СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт музыкального зала

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СОЛНЫШКО» СЕЛО ВЕРХНЕЕ КИГИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИГИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

 

 

Паспорт

музыкального зала

 

 

 Визитная карточка Музыкальный руководитель: Кашапова Марина Петровна, Высшее образование, Окончила Уфимское педагогическое училище №2, присуждена квалификация: музыкальный руководитель в детском саду и учитель музыки в школе,

Челябинский государственный педагогический университет– педагог –психолог, 2012 г. Педагогический стаж работы: 28 лет, Высшая квалификационная категория  (2012 г.)  

 

 Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале ДОО в контексте ФГОС

 

ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию ООП ДО, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно- развивающей среды.

Предметно-развивающая среда (ПРС) – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности. Организация пространства, деление на зоны.

Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.

Пространство музыкального зала можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.

Рабочая зона. Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Это в первую очередь такая область как «Художественное творчество». ПРС этой зоны должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д, Она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях.

Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то наличие ковра на полу размера 3*4м, позволяет детям чувствовать себя не стесненно, иметь возможность свободно отвести локти от туловища. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.

Спокойная зона. Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя. Здесь же оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе.

Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно- развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей, значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования, дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.  

При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2-3м и не дальше 5-5,5м от экрана. Стулья устанавливаются в 4-5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6м. Детей рассаживают с учетом их роста. 

 

Общая площадь музыкального зала –  63.8 квадратных метров

 

Костюмерная –  6 квадратных метров

 

 

Санитарно – эпидемиологические и гигиенические требования  к музыкальному залу

 

  • Площадь музыкального зала должна составлять не менее 75 м2
  • Музыкальный зал не должен быть проходным помещением.
  • Половое покрытие должно обладать низкой теплопроводностью.
  • Поверхность стен помещения для музыкального зала окрашены  в светлые тона с коэффициентом отражения  0,6-0,8.
  • Освещение музыкального зала ДОУ – естественное. Величина  коэффициента естественного освещения (КЕО) не менее  1,5%.
  •  Шторы на окнах не должны  снижать уровень естественного освещения.
  •  Цветы на окнах не должны снижать уровень освещения.
  • Осветительная аппаратура должна обеспечивать равномерный свет.  Уровень освещения не менее 150 л.к.  
  • Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильники).  Все источники освещения должны находиться в исправном состоянии.
  • Чистоту оконных стекол производить не реже 2 раз в год.
  • В качестве нагревательных приборов могут использоваться радиаторы, трубчатые нагревательные  элементы. Температура поверхности  обогревательных приборов не более  + 80  градусов С.
  • Обогревательные   элементы должны   быть ограждены  съемными решетками.
  • Влажность воздуха  40- 60 %.
  • Проветривание  сквозное  и угловое  по 10 минут  через  1,5 часа. Проветривание проводится в отсутствии детей  и заканчивается за 30 минут до прихода детей.
  • Температура воздуха в музыкальном зале + 20 градусов С.
  • Перед  каждым занятием необходима влажная уборка помещения.
  •  Мебель согласно возрасту детей. Высота стульчиков в среднем 260-300 мм.

 

Нормативно-правовая база

 

    Основанием для разработки данного паспорта являются следующие нормативно-законодательные документы:

Название документа

1.

Федеральный  закон  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.

Семейный кодекс РФ

3.

Трудовой кодекс

4.

Порядок организации и образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г.№ 1014

5.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

6.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)

7.

Концепция дошкольного воспитания

8.

СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

9.

Письмо МО РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

10.

Устав дошкольного учреждения 

11.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

12.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04. 2014г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные цели и задачи деятельности музыкального зала

 

Музыкальный зал является центром детского сада по осуществлению

музыкально-эстетического развития детей. Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:

 

- воспитание интереса к музыке, развитие музыкальной восприимчивости,

музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений;

- обогащение музыкальных впечатлений детей;

- знакомство детей с музыкальными понятиями, обучение простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений;

- развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальных способностей, формирование певческого голоса ;

- обучение элементарным певческим и двигательным навыкам;

- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;

- формирование  самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

 

ООД проводятся в соответствии с требованиями СанПин два раза в неделю в музыкальном зале:

  • первая группа раннего возраста – 8 минут
  • 2 группа раннего возраста- 10 минут
  • 1 младшая группа - 10 минут
  • 2 младшая   группа - 15 минут
  • Средняя  группа  - 20 минут
  • Старшая группа  - 25 минут
  • Подготовительная к школе группа -  30 минут

 

 

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания по реализации обязательной части Программы

 

Список литературы

 

1. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста [Текст] / Т. С. Бабаджан. — М. : Просвещение, 1967. — 192 с.

 

2.Буренина, А. И. Топ-хлоп, малыши [Текст] : программа музыкально-ритмического

воспитания детей 2–3 лет / А. И. Буренина, Т. Н. Сауко. — СПб. : Композитор, 2001.

— 120 с.

 

3.Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] : / Н. А. Ветлугина.

— М.: Просвещение, 1981. — 240 с.

 

4.Гомонова Е. А. Музыкальный фейерверк [Ноты] : Песни для детей от 2 до 8 лет /

Е. А. Гомонова. — М. : Академия развития, 2005 — 96 c.

 

5.Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников [Текст] : Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) / И. Л. Дзержинская. — М. : Просвещение, 1985. — 160 c.

 

6.Железнова, Е. С. Музыка с мамой [CD]

 

7.Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. . С.Петербург.: Реноме, 2015

 

8.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день .Младшая группа.СПб. Изд-во «Композитор» 2007

 

9.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Средняя группа. СПб. Изд-во «Композитор» 2008

 

10.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Старшая группа. СПб. Изд-во «Композитор» 2008

 

11.Картушина, М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду [Текст] : /

Ю. Картушина. — М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2013. — 176 с.

 

12.Картушина, М. Ю. Музыкальные сказки о зверятах [Текст] : Развлечения для детей 2-3

лет / М. Ю. Картушина. — М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2013. — 104 с.

 

13.Картушина, М. Ю. Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст [Текст] : / М. Ю. Картушина. — М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2013. — 64 с.

 

14.Картушина, М. Ю. Праздники в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] : /

Ю. Картушина. — М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2013. — 112 с.

 

15.Картушина, М. Ю. Развлечения для самых маленьких [Текст] : Сценарии досугов для

детей первой младшей группы / М. Ю. Картушина. — М. : ТЦ Сфера, 2007. — 96 с.

 

16.Музыкальное развитие дошкольников/Под ред. Н.В. Микляевой.-М.: ТЦ Сфера,2015

 

17. «Детство»

 

18. Р. К. Мухаметзянова,  Д. Р. Янкина «Музыка в детском саду». Младшая группа. Башкирское издательство «Китап»., 1998.

 

19. Р. К. Мухаметзянова,  Д. Р. Янкина «Музыка в детском саду». Средняя группа. Башкирское издательство «Китап»., 1998.

 

20. Р. К. Мухаметзянова,  Д. Р. Янкина «Музыка в детском саду». Старшая группа. Башкирское издательство «Китап»., 1998.

 

21. Р. К. Мухаметзянова,  Д. Р. Янкина «Музыка в детском саду». Подготовительная группа. Башкирское издательство «Китап»., 1998.

 

22. Р. К. Мухаметзянова,  Д. Р. Янкина «Музыка в детском саду». Младшая группа. Башкирское издательство «Китап»., 1998.

 

 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) от 17 октября 2013 г. № 1155

 

Периодическая печать

 

«Музыкальный руководитель» иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей  -электронный вариант.

 

Материально-техническое обеспечение Программы

 

Материально-технические условия реализации Программы в учреждении соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

 Обеспечение данных требований направлено на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности в учреждении по художественно-эстетическому развитию.

 

Вид помещения,

 функциональное использование

Оснащение

Групповые комнаты

Художественно-эстетическое развитие

Ознакомление с музыкальным искусством

Сюжетно – ролевые игры

Самостоятельная музыкально-творческая деятельность

Игровая деятельность

Дидактические и развивающие игры на развитие музыкальных способностей.

Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов по музыкальному развитию.

Музыкальный центр, аудиозаписи.

Телевизор (2 группы)

Уголок для музыкальной детской деятельности.

Различные виды театров.

Оборудование и материалы для самостоятельной творческой деятельности.

 

Музыкальный зал

ООД

Индивидуальные занятия

Тематические досуги

Развлечения

Театральные представления

Праздники и утренники

 

Библиотека методической музыкальной литературы, сборники нот.

Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала.

Музыкальная колонка, пианино.

Разнообразные музыкальные инструменты для детей (озвученные, не озвученные)

Портреты русских композиторов

Портреты зарубежных композиторов

Портреты детских композиторов

Наглядный материал (карточки с изображением)

Иллюстрации музыкальных инструментов, симфонического оркестра

Иллюстрации по жанрам музыки (песня, танец, марш)

Иллюстрации по видам музыкального искусства (опера, балет)

Иллюстрации животных

Иллюстрации природы

Иллюстрации сюжетные

Башкирские сюжетные иллюстрации

Наглядные пособия.

Пособия

Игрушки

Атрибуты

Подборка аудио и CD записей с музыкальными произведениями.

Различные виды театров.

Ширма для кукольного театра.

Детские и взрослые костюмы.

Телевизор.

Ноутбук.

Микрофон.

 

 

Дидактические игры и пособия:

 

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Музыкально- слуховые представления

1. «Птица и птенчики»

2. «Мишка и мышка»

3. «Чудесный мешочек»

4. «Курица и цыплята»

5. «Петушок большой и маленький»

6. «Угадай-ка»

7. «Кто как идет?»

 

Музыкально- слуховые представления

1.«Лестница»

2. «Угадай колокольчик»

3. «Три поросенка»

4. «На чем играю?»

5. «Громкая и тихая музыка»

6. «Узнай какой

инструмент»

 

Ладовое чувство

1. «Колпачки»

2. «Солнышко и тучка»

3. «Грустно-весело»

 

Ладовое чувство

1. «Грустно-весело»

2. «Выполни задание»

3.«Слушаем внимательно»

 

Чувство ритма

1. «Прогулка»

2. «Что делают дети»

3. «Зайцы»

 

Чувство ритма

1. «Ритмическое эхо»

2. «Наше путешествие

3. «Определи по ритму»

 

 

CD диски:

1. Праздник каждый день. Вторая группа раннего возраста 1, 2.

2. Праздник каждый день. Младшая группа. 1,2.

3. Праздник каждый день. Средняя группа. 1, 2.

4.  Праздник каждый день. Старшая группа, 1, 2, 3.

5. Праздник каждый день. Подготовительная группа, 1, 2.

6. Праздник каждый день. Подготовительная группа,  дополнительный материал.

7. Топ, топ, малышок.

8. Серия «Детский праздник» «Будущий солдат»

9. Серия «Детский праздник». «Здравствуй, осень золотая».

10. Серия «Детский праздник». «Новогодние снежинки».

11. Серия «Детский праздник». «Танцуй и пой».

12. Серия «Детский праздник». «Рождение звезд».

13. Серия «Детский праздник». «Новогодний карнавал».

14. Серия «Детский праздник» . «Мамочка моя».

15. Серия «Детский праздник». «Поздравляем мам и пап».

16. Серия «Детский праздник». «Прощайте, игрушки».

17. Серия «Детский праздник». «Я дарю мир».

18. Серия «Детский праздник» . «Все мы дружим с песенкой»

19. Серия «Детский праздник». «Детство мчится»

20. Серия «Детский праздник». «Праздник детской песни».

21. Серия «Детский праздник».»Праздник детства».

 

 

Дидактический материал для проведения ООД

 

Куклы

Кукла в теплой одежде

Медведь мягкий маленький, большой.

Собака

Лошадка

Петушок маленький, большой.

Зайцы

Лиса маленькая, большая

Тигр

Хомячок

Веселый оркестр. Звуковой плакат.

 

 

 

Технические средства

1. Фортепиано 2. Микрофон — 1шт. 3. Ноутбук 4. Телевизор

5. Музыкальная колонка

6.  Маленькая колонка для ноутбука.

 

 

 

Полки для атрибутов.

Стульчики детские  -  22 шт.

Стулья большие – 3 шт.  

Столик журнальный - 2 шт.

Рабочий стол – 1 шт.

Дорожки – 4 шт.

Ковер  - 1 шт.

Светильники – 8 шт.

Огнетушитель – 1шт.

 

Музыкальные инструменты

Ударные:

Барабан маленький – 2шт.

Барабан большой – 2 шт.

Бубны – 11 шт.

Бубенчики сюжетные – 4 шт

Бубенчики – 4 шт.

Колокольчик большой – 1 шт.

Колокольчики - 4  шт.

Колокольчики для танца – 12 шт.

Ксилофон детский  – 1 шт.

Маракасы большие – 9 шт.

Металлофон  – 6 шт. 

Металлофон в форме трубы – 2 шт.

Ложки деревянные – 30 шт.

Погремушки пластик  - 40 шт.  

Трещотка – 2 шт. 

Деревянные игрушки- шумелки- 2 шт.

Трещотки пластиковые – 2 шт.

Шарманки – 4 шт.

Духовые:

Свистулька деревянная «Птичка» - 2 шт.

Дудка пластиковая – 1 шт.

Игрушка флейта – 4 шт.

Труба средняя – 1шт.

 

Струнные:

Гусли – 1 шт.

 

Клавишные:

Гармонь – 1шт

Аккордеон Малыш- 2 шт

Детский синтезвтор – 1 шт.

 

Атрибуты к музыкально-ритмическим упражнениям

Зонтик.

Ленты.   

Осенние листья

Платочки

Султанчики 

Балалайки плоскостные

 

Сценарии праздников и развлечений всех возрастных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Паспорт музыкального зала»

Паспорт



музыкального зала




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!