СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 5 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Искатели сокровищ» Урок-экскурсия в 5 классе по теме «Ориентирование на местности». Цели: Знать: • Правила работы с компасом • Понятие азимут • Направления сторон горизонта • Способ определения расстояния шагами • Особенности изменения природы осенью Уметь: • Определять азимут по компасу • Указывать направления сторон горизонта • Определять расстояние шагами • Называть особенности изменения природы осенью • Наблюдать, анализировать результаты наблюдений и делать соответствующие записи. • Сравнивать и делать выводы. Оборудование: компас, термометр, флюгер, широкий скотч, маршрутный лист учащихся, отчетный лист учащихся. Ход практической работы: 1.Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня вам предстоит поиск сокровищ. Но, окунувшись в море приключений, вас ждет океан трудностей. Готовы ли вы с ними справиться? Хватит ли у вас знаний, умений и терпения? Только самым внимательным, сообразительным и догадливым сегодня улыбнется удача! Итак, смелее, вперед! 2.Выполнение практической работы по маршрутному листу учащихся (приложение 1). Задание 1: Отгадайте ребусы и запишите в таблицу названия географических объектов (записи выполняются в отчетных листах (приложение 2). Задание 2. Определите направление, азимут ( приложение 3) и расстояние к данному географическому объекту (исходная точка – крыльцо школы), сделайте соответствующие записи в таблице отчетного листа. Задание 3. В пунктах географических объектов выполните задания и сделайте соответствующие записи в таблице отчетного листа. Задание 4. Сложив азимуты, вы получите азимут, по которому вам нужно двигаться за ключом к сокровищам. Ключ расположен в 20 метрах от исходной точки (исходную точку задаю произвольно так, чтобы ключ к сокровищам располагался на дереве на территории школы). Ребята находят конверт с надписью «Письмо мудреца». Задание 5. «Письмо мудреца» «Дорогие ребята! В давние-давние времена люди, пытавшиеся найти самые большие сокровища на Земле, увидели Старейшего из Старейшин. Он стоял в окружении зверей, живущих в лесах, в реках, на лугах и в горах. Люди поведали ему о том, что они ищут, и тогда Старейший из Старейшин объявил состязание между путешественниками и животными, окружавшими его. Самые быстрые пытались перегнать оленя, самые сильные – побороть медведя, самые лучшие пловцы состязались с выдрой, самые ловкие пытались поймать белку. И во всех без исключения случаях люди проигрывали. «Это состязание несправедливо, - сказали они Старейшему,- каждое из животных обладаем даром, дающим ему преимущество перед человеком». «Вы правы. Но у вас есть свой дар. У вас есть способность познавать тайны жизни и обратить свои………….. на пользу людям». Что имел в виду Старейший?» Ответ на вопрос мудреца вы можете отыскать, отгадав ключевое слово кроссворда. Кроссворд «Вопрос мудреца»: 1 2 3 4 5 6 1. Какая сторона горизонта находится слева от полуденной линии? 2. Точные изображения предметов на местности с указанием расстояния между ними. 3. Где бы ты не находился, Если только заблудился, Он укажет тебе, друг, Путь на север и на юг. 4. Время суток. 5. Край виден, но дойти до него невозможно. 6. Какую сторону горизонта можно определить в полдень по Солнцу? Рефлексия: О каком сокровище говорил Старейший? Как вы понимаете слова Старейшего? Несет ли человек ответственность за жизнь на Земле? Домашнее задание: Заполните отчетный лист. Напишите эссе на тему «Осенняя пора»(приложение 4). Оформите коллекцию «Жители пня». Оформите гербарий «Листья осеннего леса. Приложение1 Маршрутный лист учащихся. Название географических объектов Направление Азимут Расстояние Задание 1. Ответ: Луг - береза 1.Опиши погоду по плану: • Температура воздуха • Ветер • Облачность • Осадки • Тип погоды 2. Какими признаками характеризуется осень? 2. Ответ: лес 1. Определите элементы рельефа. 2. Определите ярусы леса, запишите, какие растения растут в разных ярусах и какие животные обитают. 3.Рассмотрите внешний вид березы (окраску коры, форму кроны и листьев) и ответьте на вопрос: Чем береза, растущая на лугу, отличается от березы, растущей в лесу? 4.Соберите листья растений для гербария и плоды растений для коллекции. 3. Ответ: дорога Изучите степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории. Для этого сорвите листья на разных участках пришкольной территории (вблизи школы, около автомобильной дороги, с краю зеленой защитной полосы, в глубине растительных насаждений). К каждому листу приложите кусочек скотча длиной 5-10 см, снимите со слоем прилипшей пыли и наклейте на бумагу. Сравните отпечатки и сделайте вывод. 4. Ответ: огород - пень 1. По срезу пня определите возраст дерева и направление на север. 2. Изучите обитателей пня. Отодрав кусок коры, соберите личинок и взрослых жуков для коллекции. Приложение 2 Отчетный лист ФИ. Название географических объектов Направление Азимут Расстояние Задание 1. 1. 2. 2. 1. 2. 3. 3. Вывод: 4. 3. Приложение 3 Правила работы с компасом. 1. Положите компас на горизонтальную поверхность или ладонь. 2. стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните компас так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала со стрелкой. 3. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе. Приложение 4 Рекомендации по созданию эссе. Эссе – литературный жанр со свободной структурой, организующую роль в которой играют ассоциативные связи. Эссе может быть художественным и публицистическим, критическим и научным, а также объединять элементы всех жанров. В этой же степени оно может включать элементы повествования, описания и рассуждения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 5 классе»

«Искатели сокровищ»

Урок-экскурсия в 5 классе по теме «Ориентирование на местности».


Цели:

Знать:

  • Правила работы с компасом

  • Понятие азимут

  • Направления сторон горизонта

  • Способ определения расстояния шагами

  • Особенности изменения природы осенью

Уметь:

  • Определять азимут по компасу

  • Указывать направления сторон горизонта

  • Определять расстояние шагами

  • Называть особенности изменения природы осенью

  • Наблюдать, анализировать результаты наблюдений и делать соответствующие записи.

  • Сравнивать и делать выводы.

Оборудование: компас, термометр, флюгер, широкий скотч, маршрутный лист учащихся, отчетный лист учащихся.

Ход практической работы:

1.Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня вам предстоит поиск сокровищ. Но, окунувшись в море приключений, вас ждет океан трудностей. Готовы ли вы с ними справиться? Хватит ли у вас знаний, умений и терпения? Только самым внимательным, сообразительным и догадливым сегодня улыбнется удача! Итак, смелее, вперед!

2.Выполнение практической работы по маршрутному листу учащихся (приложение 1).

Задание 1: Отгадайте ребусы и запишите в таблицу названия географических объектов

(записи выполняются в отчетных листах (приложение 2).

Задание 2. Определите направление, азимут ( приложение 3) и расстояние к данному географическому объекту (исходная точка – крыльцо школы), сделайте соответствующие записи в таблице отчетного листа.

Задание 3. В пунктах географических объектов выполните задания и сделайте соответствующие записи в таблице отчетного листа.

Задание 4. Сложив азимуты, вы получите азимут, по которому вам нужно двигаться за ключом к сокровищам. Ключ расположен в 20 метрах от исходной точки (исходную точку задаю произвольно так, чтобы ключ к сокровищам располагался на дереве на территории школы). Ребята находят конверт с надписью «Письмо мудреца».

Задание 5. «Письмо мудреца»

«Дорогие ребята! В давние-давние времена люди, пытавшиеся найти самые большие сокровища на Земле, увидели Старейшего из Старейшин. Он стоял в окружении зверей, живущих в лесах, в реках, на лугах и в горах. Люди поведали ему о том, что они ищут, и тогда Старейший из Старейшин объявил состязание между путешественниками и животными, окружавшими его. Самые быстрые пытались перегнать оленя, самые сильные – побороть медведя, самые лучшие пловцы состязались с выдрой, самые ловкие пытались поймать белку. И во всех без исключения случаях люди проигрывали. «Это состязание несправедливо, - сказали они Старейшему,- каждое из животных обладаем даром, дающим ему преимущество перед человеком».

«Вы правы. Но у вас есть свой дар. У вас есть способность познавать тайны жизни и обратить свои………….. на пользу людям». Что имел в виду Старейший?»

Ответ на вопрос мудреца вы можете отыскать, отгадав ключевое слово кроссворда.



Кроссворд «Вопрос мудреца»:






  1. 1






    2








    3













    4






    5









    6








    Какая сторона горизонта находится слева от полуденной линии?

  2. Точные изображения предметов на местности с указанием расстояния между ними.

  3. Где бы ты не находился,

Если только заблудился,

Он укажет тебе, друг,

Путь на север и на юг.

  1. Время суток.

5. Край виден, но дойти до него невозможно.

6. Какую сторону горизонта можно определить

в полдень по Солнцу?


Рефлексия: О каком сокровище говорил Старейший?

Как вы понимаете слова Старейшего?

Несет ли человек ответственность за жизнь на Земле?

Домашнее задание: Заполните отчетный лист.

Напишите эссе на тему «Осенняя пора»(приложение 4).

Оформите коллекцию «Жители пня».

Оформите гербарий «Листья осеннего леса.





Приложение1

Маршрутный лист учащихся.

Название географических объектов

Направление

Азимут

Расстояние

Задание

1.

Ответ: Луг - береза




1.Опиши погоду по плану:

  • Температура воздуха

  • Ветер

  • Облачность

  • Осадки

  • Тип погоды

2. Какими признаками характеризуется осень?

2.




Ответ: лес




1. Определите элементы рельефа.

2. Определите ярусы леса, запишите, какие растения растут в разных ярусах и какие животные обитают.

3.Рассмотрите внешний вид березы (окраску коры, форму кроны и листьев) и ответьте на вопрос: Чем береза, растущая на лугу, отличается от березы, растущей в лесу?

4.Соберите листья растений для гербария и плоды растений для коллекции.

3.



Ответ: дорога




Изучите степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории.

Для этого сорвите листья на разных участках пришкольной территории

(вблизи школы, около автомобильной дороги, с краю зеленой защитной полосы, в глубине растительных насаждений).

К каждому листу приложите кусочек скотча длиной 5-10 см, снимите со слоем прилипшей пыли и наклейте на бумагу. Сравните отпечатки и сделайте вывод.

4.


Ответ: огород - пень




  1. По срезу пня определите возраст дерева и направление на север.

  2. Изучите обитателей пня. Отодрав кусок коры, соберите личинок и взрослых жуков для коллекции.



Приложение 2

Отчетный лист

ФИ.

Название географических объектов

Направление

Азимут

Расстояние

Задание

1.





1.

2.

2.





1.

2.

3.

3.




Вывод:

4.





Приложение 3



Правила работы с компасом.

  1. Положите компас на горизонтальную поверхность или ладонь.

  2. стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните компас так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала со стрелкой.

  3. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Приложение 4

Рекомендации по созданию эссе.

Эссе – литературный жанр со свободной структурой, организующую роль в которой играют ассоциативные связи.

Эссе может быть художественным и публицистическим, критическим и научным, а также объединять элементы всех жанров. В этой же степени оно может включать элементы повествования, описания и рассуждения.


Автор: Андреева Марина Даниловна, учитель географии высшей квалификационной категории МОУ «Красноярская СОШ» (филиал «Кокчинская ООШ»), деревня Кокчинск Омской области. Педагогический стаж 25 лет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!