СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в инклюзивном классе по русскому языку на тему "Причастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор

Меньшикова Ольга Васильевна

Класс

7

Форма занятия

урок изучения нового материала

Продолжительность занятия

45 мин

Тема занятия

Причастие как часть речи

Цель занятия

 Образовательные:

 · определить совместно с учащимися, что такое причастие;

· обратить внимание на роль причастий в предложении;

· формировать умение отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте.

Развивающие:

· развивать умение правильно употреблять причастия в устной и письменной речи;

 · способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления.

Воспитательные:

· формировать потребности к новым знаниям;

· воспитывать интерес к изучению русского языка.

Образовательные ресурсы и средства обучения:

 раздаточный материал, словари

Русский язык. 7класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2017.

Распечатанные разноуровневые задания (карточки), таблицы «Образование причастий», «Признаки глагола и прилагательного у причастия».

Список литературы и интернет – источники:

Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. А. Касатых. — М. : Просвещение, 2014.

Методы и формы

беседа, рассказ,объяснение, работа с книгой. фронтальный опрос, самооценка

Основные понятия

Причастие как часть речи

     

 

 

 

№ п/п

Этапы занятия

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Организационный момент

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 Первичное закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний и повторение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

2 мин

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин.

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

Включение в деловой ритм

 

 

 

 

 

- Прочитайте слова, записанные на доске. Интересный, читающий, бежать, метель, молодая, рисующий, прочитанная, звонок, закрытый, купил.

-Как можно сгруппировать эти слова? (есть слова, которые дети еще не знают) - Кто знает, к какой части речи относятся слова ЧИТАЮЩИЙ, РИСУЮЩИЙ, ПРОЧИТАННАЯ, ЗАКРЫТЫЙ.

 

 

 

 

 

 

- Отгадайте ребус. Какой части речи будет посвящен наш урок? Сформулируйте тему нашего урока. («Причастие как часть речи») - С причастием вы отчасти уже знакомы, но как самостоятельную речь вы изучаете ее впервые. А теперь давайте вместе с вами поставим цели нашего урока. - Причастие – это новое теоретическое понятие. Мы должны выяснить, как оно выглядит (определение); чем отличается от других частей речи (морфологические признаки), как использовать в речи. - Какие цели можем поставить?

1) уметь…

2) находить в …

3) научиться правильно …

4) выяснить…

 

Контролирует работу, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Говорит, что в русском языке существует часть речи – причастие, что это такая часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и имени прилагательного. Предлагает обратиться к учебнику и прочитать определение «причастия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 -1-я группа: найти толкование «причастия» по толковому словарю С.И. Ожегова.

 

 

 

 

 -2-я группа: узнать этимологию слова «причастие» по школьному этимологическому словарю. Контролирует выполнение работы.

 

 

 

 

 

 

3. Предоставляет слово подготовленному ученику дополнить сведения о причастии, которые не были отмечены на уроке. Корректирует, вносит дополнения. Вместе с учащимися делает вывод.

 

 

Если я называю причастие, то вы подпрыгиваете вверх и делаете хлопок над головой, а если называю другую часть речи, то присаживаетесь.

 

Организует фронтальную работу. Контролирует правильные ответы.

1. Что такое причастие?

2. На какие вопросы отвечает причастие? 3. Какие признаки глагола имеет причастие?

4. Какие признаки имени прилагательного имеет причастие?

 

 

 

Контролирует выполнение работы. Разъясняет действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-ей группе в качестве закрепления предлагает модуль «Употребление причастий в речи».

 Учитель обращает внимание на слова Ломоносова о причастии (слайд «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».) и говорит, что надо доказать справедливость этих слов. Для доказательства дает такие предложения:

1. Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости.

2. В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами.

 

Контролирует выполнение работы. Вместе с учащимися делает вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Оценивает работу учащихся.

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…

 

 

 

 

 

Предлагает для домашней работы разноуровневые задания: упр.77 из учебника или из учебника литературы для 7 класса, автор: В. Я. Коровина. Надо выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» пять предложений, где есть причастия, и определить их вид и время.

Подготовка класса к уроку. Ученики выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение.

 

 

 

Выполнение заданий, тренирующих отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставят цели, формулируют тему урока. Цели урока:

- уметь давать определение; - находить в тексте; - научиться правильно употреблять в речи; - выяснить, какую синтаксическую роль играют в предложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом (в парах)

1. Исследование текста. На столе у каждого распечатанный текст. Учащиеся работают с текстом, ищут слова, которые являются для них неизвестной частью речи. Выписывают их, задают к этим словам вопросы, находят слова, к которым они относятся, определяют синтаксическую роль в предложении. Формулируют определение причастия, проговаривают это определение.

 

 

 

 

 

Работа в группах:

 1. Причастие - форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж)

 

2.ПРИЧАСТИЕ.

 Заимств. из ст.-сл. яз., где является словообразоват. калькой греч. metochē "причастие" < "причастность". В греч. яз. причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам "сопричастно" (как имени, так и глаголу)

 

3. Далее подготовленный заранее ученик сообщает все, что не было отмечено о причастии.

 

 

 

 

 

Выполняют действия

 

 

 

 

Фронтальный опрос.

Учащиеся участвуют во фронтальном опросе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Работа в группах:

1 группа самостоятельно работает с учебником: упр.76.

2 группа выполняет задания по карточке. Задание:

- образуйте от данных глаголов причастия: лететь, рисовать, закрыть, улыбаться;

 - выделите морфему, с помощью которой было образовано каждое причастие. Составьте предложение с каждым причастием.

 

3 группа (сильный ученик + слабый) работают с модулем «Употребление причастий в речи».

2.Учащиеся самостоятельно составляют пары предложений: 1. Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости. - Мы шли по тропинке, ведущей к избушке лесника, которая находилась поблизости. 2. В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами. - В библиотеке сидят читатели, работающие с книгами и журналами

 

 

Закрепляя полученные знания, учащиеся пишут «Цифровой диктант»: согласен-1, не согласен-0)

 - причастие – самостоятельная часть речи;

- причастие образовано от глагола;

 - причастие бывает сов. в. и несов. в.; - причастие изменяется по лицам;

- в предложении является обстоятельством;

- обозначает признак предмета по действию.

 

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень

их соответствия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сильные обучающиеся записывают задание из учебника литературы, а обучающиеся послабее, упражнение из учебника.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

Ищут и выделяют необходимую информацию, выдвигают гипотезы и обосновывают их; ставят и формулируют проблемы (П) Аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения при формулировании своей мысли в устной форме (К)

 

Самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить – узнать – научиться»; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. (Р) Выражают свои мысли; аргументируют своё мнение; учитывают разные мнения (К)

 

 

 

 

 

 

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют высказывать свои суждения, формируют умение слушать и понимать других (К) Определяют степень успешности своей работы и работы других (Р) Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной форме (К)

 

 

 

 

Умеют обосновывать свою точку зрения, грамотно формулируют свой ответ; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л)

 

 

 

 

 

 

 

Умеют выражать свои мысли (К) Устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы (П) Смыслообразование (Л)

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок в инклюзивном классе по русскому языку на тему "Причастие как часть речи"»



Автор

Меньшикова Ольга Васильевна

Класс

7

Форма занятия

урок изучения нового материала

Продолжительность занятия

45 мин

Тема занятия

Причастие как часть речи

Цель занятия

Образовательные:

 определить совместно с учащимися, что такое причастие;

 обратить внимание на роль причастий в предложении;

 формировать умение отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте.

Развивающие:

 развивать умение правильно употреблять причастия в устной и письменной речи;

 способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления.

Воспитательные:

 формировать потребности к новым знаниям;

 воспитывать интерес к изучению русского языка.

Образовательные ресурсы и средства обучения:

раздаточный материал, словари

Русский язык. 7класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2017.

Распечатанные разноуровневые задания (карточки), таблицы «Образование причастий», «Признаки глагола и прилагательного у причастия».

Список литературы и интернет – источники:

Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. А. Касатых. — М. : Просвещение, 2014.

Методы и формы

беседа, рассказ,объяснение, работа с книгой. фронтальный опрос, самооценка

Основные понятия

Причастие как часть речи







№ п/п

Этапы занятия

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1.






2.

















3.




















4.











































5.





6.











6.






























7.













8.













9.

Организационный момент





Актуализация знаний
















Постановка учебной задачи.



















Открытие нового знания.










































Физкультминутка





Первичное закрепление.










Самостоятельная работа.





























Включение в систему знаний и повторение











Рефлексия.













Домашнее задание

2 мин






5 мин

















5 мин




















10 мин










































4 мин.





5 мин











7 мин.






























2 мин













3 мин













2 мин

Включение в деловой ритм






- Прочитайте слова, записанные на доске. Интересный, читающий, бежать, метель, молодая, рисующий, прочитанная, звонок, закрытый, купил.

-Как можно сгруппировать эти слова? (есть слова, которые дети еще не знают) - Кто знает, к какой части речи относятся слова ЧИТАЮЩИЙ, РИСУЮЩИЙ, ПРОЧИТАННАЯ, ЗАКРЫТЫЙ.







- Отгадайте ребус. Какой части речи будет посвящен наш урок? Сформулируйте тему нашего урока. («Причастие как часть речи») - С причастием вы отчасти уже знакомы, но как самостоятельную речь вы изучаете ее впервые. А теперь давайте вместе с вами поставим цели нашего урока. - Причастие – это новое теоретическое понятие. Мы должны выяснить, как оно выглядит (определение); чем отличается от других частей речи (морфологические признаки), как использовать в речи. - Какие цели можем поставить?

1) уметь…

2) находить в …

3) научиться правильно …

4) выяснить…


Контролирует работу, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Говорит, что в русском языке существует часть речи – причастие, что это такая часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и имени прилагательного. Предлагает обратиться к учебнику и прочитать определение «причастия».










-1-я группа: найти толкование «причастия» по толковому словарю С.И. Ожегова.





-2-я группа: узнать этимологию слова «причастие» по школьному этимологическому словарю. Контролирует выполнение работы.







3. Предоставляет слово подготовленному ученику дополнить сведения о причастии, которые не были отмечены на уроке. Корректирует, вносит дополнения. Вместе с учащимися делает вывод.



Если я называю причастие, то вы подпрыгиваете вверх и делаете хлопок над головой, а если называю другую часть речи, то присаживаетесь.


Организует фронтальную работу. Контролирует правильные ответы.

1. Что такое причастие?

2. На какие вопросы отвечает причастие? 3. Какие признаки глагола имеет причастие?

4. Какие признаки имени прилагательного имеет причастие?




Контролирует выполнение работы. Разъясняет действия.












3-ей группе в качестве закрепления предлагает модуль «Употребление причастий в речи».

Учитель обращает внимание на слова Ломоносова о причастии (слайд «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».) и говорит, что надо доказать справедливость этих слов. Для доказательства дает такие предложения:

1. Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости.

2. В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами.


Контролирует выполнение работы. Вместе с учащимися делает вывод.












Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Оценивает работу учащихся.

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…






Предлагает для домашней работы разноуровневые задания: упр.77 из учебника или из учебника литературы для 7 класса, автор: В. Я. Коровина. Надо выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» пять предложений, где есть причастия, и определить их вид и время.

Подготовка класса к уроку. Ученики выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение.




Выполнение заданий, тренирующих отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.














Ставят цели, формулируют тему урока. Цели урока:

- уметь давать определение; - находить в тексте; - научиться правильно употреблять в речи; - выяснить, какую синтаксическую роль играют в предложении.














Работа с текстом (в парах)

1. Исследование текста. На столе у каждого распечатанный текст. Учащиеся работают с текстом, ищут слова, которые являются для них неизвестной частью речи. Выписывают их, задают к этим словам вопросы, находят слова, к которым они относятся, определяют синтаксическую роль в предложении. Формулируют определение причастия, проговаривают это определение.






Работа в группах:

1. Причастие - форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж)


2.ПРИЧАСТИЕ.

Заимств. из ст.-сл. яз., где является словообразоват. калькой греч. metochē "причастие"


3. Далее подготовленный заранее ученик сообщает все, что не было отмечено о причастии.






Выполняют действия





Фронтальный опрос.

Учащиеся участвуют во фронтальном опросе.









1. Работа в группах:

1 группа самостоятельно работает с учебником: упр.76.

2 группа выполняет задания по карточке. Задание:

- образуйте от данных глаголов причастия: лететь, рисовать, закрыть, улыбаться;

- выделите морфему, с помощью которой было образовано каждое причастие. Составьте предложение с каждым причастием.


3 группа (сильный ученик + слабый) работают с модулем «Употребление причастий в речи».

2.Учащиеся самостоятельно составляют пары предложений: 1. Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости. - Мы шли по тропинке, ведущей к избушке лесника, которая находилась поблизости. 2. В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами. - В библиотеке сидят читатели, работающие с книгами и журналами



Закрепляя полученные знания, учащиеся пишут «Цифровой диктант»: согласен-1, не согласен-0)

- причастие – самостоятельная часть речи;

- причастие образовано от глагола;

- причастие бывает сов. в. и несов. в.; - причастие изменяется по лицам;

- в предложении является обстоятельством;

- обозначает признак предмета по действию.


Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень

их соответствия











Сильные обучающиеся записывают задание из учебника литературы, а обучающиеся послабее, упражнение из учебника.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками



Ищут и выделяют необходимую информацию, выдвигают гипотезы и обосновывают их; ставят и формулируют проблемы (П) Аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения при формулировании своей мысли в устной форме (К)


Самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить – узнать – научиться»; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. (Р) Выражают свои мысли; аргументируют своё мнение; учитывают разные мнения (К)







Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют высказывать свои суждения, формируют умение слушать и понимать других (К) Определяют степень успешности своей работы и работы других (Р) Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя (П)

































Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной форме (К)





Умеют обосновывать свою точку зрения, грамотно формулируют свой ответ; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р)






















Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л)








Умеют выражать свои мысли (К) Устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы (П) Смыслообразование (Л)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!