СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие общества»

1.10Развитие обще­ства

  • Об­щие све­дения

  • Со­ци­альное раз­ви­тие и со­ци­альные из­ме­нения

  • Ди­алек­ти­ка

  • Эво­люция и ре­волю­ция

  • Прог­ресс и рег­ресс

  • «Ус­ко­рение рит­ма ис­то­рии»

Общие сведения

В ок­ру­жа­ющем ми­ре про­ис­хо­дит мно­жес­тво из­ме­нений. Од­ни из них про­ис­хо­дят по­сто­ян­но и мо­гут быть за­фик­си­рова­ны в лю­бой мо­мент. Для это­го не­об­хо­димо выб­рать оп­ре­делен­ный про­межу­ток вре­мени и прос­ле­дить, ка­кие чер­ты объек­та ис­че­за­ют, а ка­кие — по­яв­ля­ют­ся. Из­ме­нения мо­гут ка­саться по­ложе­ния объек­та в прос­транс­тве, его кон­фи­гура­ции, тем­пе­рату­ры, объема и др., т.е. тех свойств, ко­торые не ос­та­ют­ся по­сто­ян­ны­ми. Сум­ми­руя все из­ме­нения, мы мо­жем вы­делить ха­рак­терные чер­ты, от­ли­ча­ющие дан­ный объект от дру­гих.

Из­ме­нение — про­цесс дви­жения и вза­имо­действия пред­ме­тов и яв­ле­ний, пе­рехо­да от од­но­го их со­сто­яния к дру­гому, по­яв­ле­ния у них но­вых свойств, фун­кций и от­но­шений.

Осо­бый тип из­ме­нения — раз­ви­тие. Ес­ли из­ме­нение ха­рак­те­ризу­ет лю­бое яв­ле­ние действи­тельно­сти и яв­ля­ет­ся уни­вер­сальным, то раз­ви­тие свя­зано с об­новле­ни­ем объек­та, прев­ра­щени­ем его в неч­то но­вое.

При­чем раз­ви­тие не есть об­ра­тимый про­цесс. Нап­ри­мер, из­ме­нение «вода—пар—во­да» не счи­та­ет­ся раз­ви­ти­ем, так же как им не счи­та­ют­ся ко­личес­твен­ные из­ме­нения или раз­ру­шение объек­та и прек­ра­щение его су­щес­тво­вания.

Раз­ви­тие всег­да пред­по­лага­ет ка­чес­твен­ные из­ме­нения, про­ис­хо­дящие в от­но­сительно больших ин­терва­лах вре­мени. При­мера­ми мо­гут слу­жить эво­люция жиз­ни на Зем­ле, ис­то­риче­ское раз­ви­тие че­лове­че­ства, на­уч­но-тех­ни­че­ский прог­ресс.

Раз­ви­тие об­ще­ства — про­цесс пос­ту­пательных из­ме­нений, ко­торые про­ис­хо­дят в каж­дый дан­ный мо­мент в каж­дой точ­ке че­лове­че­ско­го об­ще­жития.

Об­щес­тво на­ходит­ся в неп­ре­рыв­ном дви­жении и раз­ви­тии.

Социальное развитие и социальные изменения

В со­ци­оло­гии для ха­рак­те­рис­ти­ки дви­жения об­ще­ства упот­ребля­ют­ся по­нятия «со­ци­альное раз­ви­тие» и «со­ци­альные из­ме­нения».

Со­ци­альное раз­ви­тие — оп­ре­делен­ный вид со­ци­альных из­ме­нений, име­ющих на­прав­ленность в сто­рону улуч­ше­ния, ус­ложне­ния и со­вер­шенс­тво­вания.

Но су­щес­тву­ет мно­жес­тво дру­гих из­ме­нений. Нап­ри­мер, воз­никно­вение, ста­нов­ле­ние, рост, упа­док, ис­чезно­вение, пе­реход­ный пе­ри­од. Эти из­ме­нения не не­сут в се­бе ни по­ложи­тельно­го, ни от­ри­цательно­го смыс­ла.

Со­ци­альные из­ме­нения — ши­рокий круг со­ци­альных пе­ремен бе­зот­но­сительно к их на­прав­леннос­ти.

Та­ким по­няти­ем обоз­на­ча­ют­ся раз­личные пе­реме­ны, про­ис­хо­дящие в те­чение не­кото­рого вре­мени в со­ци­альных об­щнос­тях, груп­пах, ин­сти­тутах, ор­га­низа­ци­ях, в их вза­имо­от­но­шени­ях друг с дру­гом, а так­же с ин­ди­вида­ми. Из­ме­нения мо­гут про­ис­хо­дить на уров­не меж­личнос­тных от­но­шений (на­при­мер, из­ме­нения в струк­ту­ре и фун­кци­ях семьи), на уров­не ор­га­низа­ций и ин­сти­тутов (об­ра­зова­ние, на­ука по­сто­ян­но под­верже­ны из­ме­нени­ям и в пла­не их со­дер­жа­ния, и в пла­не их ор­га­низа­ции), на уров­не ма­лых и больших со­ци­альных групп.

Мож­но вы­делить че­тыре ви­да со­ци­альных из­ме­нений:

1) струк­турные из­ме­нения, ка­са­ющи­еся струк­тур раз­личных со­ци­альных об­ра­зова­ний (на­при­мер: семьи, лю­бой дру­гой об­щнос­ти, об­ще­ства в це­лом);

2) из­ме­нения, зат­ра­гива­ющие со­ци­альные про­цес­сы (от­но­шения со­лидар­ности, нап­ря­жен­ности, кон­флик­та, рав­нопра­вия и под­чи­нен­ности и т.д.);

3) фун­кци­ональные со­ци­альные из­ме­нения, ка­са­ющи­еся фун­кций раз­личных со­ци­альных сис­тем (в со­от­ветс­твии с Кон­сти­туци­ей Рос­сийской Фе­дера­ции 1993 г. про­изош­ли из­ме­нения в фун­кци­ях за­коно­дательной и ис­полни­тельной вла­сти);

4) мо­тива­ци­он­ные со­ци­альные из­ме­нения (в пос­леднее вре­мя у зна­чительных масс на­селе­ния на пер­вый план выс­ту­па­ют мо­тивы лич­но­го де­неж­но­го за­работ­ка, при­были, что ока­зыва­ет вли­яние на их по­веде­ние, мыш­ле­ние, со­зна­ние).

Все эти из­ме­нения тес­но свя­заны меж­ду со­бой. Из­ме­нения од­но­го ви­да не­из­бежно вле­кут за со­бой из­ме­нения дру­гих ви­дов.

Диалектика

Ди­алек­ти­ка — на­ука о за­конах раз­ви­тия при­роды, об­ще­ства, че­лове­ка и мыш­ле­ния.

Эта на­ука воз­никла в Древ­ней Гре­ции, где вы­соко це­нилось уме­ние по­леми­зиро­вать, ар­гу­мен­ти­ровать, убеж­дать, до­казы­вая свою пра­воту. Под диа­лек­ти­кой по­нима­ли ис­кус­ство спо­ра, ди­ало­га, дис­куссии, в хо­де ко­торых учас­тни­ки выд­ви­гали и от­ста­ива­ли альтер­на­тив­ные точ­ки зре­ния. В про­цес­се спо­ра пре­одо­лева­ет­ся од­носто­рон­ность, вы­раба­тыва­ет­ся вер­ное по­нима­ние об­сужда­емых яв­ле­ний. Ши­роко из­вес­тное вы­раже­ние «в спо­ре рож­да­ет­ся ис­ти­на» впол­не при­мени­мо к дис­кусси­ям фи­лосо­фов древ­ности.

Ан­тичные диа­лек­ти­ки пред­став­ля­ли мир по­сто­ян­но дви­жущим­ся, из­менчи­вым, а все яв­ле­ния — вза­имос­вя­зан­ны­ми. Но в то же вре­мя они не вы­деля­ли ка­тего­рию раз­ви­тия как воз­никно­вения че­го-то но­вого. В древ­негре­чес­кой фи­лосо­фии гос­подс­тво­вала кон­цепция ве­лико­го кру­гово­рота, сог­ласно ко­торой все в ми­ре под­верже­но цик­ли­чес­ким воз­врат­ным из­ме­нени­ям и, по­доб­но сме­не вре­мен го­да, все в ко­неч­ном сче­те воз­вра­ща­ет­ся на кру­ги своя.

По­нятие раз­ви­тия как про­цес­са ка­чес­твен­ных из­ме­нений по­яви­лось в сред­не­веко­вой хрис­ти­ан­ской фи­лосо­фии. Те­олог Ав­густин Бла­жен­ный, жив­ший на сты­ке Ан­тичнос­ти и Сред­не­вековья, срав­ни­вал ис­то­рию с че­лове­че­ской жизнью, про­ходя­щей эта­пы детс­тва, юнос­ти, зре­лос­ти и ста­рос­ти. На­чало ис­то­рии со­по­став­ля­лось с рож­де­ни­ем че­лове­ка, а ее окон­ча­ние (Страш­ный суд) — со смертью. Эта кон­цепция пре­одо­лева­ла пред­став­ле­ние о цик­личнос­ти из­ме­нений, вво­дила по­нятие пос­ту­пательнос­ти дви­жений и не­пов­то­римос­ти со­бытий.

В эпо­ху бур­жу­аз­ных ре­волю­ций воз­никла идея ис­то­риче­ско­го раз­ви­тия, выд­ви­нутая из­вес­тны­ми фран­цуз­ски­ми прос­ве­тите­лями Вольте­ром и Рус­со. На нее опи­рал­ся не­мец­кий фи­лософ И. Кант, ко­торый пос­та­вил воп­рос о раз­ви­тии нравс­твен­ности и со­ци­альном раз­ви­тии че­лове­ка.

В на­чале XIX в. це­лос­тную кон­цепцию раз­ви­тия раз­ра­ботал круп­нейший фи­лософ-иде­алист Г.Ге­гель. Мно­го­об­разные из­ме­нения он на­ходил в при­роде, но под­линное раз­ви­тие ви­дел в ис­то­рии об­ще­ства, и преж­де все­го в его ду­хов­ной культу­ре. Ге­гель вы­явил ос­новные прин­ци­пы диа­лек­ти­ки: уни­вер­сальная связь яв­ле­ний, единс­тво и борьба про­тиво­полож­ностей, раз­ви­тие че­рез от­ри­цание (схе­ма 7).

Схема 7.Принципы диа­лектики по Г.Гегелю

Ди­алек­ти­чес­кие про­тиво­полож­ности не­раз­рывно свя­заны меж­ду со­бой, не­мыс­ли­мы друг без дру­га. Так, со­дер­жа­ние не­воз­можно без фор­мы, часть — без це­лого, следс­твие — без при­чины и т.д. В ря­де слу­ча­ев про­тиво­полож­ности сбли­жа­ют­ся и да­же пе­рехо­дят друг в дру­га, на­при­мер: бо­лезнь и здо­ровье, ма­тери­альное и ду­хов­ное, ко­личес­тво и ка­чес­тво.

За­кон единс­тва и борьбы про­тиво­полож­ностей ус­та­нав­ли­ва­ет, что ис­точни­ком раз­ви­тия выс­ту­па­ют внут­ренние про­тиво­речия.

Осо­бое вни­мание диа­лек­ти­ка уде­ля­ет вза­имос­вя­зи ко­личес­твен­ных и ка­чес­твен­ных из­ме­нений. Лю­бой пред­мет об­ла­да­ет ка­чес­твом, от­ли­ча­ющим его от дру­гих пред­ме­тов, и ко­личес­твен­ны­ми ха­рак­те­рис­ти­ками (объем, вес и т.д.).

Ко­личес­твен­ные из­ме­нения мо­гут на­кап­ли­ваться пос­те­пен­но и не вли­ять на ка­чес­тво пред­ме­та.

Но на оп­ре­делен­ном эта­пе из­ме­нение ко­личес­твен­ных ха­рак­те­рис­тик при­водит к из­ме­нению ка­чес­тва.

Так, уве­личе­ние дав­ле­ния в па­ровом кот­ле мо­жет при­вес­ти к взры­ву, по­сто­ян­ное про­веде­ние не­попу­ляр­ных в на­роде ре­форм вы­зыва­ет не­довольство, на­коп­ле­ние зна­ний в ка­кой-ли­бо об­ласти на­уки при­водит к но­вым от­кры­ти­ям и т.д.

Раз­ви­тие об­ще­ства со­вер­ша­ет­ся пос­ту­пательно, про­ходя оп­ре­делен­ные эта­пы. Каж­дый по­сле­ду­ющий этап как бы от­ри­ца­ет пре­дыду­щий. По ме­ре раз­ви­тия по­яв­ля­ет­ся но­вое ка­чес­тво, про­ис­хо­дит но­вое от­ри­цание, ко­торое в на­уке по­лучи­ло наз­ва­ние от­ри­цание от­ри­цания.

Од­на­ко от­ри­цание нельзя счи­тать унич­то­жени­ем ста­рого. На­ряду с бо­лее слож­ны­ми яв­ле­ни­ями всег­да су­щес­тву­ют бо­лее прос­тые. С дру­гой сто­роны, но­вое, вы­соко­раз­ви­тое, воз­ни­кая из ста­рого, сох­ра­ня­ет все цен­ное, что в нем бы­ло.

Кон­цепция Ге­геля ос­но­выва­ет­ся на ре­альной действи­тельнос­ти, обоб­ща­ет ог­ромный ис­то­риче­ский ма­тери­ал. Од­на­ко на пер­вое мес­то Ге­гель ста­вил ду­хов­ные про­цес­сы об­ще­ствен­ной жиз­ни, счи­тая, что ис­то­рия на­родов яв­ля­ет­ся воп­ло­щени­ем раз­ви­тия идей.

Ис­пользуя кон­цепцию Ге­геля, К. Маркс соз­дал ма­тери­алис­ти­чес­кую диа­лек­ти­ку, ко­торая ос­но­выва­ет­ся на идее раз­ви­тия не от ду­хов­но­го, а от ма­тери­ально­го. Ос­но­вой раз­ви­тия Маркс счи­тал со­вер­шенс­тво­вание ору­дий тру­да (про­из­во­дительных сил), вле­кущее за со­бой из­ме­нение об­ще­ствен­ных от­но­шений. Раз­ви­тие рас­смат­ри­валось К. Мар­ксом, а за­тем и В.И. Ле­ниным как еди­ный за­коно­мер­ный про­цесс, ход ко­торо­го осу­щест­вля­ет­ся не пря­моли­нейно, а по спи­рали. На но­вом вит­ке пов­то­ря­ют­ся пройден­ные сту­пени, но на бо­лее вы­соком ка­чес­твен­ном уров­не. Дви­жение впе­ред про­ис­хо­дит скач­ко­об­разно, иног­да ка­тас­тро­фичес­ки. Пе­реход ко­личес­тва в ка­чес­тво, внут­ренние про­тиво­речия, стол­кно­вение раз­личных сил и тен­денций да­ют им­пульсы к раз­ви­тию.

Эволюция и революция

Од­на­ко про­цесс раз­ви­тия нельзя по­нимать как неп­ре­рыв­ное дви­жение от низ­ше­го к выс­ше­му. Раз­ные на­роды на Зем­ле от­ли­ча­ют­ся в сво­ем раз­ви­тии друг от дру­га. Ка­кие-то на­роды раз­ви­вались быс­трее, ка­кие-то — мед­леннее. В раз­ви­тии од­них пре­об­ла­дали пос­те­пен­ные из­ме­нения, а в раз­ви­тии дру­гих они но­сили скач­ко­об­разный ха­рак­тер. В за­виси­мос­ти от это­го вы­деля­ют эво­люци­он­ное и ре­волю­ци­он­ное раз­ви­тие.

Эво­люция — пос­те­пен­ные, мед­ленные ко­личес­твен­ные из­ме­нения, ко­торые со вре­менем при­водят к пе­рехо­ду в ка­чес­твен­но иное со­сто­яние.

Эво­люция жиз­ни на Зем­ле — на­ибо­лее яр­кий при­мер та­ких из­ме­нений. В раз­ви­тии об­ще­ства эво­люци­он­ные из­ме­нения про­яви­лись в со­вер­шенс­тво­вании ору­дий тру­да, воз­никно­вении но­вых, бо­лее слож­ных форм вза­имо­действия лю­дей в раз­ных сфе­рах их жиз­ни.

Ре­волю­ция — в выс­шей сте­пени ра­дикальные из­ме­нения, пред­по­лага­ющие ко­рен­ную лом­ку су­щес­тво­вав­ших ра­нее от­но­шений, но­сящие все­об­щий ха­рак­тер и опи­ра­ющи­еся в не­кото­рых слу­ча­ях на на­силие.

Ре­волю­ция но­сит скач­ко­об­разный ха­рак­тер. В за­виси­мос­ти от про­дол­жи­тельнос­ти ре­волю­ции бы­ва­ют крат­ковре­мен­ные и дол­говре­мен­ные. К крат­ковре­мен­ным ре­волю­ци­ям от­но­сят­ся со­ци­альные ре­волю­ции — ко­рен­ные ка­чес­твен­ные из­ме­нения всей об­ще­ствен­ной жиз­ни, зат­ра­гива­ющие ос­но­вы со­ци­ально­го строя. Та­кими бы­ли бур­жу­аз­ные ре­волю­ции в Ан­глии (XVII в.) и Фран­ции (XVIII в.), со­ци­алис­ти­чес­кая ре­волю­ция в Рос­сии (1917). Дол­говре­мен­ные ре­волю­ции име­ют гло­бальное зна­чение, зат­ра­гива­ют про­цесс раз­ви­тия раз­ных на­родов. Пер­вой та­кой ре­волю­ци­ей бы­ла не­оли­тичес­кая ре­волю­ция. Она про­дол­жа­лась не­сколько ты­сяч лет и при­вела к пе­рехо­ду че­лове­че­ства от прис­ва­ива­ющей эко­номи­ки к про­из­во­дящей, т.е. от охо­ты и со­бира­тельства к ско­товодс­тву и зем­ле­делию. Важ­нейшим про­цес­сом, про­ходив­шим во мно­гих стра­нах ми­ра в XVIII—XIX вв., ста­ла про­мыш­ленная ре­волю­ция, в ре­зульта­те ко­торой про­изо­шел пе­реход от руч­но­го тру­да к ма­шин­но­му, бы­ла про­веде­на ме­хани­зация про­из­вод­ства, поз­во­лив­шая зна­чительно уве­личить объем вы­пус­ка­емой про­дук­ции при меньших зат­ра­тах тру­да.

В ха­рак­те­рис­ти­ке про­цес­са раз­ви­тия при­мени­тельно к эко­номи­ке час­то вы­деля­ют эк­стен­сивный и ин­тенсив­ный пу­ти раз­ви­тия. Эк­стен­сивный путь свя­зан с уве­личе­ни­ем про­из­вод­ства за счет прив­ле­чения но­вых ис­точни­ков сырья, тру­довых ре­сур­сов, уси­ления экс­плу­ата­ции ра­бочей си­лы, рас­ши­рения по­сев­ных пло­щадей в зем­ле­делии. Ин­тенсив­ный путь свя­зан с ис­пользо­вани­ем но­вых ме­тодов про­из­вод­ства, опи­ра­ющих­ся на дос­ти­жения на­уч­но-тех­ни­че­ско­го прог­ресса. Эк­стен­сивный путь раз­ви­тия не бес­ко­нечен. На оп­ре­делен­ном эта­пе нас­ту­па­ет пре­дел его воз­можнос­тей, и раз­ви­тие за­ходит в ту­пик. Ин­тенсив­ный путь раз­ви­тия, нап­ро­тив, пред­по­лага­ет по­иск но­вого, ко­торое ак­тивно ис­пользу­ет­ся на прак­ти­ке, об­ще­ство дви­жет­ся впе­ред бо­лее быс­тры­ми тем­па­ми.

Раз­ви­тие об­ще­ства — слож­ный про­цесс, ко­торый бес­пре­рыв­но про­дол­жа­ет­ся на про­тяже­нии всей ис­то­рии су­щес­тво­вания че­лове­че­ства. Он на­чал­ся с мо­мен­та вы­деле­ния че­лове­ка из ми­ра жи­вот­ных и вряд ли за­вер­шится в обоз­ри­мом бу­дущем. Про­цесс раз­ви­тия об­ще­ства мо­жет прер­ваться только с ги­белью че­лове­че­ства. Ес­ли сам че­ловек не соз­даст ус­ло­вий для са­мо­унич­то­жения в ви­де ядер­ной войны или эко­логи­чес­кой ка­тас­тро­фы, пре­делы раз­ви­тия че­лове­че­ства мож­но свя­зывать только с кон­цом су­щес­тво­вания сол­нечной сис­те­мы. Но впол­не ве­ро­ят­но, что к то­му вре­мени на­ука выйдет на но­вый ка­чес­твен­ный уро­вень и че­ловек смо­жет пе­реме­щаться в кос­ми­чес­ком прос­транс­тве. Воз­можность за­селе­ния дру­гих пла­нет, звез­дных сис­тем, га­лак­тик мо­жет снять воп­рос о пре­деле раз­ви­тия об­ще­ства.

Прогресс и регресс

Из­ме­нения в про­цес­се раз­ви­тия слож­ны и мно­го­об­разны. Дву­мя про­тиво­полож­ны­ми по сво­им ха­рак­те­рис­ти­кам, раз­но­на­прав­ленны­ми и вмес­те с тем не­от­де­лимы­ми друг от дру­га тен­денци­ями раз­ви­тия выс­ту­па­ют прог­ресс и рег­ресс.

Прог­ресс — пе­реход от низ­ших, ме­нее со­вер­шенных форм к бо­лее вы­соким и со­вер­шенным.

Идея прог­ресса воз­никла в пе­ри­од подъема ка­пита­лиз­ма. Под прог­рессом по­нима­лось раз­ви­тие че­лове­че­ско­го об­ще­ства по вос­хо­дящей ли­нии — от низ­ших, ме­нее со­вер­шенных форм к выс­шим, бо­лее со­вер­шенным. Идея прог­ресса зак­лю­чала в се­бе по­пыт­ку взгля­нуть на че­лове­че­скую ис­то­рию в це­лом, оце­нить дос­тигну­тые ис­то­риче­ские ре­зульта­ты, по­нять ос­новные тен­денции ис­то­рии, пер­спек­ти­вы бу­дуще­го об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия.

Идея прог­ресса дол­гое вре­мя но­сила цен­нос­тный ха­рак­тер, воп­ло­щая в се­бе вы­сокие це­ли, иде­алы ра­венс­тва, спра­вед­ли­вос­ти, сво­боды, че­лове­че­ско­го дос­то­инс­тва.

Прогресс — это движение вперед

Та­кие цен­нос­тные мо­мен­ты ак­ту­альны и се­год­ня, они вряд ли ут­ра­тят свое зна­чение и в бу­дущем. Од­на­ко важ­но ос­мыслить объек­тивные чер­ты прог­ресса.

Прог­ресс свя­зан с по­выше­ни­ем уров­ня ор­га­низа­ции сис­те­мы. Ес­ли в про­цес­се раз­ви­тия воз­раста­ет чис­ло эле­мен­тов и под­систем, ус­ложня­ют­ся объеди­ня­ющие их струк­ту­ры, уве­личи­ва­ет­ся чис­ло свя­зей и вза­имо­действий, а так­же рас­ши­ря­ют­ся фун­кции, вы­пол­ня­емые эти­ми эле­мен­та­ми и под­систе­мами, обес­пе­чивая тем са­мым бо́льшую ус­тойчи­вость, сох­ранность, прис­по­соб­ленность, жиз­неспо­соб­ность и воз­можность дальнейше­го раз­ви­тия, то та­кой про­цесс на­зыва­ют прог­рессом.

Ес­ли же в ре­зульта­те про­цес­са раз­ви­тия уменьша­ет­ся объем по­лез­ных для сис­те­мы фун­кций, рас­па­да­ют­ся су­щес­тво­вав­шие ра­нее струк­ту­ры, сок­ра­ща­ет­ся чис­ло под­систем, эле­мен­тов и свя­зей, обес­пе­чива­ющих су­щес­тво­вание, ус­тойчи­вость и жиз­не­де­ятельность дан­ной сис­те­мы, то та­кой про­цесс на­зыва­ют рег­рессом.

Рег­ресс — дви­жение на­зад, от­ста­вание от дос­тигну­того, упа­док в раз­ви­тии че­го-ли­бо, иног­да объек­тивно не­об­хо­димый для дос­ти­жения прог­ресса.

Прог­ресс и рег­ресс тес­но вза­имос­вя­заны. Ус­та­нов­ле­но, что в эво­люции жи­вых ор­га­низ­мов со­чета­ют­ся прог­рессив­ные и рег­рессив­ные тен­денции. Прог­рессив­ное раз­ви­тие жи­вой при­роды вклю­ча­ет де­гене­рацию от­дельных ви­дов. Так же и в раз­ви­тии об­ще­ства: об­ре­тению но­вого, «выс­ше­го» со­пут­ству­ют ут­ра­ты, уп­ро­щения ра­нее су­щес­тво­вав­ше­го. По­доб­ных при­меров в ис­то­рии мно­жес­тво.

Дол­гое вре­мя раз­ви­тие при­рав­ни­валось к прог­рессу. В раз­ви­тии при­роды и об­ще­ства про­яв­ля­ет­ся мно­гона­прав­ленностъ про­цес­сов, вклю­ча­ющая не только прог­ресс, но и рег­ресс. Пред­став­ле­ния об од­но­на­прав­ленном раз­ви­тии ма­ло­обос­но­ван­ны: ни­како­го обя­зательно­го прог­ресса не об­на­ружи­ва­ет­ся ни в од­ном ре­альном про­цес­се.

Итак, в ре­альном раз­ви­тии ли­нии прог­ресса и рег­ресса слож­ным об­ра­зом пе­реп­ле­тены, пред­став­ля­ют со­бой еди­ное це­лое. Что сле­ду­ет счи­тать прог­рессом, нуж­но рас­смат­ри­вать в каж­дом кон­крет­ном слу­чае.

По­нятие прог­ресса име­ет ин­тегральный ха­рак­тер, по­это­му су­дить о тен­денци­ях из­ме­нения по от­дельным изо­лиро­ван­ным по­каза­телям прак­ти­чес­ки не­воз­можно. На­рас­та­ние, ус­ложне­ние од­них фун­кций и струк­тур час­то соп­ро­вож­да­ет­ся уп­ро­щени­ем, да­же свер­ты­вани­ем дру­гих. «Выс­шее» по ря­ду од­них па­рамет­ров мо­жет ока­заться «низ­шим» по дру­гим па­рамет­рам.

По­нятие «прог­ресс» не­сет в се­бе идею единс­тва ис­то­риче­ско­го про­цес­са, пре­емс­твен­ности, сох­ра­нения и при­ум­но­жения выс­ших дос­ти­жений ма­тери­альной и ду­хов­ной культу­ры че­лове­че­ства.

Ос­трый ха­рак­тер в на­ши дни име­ют дис­куссии о це­лях, средс­твах и смыс­ле прог­ресса. В за­виси­мос­ти от то­го, ка­кие це­ли, ка­кой об­раз бу­дуще­го при­няты в ка­чес­тве же­ла­емых, ка­кие средс­тва при­зна­ны до­пус­ти­мыми, лю­ди вы­бира­ют ту или иную стра­тегию де­ятельно­сти. Как пра­вило, ос­мысле­ние и обос­но­вание этой стра­тегии осу­щест­вля­ют­ся в тер­ми­нах прог­ресса: «прог­рессив­ная тех­но­логия», «прог­рессив­ная по­лити­ка» и т.д.

К кон­цу XX — на­чалу XXI в. по­нятие прог­ресса ста­ло вклю­чать преж­де все­го идею об ос­во­бож­де­нии лю­дей от всех ви­дов уг­не­тения, по­рабо­щения и на­силия. Сов­ре­мен­ные пред­став­ле­ния о прог­рессе пред­по­лага­ют так­же со­юз лю­дей с жи­вой и не­живой при­родой, вы­сокие дос­ти­жения на­уки и тех­ни­ки, ос­во­бож­де­ние че­лове­че­ства на этой ос­но­ве от па­губ­ных фи­зиче­ских не­дос­татков, бо­лез­ней, вы­сокой смер­тнос­ти и т.д.

В от­но­шени­ях меж­ду людьми ос­но­вопо­лага­ющим ос­та­ет­ся ус­тра­нение из че­лове­че­ской жиз­ни всех ви­дов от­чужде­ния, враж­дебнос­ти и аг­рессив­ности. Пре­дус­матри­ва­ют­ся так­же ос­во­ение всем че­лове­че­ством под­линных дос­ти­жений культу­ры, раз­ви­тие твор­ческих спо­соб­ностей лю­дей, со­зда­ние но­вых, выс­ших культур­ных цен­ностей.

В це­лом раз­ви­тие че­лове­че­ства идет по ли­нии на­рас­та­ния прог­рессив­ных со­ци­альных из­ме­нений. В ис­то­риче­ском мас­шта­бе об­щая со­вокуп­ность со­ци­альных из­ме­нений от пер­во­быт­но­го об­ще­ства к со­вре­мен­но­му мо­жет быть оха­рак­те­ризо­вана как прог­рессив­ное раз­ви­тие. Од­на­ко со­ци­альный прог­ресс име­ет про­тиво­речи­вый ха­рак­тер. К не­кото­рым об­ластям со­ци­альной жиз­ни прог­ресс не­при­меним. Сю­да от­но­сит­ся об­ласть ис­кус­ства как со­ци­ально­го ин­сти­тута. Ис­кусс­тво не сто­ит на мес­те, оно по­сто­ян­но под­верже­но из­ме­нени­ям. Вмес­те с тем по­нятие прог­ресса неп­ри­мени­мо, ког­да рас­смат­ри­ва­ет­ся ху­доже­ствен­ная, эс­те­тичес­кая сто­рона эво­люции, раз­ви­тия ис­кус­ства. Здесь мож­но го­ворить лишь об оп­ре­делен­ном прог­рессе тех­ни­че­ских средств со­зда­ния, сох­ра­нения и рас­простра­нения про­из­ве­дений ис­кус­ства.

Ана­логич­ным об­ра­зом сле­ду­ет оце­нивать и эво­люцию не­кото­рых дру­гих со­ци­альных ин­сти­тутов и яв­ле­ний, на­при­мер ре­лигии. То же мож­но ска­зать и о фун­да­мен­тальных фи­лософ­ских сис­те­мах: их эво­люция име­ет мес­то, но по­нятие прог­ресса здесь неп­ри­мени­мо.

Це­ли прог­ресса осоз­на­ют­ся и со­вер­шенс­тву­ют­ся людьми. Иде­али­зиро­ван­ный «об­раз прог­ресса» по­сто­ян­но при­меня­ет­ся для оцен­ки, кри­тичес­ко­го ана­лиза ре­ально­го со­сто­яния об­ще­ства, его по­терь и дос­ти­жений. Пред­став­ле­ние о прог­рессе в его вы­соком по­нима­нии поз­во­ля­ет кри­тичес­ки от­нестись к раз­ным ва­ри­ан­там псев­допрог­ресса, на­при­мер, к ан­ти­гуман­ным, ан­ти­чело­веч­ным ре­фор­мам.

Прин­ци­пи­альная осо­бен­ность на­шей эпо­хи — раз­ви­тие са­мосо­зна­ния че­лове­че­ства как еди­ного це­лого. Вос­при­ятие пла­неты Зем­ля как об­ще­го до­ма для всех лю­дей, по­нима­ние об­щнос­ти судьбы, бу­дуще­го, пер­спек­тив со­ци­ально­го и эко­номи­че­ско­го раз­ви­тия ста­новят­ся оп­ре­деля­ющи­ми и в пред­став­ле­ни­ях о со­ци­альном прог­рессе.

Ис­то­рия че­лове­че­ства не­оп­ро­вер­жи­мо сви­де­тельству­ет о ее пос­ту­пательном прог­рессив­ном раз­ви­тии, о ее дви­жении от низ­ше­го к выс­ше­му. Не­сом­ненным яв­ля­ет­ся прог­ресс тех­ни­ки: от ка­мен­ных ору­дий к же­лез­ным, от прос­тых руч­ных ору­дий к ма­шинам, ко­лос­сально уве­личи­ва­ющим про­из­во­дительность че­лове­че­ско­го тру­да.

Од­на­ко су­щес­тву­ют те­ории, ко­торые ли­бо от­ри­ца­ют прог­ресс, ли­бо приз­на­ют его с серьез­ны­ми ого­вор­ка­ми. Действи­тельно, тех­ни­че­ский прог­ресс при­водит во мно­гих слу­ча­ях к раз­ру­шению при­роды и под­ры­ву ес­тес­твен­ных ос­нов су­щес­тво­вания об­ще­ства. На­ука не только спо­собс­тву­ет со­зида­нию, но и по­рож­да­ет раз­ру­шительные си­лы. Осо­бен­но это ка­са­ет­ся во­ен­ной тех­ни­ки, ору­жия мас­со­вого по­раже­ния. Да и в обы­ден­ной жиз­ни внед­ре­ние но­винок на­уки и тех­ни­ки не только обес­пе­чива­ет ком­форт, но и вле­чет за со­бой мас­су от­ри­цательных пос­лед­ствий. Из­лу­чение те­ле­эк­ра­нов и компьютер­ных мо­нито­ров пло­хо вли­яет на зре­ние, чрез­мерное ув­ле­чение Ин­терне­том уби­ва­ет жи­вое об­ще­ние лю­дей.

Раз­ви­тие ци­вили­зации при­вело к ут­вер­жде­нию иде­алов гу­маниз­ма. Но в XX в. про­изош­ли две са­мые кро­воп­ро­лит­ные в ис­то­рии че­лове­че­ства ми­ровые войны, воз­никла иде­оло­гия фа­шиз­ма, пре­дус­матри­вав­шая по­рабо­щение и да­же унич­то­жение лю­дей «низ­ших рас». На ру­беже XX—XXI сто­летий мир пот­ря­са­ют ак­ты тер­ро­риз­ма, рас­простра­ня­ют­ся нар­ко­мания, ал­ко­голизм, прес­тупность. Все это вряд ли мо­жет быть наз­ва­но прог­рессив­ны­ми про­яв­ле­ни­ями раз­ви­тия.

Теракт в США 11 сентября 2001 г.

Оце­нить прог­рессив­ную или рег­рессив­ную на­прав­ленность яв­ле­ний слож­но еще и по­тому, что раз­ные лю­ди по-раз­но­му по­нима­ют сущ­ность из­ме­нений. То, что в гла­зах од­них выс­ту­па­ет прог­рессом, для дру­гих — про­яв­ле­ния рег­ресса. Так, на­род мо­жет враж­дебно встре­тить ре­фор­мы, про­веде­ние ко­торых пра­ви­тельство счи­та­ет не­об­хо­димым.

Для бо­лее пра­вильной оцен­ки раз­ви­тия об­ще­ства не­об­хо­димо вы­делить объек­тивный кри­терий прог­ресса. Бес­спор­но, объек­тивным по­каза­телем прог­ресса яв­ля­ют­ся уро­вень раз­ви­тия ору­дий тру­да, ма­тери­альные воз­можнос­ти вли­яния на ок­ру­жа­ющую сре­ду и спо­соб­ность из­ме­нять ее.

В этом от­но­шении ра­бов­ла­дение и фе­ода­лизм прог­рессив­нее пер­во­быт­но-об­щинно­го строя, а ка­пита­лизм прог­рессив­нее фе­ода­лиз­ма. Сов­ре­мен­ный этап раз­ви­тия че­лове­че­ства бо­лее прог­ресси­вен, чем пе­ри­од ру­бежа XIX—XX вв. С этой же точ­ки зре­ния раз­ви­тие на­родов Рос­сии, США, стран Ев­ро­пы бо­лее прог­рессив­но, чем раз­ви­тие ре­лик­то­вых пле­мен, жи­вущих в Аф­ри­ке, Авс­тра­лии и Юж­ной Аме­рике. Та­ким об­ра­зом, выс­шим и все­об­щим объек­тивным кри­тери­ем об­ще­ствен­но­го прог­ресса слу­жат раз­ви­тие про­из­во­дительных сил (ору­дий тру­да), раз­ви­тие са­мого че­лове­ка.

Про­цесс раз­ви­тия че­лове­че­ства от его воз­никно­вения до со­вре­мен­ности вклю­ча­ет прош­лое и нас­то­ящее, ко­торые ор­га­ничес­ки свя­заны меж­ду со­бой. Нас­то­ящее — это итог всей пред­шес­тво­вав­шей все­мир­ной ис­то­рии и в то же вре­мя ос­но­ва для бу­дуще­го. Бу­дущее че­лове­че­ства уже объек­тивно со­дер­жится в его нас­то­ящем как в ма­тери­альном, так и в ду­хов­ном от­но­шении. Оно бу­дет ре­зульта­том твор­ческой, прак­ти­чес­кой де­ятельно­сти лю­дей. Со­зидать бу­дущее мож­но, лишь ис­пользуя то, что уже соз­да­но в нас­то­ящем на ос­но­ве опы­та и зна­ний, на­коп­ленных в прош­лом.

Бу­дущее че­лове­че­ства, не­сом­ненно, свя­зано с дальнейшим вос­хожде­ни­ем об­ще­ства на но­вые сту­пени сво­его раз­ви­тия в хо­де ре­ально­го ис­то­риче­ско­го про­цес­са. Это пос­ту­пательное дви­жение не мо­жет быть ни прос­тым про­дол­же­ни­ем нас­то­яще­го, ни пов­то­рени­ем прош­ло­го. Этот про­цесс оз­на­ча­ет ста­нов­ле­ние со­вер­шенно но­вого, бес­пре­цеден­тно­го в ис­то­рии гу­ман­но­го и де­мок­ра­тиче­ско­го об­ще­ства, ко­торое приз­ва­но воп­ло­тить в се­бе ве­ковые со­ци­альные иде­алы че­лове­че­ства.

Вгля­дыва­ясь в прош­лое, оце­нивая нас­то­ящее, мы мо­жем сде­лать вы­вод, что од­ной из ос­новных за­коно­мер­ностей раз­ви­тия об­ще­ства выс­ту­па­ет не­об­ра­тимость со­ци­ально­го прог­ресса в мас­шта­бе все­мир­ной ис­то­рии. Нельзя от­ри­цать, что на про­тяже­нии всей ис­то­рии че­лове­че­ства не­од­нократ­но име­ли мес­то дли­тельные зас­тойные пе­ри­оды в раз­ви­тии, раз­личные об­ще­ства в ре­зульта­те сти­хийных бедс­твий и со­ци­альных ка­тас­троф иног­да ока­зыва­лись от­бро­шен­ны­ми да­леко на­зад в эко­номи­че­ском, по­лити­че­ском и культур­ном от­но­шени­ях. Но при всей слож­ности, не­рав­но­мер­ности и про­тиво­речи­вос­ти про­цес­са раз­ви­тия про­ис­хо­дило не­ук­лонное вос­хожде­ние че­лове­че­ства от низ­ших форм со­ци­альной ор­га­низа­ции к выс­шим. Хо­тя в каж­дом кон­крет­ном слу­чае ис­ход стол­кно­вения про­тивос­то­ящих друг дру­гу сил прог­ресса и рег­ресса за­ранее не пред­ре­шен, тем не ме­нее по­беда прог­рессив­ных сил, как пра­вило, ока­зыва­ет­ся бе­зус­ловной, тог­да как по­беда рег­рессив­ных сил — вре­мен­ной и пре­ходя­щей. Это об­стоя­тельство и при­да­ет не­об­ра­тимость со­ци­ально­му прог­рессу, по­ка су­щес­тву­ет че­лове­че­ство.

«Ускорение ритма истории»

Од­на из важ­нейших осо­бен­ностей со­ци­ально­го прог­ресса — воз­раста­ние его тем­пов, или «ус­ко­рение рит­ма ис­то­рии», ко­торое при­да­ет осо­бую ди­намич­ность и стре­мительность пос­ту­пательно­му раз­ви­тию об­ще­ства в со­вре­мен­ную эпо­ху по срав­не­нию с прош­лым. Ско­рость и ра­дикальность со­ци­альных из­ме­нений — ре­зультат воз­раста­ния ро­ли ши­роких на­род­ных масс в ис­то­рии, учас­тия в со­ци­альных от­но­шени­ях каж­до­го кон­крет­но­го че­лове­ка. В древ­ности та­кого ко­личес­тва лю­дей, как сейчас, прос­то не су­щес­тво­вало. В пе­ри­од не­оли­та на­селе­ние все­го зем­но­го ша­ра ед­ва ли пре­выша­ло 25 млн че­ловек, к на­чалу на­шей эры оно дос­тигло 250 млн и 1 млрд — в на­чале XIX в. Сейчас на зем­ном ша­ре жи­вет бо­лее 7 млрд че­ловек.

При­чина «ус­ко­рения рит­ма ис­то­рии» не сво­дит­ся только к уве­личе­нию чис­леннос­ти на­селе­ния Зем­ли. Речь идет о его ак­тивном вов­ле­чении в ис­то­риче­скую де­ятельность, о его об­ра­зован­ности, про­из­во­дительнос­ти тру­да, его по­лити­че­ской соз­на­тельнос­ти. В этом от­но­шении со­вре­мен­ная эпо­ха не име­ет се­бе рав­ных в ис­то­рии. Ус­ко­рение со­ци­ально­го прог­ресса сла­га­ет­ся из мно­гих объек­тивных фак­то­ров. В пер­вую оче­редь — это рас­кре­поще­ние че­лове­ка и уве­личе­ние его сво­боды, на­коп­ле­ние на­уч­ных зна­ний и рост тех­ни­че­ско­го мо­гущес­тва че­лове­че­ства по от­но­шению к при­роде, вов­ле­чение на­родов в меж­ду­народ­ное об­ще­ние и об­мен ре­зульта­тами сво­ей де­ятельно­сти, ин­терна­ци­она­лиза­ция со­ци­ально-эко­номи­че­ских, по­лити­че­ских и культур­ных про­цес­сов.

В каж­дом пос­ле­ду­ющем пе­ри­оде раз­ви­тия по­яв­ля­ет­ся все больше но­вых от­кры­тий и изоб­ре­тений, ко­торые че­лове­че­ство ис­пользу­ет в по­всед­невной жиз­ни.

Ос­новную часть вре­мени сво­его су­щес­тво­вания че­лове­че­ство за­нима­лось руч­ным тру­дом. Ма­шин­ное про­из­вод­ство по­яви­лось два ве­ка на­зад, элек­три­чес­тво ста­ли ис­пользо­вать чуть бо­лее ста лет на­зад. Ави­ация и ав­то­моби­лес­тро­ение ста­ли ин­тенсив­но раз­ви­ваться в пер­вой тре­ти ХХ в. Те­леви­дение ста­ло дос­тупно ши­роким мас­сам на­селе­ния с 1960-х гг., а компьюте­ры — с 1980—1990-х гг.

По на­сыщен­ности по­лити­че­ски­ми со­быти­ями и со­ци­альны­ми пре­об­ра­зова­ни­ями, эко­номи­че­ски­ми пе­реме­нами и тех­но­логи­чес­ки­ми но­вов­ве­дени­ями, по ин­тенсив­ности меж­ду­народ­но­го сот­рудни­чес­тва в сфе­ре на­уки и культу­ры каж­дый год в на­чале XXI в. мо­жет быть при­рав­нен к де­сяти­летию в XIX в., к сто­летию — в Сред­не­вековье и Ан­тичнос­ти, к ты­сяче­летию — в глу­бокой древ­ности.

В этом уп­лотне­нии ис­то­риче­ско­го вре­мени, в со­по­став­ле­нии с его хро­ноло­гичес­ки­ми рам­ка­ми, т.е. в «ус­ко­рении рит­ма ис­то­рии», с оче­вид­ностью про­яв­ля­ет­ся стре­мительное воз­раста­ние тем­пов со­ци­ально­го прог­ресса в хо­де пос­ту­пательно­го раз­ви­тия ци­вили­зации на на­шей пла­нете. Бла­года­ря ус­ко­рению со­ци­ально­го прог­ресса мир уже сейчас ра­зительно от­ли­ча­ет­ся от то­го, ка­ким он был в XX в.

Но су­щес­тву­ют ли пре­делы со­ци­ально­го прог­ресса? Как это ни стран­но на пер­вый взгляд, на­личие оп­ре­делен­ных «пре­делов рос­та» слу­жит не­об­хо­димой пред­по­сыл­кой для раз­ви­тия. В са­мом де­ле, ес­ли бы не бы­ло пре­делов для раз­мно­жения при­митив­ных би­оло­гиче­ских ор­га­низ­мов, то не был бы воз­мо­жен и ес­тес­твен­ный от­бор, а сле­дова­тельно, и би­оло­гиче­ская эво­люция. Лю­бые бо­лее вы­соко­ор­га­низо­ван­ные би­оло­гиче­ские ор­га­низ­мы, ес­ли бы они и воз­никли в ре­зульта­те му­тации, прос­то «зах­лебну­лись» бы в оке­ане при­митив­ных форм жиз­ни, пос­кольку ско­рость раз­мно­жения пос­ледних не­из­ме­римо вы­ше.

Ана­логич­ным об­ра­зом об­сто­ит де­ло и с со­ци­альным прог­рессом.

Все­мир­ная ис­то­рия под­твержда­ет, что на­личие оп­ре­делен­ных «пре­делов» для эк­стен­сивно­го рос­та яв­ля­ет­ся ско­рее объек­тивным сти­мулом для об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия, чем его тор­мо­зом.

Ес­ли бы не су­щес­тво­вало пре­делов для охо­ты и со­бира­тельства, че­лове­че­ство, воз­можно, и по­ныне пре­быва­ло бы на при­митив­ной сту­пени прис­во­ения го­товых про­дук­тов при­роды. Во вся­ком слу­чае его пе­реход к зем­ле­делию и ско­товодс­тву за­дер­жался бы на ты­сяче­летия. Ес­ли бы за­пасы дре­вес­но­го уг­ля бы­ли не­ис­черпа­емы, это, не­сом­ненно, за­мед­ли­ло бы пе­реход к ис­пользо­ванию ми­нерально­го топ­ли­ва, зат­рудни­ло бы рас­простра­нение це­лого ря­да тех­ни­че­ских изоб­ре­тений. Ес­ли бы не су­щес­тво­вало оп­ре­делен­ных пре­делов че­лове­че­ской па­мяти и фи­зиче­ских ог­ра­ниче­ний в ус­тном об­ще­нии меж­ду людьми, это, по всей ве­ро­ят­ности, за­дер­жа­ло бы изоб­ре­тение письмен­ности и кни­гопе­чата­ния, раз­ви­тие тех­ни­че­ских средств мас­со­вой ком­му­ника­ции. Проб­ле­ма ог­ра­ничен­ных воз­можнос­тей че­лове­ка про­из­во­дить ма­тема­тичес­кие опе­рации в уме и на бу­маге при­вела к со­зда­нию компьюте­ров.

Од­на­ко нельзя ска­зать, что че­лове­че­ство идет еди­ной до­рогой со­ци­ально­го прог­ресса. При­меры ис­то­рии и со­вре­мен­ности по­казы­ва­ют, что раз­ные на­роды раз­ви­ва­ют­ся с не­оди­нако­вой ско­ростью. Од­ни из них дос­тигли уров­ня, ко­торый поз­во­ля­ет от­нести их к чис­лу раз­ви­тых стран, дру­гие на­ходят­ся еще на ста­дии пер­во­быт­но-об­щинно­го строя. В ис­то­рии не­од­нократ­но про­ис­хо­дило вза­имо­действие на­родов, на­ходя­щих­ся на раз­ных сту­пенях об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия.

Ис­то­ричес­кие при­меры до­казы­ва­ют, что бо­лее раз­ви­тый на­род ока­зыва­ет большее вли­яние на ме­нее раз­ви­тый. При этом ме­нее раз­ви­тый на­род за­имс­тву­ет не только по­ложи­тельные ре­зульта­ты эво­люции бо­лее раз­ви­того на­рода, но и мас­су не­гатив­ных про­яв­ле­ний раз­ви­тия.

Нап­ри­мер, внед­ре­ние ев­ро­пейской культу­ры в иных стра­нах при­води­ло к дег­ра­дации ко­рен­но­го на­селе­ния, рас­простра­нению сре­ди або­риге­нов ал­ко­голиз­ма и не­из­вес­тных им ра­нее за­боле­ваний.

Тем не ме­нее нет ос­но­ваний опа­саться за­мед­ле­ния со­ци­ально­го прог­ресса в раз­ви­тии че­лове­че­ства. Ин­теллек­ту­альный прог­ресс со­сто­ит в том, что все больший объем зна­ний че­лове­че­ство спо­соб­но вме­щать в ис­кус­ствен­ную па­мять бла­года­ря изоб­ре­тению письмен­ности, кни­гопе­чата­ния, ви­де­оза­писи и компьюте­ров.

Невозможно представить со­временную жизнь без компьютеров

Мозг от­дельно­го сред­не­го че­лове­ка об­ла­да­ет ко­лос­сальной ин­форма­ци­он­ной ем­костью. Уче­ные счи­та­ют, что че­лове­че­ская па­мять спо­соб­на со­дер­жать до 10 млрд бит ин­форма­ции. Это оз­на­ча­ет, что че­ловек бу­дуще­го при пра­вильном вос­пи­тании и об­ра­зова­нии, ес­ли он ра­зум­но рас­по­рядит­ся сво­ей па­мятью, мо­жет об­ла­дать об­ще­об­ра­зова­тельны­ми зна­ни­ями в объеме де­сят­ков эн­цикло­педий по са­мым раз­ным об­ластям на­уки.

Объек­тивная ло­гика все­мир­ной ис­то­рии ука­зыва­ет на пос­ту­пательное раз­ви­тие че­лове­че­ства. Но во все­об­щем прог­рессив­ном раз­ви­тии нельзя не учи­тывать мно­го­об­разных осо­бен­ностей эво­люции кон­крет­ных на­родов, в ис­то­рии ко­торых встре­ча­ют­ся не­рав­но­мер­ность раз­ви­тия, зиг­за­ги, рег­рессив­ные чер­ты. Пе­ри­оды взле­та ду­хов­ной культу­ры не всег­да сов­па­дали с эко­номи­че­ским подъемом и на­обо­рот. Тем не ме­нее нельзя от­ри­цать об­щей прог­рессив­ной тен­денции раз­ви­тия че­лове­че­ства как в ис­то­риче­ском прош­лом, так и в нас­то­ящем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!