«Искатели сокровищ»
Урок-экскурсия в 5 классе по теме «Ориентирование на местности».
Цели:
Знать:
Правила работы с компасом
Понятие азимут
Направления сторон горизонта
Способ определения расстояния шагами
Особенности изменения природы осенью
Уметь:
Определять азимут по компасу
Указывать направления сторон горизонта
Определять расстояние шагами
Называть особенности изменения природы осенью
Наблюдать, анализировать результаты наблюдений и делать соответствующие записи.
Сравнивать и делать выводы.
Оборудование: компас, термометр, флюгер, широкий скотч, маршрутный лист учащихся, отчетный лист учащихся.
Ход практической работы:
1.Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня вам предстоит поиск сокровищ. Но, окунувшись в море приключений, вас ждет океан трудностей. Готовы ли вы с ними справиться? Хватит ли у вас знаний, умений и терпения? Только самым внимательным, сообразительным и догадливым сегодня улыбнется удача! Итак, смелее, вперед!
2.Выполнение практической работы по маршрутному листу учащихся (приложение 1).
Задание 1: Отгадайте ребусы и запишите в таблицу названия географических объектов
(записи выполняются в отчетных листах (приложение 2).
Задание 2. Определите направление, азимут ( приложение 3) и расстояние к данному географическому объекту (исходная точка – крыльцо школы), сделайте соответствующие записи в таблице отчетного листа.
Задание 3. В пунктах географических объектов выполните задания и сделайте соответствующие записи в таблице отчетного листа.
Задание 4. Сложив азимуты, вы получите азимут, по которому вам нужно двигаться за ключом к сокровищам. Ключ расположен в 20 метрах от исходной точки (исходную точку задаю произвольно так, чтобы ключ к сокровищам располагался на дереве на территории школы). Ребята находят конверт с надписью «Письмо мудреца».
Задание 5. «Письмо мудреца»
«Дорогие ребята! В давние-давние времена люди, пытавшиеся найти самые большие сокровища на Земле, увидели Старейшего из Старейшин. Он стоял в окружении зверей, живущих в лесах, в реках, на лугах и в горах. Люди поведали ему о том, что они ищут, и тогда Старейший из Старейшин объявил состязание между путешественниками и животными, окружавшими его. Самые быстрые пытались перегнать оленя, самые сильные – побороть медведя, самые лучшие пловцы состязались с выдрой, самые ловкие пытались поймать белку. И во всех без исключения случаях люди проигрывали. «Это состязание несправедливо, - сказали они Старейшему,- каждое из животных обладаем даром, дающим ему преимущество перед человеком».
«Вы правы. Но у вас есть свой дар. У вас есть способность познавать тайны жизни и обратить свои………….. на пользу людям». Что имел в виду Старейший?»
Ответ на вопрос мудреца вы можете отыскать, отгадав ключевое слово кроссворда.
Кроссворд «Вопрос мудреца»:
Какая сторона горизонта находится слева от полуденной линии? Точные изображения предметов на местности с указанием расстояния между ними.
Где бы ты не находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе, друг,
Путь на север и на юг.
Время суток.
5. Край виден, но дойти до него невозможно.
6. Какую сторону горизонта можно определить
в полдень по Солнцу?
Рефлексия: О каком сокровище говорил Старейший?
Как вы понимаете слова Старейшего?
Несет ли человек ответственность за жизнь на Земле?
Домашнее задание: Заполните отчетный лист.
Напишите эссе на тему «Осенняя пора»(приложение 4).
Оформите коллекцию «Жители пня».
Оформите гербарий «Листья осеннего леса.
Приложение1
Маршрутный лист учащихся.
Название географических объектов | Направление | Азимут | Расстояние | Задание |
1. Ответ: Луг - береза | | | | 1.Опиши погоду по плану: Температура воздуха Ветер Облачность Осадки Тип погоды 2. Какими признаками характеризуется осень? |
2. Ответ: лес | | | | 1. Определите элементы рельефа. 2. Определите ярусы леса, запишите, какие растения растут в разных ярусах и какие животные обитают. 3.Рассмотрите внешний вид березы (окраску коры, форму кроны и листьев) и ответьте на вопрос: Чем береза, растущая на лугу, отличается от березы, растущей в лесу? 4.Соберите листья растений для гербария и плоды растений для коллекции. |
3. Ответ: дорога | | | | Изучите степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории. Для этого сорвите листья на разных участках пришкольной территории (вблизи школы, около автомобильной дороги, с краю зеленой защитной полосы, в глубине растительных насаждений). К каждому листу приложите кусочек скотча длиной 5-10 см, снимите со слоем прилипшей пыли и наклейте на бумагу. Сравните отпечатки и сделайте вывод. |
4. Ответ: огород - пень | | | | По срезу пня определите возраст дерева и направление на север. Изучите обитателей пня. Отодрав кусок коры, соберите личинок и взрослых жуков для коллекции. |
Приложение 2
Отчетный лист ФИ. |
Название географических объектов | Направление | Азимут | Расстояние | Задание |
1. | | | | 1. 2. |
2. | | | | 1. 2. 3. |
3. | | | | Вывод: |
4. | | | | -
|
Приложение 3
Правила работы с компасом.
Положите компас на горизонтальную поверхность или ладонь.
стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните компас так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала со стрелкой.
Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Приложение 4
Рекомендации по созданию эссе.
Эссе – литературный жанр со свободной структурой, организующую роль в которой играют ассоциативные связи.
Эссе может быть художественным и публицистическим, критическим и научным, а также объединять элементы всех жанров. В этой же степени оно может включать элементы повествования, описания и рассуждения.
Автор: Андреева Марина Даниловна, учитель географии высшей квалификационной категории МОУ «Красноярская СОШ» (филиал «Кокчинская ООШ»), деревня Кокчинск Омской области. Педагогический стаж 25 лет.