Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе по теме: "Индия и Китай"
Цели и задачи урока:
Обучающая: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме;
Развивающая: совершенствовать умения доказывать свое мнение и опровергнуть ошибочные мнение оппонентов, сопоставлять и сравнивать;
Воспитательная: воспитание уважения к истории и культуре Древнего Китая и Индии.
Оборудование: карта «Индия и Китай в средние века», тексты заданий, иллюстрации «Великая Китайская стена», «горы Гималая», макет штурвала корабля, магнитофон, колокольчик, схема кроссворда, рис, чай, компас, сахар, хлопок, шелковая ткань.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте ребята! Мы начинаем наш урок, посвященный истории Древнего Китая и Индии.
Сегодня у нас в гостях литературные герои из произведения «Дети капитана Гранта». Что вас к нам привело? (В класс входят учащиеся, переодетые в костюмы детей капитана Гранта)
Дети капитана: Во время плавания по Тихому океану команда корабля «Дункан» нашли вот это письмо. Письмо нашего потерявшегося отца. Я прочитаю вам его.
«Я капитан Грант. Наш корабль попал под сильный шторм и потерпел крушение. Мне одному удалось спастись. Я сумел приплыть к берегу неизвестной мне страны. Его природные условия необычайно разнообразны: в восточной (равниной) части, примыкающей к морю, выпадает много осадков. Здесь протекают полноводные реки-Хуанхэ и Янцзы. Прибрежная зона отличается плодородием почвы.
Чем дальше от моря в глубь материка, тем суше становится климат.
Сами местные жители называют свою страну Чжун Го (серединное государство)…»
Учитель:
1.Как вы думаете в какую страну попал капитан Грант?
2.Что вы знаете о природных условиях Китая?
Давайте мы с вами отправимся в путешествие на корабле вместе с нашими героями в Китай.
(Звучит музыка из к/ф. «Дети капитана Гранта»).
Учитель: Вот мы и приплыли к берегам Китая. Посмотрите на карту и ответьте:
1.Какие реки протекают в Китае?
2.Назовите города Древнего Китая.
3.Как называется современная столица Китая?
Раньше Пекин назывался Цзи. Его улицы всегда были многолюдны. Посмотрите на рисунок, какие красивые дома строились в Китае. Мы можем зайти к ним в гости. Но прежде ответьте на эти вопросы:
1.Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?
2.Кто такой Конфуций?
3.Как вы понимаете смысл этих слов:
Чего себе не пожелаешь,
Того не делай и другим.
(Конфуций).
Ребята, многие предметы, которыми мы пользуемся и по сей день, появились впервые именно в Китае. Какие из этих предметов относятся Китаю, а какие Индии? Результаты запишем в таблицу:
Китай | Индия |
Компас Чай Бумага Шёлковая ткань Фарфор | Сахар Шахматы Хлопок |
1.Посмотрите на рисунок. Что здесь изображено?
2.С какой целью строилась Великая Китайская стена?
3.Что больше по объему и во сколько раз Великая Китайская стена или пирамида Хеопса?
4.Кто начал строительство Великой Китайской стены?
5.Что вы знаете о царе Цинь Шихуане?
Учитель: Ребята наш капитан отправился в Индию. Давайте и мы следом за ним тоже направимся в сказочную Индию.
Посмотрите на карту и скажите, что это за горы на нашем пути?
Что вы знаете о горах Гималая?
Сейчас мы спустимся вниз в долину реки Ганга. Ее покрывают тропические леса - джунгли.
1.Что вы знаете о джунглях?
2.Читали ли вы книгу Р. Киплинга «Маугли»? О каких животных джунглей там рассказывается?
3.Каких животных индийцы почитали и почему?
4.Я прочитаю вам отрывок из текста, а вы постарайтесь угадать о ком идет речь:
«Он думал, что повсюду жизнь так же прекрасна, и даже не предполагал, что существует горе, боль и смерть. Но однажды он встретил беззубого дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником…». (Легенда о Будде).
5.Что вам известно о Будде?
6.Как вы понимаете эти слова:
«Следует следить за направлением своих мыслей, гнать всё злое и настраиваться на доброе».
(Будда. Восьмеричный путь. Праведная мысль).
(Звучит песня из индийского к/ф. «Танцор диско»)
Ребята что это за веселая музыка там слышна? Это бродячие артисты. Давайте и мы с ними вместе потанцуем.
(Физкультминутка)
Оказывается наш капитан, отправился в Древнюю Грецию. На следующих уроках вы с ним обязательно встретитесь. И чтобы окончательно удостоверится в ваших знаниях об Индии. Давайте решим этот кроссворд «Древняя Индия».
1 | | 11 | | | | | | 22 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
33 | | | | | | | 44 | | 2 | | | | 55 | | |
3 | 2 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 3 | | | | | | | | | | |
| | | | 66 | | | | | | | | | | | |
| | 77 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 88 | | | | | | | | | |
По горизонтали:
1. Тропические леса. (Джунгли)
3. Боевое животное. (Слон)
4. Величайшие в мире горы, «жилище богов». (Гималаи)
7. Крупнейшая река в Индии. (Ганг)
8. «Шерсть, растущая на кустах». (Хлопчатник)
По вертикали:
1. «Жилище богов» (Джомолунгма)
2. Страна, жители которой, по преданию, не знали голода. (Индия)
5. Полуостров, на котором расположена Индия. (Индостан)
6. Река в Индии. (Инд).
Учитель: Наше путешествие по Китаю и Индии подошло к завершению. Мы возвращаемся обратно и подведем итоги сегодняшнего урока.
Подведение итогов урока.