СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающая среда музыкального зала как средство творческого развития детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развивающая среда музыкального зала как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

«Развивающая образовательная среда как средство творческого развития дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности»



Колесникова Светлана Викторовна – музыкальный руководитель

Художественно эстетическое направление является важнейшим средством формирования отношения ребёнка к действительности, эстетического отношения к окружающему миру, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.



Музыка как всякое искусство помогает детям познавать мир и воспитывает у них художественный вкус и творческое воображение. Отражает окружающий мир в ярких образах, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. (Н.А. Ветлугина)



«Музыкальное воспитание обладает уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу и является удивительно тонким и эффективным инструментом развития внутреннего мира ребёнка, раскрытия его творческого потенциала, всестороннего воспитания и развития личности»

(А.И. Буренина)



Рассматривая музыкальную деятельность как возможность воспитать эмоциональный интеллект, запустить развитие потенциальных способностей ребёнка, дать толчок к успешному всестороннему развитию очень важно создать для самостоятельной деятельности детей грамотно организованную предметно - развивающую среду не только в музыкальном зале, но и в группах.



Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует развитию творческих способностей детей, где материальная база, расположение оборудования, моделирование пространства позволяют детям обобщать, анализировать, вести экспериментальную деятельность, получать информацию, обогащать образное мышление и эмоциональную сферу, что является актуальным аспектом в дошкольном образовании.

Реализация создания образовательной среды предполагает постановку цели.

Цель: «Создание условий для индивидуального развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей» Создание условий для художественно-эстетического, познавательного развития, успешной социализации воспитанника, развития его инициативы и творческих способностей

Поставленная цель решается через следующие задачи:

Способствовать развитию коммуникативных навыков, эмоционально-ценностного восприятия, способности познавать себя через музыкальное искусство;

Побуждать детей к творчеству в самостоятельной музыкальной деятельности;

Обогащать внутренний мир, эмоциональную сферу, образное мышление музыкальными впечатлениями;

Создать атмосферу комфорта и доверия, в котором каждый ребёнок может почувствовать себя музыкантом.

Что в свою очередь способствует достижению целевых ориентиров ФГОС ДО.



В музыкальном зале нашего образовательного учреждения создана хорошая материальная база, в которой есть всё необходимое для музыкального развития детей в различных видах деятельности. В групповых помещениях также необходимо создание зоны музыкальных уголков для самостоятельной деятельности, где воспитанники могут иметь возможность закреплять полученные на занятии знания, умения и навыки, отрабатывать приёмы игры на различных музыкальных инструментах, обогащать творческое воображение и фантазию.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2. Разнообразие оборудования.

3. Учет возрастных особенностей детей.

4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

Необходимо, чтобы музыкальные уголки были оснащены оборудованием, соответствующим возрасту и тематике пройденного занятия. По мере ознакомления детей с новым материалом на музыкальном занятии, композитором, музыкальным инструментом, в уголке в группе также выставляется портрет композитора, сюжетная картинка, музыкальный инструмент, с которым ребята познакомились, выкладываются дидактические игры. Таким образом, в зонах музыкальных уголков должно быть всё необходимое соответственно возрасту и тематике: музыкальные инструменты, дидактические игры, ноты – картинки, картинки с изображением инструментов, портреты композиторов, фонотека, магнитофон.

Общая классификация оборудования для музыкальных зон:

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты и игрушки, предназначающиеся для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2. Самодельные инструменты из бросового материала для творческого музицирования:

3. Звуковысотные инструменты (пианино, ксилофон, металлофон, аккордеон, флейта, цитра, арфа)

4. С фиксированной мелодией (шарманки, органчики) ;

5. С одним фиксированным звуком (дудки, свистульки) :

6. Шумовые (бубны, бубенцы, ложки, трещотки, рубель, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики)

7. Музыкально-дидактические игры и пособия:

Нотное лото, нотный стан с нотами, скрипичным и басовым ключами, лесенка. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, ознакомления с элементами нотной грамоты.

8. Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, кассеты, флеш - накопители.

Предлагаю списки необходимого оборудования для развития музыкальности дошкольников:

Образовательная предметно – развивающая среда для развития музыкальности у детей второй младшей группы.

Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки

Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки, музыкальные шкатулки

Шумовые инструменты – ложки, погремушки, бубны, барабан, колокольчики, треугольники, палочки.

Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.

Набор не озвученных образных музыкальных инструментов – дудочки, гармошки, балалайки, микрофончики, гитары.

Атрибуты к музыкальным подвижным играм – султанчики, флажки, платочки, ленточки, листочки, снежинки, цветы (по сезонам).

Ширма настольная с перчаточными куклами.

Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома с яркими красочными иллюстрациями.

Оборудование уголка для младшего возраста включает в себя шумовые инструменты - (бубны, ложки, клавесы, погремушки, коробочки с мелкой крупой, треугольники, колокольчики, трещотки. Музыкальные инструменты из бросового материала – пакеты, скорлупки, маракасы из киндеров, различной формы муляжи от мороженого, коробочки с мелкой крупой, музыкальные шкатулки, картинки с изображением инструментов, дидактические игры.

В среднем дошкольном возрасте, кроме ударных инструментов , вводятся звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны, ноты – картинки, дидактические игры.

Образовательная предметно – развивающая среда для развития музыкальности у детей средней группы.

Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки

Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки, музыкальные шкатулки

Шумовые инструменты – ложки, погремушки, бубны, барабан,

колокольчики, треугольники, палочки.

Металлофон

Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.

Набор не озвученных образных музыкальных инструментов – дудочки, гармошки, балалайки, микрофончики, гитары.

Атрибуты к музыкальным подвижным играм – султанчики, флажки, платочки, ленточки, листочки, снежинки, цветы (по сезонам).

Ширма настольная с перчаточными куклами.

Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Музыкальные картинки к песням, сюжетные картинки, музыкальные лесенки, дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «Наш оркестр», «Угадай колокольчик».

Фланелеграф или магнитная доска

В музыкальный уголок для детей старшего возраста добавляются струнные инструменты (арфа, цитра). Также должны быть портреты композиторов, ноты – картинки, сюжетные картинки, плакаты с изображением музыкальных инструментов, дидактические игры на закрепление навыков и умений, наличие оформленной фонотеки в каждой группе.

Образовательная предметно – развивающая среда для развития музыкальности у детей старшей группы.

Шумовые инструменты – ложки, маракасы, бубны, барабан,

колокольчики, треугольники, клавесы.

Звуковысотные инструменты – металлофон, ксилофон, флейта, пианино, цитра, арфа.

Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.

Портреты композиторов, сюжетные картинки, иллюстрации по теме «Времена года», плакаты с изображением музыкальных инструментов.

Музыкальная лесенка, музыкально – дидактические игры

Фланелеграф или магнитная доска.

Ширма настольная и ширма по росту детей с перчаточными куклами. Разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой.

Атрибуты к музыкальным подвижным играм – султанчики, флажки, платочки, ленточки, листочки, снежинки, цветы (по сезонам).

Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Образовательная предметно – развивающая среда для развития музыкальности у детей подготовительной группы.

Шумовые инструменты – ложки, маракасы, бубны, барабан,

колокольчики, треугольники, клавесы.

Звуковысотные инструменты – металлофон, ксилофон, флейта, пианино, цитра, арфа.

Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.

Портреты композиторов, сюжетные картинки, иллюстрации по теме «Времена года», плакаты с изображением музыкальных инструментов.

Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поём» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и песнях.

Графическое пособие «Эмоции» (карточки, а которых изображены лица с разными эмоциями) для определения характера мелодии при слушании произведений.

Музыкальная лесенка, музыкально – дидактические игры

Фланелеграф или магнитная доска.

Ширма настольная и ширма по росту детей с перчаточными куклами. Разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой.

Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы), атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.), разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций.

Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Музыкальные инструменты - чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети с огромным удовольствием играют на них. Я веду систематическую работу и активно применяю музыкальные инструменты во всех видах деятельности на занятии: слушании, пении, движении, игре. Мы играем в ансамбле, танцуем, поём, импровизируем, придумываем свои мелодии и фантазируем. В общем, играя, развиваемся!

Подводя итог, можно сделать вывод, что создание развивающей образовательной среды играет важную роль и способствует развитию творческих способностей, инициативы и проявлению личностных качеств. Позволяет воспитанникам увидеть, услышать, передать , прожить, прочувствовать яркие образы, краски, красоту окружающего мира в звуках, рождённых музицированием и взаимодействовать, создавая музыку.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!