СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Неопределенная форма глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Дата:

Класс:

Тема: Неопределенная форма глагола

Цель: дать представление о неопределенной форме глагола, научить детей распознавать глаголы в неопределённой форме; формировать умение определять их в устной и письменной речи; формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме; развивать познавательную деятельность и навыки сотрудничества, навыки самостоятельной работы; развивать умение размышлять и формулировать свои мысли, высказывать их вслух,  развивать способности рефлексировать; воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому языку, чувство ответственности за свою жизнь.

Методы и приемы: слово учителя, беседа, работа с учебником, фронтальный опрос, работа над девизом урока, работа с таблицей, работа над фразеологизмами, самостоятельная работа, взаимопроверка, работа с иллюстрациями, распределительный диктант, работа над стихотворением, рефлексия «Букет настроения»

Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, таблицы, девиз урока, плакат для рефлексии, иллюстративный материал

Тип урока: урок изучения нового материала

Литература: Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова]. – М. : Просвещение, 2015 год.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

– Здравствуйте дети и присутствующие в классе.

2. Проверка готовности класса к уроку

3. Создание благоприятной атмосферы для работы на уроке.

Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня мне выпала возможность провести урок русского языка в вашем классе. Я участвую в конкурсе «Учитель года». Я рада, что сегодня я смогу показать вам, что я знаю и умею. Я обещаю, что сегодняшний урок пройдет интересно и познавательно. А вы, в свою очередь, пообещайте, что будете внимательными, активными на уроке.

II. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос

- Что обозначает глагол как часть речи? (Действие предмета)

- На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать. Что сделать?)

- Как изменяются глаголы? (По временам, бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (По лицам и числам)

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени (по родам и числам)

- Каким членом предложения обычно бывает глагол? (сказуемым)

На предыдущем уроке вы выучили написание не с глаголами. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу и скажите,  как мы пишем не с глаголами? 

II. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сегодня мы углубим знания о глаголе. Но прежде я хочу, чтобы вы послушали музыку и сказали, что можно делать под эту музыку? (Петь, танцевать, веселиться…)

А какую часть речи вы сейчас назвали? (Глагол)

Правильно, глагол. А точнее неопределенную форму глагола, которую нам с вами и предстоит сегодня выучить.   Открывайте тетради, записывайте число, «Классная работа» и тему урока «Неопределенная форма глагола».

Сегодня мы получим сведения о  неопределённой форме глагола как начальной,  научимся  распознавать глаголы в неопределённой форме, закрепим правописание слов с основой на шипящий в неопределённой форме глагола.

IV.  Этап изучения нового материала.

1. Работа над девизом урока.

Девизом нашего урока будут следующие слова:

Мы умеем думать,

мы умеем рассуждать,

все, что нужно для работы,

Будем смело выполнять.

Найдите в нашем девизе глаголы в неопределенной форме?

На какие вопросы они отвечают?

Можно ли у этих глаголов определить время, число, лицо?

2. Работа с теоретическим материалом и таблицей

Давайте прочитаем правило на стр. 103. 

Итак, посмотрите на доску и запомните: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределенная форма глагола имеет окончание  -ть, -ти, -чь.

Начальную форму глагола называют инфинитивом. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида – что сделать?

3. Фразеологическая работа

Что такое фразеологизмы? Для чего они нужны? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Помогают выразить свою мысль, вносят многообразие в нашу речь).

Русский язык богат фразеологическими оборотами, употребление фразеологизмов уместно в любой жизненной ситуации. Самим придумать фразеологизмы сложно, практически невозможно.

Давайте сейчас попытаемся найти скрытый смысл фразеологизма в стихотворениях. И найти в этом фразеологизме неопределенную форму глагола.

Замолчи Петрусь, говорят!

Прикуси язык, говорят!

Он язык прикусил 

И сильней заголосил! (Н. Силков)

Прикусить язык

 

Ежата -детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах! (Е. Серова)

Держать в ежовых рукавицах

Нос не свой дела суют,

 Носами перед сном клюют,

 Зато один веселый нос

Папаша Карло нам принес. (Я. Аким)

Совать нос не в свои дела, клевать носом

4. Физкультминутка

А сейчас давайте отдохнем. Я вам буду читать стихотворение, а вы, услышав неопределенную форму глагола, хлопните в ладоши.

Т. Рик «Сладкая мечта»

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, жевать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго-долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!

 

-Молодцы! А сейчас сделаем глубокий вдох – руки вверх, опускаем руки – выдох.

V. Закрепление изученного материала.  

1. Самостоятельная работа с проверкой. (Взаимопроверка работ). Фонограмма «Звуки моря».

Подбираем подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме.

Во время каникул

Хорошо летом рано …. и …. к реке. Приятно …. на солнце, …. в прозрачной воде, …. в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно … с друзьями в футбол, … за насекомыми.  Полезно …. в саду и на огороде, …. старшим по хозяйству.

-Зачитайте свои работы.

Оценка с комментарием.

Во время каникул

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к реке. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что сделать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что сделать?) слушать пение птиц. Интересно  (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол, наблюдать за насекомыми. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.

-О чём говорится в тексте, ребята? (О том, как мы проводим летние каникулы)

-А вы любите лето? (Да)

-Почему? (Потому что летом тепло, мы купаемся на речке, ходим собирать ягоды, грибы и т.д.)

2. Работа с иллюстрациями.

- А знаете ли вы, какие ягоды и грибы можно собирать? И как вести себя в лесу? Давайте вспомним основные правила безопасности, употребляя инфинитив. Я вам буду показывать иллюстрацию, а вы должны сформулировать правила безопасности, употребляя неопределенную форму глагола.

А какие еще правила вы знаете по технике безопасности?

Я вижу, что вы хорошо знаете правила безопасности и не растеряетесь в ответственный момент.

3. Работа с теорией

Давайте откроем стр. 104 и прочитаем правило написания ь после буквы ч в неопределенной форме глагола.

4. Выполнение  упр. 622

5. Распределительный диктант

Запишите слова, распределяя их в две колонки: 1) ь пишется; 2) ь не пишется.

Зажечь, силач, испечь, ночь, могуч, много туч, беречь, речь, прилечь, течь, дремуч, достичь, полночь, кирпич, передач,  остричь.

VI. Подведение итогов урока.

1. Итоговая беседа

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие еще названия имеет неопределенная форма глагола?

- Какие окончания имеет инфинитив?

- Всегда ли в инфинитиве после буквы ч пишется ь? Приведите примеры.

2. Рефлексия. «Букет настроения»

А сейчас я вам предлагаю проанализировать вашу работу на уроке: подумать, все ли вам удалось, усвоили ли вы правило, были ли трудности,  достигли ли вы целей, поставленных в начале урока. Если у вас осталось хорошее впечатление от урока, позитивные эмоции, тогда прикрепите красный цветок к плакату с вазой. Если же вам что-то не понравилось,  не удалось – прикрепите синий цветок.

Посмотрите, какой у нас с вами замечательный получился букет. Красные цветы в вазе говорят о том, что большинству из вас понравился сегодняшний урок.

3. Выставление оценок с комментированием

VII.  Домашнее задание.

1. Записи в дневниках. По выбору: 1) параграф 109, упр. 626; 2) найти  7 фразеологизмов с неопределенной формой глагола и ввести их в предложение.

2. Инструктаж.

3. Благодарность за работу на уроке.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Неопределенная форма глагола"»

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Дата:

Класс:

Тема: Неопределенная форма глагола

Цель: дать представление о неопределенной форме глагола, научить детей распознавать глаголы в неопределённой форме; формировать умение определять их в устной и письменной речи; формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме; развивать познавательную деятельность и навыки сотрудничества, навыки самостоятельной работы; развивать умение размышлять и формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать способности рефлексировать; воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому языку, чувство ответственности за свою жизнь.

Методы и приемы: слово учителя, беседа, работа с учебником, фронтальный опрос, работа над девизом урока, работа с таблицей, работа над фразеологизмами, самостоятельная работа, взаимопроверка, работа с иллюстрациями, распределительный диктант, работа над стихотворением, рефлексия «Букет настроения»

Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, таблицы, девиз урока, плакат для рефлексии, иллюстративный материал

Тип урока: урок изучения нового материала

Литература: Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова]. – М. : Просвещение, 2015 год.


Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

– Здравствуйте дети и присутствующие в классе.

2. Проверка готовности класса к уроку

3. Создание благоприятной атмосферы для работы на уроке.

Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня мне выпала возможность провести урок русского языка в вашем классе. Я участвую в конкурсе «Учитель года». Я рада, что сегодня я смогу показать вам, что я знаю и умею. Я обещаю, что сегодняшний урок пройдет интересно и познавательно. А вы, в свою очередь, пообещайте, что будете внимательными, активными на уроке.

II. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос

- Что обозначает глагол как часть речи? (Действие предмета)

- На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать. Что сделать?)

- Как изменяются глаголы? (По временам, бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (По лицам и числам)

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени (по родам и числам)

- Каким членом предложения обычно бывает глагол? (сказуемым)

На предыдущем уроке вы выучили написание не с глаголами. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу и скажите, как мы пишем не с глаголами?

II. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сегодня мы углубим знания о глаголе. Но прежде я хочу, чтобы вы послушали музыку и сказали, что можно делать под эту музыку? (Петь, танцевать, веселиться…)

А какую часть речи вы сейчас назвали? (Глагол)

Правильно, глагол. А точнее неопределенную форму глагола, которую нам с вами и предстоит сегодня выучить. Открывайте тетради, записывайте число, «Классная работа» и тему урока «Неопределенная форма глагола».

Сегодня мы получим сведения о неопределённой форме глагола как начальной, научимся распознавать глаголы в неопределённой форме, закрепим правописание слов с основой на шипящий в неопределённой форме глагола.

IV. Этап изучения нового материала.

1. Работа над девизом урока.

Девизом нашего урока будут следующие слова:

Мы умеем думать,

мы умеем рассуждать,

все, что нужно для работы,

Будем смело выполнять.

Найдите в нашем девизе глаголы в неопределенной форме?

На какие вопросы они отвечают?

Можно ли у этих глаголов определить время, число, лицо?

2. Работа с теоретическим материалом и таблицей

Давайте прочитаем правило на стр. 103.

Итак, посмотрите на доску и запомните: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределенная форма глагола имеет окончание -ть, -ти, -чь.

Начальную форму глагола называют инфинитивом. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида – что сделать?

3. Фразеологическая работа

Что такое фразеологизмы? Для чего они нужны? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Помогают выразить свою мысль, вносят многообразие в нашу речь).

Русский язык богат фразеологическими оборотами, употребление фразеологизмов уместно в любой жизненной ситуации. Самим придумать фразеологизмы сложно, практически невозможно.

Давайте сейчас попытаемся найти скрытый смысл фразеологизма в стихотворениях. И найти в этом фразеологизме неопределенную форму глагола.

Замолчи Петрусь, говорят!

Прикуси язык, говорят!

Он язык прикусил 

И сильней заголосил! (Н. Силков)

Прикусить язык



Ежата -детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах! (Е. Серова)

Держать в ежовых рукавицах

Нос не свой дела суют,

Носами перед сном клюют,

Зато один веселый нос

Папаша Карло нам принес. (Я. Аким)

Совать нос не в свои дела, клевать носом

4. Физкультминутка

А сейчас давайте отдохнем. Я вам буду читать стихотворение, а вы, услышав неопределенную форму глагола, хлопните в ладоши.

Т. Рик «Сладкая мечта»

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, жевать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго-долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!



-Молодцы! А сейчас сделаем глубокий вдох – руки вверх, опускаем руки – выдох.

V. Закрепление изученного материала.

1. Самостоятельная работа с проверкой. (Взаимопроверка работ). Фонограмма «Звуки моря».

Подбираем подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме.

Во время каникул

Хорошо летом рано …. и …. к реке. Приятно …. на солнце, …. в прозрачной воде, …. в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно … с друзьями в футбол, … за насекомыми. Полезно …. в саду и на огороде, …. старшим по хозяйству.

-Зачитайте свои работы.

Оценка с комментарием.

Во время каникул

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к реке. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что сделать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что сделать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол, наблюдать за насекомыми. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.

-О чём говорится в тексте, ребята? (О том, как мы проводим летние каникулы)

-А вы любите лето? (Да)

-Почему? (Потому что летом тепло, мы купаемся на речке, ходим собирать ягоды, грибы и т.д.)

2. Работа с иллюстрациями.

- А знаете ли вы, какие ягоды и грибы можно собирать? И как вести себя в лесу? Давайте вспомним основные правила безопасности, употребляя инфинитив. Я вам буду показывать иллюстрацию, а вы должны сформулировать правила безопасности, употребляя неопределенную форму глагола.

А какие еще правила вы знаете по технике безопасности?

Я вижу, что вы хорошо знаете правила безопасности и не растеряетесь в ответственный момент.

3. Работа с теорией

Давайте откроем стр. 104 и прочитаем правило написания ь после буквы ч в неопределенной форме глагола.

4. Выполнение упр. 622

5. Распределительный диктант

Запишите слова, распределяя их в две колонки: 1) ь пишется; 2) ь не пишется.

Зажечь, силач, испечь, ночь, могуч, много туч, беречь, речь, прилечь, течь, дремуч, достичь, полночь, кирпич, передач, остричь.

VI. Подведение итогов урока.

1. Итоговая беседа

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие еще названия имеет неопределенная форма глагола?

- Какие окончания имеет инфинитив?

- Всегда ли в инфинитиве после буквы ч пишется ь? Приведите примеры.

2. Рефлексия. «Букет настроения»

А сейчас я вам предлагаю проанализировать вашу работу на уроке: подумать, все ли вам удалось, усвоили ли вы правило, были ли трудности, достигли ли вы целей, поставленных в начале урока. Если у вас осталось хорошее впечатление от урока, позитивные эмоции, тогда прикрепите красный цветок к плакату с вазой. Если же вам что-то не понравилось, не удалось – прикрепите синий цветок.

Посмотрите, какой у нас с вами замечательный получился букет. Красные цветы в вазе говорят о том, что большинству из вас понравился сегодняшний урок.

3. Выставление оценок с комментированием

VII. Домашнее задание.

1. Записи в дневниках. По выбору: 1) параграф 109, упр. 626; 2) найти 7 фразеологизмов с неопределенной формой глагола и ввести их в предложение.

2. Инструктаж.

3. Благодарность за работу на уроке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!