СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Новые тенденции в развитии общества"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории

Класс: 11

Тема: «Новые тенденции в развитии общества»

Цели урока:

Образовательная:

  • выявить, какие черты социально – экономического и политического развития были характерны для западного мира;
  • проанализировать, какие общие черты социально – экономического и политического развития России и стран Запада, в чем заключались отличия;
  • выявить научный смысл понятия модернизация, назвать особенности модернизации России;
  • охарактеризовать историко – культурные, социально – политические и экономические предпосылки возникновения политических партий;
  • охарактеризовать особенности социальной структуры российского общества в начале XX века.

Воспитательная:

  • создать условия для формирования коммуникативной культуры, умение работать в группе, и индивидуально, выслушивать и уважать мнения других;
  • воспитывать уважение к истории своего государства, патриотизма, формирование гуманистического мировоззрения.

Развивающая:

  • способствовать дальнейшему развитию навыков работы с текстом учебника, исторического источника, развитие умений выделять главное в материале;
  • развитие коммуникативных, картографических и хронологических умений;
  • совершенствовать умения логично излагать исторические факты и аргументы, устанавливать причинно – следственные связи.

Оборудование: учебник Россия в мире. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М. В. Понамарев, В.А. Рогожкин. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 351. С.  История России. 1900-1945. 11 класс. Под ред. Данилов А. А., Филиппов А. В., 2012. ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация (Приложение №1), портрет Э. Тэри (Приложение №2), фото семьи Колгановых (Приложение №3)

Тип урока – изучение нового материала

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Новые тенденции в развитии общества"»

Конспект урока по истории


Класс: 11


Тема: «Новые тенденции в развитии общества»


Цели урока:


Образовательная:


  • выявить, какие черты социально – экономического и политического развития были характерны для западного мира;


  • проанализировать, какие общие черты социально – экономического и политического развития России и стран Запада, в чем заключались отличия;


  • выявить научный смысл понятия модернизация, назвать особенности модернизации России;


  • охарактеризовать историко – культурные, социально – политические и экономические предпосылки возникновения политических партий;



  • охарактеризовать особенности социальной структуры российского общества в начале XX века.


Воспитательная:


  • создать условия для формирования коммуникативной культуры, умение работать в группе, и индивидуально, выслушивать и уважать мнения других;


  • воспитывать уважение к истории своего государства, патриотизма, формирование гуманистического мировоззрения.


Развивающая:


  • способствовать дальнейшему развитию навыков работы с текстом учебника, исторического источника, развитие умений выделять главное в материале;


  • развитие коммуникативных, картографических и хронологических умений;


  • совершенствовать умения логично излагать исторические факты и аргументы, устанавливать причинно – следственные связи.


Оборудование: учебник Россия в мире. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М. В. Понамарев, В.А. Рогожкин. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 351. С. История России. 1900-1945. 11 класс. Под ред. Данилов А. А., Филиппов А. В., 2012. ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация (Приложение №1), портрет Э. Тэри (Приложение №2), фото семьи Колгановых (Приложение №3)


Тип урока – изучение нового материала



Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Активизация познавательной деятельности учащихся



I этап


Организационный момент



Учитель приветствует 11 класс, подготовка к уроку, создание благоприятной педагогической атмосферы.


Приветствуют учителя, подготовка к уроку, староста сообщает об отсутствии учащихся.


II этап


Этап целеполагания и мотивации


I стадия Вызов


Прием «Свободное письмо» портрет Э. Тэри


(см. Приложение №2)


Заполнение «Таблицы Донны Огл»


Мультимедийная презентация


(слайд №1, 2)


(см. Приложение №1)



На первом этапе технологии критического мышления, в методической литературе он называется «вызов» учитель использует прием «свободное письмо», направленное на актуализацию опорных знаний, затем учитель читает наиболее интересные письма, и формулирует тему урока «Новые тенденции в развитии общества»;


После озвучивания темы учитель просит учеников 11 класса заполнить таблицу «Донны Огл», две графы, - знал, хочу узнать, заполняются на этапе мотивации и целеполагания, третья графа, - узнал, заполняется на этапе рефлексии;


Учитель проговаривает план:


  • Страны Запада и США;

  • Модернизация в России

  • Социальная структура


Задание для 11 класса: внимательно проанализируйте речь французского экономиста Э. Тэри: «Благодаря протяженности своей территории, разнообразию продукции, богатству недр, и в особенности необыкновенному росту населения Россия призвана стать великой державой», и до изучения нового материала напишите «свободное письмо»;


Задание для 11 класса: после озвучивания темы заполните таблицу «Донны Огл», две графы, - знал, хочу узнать, заполняются на этапе мотивации и целеполагания, третья графа, - узнал, заполняется на этапе рефлексии;


Записывают план в тетрадь:


  • Страны Запада и США;

  • Модернизация в России

  • Социальная структура


III этап


Изучение нового материала


II стадия «Осмысление»


Использование метода –INSERT


Закрепление


Блеф – турнир



Работа с текстом учебника и составление SWORT - анализа


Мультимедийная презентация


(слайд №3,4)


Закрепление


Интеллектуальная игра «контраргумент»


Анализ фотографии семьи Колгановых


(см. Приложение №3)


Метод исторической эмпатии


Закрепление


Прием «Лови ошибку»



На втором этапе критического мышления, в методической литературе называется «осмысление» учитель использует метод INSERT, заполнение маркировочной таблицы;


Правильные ответы учеников:


  • США не смогли господство над остальным миром? (неверно)


  • Характерной чертой развития индустриальных стран является циклический характер? (верно)



Учитель истории просит учеников 11 класса прочитать текст учебника на стр. 7 – 9, и выполнить в тетради SWORTанализ по теме «Процесс модернизации в России»;


Аргументы учителя:


  • Россия была одной из наиболее слаборазвитых в экономическом отношении государств;


  • В российской экономике не было предпосылок для дальнейшего развития;


Учитель на заключительном этапе «осмысления» предлагает ученикам 11 класса внимательно проанализировать семейную фотографию купцов Колгановых, и написать историческое сочинение об изменениях в социальной структуре российского общества в начале XX века;


Правильный ответ учеников:


В странах Запада складывалась новая социальная структура общества, господствовавшая ранее земельная аристократия, укрепила свои позиции, в противовес промышленной и финансовой буржуазии, не только в экономике, но и политике;


В России процесс формирования социальной структуры, характерный для индустриального общества, происходил медленными темпами. Основную часть населения страны по-прежнему составляла дворянство, проникновения товарно - денежных отношений не способствовало расслоению крестьянства;



Задание для 11 класса: внимательно проанализируйте текст учебника на стр. 5 – 6, и письменно в тетради заполните маркировочную таблицу с использованием метода INSERT;


Верны ли данные утверждения:


  • США не смогли установить господство над остальным миром?


  • Характерной чертой развития индустриальных стран является циклический характер?



Задание для 11 класса: внимательно проанализируйте текст учебника на стр. 7 – 9, и письменно в тетради составьте SWORTанализ по теме «Процесс модернизации в России»;


Контраргумент учеников:


  • Нет, в России начался процесс модернизации, произошел промышленный переворот;


  • Нет, в России создавались монополии, произошла индустриализация экономики;


Задание для 11 класса: внимательно проанализируйте фотографии семьи купцов Колгановых, и напишите от их имени историческое сочинение об изменениях, произошедшие в социальной структуре российского общества в начале XX века;


Найдите в тексте ошибки:


В странах Запада складывалась новая социальная структура общества, господствовавшая ранее земельная аристократия, укрепила свои позиции, в противовес промышленной и финансовой буржуазии, не только в экономике, но и политике;


В России процесс формирования социальной структуры, характерный для индустриального общества, происходил медленными темпами. Основную часть населения страны по-прежнему составляла дворянство, проникновения товарно - денежных отношений не способствовало расслоению крестьянства;



IV этап


Итоговое закрепление




III стадия «Рефлексия»


Заполнение таблицы «Донны Огл»


Составление Диаманты в тетради




Учитель просит, после завершения изучения темы заполняют таблицу «Донны Огл», третья графа, узнал, заполняется на этапе рефлексии;




Правильный вариант диаманты:


Российская империя. Многонациональная самодержавная. Воюет, подавляет, свергает. Революция гражданская война - образование СССР. Создаёт, модернизирует, управляет. Единое тоталитарное. РСФСР;



Задание для 11 класса: после завершения изучения темы заполняют таблицу «Донны Огл», третья графа, узнал, заполняется на этапе рефлексии;



Памятка составления диаманты:


Тема занятия. Определение – два прилагательных. Действие три глагола. Ассоциации – переход к антонимам. Действие – три глагола. Определение – два прилагательных

Антоним к теме;



V этап


Рефлексия


Таблица плюс минус интересно




Для письменного выполнения учитель предлагает заполнить таблицу из трех граф. В графу «п» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы деятельности, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения целей. В графу «м» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «и» – «интересно» ученики вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке;



Для письменного выполнения ученики заполняют таблицу из трех граф. В графу «п» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы деятельности, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения целей. В графу «м» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «и» – «интересно» ученики вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке;



VI этап


Домашнее задание



Учитель поясняет домашнее задание: п. 1 стр. 5 – 13, письменно в тетради выполнить задания после параграфа;



Записывают в дневник домашнее задание: п. 1 стр. 5 – 13, письменно в тетради выполнить задания после параграфа;

















Приложение №1



Приложение №2






Приложение №3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!