СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных УУД младших школьников через проектную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, следовательно, и новые образовательные цели и планируемые результаты. Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов учащихся, в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми. От признания знаний, умений и навыков произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Всё это требует развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, которые обеспечивают совместную познавательную деятельность на уроке, способствуют обмену информацией, установлению контактов, организацию и осуществление общей деятельности на уроке, межличностное восприятие. Они позволяют сформировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных УУД младших школьников через проектную деятельность»

Развитие коммуникативных УУД младших школьников через проектную деятельность.

Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, следовательно, и новые образовательные цели и планируемые результаты. Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов учащихся, в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.

«Концепция модернизации российского образования» подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. От признания знаний, умений и навыков произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

Всё это требует развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, которые обеспечивают совместную познавательную деятельность на уроке, способствуют обмену информацией, установлению контактов, организацию и осуществление общей деятельности на уроке, межличностное восприятие. Они позволяют сформировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  1. Под коммуникативными учебными действиями мы понимаем действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  2. Результатом овладения коммуникативными универсальными учебными

действиями младшего школьника является то, чему должен научиться выпускник начальной школы, а именно:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнёра;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  1. Задача развития коммуникативных действий в учебно-воспитательном процессе реализуется непосредственно на уроках, а также во время внеурочной и внеклассной деятельности при использовании различных форм и методов работы.

Когда мы берем 1 класс, перед нами встает вопрос, о том, как научить детей общаться между собой, договариваться, понимать друг друга.

На начало учебного года у меня в 1 классе было 29 человек. Дети пришли разные, были такие которые совсем не посещали детский сад.

Мы не можем, что то развивать, не зная, с каким уровнем развития к нам пришли дети. Поэтому была поставлена цель: изучить уровень коммуникативных учебных действий у младших школьников.

  1. Для этого я подобрала определенные методики:

Методика дополнения (И.А. Гальперин, Я.А. Микк и др.)

Цель: заполнить пропуски в тексте, в котором некоторые слова заменены точками. Задача учащегося – встать в позицию автора и восстановить пропущенные слова, стремясь сохранить общий художественно-эстетический смысл произведения.

Дополнительная задача – озаглавить текст.

(На слайде текст)

  1. Для диагностики критерия коммуникация как кооперация была использована методика Цукерман «Рукавчики».

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

  1. Методика-задание «Дорога к дому»(Модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности

Проанализировав результаты, получили такие данные:

Анализ данных по методике дополнения И. А. Гальперина, Л. А. Микк


Представленные данные свидетельствуют о том, что у 60% детей 1 «А» высокий уровень использования речевых средств для решения коммуникативных задач. Эти дети успешно справились с заданием и продемонстрировали прекрасное владение речевыми средствами.

30% детей 1 «А» класса показали средний уровень использования речевых средств при решении коммуникативной задачи, что свидетельствует о том, что эти учащиеся адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, но в некоторых случаях дети испытали затруднения.

10% детей в ходе выполнения задания допустили большое количество речевых ошибок, что говорит о низком уровне использования речевых средств при решении коммуникативной задачи. Ученики из этой группы с трудом сохранили общий художественно-эстетический смысл произведения. Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод: учащиеся 1 «А» класса адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач.

Анализ первичной диагностики сформированности коммуникативного компонента УУД по методике Г.А. Цукерман «Рукавички»

Анализ результатов задания «Дорога к дому»

Итоговый уровень коммуникативных УУД у младших школьников

Проанализировав результаты, можно сказать,что они не плохие. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы увеличить высокий уровень развития коммуникативных УУД. Для этого я считаю очень подходит метод проектов, который становится не просто популярным в нашей стране, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения. ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идёт о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И всё это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методов проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Использование метода проектов в начальной школе — это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни. Использование проектной технологии в начальных классах школы, важно и необходимо, так как данная деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека, Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, самостоятельность, самоконтроль. Для успешной реализации проектной технологии необходимо: создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы сотрудничества учителя и ученика; обеспечение учащихся информационно-коммуникационными средствами; интеграция в рамках межпредметной связи; использование мотивационных методов, которые позволят учащимся проявлять самостоятельность и творческую активность. В процессе решения проектных задач формируются следующие коммуникативные умения: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе); сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя; умение применять полученные знания в жизни. Таким образом, исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что данная технология ориентирована на практический, реальный результат, так как во время выполнения заданий строятся новые отношения между учениками и учителем, расширяется их образовательный кругозор, возрастает познавательный интерес, появляется возможность проявить свои организаторский способности, а так же он позволяет школьнику возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного образования.
В прошлом году, мы использовали метод проектов, не посредственно в основном во внеурочной деятельности, а также на уроках окружающего мира. Работы дети выполняли индивидуально, парами и группами. Многие работы были отправлены на конкурсы (всероссийские, районные, школьные). Также выступали на школьной исследовательской конференции с работой «Каменные люди».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!