СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории 5 класс Древняя Индия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории 5 класс Древняя Индия

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории 5 класс Древняя Индия»

Древняя Индия


Цель урока: 1.Познакомить обучающихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии;

2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, анализировать иллюстративный материал,

Задачи:

-Развитие познавательного интереса

-Воспитание у обучающихся эстетического вкуса

-Формирование навыка работы с исторической картой

Тип урока: урок изучения нового материала

Учебное оборудование:

  • учебник «История Древнего мира» 5класс, В.И.Уколова

  • карта, атласы у каждого обучающегося

  • раздаточный материал (Конт. карта, тесты)

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран

  • презентация

  • фрагменты видеофильма

  • ассоциативный ряд и выставочный материал (шахматы, сахар, вата, чай, статуя коровы, книга «Маугли»)

План урока: 1.Оргмомент.

2. Мотивация обучающихся, Целевая установка.

3. Изучение нового материала:

  • Географическое положение и природные условия Индии.

  • Занятия жителей Индии.

  • Религиозные верования индийцев.

4. Закрепление изученного на уроке.

5. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока

Ребята, сегодня мы с вами оправимся в удивительную и сказочную страну – страну тысячи сокровищ и удивительных открытий.

Слайд №1 Ассоциативный ряд

На экране изображены предметы, связанные с ней.

Вы наверно догадались, о какой стране идёт речь?

Ответ: Да, Индия!

Ребята, сегодня мы с вами будем изучать Древнюю Индию.

Запишите тему урока в тетрадь. (ребята записывают в тетрадь)

Целевая установка Ребята, сегодня мы с вами знакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем много интересного о природе Индии, познакомимся с занятиями жителей этой страны, рассмотрим особенности религий Древней Индии.

Слайд №2 Древняя Индия

Я для вас приготовила сюрприз. У меня в волшебном ............. находится предмет, связанный с Индией, которого нет на экране. Кто угадает, тот получит его в подарок. (Шахматы)

Вы получаете 3 подсказки:

1.Индийцы называли это «гатуранга»

2. То, что находится в ящике, предназначалось для царей и военачальников.

3. Одна из интеллектуальных и популярных игр в России.

Угадавший получает в подарок шахматы.

Ребята, а на какие вопросы необходимо ответить, чтобы отправиться в путешествие по загадочной стране?

1. Географическое положение и природные условия Индии.

Слайд №3 Вопросы на слайде .Дети сами отвечают, затем появляются вопросы

Ответ: Где находилась страна? Какой климат? Природные условия? И т. д.

Слайд №4 Географическое положение Индии. Ребята откройте атласы на стр.6. у каждого из вас на парте есть контурная карта с заданиями.Приложение №1 Давайте ответим на вопросы и заполним ее .

(Ребята работают с атласом и контурной картой, самостоятельно формулируют местоположение Индии и наносят на к. карте основные объекты. Учитель комментирует ответы детей. Работают по слайду №4).


-В какой части Азии расположена Индия? (на юге Азии, занимает полуостров Индостан и прилегающую к нему часть материка)Простым крандашом нанесите названии страны на контурную карту.

- Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? Определите по карте его название..(кликнуть мышью на вопрос, появляется надпись(Индийский океан) Синим крандашом нанесите название на контурную карту.

Слайд №5 В Индии имеются безводные раскалённые пустыни и могучие реки. Определите по карте в атласе названия крупных рек. Дети отвечают(Инд и Ганг). ..(кликнуть мышью на вопрос, появляется надпись Инд и Ганг) Синим карандашом нанесите название на контурную карту.

Ежегодно Инд и Ганг широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил). В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (в Египте и Междуречье). На реки, каких изученных стран они похожи? Ответ (на Нил, Тигр, Евфрат)

Слайд №6 Природа Индии. Свое название страна получила от названия реки Инд. Климат полуострова очень жаркий и влажный. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и густые труднопроходимые места– джунгли.

Животный мир Индии многообразен. В джунглях обитают тигры, слоны, пантеры, обезьяны. Особенно боялись индийцы ядовитых змей, поэтому считали, что их надо «задобрить», оставляли на земле вокруг своих жилищ вареный рис.

Физминутка:

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

-заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

-идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

-увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

-раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

-вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Занятия жителей Индии Слайд №7

Ребята, откройте учебники, прочитав и проанализировав текст учебника на стр. 105 и 106 до 2 подпункта выпишите в тетрадь занятия жителей Индии. кликнуть мышью на вопрос, появляется Фото и надписи.

Слайд №8 Земледелие. Какие культуры выращивали жители Индии?Жители Индии занимались земледелием, выращивали пщеницу, ячмень, овощи. Там где было много воды, возделывали рис. Они научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани.

Слайд № 9 Каких животных приручили индийцы? Индийцы занимались также скотоводством. Им удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. С помощью буйволов индийцы вспахивали поля.Какое животное считалось священным? Корову почитали как священное животное. Убить корову считалось большим грехом.

Слайд10,11 Жители Древней Индии занимались также ремеслом и торговлей.

Где живут ремесленники и торговцы?Ответ В городах

Слайд №12 В III тысячелетие до н.э., в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством — Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале XX в. английские археологи обнаружили развалины этих городов.

Слайд №13 Они были застроены по особому плану кирпичными домами в два и три этажа, с водопроводом и канализацией.

Слайд №14 Арии. На рубеже I –II тысячелетий до н.э. на севере Индии появились арии. Племена ариев пригнали с собой табуны лошадей и расселились в долинах рек, оттесняя местное население.

Возникли новые города и государства.

Слайд №15 Аркаим.А вы знаете ребята, что арии жили рядом с нами. Одна ветвь ариев, согласно древним текстам, первоначально расселилась на Волге, Южном Урале и в Западной Сибири, а уже оттуда пришли во II тыс. до н. э. на территорию Персии и Индии. В 1987 археологами на Урале был открыт город-крепость древних ариев- Аркаим. Город был построен по специальному плану. Этим летом мы с группой учеников Лицея№1 ездили в Аркаим,посетили древнее городище и музеи. Священными книгами Ариев были «Веды».

Слайд №16 Схема религии В Индии получили распространение индуизм

и буддизм. Запись в тетрадь.

Слайд №17 Индуизм. В индуизме главным богом является Брахма −

творец и правитель мира, отец богов и людей. Бог Вишну − хранитель Вселенной, защитник и покровитель людей. Бог Шива - повелитель

зверей и царь танца.

Слайд №18 Буддизм. В VI – V века до нашей эры в Индии возникает новая религия- буддизм. Ее основатель принц Гаутама, позже названный Буддой,(просветленным) жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами.

Внимание! Командная игра «Мудрецы».Обучающиеся делятся на команды, в каждой команде по 4 человека.

Условия игры:

Сейчас вы посмотрите отрывок из фильма «Будда» и посовещавшись ответите на вопросы:

Слайд №19 Вопрос к фильму

-Почему принц Гаутама покинул дворец и стал отшельником?

Какие истины ему открылись?

Побеждает та команда, которая первой даст правильный ответ. Можно пользоваться текстом учебника.

Показывается отрывок из фильма «Буддизм»

Слайд №20 Ответ на вопрос. Принц Гаутама покинул дворец и стал отшельником, чтобы найти путь к прекращению страданий.

И ему открылись 4 благородные истины:

  • Все в мире страдают;

  • Причина страдания – желание человека, его стремление к приятному;

  • Может быть достигнуто состояние, свободное от страдания – Нирвана;

  • Существуют пути достижения нирваны – мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме, совершенствование души.

Закрепление.

Ребята, а теперь пришло время подвести итоги. Проверим, что мы узнали и запомнили на уроке. У вас на партах карточки с заданиями, давайте найдем правильные ответы.

Приложение №2

Вы должны поменяться листочками и проверять работу своего соседа.

Рефлексия. Молодцы! Кто правильно ответил на все вопросы поднимите сигнальную карточку с шахматной фигурой. Это оценка «5». Если вы допустили ошибки поднимите сигнальную карточку с изображением слона. Это оценка «4». Может быть кто-то не справился с заданием? Нет? Молодцы! У меня есть еще один сюрприз для вас для каждого из вас приготовлен подарок: на память об уроке вы получаете пакетик с символами Индии, к которому прикреплена картинка с изображением слона и написано для вас домашнее задание.

  • Слайд №21

  • Изучить параграф 22, 23 (второй пункт);

  • Обозначить на контурной карте места древнейших городов Индии;

  • Найти и выписать несколько изречений Будды

Приложение №2

1)Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга?

а) Атлантический океан в) Индийский океан

б) Тихий океан г) Северный Ледовитый океан

2) Определите названия крупных рек Индии.

а) Тигр в) Инд

б) Нил г) Ганг

3)Определите, какое животное не обитает на полуострове Индостан:

а) Тигр в) Обезьяна

б) Слон г) Кенгуру

4) Какое животное почитали в Индии как священное животное?

а) Кошку в) Крокодила

б) Корову г) Медведя

5) Какие города возникли в III тысячелетие до н.э. в долине Инда?

а) Мохенджо-Даро в) Вавилон

б) Ниневия г) Хараппа

6) Какие религии получили распространение на территории Индии?

а) Индуизм в) Буддизм

б) Иудаизм г) Христианство



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!