СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития коммуникативных качеств учащихся, совершенствование устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка.»

МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Учитель русского языка и литературы: Журбенко Валентина Николаевна

Класс: 6

Урок русского языка. Развитие речи.

Тема урока: Рассказ на основе услышанного.

Цель урока: учить строить рассказ на основе услышанного.

Задачи урока:

Образовательные:

- совершенствовать устную и письменную речь учащихся;

- учить строить рассказ на основе услышанного.

Развивающие:

-развитие коммуникативных качеств учащихся;

-совершенствовать и развивать орфографические умения и навыки;

-развивать память, воображение, речь, творческие способности;

-обогащать словарный запас;

Воспитательные:

-воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи;

- воспитывать патриотизм на произведениях писателей Курского края.

Оборудование: выставка книг Курских писателей, компьютерная презентация

Ход урока:

1. Оргмомент.

Прошу вас, садитесь. Урок начинаем. Пожелаем друг другу удачи!

( 1 слайд Русская речь.)

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

И.Бунин

2. Выразительное чтение рассказа Е.И.Носова «Живое пламя»

( 2 слайд Е.И.Носов, «Живое пламя», картинка - красные маки)







Справка: Е.И.Носов - русский и советский писатель, родился в Курске. Его произведения посвящены людям современной деревни, событиям Великой Отечественной войны. Герои повестей и рассказов Носова – это люди из народа, тесно связанные с природой.

3. Повторение теоретических знаний.

- Ребята, что вы сейчас прослушали?

-Что такое рассказ? (Слайд 3)

-Какой тип речи характерен для рассказа?

-А почему повествование? (Указана последовательность событий)

-К какому стилю речи относится рассказ «Живое пламя»

Обратимся к композиции рассказа. Назовите части рассказа.

Расположите карточки последовательно, указывая композицию рассказа.

Проверьте

(Слайд 4)

-Что такое завязка? (Момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие)

-Что называется кульминацией? (Момент наивысшего напряжения в развитии события)

-Что такое развязка? (Результат развития события, его заключительный момент)



4 Формулирование темы и цели урока.

Продолжить мне бы хотелось словами К.Г.Паустовского:

«Если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые слова

действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли,

чувства, какие писатель хотел ему передать»

-Как вы понимаете эти слова?

(Нужно так передать, описать то, что видел, слышал, чтобы другие смогли прочувствовать, пережить вместе с героем произведения события.)



-Кто будет являться писателем в нашем случае? Но я предлагаю вам побыть юнкорами. А кто такой ЮНКОР?

Свой рассказ вы можете поместить в нашей тематической школьной газете.

-А где можно взять материал для того, чтобы написать рассказ?

(Можно расспросить кого-нибудь, побывать, например, на какой-то акции, услышать от кого-то)

Попробуйте сформулировать тему урока.



Рассказ на основе услышанного.

(Запишите в тетрадь число, тему урока.)

Я вас просила, чтобы вы вечером после работы пообщались с родными, расспросили родителей, бабушек, дедушек, других родственников о том, какой случай из их жизни им больше всего запомнился, попросили подробно рассказать о нем. Что у вас получилось, мы узнаем позже.

5 Работа над составлением рассказа.

Итак, научимся строить рассказ на основе услышанного.

Но возникает проблема, какая? (Слайд 5)

Да, мы не знаем особенностей создания рассказа на основе услышанного.

- Как вы думаете, как нужно начать рассказ? (со вступления)

-О чём будем говорить во вступлении?

Вступление.

А) Расскажите, при каких обстоятельствах вы услышали рассказываемую вами историю?

Б) Кто ваш рассказчик? Охарактеризуйте его. (Слайд 6)

Зачитайте, какое вступление у вас получилось.

(Учащиеся читают)

Основная часть.

- Что вы должны написать в основной части?

-Да, подробно передать услышанную историю. Постарайтесь не исказить полученную информацию. Попрошу, расскажите свою историю. Напоминаю, что в ней должна быть завязка, кульминация, развязка. (Слайд 7)

(Учащиеся читают)

Заключение.

-Как закончите свой рассказ. О чём напишете?

а) Выскажите своё впечатление от услышанного.

б) Пожелайте что-нибудь рассказчику. (Слайд 8)

Зачитайте, как можно написать.



Физминутка

Устали? Тогда удобно сядьте на стульях. Весна. Благоухают весенние цветы. Представьте, что вы вдыхаете свежий воздух. Вам хорошо и комфортно. Смотрите на экран и наслаждайтесь звучанием оркестра французского композитора и дирижёра Поля Мориа .

- Отдохнули? Готовы меня внимательно слушать?

Вопрос?

-От какого лица в рассказе на основе услышанного должно вестись повествование?

    • Автор может изложить услышанное от 1-го или от 3-го лица. Ведение рассказа от 1-го лица оживляет повествование, позволяет охарактеризовать рассказчика через его речь, при этом автор может выразить свое отношение и к рассказчику, и к другим персонажам, и к описываемым событиям.

6 При написании рассказа на основе услышанного вы можете пользоваться памяткой. (Напечатать каждому ученику)



Памятка для написания рассказа на основе услышанного

Особенности введения услышанного рассказа в повествование:

Вступление

      1. где, когда, от кого, при каких обстоятельствах был услышан рассказ;

      2. характеристика рассказчика (если это необходимо);

      3. изложение услышанного от первого или третьего лица.

Сам рассказ: («Услышанный рассказ»)

  1. завязка (событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий)

  2. кульминация (момент наивысшего напряжения и развития действия).

  3. развязка (заключительное действие, которое явилось результатом развития событий).

Заключение

Поделись своими раздумьями по поводу описанных событий, подумай, чеиу научил тебя этот случай, какой след оставил в памяти.



6 Словарная работа.

А теперь приступим к словарной работе.

-Для чего в нашей речи нужны синонимы? (Синонимы обогащают речь, делают её более выразительной, хорошо подбирать слова для более точного выражения мыслей)

а) Подберите синонимы к словам.

Событие – это мгновение, миг жизни; секунда.

Миг- момент, ситуация, эпизод, фрагмент жизни.

Случай- событие, история, происшествие.

Рассказ- повествование, история.

Рассказать - говорить, беседовать, болтать, тараторить,

б) Запишите слова наречия-помощники в сочинении: вначале, затем, потом, там, назад, вскоре, быстро, издали, сегодня, порой, удивлённо.

в) В сочинении вы можете использовать вводные слова: наверное, конечно, думаю, считаю.



7 Работа по предупреждению ошибок

Язык вашего сочинения будет беден, невыразителен и неинтересен, если вы будете делать речевые ошибки.

Вспомним нашу памятку:

а) - Какие ошибки вы часто допускаете и какие ошибки не надо делать?

- что вы будете делать при редактировании текста, чтобы избежать наиболее часто встречающуюся ошибку?

(подобрать синоним, заменить местоимением, по возможности исключить это из текста).

Запишите такое предложение.

  1. Это путешествие состоялось в марте 1990 года, В этом путешествии участвовал мой папа. (Это путешествие состоялось в марте 1990 года. В нём участвовал мой папа.)

(Повтор, лексическая несочетаемость слов), нарушение границ предложения).

(Дети сначала сами находят ошибки, затем самостоятельно исправляют).



2 Взгляд маленького папы нежный, немного недоверчивый, смотревший на свою старшую сестру.

(лексическая несочетаемость).

Исправлено: (Взгляд папы нежный, немного недоверчивый. Или: Маленький папа нежно и немного недоверчиво смотрит на свою старшую сестру.)

Вот я снова смотрю на снимок , который уже видел, наверное, тысячу раз. На снимке запечатлены военные годы.

Исправлено: Вот я снова смотрю на снимок, который уже видел, наверное, тысячу раз. На нем запечатлены военные годы





8 Чтение готового рассказа на основе услышанного.

(Читает ученик)





9 Домашнее задание: напишите сочинение-рассказ на основе услышанного, можно придумать название свое, более оригинальное.



10 Заключительное слово учителя.

Общайтесь чаще со своими близкими: родителями, людьми старшего поколения. Садитесь вечером рядом, рассматривайте, слушайте воспоминания и расспрашивайте о них, ведь в их жизни столько интересного и поучительного для вас. Сегодня мы с вами услышали события минувших лет. Такие истории научат вас помнить близких, уважать их прошлое, помогут оживить образы ушедших от нас людей или по-новому взглянуть на изменившихся за годы ваших родных людей и друзей.

Такие беседы помогут преодолеть вашу черствость, равнодушие, разбудят вашу совесть и подготовят к вашим собственным добрым делам и поступкам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!