабочий учебный план

3.2. Календарный учебный график

4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ________НАПРАВЛЕННОСТИ «_______»

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

6. ЛИТЕРАТУРА





























1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Нормативно-правовые основы разработки общеобразовательной общеразвивающей программы «____________».

Общеобразовательная общеразвивающая программа «__________» является локальным документом, определяющим содержание и особенности организации учебного процесса, учитывающим возможности и особенности развития обучающихся.

Образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки обучающегося по данному направлению подготовки и включает в себя: рабочий учебный план, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии дополнительного образования и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

Нормативно - правовую основу разработки общеобразовательной общеразвивающей программы «___________» (далее – программа) составляют:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Правительством Российской Федерации 04.09.2014 № 1726-р.

4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России.

5. Устав Образовательного учреждения Областной центр дополнительного образования.

1.2. Нормативный срок освоения программы. Цели и задачи.



Учебный план

1 год обучения (34 недели)

п/п

Разделы и темы

Общее кол-во часов

В том числе:

Форма аттестации/

контроля










теория

практика





2-3 год обучения (36 недель)

п/п

Разделы и темы

Общее кол-во часов

В том числе

Форма аттестации/

контроля










2-й год

3-й год








2-й год

3-й год

теория

прак тика

теория

прак тика




2. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ______________ НАПРАВЛЕННОСТИ «__________________»

2.1. Область и объект деятельности обучающегося.

2.2. Особенности общеобразовательной общеразвивающей программы «___________».



3. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

3.1 Содержание учебного плана



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающегося

1

2

Раздел 1.

Теоретические и практические занятия


1 год обучения

Тема 1.1

Тема 1.2




2 год обучения

Тема 1.1

Тема 1.2




3 год обучения

Тема 1.1

Тема 1.2





Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля
























4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАМЫ ____________ НАПРАВЛЕННОСТИ «________________________»

С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся применяются: входной контроль; рубежный контроль; итоговый контроль.

Входной контроль. Назначение входного контроля состоит в определении способностей обучающегося и его готовности к занятиям. Входной контроль, предваряющий обучение, проводится в форме тестирования.

Рубежный контроль. Рубежный контроль достижений обучающихся базируется на результатах, показанных в соревнованиях. Рубежный контроль проводится комиссией.

Итоговый контроль. Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется в форме контрольной комбинированной проверки с участием ведущего преподавателя.



Должен знать

Должен уметь





5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ _____________________ НАПРАВЛЕННОСТИ «___________________________»

Для реализации данной программы требуется следующая материально-техническая база:


Методическое обеспечение:



6. ЛИТЕРАТУРА























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!