Разработка урока по русскому языку в 5 классе
Дата:
Класс:
Тема: Неопределенная форма глагола
Цель: дать представление о неопределенной форме глагола, научить детей распознавать глаголы в неопределённой форме; формировать умение определять их в устной и письменной речи; формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме; развивать познавательную деятельность и навыки сотрудничества, навыки самостоятельной работы; развивать умение размышлять и формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать способности рефлексировать; воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому языку, чувство ответственности за свою жизнь.
Методы и приемы: слово учителя, беседа, работа с учебником, фронтальный опрос, работа над девизом урока, работа с таблицей, работа над фразеологизмами, самостоятельная работа, взаимопроверка, работа с иллюстрациями, распределительный диктант, работа над стихотворением, рефлексия «Букет настроения»
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, таблицы, девиз урока, плакат для рефлексии, иллюстративный материал
Тип урока: урок изучения нового материала
Литература: Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова]. – М. : Просвещение, 2015 год.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
– Здравствуйте дети и присутствующие в классе.
2. Проверка готовности класса к уроку
3. Создание благоприятной атмосферы для работы на уроке.
Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня мне выпала возможность провести урок русского языка в вашем классе. Я участвую в конкурсе «Учитель года». Я рада, что сегодня я смогу показать вам, что я знаю и умею. Я обещаю, что сегодняшний урок пройдет интересно и познавательно. А вы, в свою очередь, пообещайте, что будете внимательными, активными на уроке.
II. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальный опрос
- Что обозначает глагол как часть речи? (Действие предмета)
- На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать. Что сделать?)
- Как изменяются глаголы? (По временам, бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.
- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (По лицам и числам)
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени (по родам и числам)
- Каким членом предложения обычно бывает глагол? (сказуемым)
На предыдущем уроке вы выучили написание не с глаголами. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу и скажите, как мы пишем не с глаголами?
II. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сегодня мы углубим знания о глаголе. Но прежде я хочу, чтобы вы послушали музыку и сказали, что можно делать под эту музыку? (Петь, танцевать, веселиться…)
А какую часть речи вы сейчас назвали? (Глагол)
Правильно, глагол. А точнее неопределенную форму глагола, которую нам с вами и предстоит сегодня выучить. Открывайте тетради, записывайте число, «Классная работа» и тему урока «Неопределенная форма глагола».
Сегодня мы получим сведения о неопределённой форме глагола как начальной, научимся распознавать глаголы в неопределённой форме, закрепим правописание слов с основой на шипящий в неопределённой форме глагола.
IV. Этап изучения нового материала.
1. Работа над девизом урока.
Девизом нашего урока будут следующие слова:
Мы умеем думать,
мы умеем рассуждать,
все, что нужно для работы,
Будем смело выполнять.
Найдите в нашем девизе глаголы в неопределенной форме?
На какие вопросы они отвечают?
Можно ли у этих глаголов определить время, число, лицо?
2. Работа с теоретическим материалом и таблицей
Давайте прочитаем правило на стр. 103.
Итак, посмотрите на доску и запомните: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределенная форма глагола имеет окончание -ть, -ти, -чь.
Начальную форму глагола называют инфинитивом. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида – что сделать?
3. Фразеологическая работа
Что такое фразеологизмы? Для чего они нужны? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Помогают выразить свою мысль, вносят многообразие в нашу речь).
Русский язык богат фразеологическими оборотами, употребление фразеологизмов уместно в любой жизненной ситуации. Самим придумать фразеологизмы сложно, практически невозможно.
Давайте сейчас попытаемся найти скрытый смысл фразеологизма в стихотворениях. И найти в этом фразеологизме неопределенную форму глагола.
Замолчи Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил! (Н. Силков)
Прикусить язык
Ежата -детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах! (Е. Серова)
Держать в ежовых рукавицах
Нос не свой дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес. (Я. Аким)
Совать нос не в свои дела, клевать носом
4. Физкультминутка
А сейчас давайте отдохнем. Я вам буду читать стихотворение, а вы, услышав неопределенную форму глагола, хлопните в ладоши.
Т. Рик «Сладкая мечта»
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, жевать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!
-Молодцы! А сейчас сделаем глубокий вдох – руки вверх, опускаем руки – выдох.
V. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа с проверкой. (Взаимопроверка работ). Фонограмма «Звуки моря».
Подбираем подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме.
Во время каникул
Хорошо летом рано …. и …. к реке. Приятно …. на солнце, …. в прозрачной воде, …. в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно … с друзьями в футбол, … за насекомыми. Полезно …. в саду и на огороде, …. старшим по хозяйству.
-Зачитайте свои работы.
Оценка с комментарием.
Во время каникул
Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к реке. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что сделать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что сделать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол, наблюдать за насекомыми. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.
-О чём говорится в тексте, ребята? (О том, как мы проводим летние каникулы)
-А вы любите лето? (Да)
-Почему? (Потому что летом тепло, мы купаемся на речке, ходим собирать ягоды, грибы и т.д.)
2. Работа с иллюстрациями.
- А знаете ли вы, какие ягоды и грибы можно собирать? И как вести себя в лесу? Давайте вспомним основные правила безопасности, употребляя инфинитив. Я вам буду показывать иллюстрацию, а вы должны сформулировать правила безопасности, употребляя неопределенную форму глагола.
А какие еще правила вы знаете по технике безопасности?
Я вижу, что вы хорошо знаете правила безопасности и не растеряетесь в ответственный момент.
3. Работа с теорией
Давайте откроем стр. 104 и прочитаем правило написания ь после буквы ч в неопределенной форме глагола.
4. Выполнение упр. 622
5. Распределительный диктант
Запишите слова, распределяя их в две колонки: 1) ь пишется; 2) ь не пишется.
Зажечь, силач, испечь, ночь, могуч, много туч, беречь, речь, прилечь, течь, дремуч, достичь, полночь, кирпич, передач, остричь.
VI. Подведение итогов урока.
1. Итоговая беседа
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие еще названия имеет неопределенная форма глагола?
- Какие окончания имеет инфинитив?
- Всегда ли в инфинитиве после буквы ч пишется ь? Приведите примеры.
2. Рефлексия. «Букет настроения»
А сейчас я вам предлагаю проанализировать вашу работу на уроке: подумать, все ли вам удалось, усвоили ли вы правило, были ли трудности, достигли ли вы целей, поставленных в начале урока. Если у вас осталось хорошее впечатление от урока, позитивные эмоции, тогда прикрепите красный цветок к плакату с вазой. Если же вам что-то не понравилось, не удалось – прикрепите синий цветок.
Посмотрите, какой у нас с вами замечательный получился букет. Красные цветы в вазе говорят о том, что большинству из вас понравился сегодняшний урок.
3. Выставление оценок с комментированием
VII. Домашнее задание.
1. Записи в дневниках. По выбору: 1) параграф 109, упр. 626; 2) найти 7 фразеологизмов с неопределенной формой глагола и ввести их в предложение.
2. Инструктаж.
3. Благодарность за работу на уроке.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Неопределенная форма глагола"»
Разработка урока по русскому языку в 5 классе
Дата:
Класс:
Тема: Неопределенная форма глагола
Цель: дать представление о неопределенной форме глагола, научить детей распознавать глаголы в неопределённой форме; формировать умение определять их в устной и письменной речи; формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме; развивать познавательную деятельность и навыки сотрудничества, навыки самостоятельной работы; развивать умение размышлять и формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать способности рефлексировать; воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому языку, чувство ответственности за свою жизнь.
Методы и приемы: слово учителя, беседа, работа с учебником, фронтальный опрос, работа над девизом урока, работа с таблицей, работа над фразеологизмами, самостоятельная работа, взаимопроверка, работа с иллюстрациями, распределительный диктант, работа над стихотворением, рефлексия «Букет настроения»
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, таблицы, девиз урока, плакат для рефлексии, иллюстративный материал
Тип урока: урок изучения нового материала
Литература: Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова]. – М. : Просвещение, 2015 год.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
– Здравствуйте дети и присутствующие в классе.
2. Проверка готовности класса к уроку
3. Создание благоприятной атмосферы для работы на уроке.
Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня мне выпала возможность провести урок русского языка в вашем классе. Я участвую в конкурсе «Учитель года». Я рада, что сегодня я смогу показать вам, что я знаю и умею. Я обещаю, что сегодняшний урок пройдет интересно и познавательно. А вы, в свою очередь, пообещайте, что будете внимательными, активными на уроке.
II. Актуализация опорных знаний
1. Фронтальный опрос
- Что обозначает глагол как часть речи? (Действие предмета)
- На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать. Что сделать?)
- Как изменяются глаголы? (По временам, бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.
- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (По лицам и числам)
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени (по родам и числам)
- Каким членом предложения обычно бывает глагол? (сказуемым)
На предыдущем уроке вы выучили написание не с глаголами. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу и скажите, как мы пишем не с глаголами?
II. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сегодня мы углубим знания о глаголе. Но прежде я хочу, чтобы вы послушали музыку и сказали, что можно делать под эту музыку? (Петь, танцевать, веселиться…)
А какую часть речи вы сейчас назвали? (Глагол)
Правильно, глагол. А точнее неопределенную форму глагола, которую нам с вами и предстоит сегодня выучить. Открывайте тетради, записывайте число, «Классная работа» и тему урока «Неопределенная форма глагола».
Сегодня мы получим сведения о неопределённой форме глагола как начальной, научимся распознавать глаголы в неопределённой форме, закрепим правописание слов с основой на шипящий в неопределённой форме глагола.
IV. Этап изучения нового материала.
1. Работа над девизом урока.
Девизом нашего урока будут следующие слова:
Мы умеем думать,
мы умеем рассуждать,
все, что нужно для работы,
Будем смело выполнять.
Найдите в нашем девизе глаголы в неопределенной форме?
На какие вопросы они отвечают?
Можно ли у этих глаголов определить время, число, лицо?
2. Работа с теоретическим материалом и таблицей
Давайте прочитаем правило на стр. 103.
Итак, посмотрите на доску и запомните: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределенная форма глагола имеет окончание -ть, -ти, -чь.
Начальную форму глагола называют инфинитивом. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида – что сделать?
3. Фразеологическая работа
Что такое фразеологизмы? Для чего они нужны? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Помогают выразить свою мысль, вносят многообразие в нашу речь).
Русский язык богат фразеологическими оборотами, употребление фразеологизмов уместно в любой жизненной ситуации. Самим придумать фразеологизмы сложно, практически невозможно.
Давайте сейчас попытаемся найти скрытый смысл фразеологизма в стихотворениях. И найти в этом фразеологизме неопределенную форму глагола.
Замолчи Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил! (Н. Силков)
Прикусить язык
Ежата -детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах! (Е. Серова)
Держать в ежовых рукавицах
Нос не свой дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес. (Я. Аким)
Совать нос не в свои дела, клевать носом
4. Физкультминутка
А сейчас давайте отдохнем. Я вам буду читать стихотворение, а вы, услышав неопределенную форму глагола, хлопните в ладоши.
Т. Рик «Сладкая мечта»
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, жевать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!
-Молодцы! А сейчас сделаем глубокий вдох – руки вверх, опускаем руки – выдох.
V. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа с проверкой. (Взаимопроверка работ). Фонограмма «Звуки моря».
Подбираем подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме.
Во время каникул
Хорошо летом рано …. и …. к реке. Приятно …. на солнце, …. в прозрачной воде, …. в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно … с друзьями в футбол, … за насекомыми. Полезно …. в саду и на огороде, …. старшим по хозяйству.
-Зачитайте свои работы.
Оценка с комментарием.
Во время каникул
Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к реке. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что сделать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что сделать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол, наблюдать за насекомыми. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.
-О чём говорится в тексте, ребята? (О том, как мы проводим летние каникулы)
-А вы любите лето? (Да)
-Почему? (Потому что летом тепло, мы купаемся на речке, ходим собирать ягоды, грибы и т.д.)
2. Работа с иллюстрациями.
- А знаете ли вы, какие ягоды и грибы можно собирать? И как вести себя в лесу? Давайте вспомним основные правила безопасности, употребляя инфинитив. Я вам буду показывать иллюстрацию, а вы должны сформулировать правила безопасности, употребляя неопределенную форму глагола.
А какие еще правила вы знаете по технике безопасности?
Я вижу, что вы хорошо знаете правила безопасности и не растеряетесь в ответственный момент.
3. Работа с теорией
Давайте откроем стр. 104 и прочитаем правило написания ь после буквы ч в неопределенной форме глагола.
4. Выполнение упр. 622
5. Распределительный диктант
Запишите слова, распределяя их в две колонки: 1) ь пишется; 2) ь не пишется.
Зажечь, силач, испечь, ночь, могуч, много туч, беречь, речь, прилечь, течь, дремуч, достичь, полночь, кирпич, передач, остричь.
VI. Подведение итогов урока.
1. Итоговая беседа
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие еще названия имеет неопределенная форма глагола?
- Какие окончания имеет инфинитив?
- Всегда ли в инфинитиве после буквы ч пишется ь? Приведите примеры.
2. Рефлексия. «Букет настроения»
А сейчас я вам предлагаю проанализировать вашу работу на уроке: подумать, все ли вам удалось, усвоили ли вы правило, были ли трудности, достигли ли вы целей, поставленных в начале урока. Если у вас осталось хорошее впечатление от урока, позитивные эмоции, тогда прикрепите красный цветок к плакату с вазой. Если же вам что-то не понравилось, не удалось – прикрепите синий цветок.
Посмотрите, какой у нас с вами замечательный получился букет. Красные цветы в вазе говорят о том, что большинству из вас понравился сегодняшний урок.
3. Выставление оценок с комментированием
VII. Домашнее задание.
1. Записи в дневниках. По выбору: 1) параграф 109, упр. 626; 2) найти 7 фразеологизмов с неопределенной формой глагола и ввести их в предложение.
2. Инструктаж.
3. Благодарность за работу на уроке.