МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа»
Учитель русского языка и литературы: Журбенко Валентина Николаевна
Класс: 6
Урок русского языка. Развитие речи.
Тема урока: Рассказ на основе услышанного.
Цель урока: учить строить рассказ на основе услышанного.
Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствовать устную и письменную речь учащихся;
- учить строить рассказ на основе услышанного.
Развивающие:
-развитие коммуникативных качеств учащихся;
-совершенствовать и развивать орфографические умения и навыки;
-развивать память, воображение, речь, творческие способности;
-обогащать словарный запас;
Воспитательные:
-воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи;
- воспитывать патриотизм на произведениях писателей Курского края.
Оборудование: выставка книг Курских писателей, компьютерная презентация
Ход урока:
1. Оргмомент.
Прошу вас, садитесь. Урок начинаем. Пожелаем друг другу удачи!
( 1 слайд Русская речь.)
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
И.Бунин
2. Выразительное чтение рассказа Е.И.Носова «Живое пламя»
( 2 слайд Е.И.Носов, «Живое пламя», картинка - красные маки)
Справка: Е.И.Носов - русский и советский писатель, родился в Курске. Его произведения посвящены людям современной деревни, событиям Великой Отечественной войны. Герои повестей и рассказов Носова – это люди из народа, тесно связанные с природой.
3. Повторение теоретических знаний.
- Ребята, что вы сейчас прослушали?
-Что такое рассказ? (Слайд 3)
-Какой тип речи характерен для рассказа?
-А почему повествование? (Указана последовательность событий)
-К какому стилю речи относится рассказ «Живое пламя»
Обратимся к композиции рассказа. Назовите части рассказа.
Расположите карточки последовательно, указывая композицию рассказа.
Проверьте
(Слайд 4)
-Что такое завязка? (Момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие)
-Что называется кульминацией? (Момент наивысшего напряжения в развитии события)
-Что такое развязка? (Результат развития события, его заключительный момент)
4 Формулирование темы и цели урока.
Продолжить мне бы хотелось словами К.Г.Паустовского:
«Если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые слова
действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли,
чувства, какие писатель хотел ему передать»
-Как вы понимаете эти слова?
(Нужно так передать, описать то, что видел, слышал, чтобы другие смогли прочувствовать, пережить вместе с героем произведения события.)
-Кто будет являться писателем в нашем случае? Но я предлагаю вам побыть юнкорами. А кто такой ЮНКОР?
Свой рассказ вы можете поместить в нашей тематической школьной газете.
-А где можно взять материал для того, чтобы написать рассказ?
(Можно расспросить кого-нибудь, побывать, например, на какой-то акции, услышать от кого-то)
Попробуйте сформулировать тему урока.
Рассказ на основе услышанного.
(Запишите в тетрадь число, тему урока.)
Я вас просила, чтобы вы вечером после работы пообщались с родными, расспросили родителей, бабушек, дедушек, других родственников о том, какой случай из их жизни им больше всего запомнился, попросили подробно рассказать о нем. Что у вас получилось, мы узнаем позже.
5 Работа над составлением рассказа.
Итак, научимся строить рассказ на основе услышанного.
Но возникает проблема, какая? (Слайд 5)
Да, мы не знаем особенностей создания рассказа на основе услышанного.
- Как вы думаете, как нужно начать рассказ? (со вступления)
-О чём будем говорить во вступлении?
Вступление.
А) Расскажите, при каких обстоятельствах вы услышали рассказываемую вами историю?
Б) Кто ваш рассказчик? Охарактеризуйте его. (Слайд 6)
Зачитайте, какое вступление у вас получилось.
(Учащиеся читают)
Основная часть.
- Что вы должны написать в основной части?
-Да, подробно передать услышанную историю. Постарайтесь не исказить полученную информацию. Попрошу, расскажите свою историю. Напоминаю, что в ней должна быть завязка, кульминация, развязка. (Слайд 7)
(Учащиеся читают)
Заключение.
-Как закончите свой рассказ. О чём напишете?
а) Выскажите своё впечатление от услышанного.
б) Пожелайте что-нибудь рассказчику. (Слайд 8)
Зачитайте, как можно написать.
Физминутка
Устали? Тогда удобно сядьте на стульях. Весна. Благоухают весенние цветы. Представьте, что вы вдыхаете свежий воздух. Вам хорошо и комфортно. Смотрите на экран и наслаждайтесь звучанием оркестра французского композитора и дирижёра Поля Мориа .
- Отдохнули? Готовы меня внимательно слушать?
Вопрос?
-От какого лица в рассказе на основе услышанного должно вестись повествование?
Автор может изложить услышанное от 1-го или от 3-го лица. Ведение рассказа от 1-го лица оживляет повествование, позволяет охарактеризовать рассказчика через его речь, при этом автор может выразить свое отношение и к рассказчику, и к другим персонажам, и к описываемым событиям.
-
6 При написании рассказа на основе услышанного вы можете пользоваться памяткой. (Напечатать каждому ученику)
Памятка для написания рассказа на основе услышанного
Особенности введения услышанного рассказа в повествование:
Вступление
где, когда, от кого, при каких обстоятельствах был услышан рассказ;
характеристика рассказчика (если это необходимо);
изложение услышанного от первого или третьего лица.
Сам рассказ: («Услышанный рассказ»)
завязка (событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий)
кульминация (момент наивысшего напряжения и развития действия).
развязка (заключительное действие, которое явилось результатом развития событий).
Заключение
Поделись своими раздумьями по поводу описанных событий, подумай, чеиу научил тебя этот случай, какой след оставил в памяти.
6 Словарная работа.
А теперь приступим к словарной работе.
-Для чего в нашей речи нужны синонимы? (Синонимы обогащают речь, делают её более выразительной, хорошо подбирать слова для более точного выражения мыслей)
а) Подберите синонимы к словам.
Событие – это мгновение, миг жизни; секунда.
Миг- момент, ситуация, эпизод, фрагмент жизни.
Случай- событие, история, происшествие.
Рассказ- повествование, история.
Рассказать - говорить, беседовать, болтать, тараторить,
б) Запишите слова наречия-помощники в сочинении: вначале, затем, потом, там, назад, вскоре, быстро, издали, сегодня, порой, удивлённо.
в) В сочинении вы можете использовать вводные слова: наверное, конечно, думаю, считаю.
7 Работа по предупреждению ошибок
Язык вашего сочинения будет беден, невыразителен и неинтересен, если вы будете делать речевые ошибки.
Вспомним нашу памятку:
а) - Какие ошибки вы часто допускаете и какие ошибки не надо делать?
- что вы будете делать при редактировании текста, чтобы избежать наиболее часто встречающуюся ошибку?
(подобрать синоним, заменить местоимением, по возможности исключить это из текста).
Запишите такое предложение.
Это путешествие состоялось в марте 1990 года, В этом путешествии участвовал мой папа. (Это путешествие состоялось в марте 1990 года. В нём участвовал мой папа.)
(Повтор, лексическая несочетаемость слов), нарушение границ предложения).
(Дети сначала сами находят ошибки, затем самостоятельно исправляют).
2 Взгляд маленького папы нежный, немного недоверчивый, смотревший на свою старшую сестру.
(лексическая несочетаемость).
Исправлено: (Взгляд папы нежный, немного недоверчивый. Или: Маленький папа нежно и немного недоверчиво смотрит на свою старшую сестру.)
Вот я снова смотрю на снимок , который уже видел, наверное, тысячу раз. На снимке запечатлены военные годы.
Исправлено: Вот я снова смотрю на снимок, который уже видел, наверное, тысячу раз. На нем запечатлены военные годы
8 Чтение готового рассказа на основе услышанного.
(Читает ученик)
9 Домашнее задание: напишите сочинение-рассказ на основе услышанного, можно придумать название свое, более оригинальное.
10 Заключительное слово учителя.
Общайтесь чаще со своими близкими: родителями, людьми старшего поколения. Садитесь вечером рядом, рассматривайте, слушайте воспоминания и расспрашивайте о них, ведь в их жизни столько интересного и поучительного для вас. Сегодня мы с вами услышали события минувших лет. Такие истории научат вас помнить близких, уважать их прошлое, помогут оживить образы ушедших от нас людей или по-новому взглянуть на изменившихся за годы ваших родных людей и друзей.
Такие беседы помогут преодолеть вашу черствость, равнодушие, разбудят вашу совесть и подготовят к вашим собственным добрым делам и поступкам.