Урок № Дата проведения: __________________
5 класс.
Тема. Особенности написания приставок на З//С.
Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;
формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.
Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.
Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
Ход урока.
I. Организационный этап.
2.Проверка домашнего задания:
1). Сначала мы проведём небольшую разминку.
1.Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)
2.Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)
3.Какие морфемы вам известны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания).
4.Что такое корень?
5.Что такое приставка?
6.С каким интересным фактом правописания корней после приставок мы познакомились на прошлом уроке? (правописание корней на И после приставок на согласный).
2). Орфографический практикум (стр.110, упр.со значком)
3. Актуализация. Мотивация.
- Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.
А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)
В некотором царстве, орфографическом государстве,
Жили-были согласные, звонкие и глухие.
Дружно жили, не тужили. Но однажды …
Заспорили звонкий З и глухой С…
Кто главней?
Кому стоять на конце этих приставок?
З кричал, что звучит сильнее,
С убеждал, что без него тоже не обойтись.
Дело чуть не дошло до драки…
А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!
Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,
Которые всё на свете знали и даже писали правила
Для жителей государства.
Выход к теме урока - «Буквы з и с на конце приставок»(пишут в тетрадях). А почему заспорили З и С ?(не знали, кому стоять на конце приставок).
4. Целеполагание.
5. Этап открытия новых теоретических знаний и способа их практического применения.
А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.
Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.
- Определите объект исследования. ( слова с приставками)
- Предмет исследования? (Буквы з-с на конце приставок)
1. Запишите слова 245-го упражнения в два столбика.
Давайте составим план исследования: а) выделить в словах приставки;
б) подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами;
в) сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором;
г) какой вывод можно сделать?
Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.
- Сравните свой вывод с правилом, которое предлагают нам авторы учебника (материал на стр. 110)
6. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия.
1. Упр. 247. Записать слова, выбирая нужную приставку, обозначая орфограмму. Самопроверка по ключу.
(Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений)
Далее можно провести физкультминутку. (Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с - приседают).
7. Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними.
1. Упр. 248. (выполняется в парах с обсуждением: 1 вариант выписывает слова с з на конце приставки, 2 вариант – с на конце приставки; составить 3 предложения с данными словами.)
2. Прочитайте ряды слов. Спишите, исключив лишнее слово из каждого ряда.
Объясните свой выбор.
1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.
2) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.
Правильный ответ (в 1 р. Безжизненный, в 4 ряду беспредельный)
3. К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
1. Ра…говором сыт (не) будешь.
2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.
3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.
4. Ра…суждениями каши (не) …варишь.
Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая).
8.Этап контроля.
Составить 3 предложения: рассветает, расчистить, разбудить.
Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений)
9. Этап подведения итогов урока и рефлексии.
- Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
- Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?
10. Этап информации о домашнем задании.
с. 110-111 упр. 249