СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка уроков русского языка в 5 классе. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка уроков русского языка в 5 классе.

 

         Программа: Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа/ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004

         Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык, Учебник для 5 класса основной школы. В 2 кн. Кн. 1 – под научной редакцией акад. РАО А.А.Леонтьева. – Изд.3-е, испр. – М.: Баласс, 2005

 

         Тема уроков: Правописание букв Е – И в приставках ПРЕ-, ПРИ- .

 

         Типы уроков: урок №1 –  урок открытия новых знаний.

                                Урок  № 2 – урок практического применения полученных                                                   знаний.

 

         Цели уроков: 1.Познавательные.

                                      А) познакомить учащихся с семантическим                                                  принципом написания приставок.

                                      Б) доказать зависимость буквы в                                                                    приставках ПРЕ -, ПРИ - от лексического значения                                               приставки.

                                      В) знать случаи сращения приставок ПРЕ-, ПРИ- с                                               корнем.

                            2. Практические.

                                      А) разработать алгоритм выбора буквы Е – И в                                           приставке ПРЕ -, ПРИ -.

                                      Б) уметь распознавать                                                                                     орфографическую задачу и решать её посредством                                               применения данного алгоритма.

                                      В)  уметь графически обозначать условия выбора                                        букв Е –И в приставках ПРЕ -, ПРИ -.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка уроков русского языка в 5 классе. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-»

Ход урока № 1.


1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: повторить изученное, на котором будет базироваться новое знание; вызвать затруднение, способное мотивировать ученика на получение новых знаний.

Задание.

–Запишите словосочетания и обозначьте в словах все известные орфограммы.

Рыжая лиса, зелёные леса, стальные мечи, футбольные мячи, приступить к работе, преступить закон.

- Как вы поняли задание, что должно быть в ваших тетрадях?

2. Постановка проблемы.

Цель: восстановить выполненные операции и зафиксировать ту, где возникло затруднение; выявить причину затруднения.

Учитель: мы выяснили, что в первых четырёх словосочетаниях безударные гласные были в корне, а в последних двух в приставке. Можем ли мы воспользоваться каким-то известным правилом?

(Нет, мы знаем о единообразном написании морфем, но в перечне приставок, всегда пишущихся одинаково, ПРЕ -, ПРИ - нет. Правило проверки безударных гласных ударением применяется лишь для корней).



3.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: депроблематизация, проектирование нормы (построение алгоритма действий).

Учитель: какова наша цель? Как бы вы сформулировали тему урока?

Цель урока: узнать, когда в приставке пре-, при- пишется буква Е, а когда буква И.

Тема урока «Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ -».

Работа с учебником. (По группам).

Задание упражнения №155: спиши слова, группируя их по значениям приставок.

- Проанализируйте результат. От чего зависит буква в приставке? (От значения приставки). – При каких значениях пишется И? Е?

Чтение правила.

Построение алгоритма.


Приставки ПРЕ-, ПРИ- (семантический (смысловой) принцип написания).


4. Реализация построенного проекта.

Цель: зафиксировать построенный способ действия в речи, зафиксировать преодоление затруднения.

Возвращение к предварительному заданию.


5. Первичное закрепление.

Цель: усвоение построенного способа действий.

Выполнение упражнения №156. Задание: записать слова, обозначающие…


6.Самостоятельное выполнение упражнения № 157 с проверкой по эталону.

Ключ: О О А Е О Я И _ И И А И А О О Е О О И

Цель: проверить собственное умение применения нового правила.


7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявить, где может быть использовано новое знание.

- Что мы знали о правописании приставок? (Морфологический принцип).

- Что узнали нового? (Семантический принцип).

Выполнение упражнения №154. (Приставки изменяемые и неизменяемые на письме).

8. Рефлексия.

Цель: подвести итог урока, дать домашнее задание (№158).

- Какую цель ставили мы перед собой на урок?

- От каких условий зависит выбор букв Е –И в приставках ПРЕ- ,ПРИ- ?

- Цель достигнута?

- А что мы будем делать на уроке завтра? (Закреплять).









Ход урока № 2 .


1. Актуализация полученных знаний.

А) Беседа.

- Что вы узнали вчера?

- Чем будем заниматься сегодня? (Запись в тетрадях темы урока).

- Как вы дома применяли правило? Какие трудности возникли?

Б) Создание ситуации успеха.

Выборочный объяснительный диктант по упр. 159.

В) Создание ситуации затруднения.

Выполнение упр. 160

- Как вы поняли задание, что должно быть в ваших тетрадях?


2. Постановка проблемы.

- Что вызвало затруднение? В каких словах не удалось определить значение приставок? Почему? Попробуйте подобрать однокоренные слова.

3.Построение проекта выхода из затруднения.

- В какую часть слова входят ПРЕ-, ПРИ- в этих словах? (Корень).

- Назовите орфограмму. (Безударная гласная).

- Примените правило. (Ударением не проверяется, значит, надо запомнить).


4.Реализация построенного проекта.

Чтение в учебнике «Запомни!»


5. Первичное закрепление.

Возвращение к затруднению.

6.Самостоятельное выполнение упражнения № 161 с проверкой.

- Какие слова «Четвёртое лишнее»? Почему?


7. Включение в систему знаний и повторение.

- Что мы знали о ПРЕ-, ПРИ- ? (Приставка, правописание которой зависит от лексического значения).

- Что узнали нового? (Может быть частью корня, такие слова надо запомнить).

Выполнение упр. 163.


8.Рефлексия.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- С какими типами приставок мы теперь знакомы?

- Встречались ли вам приставки, о которых мы ещё не говорили? (На З и С).

- Чем мы будем заниматься завтра?

Домашнее задание упр. 163.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!