СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка "Правописание приставок на -з, -с".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка "Правописание приставок на -з, -с".»

Урок № Дата проведения: __________________

5 класс.

Тема. Особенности написания приставок на З//С.

Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;

формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Ход урока.

I. Организационный этап.

2.Проверка домашнего задания:

1). Сначала мы проведём небольшую разминку.

1.Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)

2.Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)

3.Какие морфемы вам известны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания).

4.Что такое корень?

5.Что такое приставка?

6.С каким интересным фактом правописания корней после приставок мы познакомились на прошлом уроке? (правописание корней на И после приставок на согласный).

2). Орфографический практикум (стр.110, упр.со значком)

3. Актуализация. Мотивация.

- Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

Которые всё на свете знали и даже писали правила

Для жителей государства.

Выход к теме урока - «Буквы з и с на конце приставок»(пишут в тетрадях). А почему заспорили З и С ?(не знали, кому стоять на конце приставок).

4. Целеполагание.

5. Этап открытия новых теоретических знаний и способа их практического применения.

А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.

Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

- Определите объект исследования. ( слова с приставками)

- Предмет исследования? (Буквы з-с на конце приставок)

1. Запишите слова 245-го упражнения в два столбика.

Давайте составим план исследования: а) выделить в словах приставки;

б) подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами;

в) сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором;

г) какой вывод можно сделать?

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

- Сравните свой вывод с правилом, которое предлагают нам авторы учебника (материал на стр. 110)

6. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия.

1. Упр. 247. Записать слова, выбирая нужную приставку, обозначая орфограмму. Самопроверка по ключу.

(Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений)

Далее можно провести физкультминутку. (Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с - приседают).

7. Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними.

1. Упр. 248. (выполняется в парах с обсуждением: 1 вариант выписывает слова с з на конце приставки, 2 вариант – с на конце приставки; составить 3 предложения с данными словами.)

2. Прочитайте ряды слов. Спишите, исключив лишнее слово из каждого ряда.

Объясните свой выбор.

1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.

2) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.

Правильный ответ (в 1 р. Безжизненный, в 4 ряду беспредельный)

3. К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1. Ра…говором сыт (не) будешь.

2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.

3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.

4. Ра…суждениями каши (не) …варишь.

Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая).

8.Этап контроля.

Составить 3 предложения: рассветает, расчистить, разбудить.

Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений)

9. Этап подведения итогов урока и рефлексии.

- Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

- Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?

10. Этап информации о домашнем задании.

с. 110-111 упр. 249


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!