Тема: Рельеф. Горы.
Цели урока:
Образовательные.
1. Углубить понятие о рельефе Земли.
2. Сформировать понятие «горы».
3. Выяснить как различаются горы по высоте, размерам.
4. Формировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах.
5. Дать представление о том какие стихийные явления встречаются в горах.
Развивающие:
Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников.
Воспитательные:
Воспитывать в детях умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно работать на уроке.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны уметь:
Определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
знать понятия: горы, горный хребет, горные долины, горная система;
уметь различать горы по высоте;
уметь называть и правильно показывать на географической карте горы и их вершины;
уметь описывать географическое положение гор по плану;
уметь анализировать и сравнивать полученную информацию;
приводить примеры из жизни.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемный, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Средства обучения: физическая карта полушарий, физическая карта мира, компьютер, телевизор, презентация «Горы», учебник, практические работы, карточки с заданиями, рисунки учащихся, плакат «Восхождение», видеофрагмент х/ф «Вертикаль».
Основные понятия и термины: горы, горный хребет, горные долины, горная система.
Ход урока
Организационный момент.
«Здравствуйте ребята, присаживайтесь!». Проверьте своё рабочее место. Староста, кто отсутствует в классе?
1. Проверка домашнего задания.
Давайте, вспомним, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
(Ответ ученика).
Давайте проверим ваши знания!
2. Фронтальный опрос материала предыдущих уроков:
Задания на знания фактов, понятий.
Что такое рельеф?
Под влиянием каких сил формируется рельеф Земли?
К внутренним силам Земли относятся...?
К внешним силам Земли относятся…?
Что такое равнины?
Какие вы знаете виды равнин по характеру поверхности?
Как равнины делятся по высоте? (Привести примеры, показать на карте)
Задания на проверку понимания связей:
Какие крупные равнины есть в России? Вспомним их название.
Послушайте стих, и подумайте о чем мы будем сегодня говорить.
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А.С. Пушкин.
Я: Как вы думайте, что мы узнаем в ходе сегодняшнего урока? (Ответы обучающихся)
Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Рельеф Земли. Горы».
Попробуйте сами сформулировать, что такое горы? Расскажите о горах, которые вы видели в природе, по телевизору или на картинке.
Кто же сможет самостоятельно дать определение что же такое горы? (ответы учащихся).
Откройте учебник на стр.84, самостоятельно прочитайте определение.
Кто может повторить?
Горы – это обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши или дна Океана с большими перепадами высот. Горы суши имеют абсолютную высоту более 500 метров.
я: Давайте запишем это понятие себе в тетради.
3. учитель: Все живое на Земле имеет строение. Горы тоже устроены непросто! Посмотрите предложенные слайды запишите в тетрадь или нарисуйте рисунок «Составные части гор» ( слайды из приложенияDVD)
(входят такие понятия как вершина , перевал, горный хребет, горная долина, горное плато)
4. Ситуативное задание: представьте себе, что вы попали в неизвестную местность. По каким признакам вы можете установить, что перед вами горы? (ответы учащихся).
- Правильно, по высоте!
Как вы считайте, все ли горы будут иметь одинаковую высоту? (нет)
А как называется самая высокая гора в мире? (Эверест-Джомолунгма, ее высота составляет 8848, 86м.) Эверест является самой высокой вершиной в мире.
Но если мы с вами вернемся немного назад и вспомним, что горы имеют в своем строении подножие, то самой высокой горой мы назовем гору (Мауна-Кеа является самой высокой горой мира, подножие которой находится под водой. Ее высота от основания до наивысшей точки равна 10 203 метра. Многие сравнивают ее по этому показателю с Эверестом, который признан самой большой горой мира.)
5. Теперь поработаем с учебником.
Откройте учебники на странице 79 и обратите внимание на рисунок 54.
Ваша задача в парах заполнить недостающие элементы в табличке.
Пара, которая первыми заполнит табличку , поднимите руку.
Пара, первая заполнившие табличку выходят к доске и показывают эти горы на карте.
Тип гор | Высота гор | Примеры (названия) |
низкие | | Уральские горы |
| От 1000 до 2000 м над у.м. | |
Высокие | | Альпы |
| Более 5000 м. над у.м. | Гималаи |
6. Подумайте, какие силы Земли могли создать таких исполинов?
Прочитайте отрывок. « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины , крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал В.А. Обручев , геолог и писатель. О каких «разрушительных силах» идет речь?
(процессы выветривания. Солнце, ветер, вода ,растения)
7. Прочитайте статью учебника «Как живут люди в горах» и составьте план ответа в тетради.
РЕФЛЕКСИЯ в виде смайликов
8. Записываем ДЗ
Домашнее задание описать по плану из учебника горы (1 ряд-Уральские, 2 ряд- Альпы, 3 ряд-Анды)
9. Ребята, я благодарю вас за хорошую работу на уроке и прошу на смайликах, которые лежат у вас на партах, дорисовать рот: весёлый – если всё поняли, вам понравился урок, и грустный, если у вас были затруднения .
Тип гор | Высота гор | Примеры (названия) |
низкие | | Уральские горы |
| От 1000 до 2000 м над у.м. | |
Высокие | | Альпы |
| Более 5000 м. над у.м. | Гималаи |
Тип гор | Высота гор | Примеры (названия) |
низкие | | Уральские горы |
| От 1000 до 2000 м над у.м. | |
Высокие | | Альпы |
| Более 5000 м. над у.м. | Гималаи |
Тип гор | Высота гор | Примеры (названия) |
низкие | | Уральские горы |
| От 1000 до 2000 м над у.м. | |
Высокие | | Альпы |
| Более 5000 м. над у.м. | Гималаи |
Тип гор | Высота гор | Примеры (названия) |
низкие | | Уральские горы |
| От 1000 до 2000 м над у.м. | |
Высокие | | Альпы |
| Более 5000 м. над у.м. | Гималаи |
Прочитайте отрывок. « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины , крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал В.А. Обручев , геолог и писатель. О каких «разрушительных силах» идет речь?
Прочитайте отрывок. « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины , крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал В.А. Обручев , геолог и писатель. О каких «разрушительных силах» идет речь?
Прочитайте отрывок. « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины , крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал В.А. Обручев , геолог и писатель. О каких «разрушительных силах» идет речь?
Прочитайте отрывок. « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины , крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал В.А. Обручев , геолог и писатель. О каких «разрушительных силах» идет речь?