СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Что обозначает глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка выполнена по теме "Глагол". Может быть использована учителями, работающими по другим авторским программам.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Что обозначает глагол"»

Технологическая карта урока русского языка

Проскуры Николая Анатольевича,

Учителя русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 5» г. Барнаула


Предмет: русский язык

Класс: 5

Автор УМК: М.М. Разумовская

Тема урока: Что обозначает глагол

Тип занятия: урок комплексного применения знаний и умений

1. Образовательный компонент.

1. Вспомнить изученное в начальной школе по теме «Глагол»: определение глагола, морфологические признаки и синтаксическую роль.

2. Выявить знания учащихся об отличии глагола от именных частей речи.

3. Дать понятие о семантических группах глаголов:

а) глаголы движения, действия;

б) глаголы звучания;

в) глаголы процесса речи и мысли:

г) глаголы состояния;

д) глаголы чувства;

е) глаголы взаимоотношения людей и др.

4. Выявить и уяснить стилистическую роль глаголов в художественном тексте.

II. Развивающий компонент.

  1. Развитие речи

  2. Обогащение речи школьников

  3. Понимание выразительных свойств глагола

  4. Развитие мышления

  5. Обучение анализу поэтического текста

6. Развитие творческих способностей, образного мышления.

III. Воспитывающий компонент

  1. Воспитание нравственных качеств:

- деликатности;

- дисциплинированности;

- ответственности;

- способности сопереживать;

- самоуважения.

2. Воспитание любви к русскому языку, к литературе.

Развитие умения давать самооценку своей деятельности


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Применение электронных

Образовательных ресурсов

1. Приветствие

Создание благоприятной обстановки

Подготовка к работе

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)


2. Целеполагание

Добивается того, чтобы учащиеся определили цели урока как собственную учебную задачу.

Создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха»

Самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.

Целеполагание (Р)

Планирование (К)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)


3. Актуализация знаний

Повторение изученных сведений о глаголе. Беседа по вопросам учебника. Взаимопроверка.

  1. На какие вопросы может отвечать глагол?

  2. Что обозначает глагол как часть речи?

  3. Какие грамматические (морфологические) признаки имеет глагол?

Как он изменяется?

  1. По какой морфеме можно определить морфологические признаки глагола?

  2. Каким членом предложения обычно бывает глагол?


Работают устно и в тетрадях. Отвечают на вопросы, приводят примеры.

(ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ) – ПРИМЕРЫ (ГЛАГОЛ ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ)

СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА, 1 И 2 СПРЯЖЕНИЕ)


(ГЛАГОЛ ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ВРЕМЕНАМ, ЛИЦАМ, ЧИСЛАМ, РОДАМ)

ГОВОРИЛ, ГОВОРИТ, БУДЕТ ГОВОРИТЬ;

Я ИДУ – МЫ ИДЕМ, ТЫ ИДЕШЬ – ВЫ ИДЕТЕ, ОН (ОНА, ОНО) ИДЕТ – ОНИ ИДУТ;

ХОДИЛ, ХОДИЛА, ХОДИЛО, ХОДИЛИ

(ПО ОКОНЧАНИЮ ИЛИ СУФФИКСУ);

(СКАЗУЕМЫМ)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Умение структурировать знания (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Обучение оцениванию


4. Изучение нового материала

Дает инструкцию.

Создает ситуацию успеха

Постановка проблемной ситуации.

Прочитайте, пожалуйста, следующий вопрос:

КАКИЕ ЯВЛЕНИЯ МОГУТ ОБОЗНАЧАТЬ ГЛАГОЛ?

(учебник, с. 194, упр. 578)


Подводит к формулировке цели выполнения упражнения

Решают проблемную ситуацию





Выполняют работу по учебнику, приводят примеры


Работают с учебником

Называют явления, обозначаемые глаголом, приводят примеры


Извлечение необходимой информации из текста (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Самоопределение (Л)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Установление причинно-следственных связей (П)


5. Первичный этап закрепления (проблемные задания)

Работа с опорой на рисунки


Применяет здоровьесберегающую технологию (подвижная тематическая минутка)

Учитель называет слова. Учащиеся слушают и определяют часть речи: если глагол – дети хлопают, другие – топают.

Приходить, извиняться, извинение, восход, топот, шуметь, стучать, прыгать, прыжок, грустить, грустный, кукарекать, темнеть, темный, темнота, думать, задуматься, веселье, веселиться, веселый










Выполняют задание, анализируют работу

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Решение проблем творческого и поискового характера (П)

Контроль (Р)


6.Закрепление изученного материала

Работа с поэтическим текстом

Посмотрим, как поэты используют глаголы в своих произведениях на примере текста стихотворения.

Прочитайте, пожалуйста, текст про себя, подготовьтесь к чтению вслух (Стихотворение С.А. Есенина «Поет зима – аукает…»

Работают самостоятельно, проверяют в парах






Делают вывод. Определяют итоговую отметку

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму(П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Постановка и формулировка проблемы (П)

Работа в парах (К)


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объясняет домашнее задание с учетом средней итоговой отметки за урок

Записывают задание в дневник

Смыслообразование (Л)

Оценка (Р)


8. Рефлексия

Подведение итогов урока, выявление заданий, которые были трудными или вызвали наибольший интерес

Монологическая речь.

Используют клише для рефлексии

Оценивают свою работу

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха /неуспеха (Л)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!