СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Урок истории в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  истории  в 5 классе  «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» Шайдуллина Л.М., учитель истории                                                                                                      МБОУ школа-интернат г.Белебея  Раздел: Цивилизации Древней Греции Тип урока:  изучение нового материала Форма урока: комбинированный урок Продолжительность урока: 45 мин Задача:   формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса Цели: 1. Познакомить учащихся с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и важными историческими источниками и активизировать полученные ранее знания о мифах, богах.  2. Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы.  3. На положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие и  смекалку. Используемое оборудование: ПК, кроссворд, рабочая тетрадь по истории Древнего мира    Формируемые умения:  1. Уметь рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», объяснять значения понятий эллины, «Илиада», миф, Троянская война. 2. Характеризовать  основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки. 3. Высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современников. Формы организации работы детей: групповая,  индивидуальная. Приемы деятельности учителя: объяснение, сюжетный повествовательный рассказ,  обучение решению проблемных и познавательных заданий,  использование межпредметных связей (литература)                    Урок  истории в 5 классе по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»     пятый в системе уроков  раздела   «Цивилизации Древней Греции». Это комбинированный урок, где помимо изучения нового материала предусмотрен материал и для закрепления ранее изученного. Он ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся.  Изученный материал закрепляется на основе текста, который имеет воспитательный характер и имеет задания для закрепления изученного материала.   На уроке используются различные методы: актуализация знаний, опрос, выполнение заданий с использованием раздаточного материала и ИКТ.  Это  позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего учебного  времени.  На этапе «Проверка домашнего задания»  используется раздаточный материал - карточки, с изображением мифов.   После проверки домашнего задания и комментирования ответов учащихся, мы переходим к изучению новой темы с использованием ИКТ. После запуска программы MS Power Point появляется слайд № 1, а за ним по щелчку мыши мы переходим в слайд   № 2 «План урока» и  в слайд № 3 «Задание на урок».                     Слайд № 1.                     Слайд № 2.            Слайд № 3                         Пункты слайдов № 2 и № 3 выводятся последовательно по щелчку мыши, чтобы  сосредоточить внимание учащихся на проблеме  и учебной задачи урока. После этого переходим к изучению основного материала урока. Объяснение нового материала сопровождается показом слайдов № 4 - 13 и чтением текста учебника п. 2 с.130 – 132.  В слайдах основного материала используются иллюстрации  из книги Куна Н. А. «Легенды и мифы древней Греции» и художника И. Архипова. Используя эти слайды, мы создаем у учащихся наглядное представление о событиях, изображенных в поэмах Гомера.                    Слайд № 4.               Слайд № 5.                        Слайд № 6.                 Слайд № 7.                     Слайд № 8                   Слайд № 9.                   Слайд № 10.

               Слайд № 12.            Слайд № 11.

                       Слайд № 13.   На этапе урока «Обобщение и закрепление» используется групповая работа с классом для решения  кроссворда (слайд № 14). Решая кроссворд, учащиеся должны получить по вертикали   ключевое слово. А с помощью слайда № 15  проверить  свои ответы. 

                                             Слайд № 14.                                             Слайд № 15.    В конце урока напоминаем ребятам учебную задачу урока, обсуждаем и формируем правильный ответ. Как видим,  ИТК значительно расширяют возможности подачи учебного исторического материала. Такие технологии вовлекают учащихся в учебный процесс и способствуют  развитию их способностей.                План – конспект урока «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» План  урока: 1.    Огрмомент. 2.    Актуализация опорных знаний учащихся. 3.    Проверка домашнего задания. 4.    Изучение новой темы: •    Сведения о жизни Гомера. •    Поэма Гомера  «Илиада». •     Поэма Гомера «Одиссея». •    Г. Шлиман -  археолог - любитель.  5.    Обобщение и закрепление. 6.    Подведение итогов.                                           Ход урока 1. Огрмомент. - Кто из вас путешествовал? Как можно совершить путешествие? - А можно ли совершить путешествие, не выходя из дома? Давайте же мы сегодня попробуем совершить путешествие в Древнюю Грецию: вспомним древнегреческие мифы о богах и познакомимся с поэтом-сказителем  Гомером и его произведениями «Илиада» и «Одиссея».  Мы перенесёмся в те далёкие времена, которые воспел в своих произведениях   Гомер, увидим богов и героев, о которых он сложил поэмы, побываем на раскопках знаменитой Трои.   2. Актуализация опорных знаний учащихся.  - Прежде чем отправится в наше путешествие, давайте ответим на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?». (Примерный ответ учащихся:  Если взглянуть на карту древней Греции, то в северной её части, в области, называемой Фессалией,   можно увидеть знаменитый Олимп – самую высокую вершину, достигающую 2 тысяч метров высоты  Склоны Олимпа круты и обрывисты, на вершине лежат вечные снега. Чаще всего она окутана облачным покровом. Здесь, по представлениям древних греков, находилась обитель бессмертных богов.   Отсюда они видели всё, происходившее на земле, и вмешивались в дела и судьбы людей, либо помогая, либо препятствуя простым смертным в их замыслах и поступках. Древние греки верили, что на заоблачных высотах Олимпа царит вечное лето и сияют золотые чертоги, напоённые ослепительным светом. Здесь пируют боги, имеющие человеческий облик, прекрасные, сильные и бессмертные). 3.    Проверка домашнего задания.   •    Давайте вспомним  богов античного мира. ???  Что вы можете сказать о Зевсе?    (Ему подвластны небо и земля. Когда он хмурит брови, то сгущаются тучи и грохочет гром, когда он гневается, то мечет молнии.   Зевс делит власть над всем миром со своими братьями – Посейдоном и Аидом. Рядом с Зевсом Гера – его царственная супруга, её почитают как царицу богов и людей и покровительницу домашнего очага).          ??? Кто такой   Аполлон?  (Покровитель искусств, услаждающий великолепной игрой на лире слух пирующих богов).      -Кто такая Афина?   (любимая дочь Зевса, мудрая и прекрасная покровительница науки и ремёсел).      -Кто такая Артемида? (сестра Аполлона - быстроногая и неутомимая охотница, покровительница зверей).       - Афродита? (богиня красоты).       - Гермес? (покровитель дорог и путников, научивший людей азбуке, счёту, торговле. Он с детства любил подшутить над самими богами: у Зевса стащил его скипетр, у Аполлона спрятал его золотые лук и стрелы, у Посейдона похитил, забавы ради, трезубец, а у Ареса – его разящий меч).       -  Гефест? (сын Зевса и Геры, хромоногий бог-кузнец, выковавший великолепные золотые чертоги для всех олимпийцев).       - Арес?  (свирепый бог войны,   за его ненасытную кровожадность его недолюбливают сами боги).    ???   Каких богов Древней Греции вы можете назвать еще? Что вы о них знаете? (Деметра, Посейдон, Аид и др.).   •    Работа с карточками.  Вспомните миф, изображенный на рисунке.   

4.  Изучение новой темы. Более ста лет назад вопрос о Древнейшей Греции еще не ставился. Даже поэмы Гомера считались просто литературным произведением, совершенно несвязанными с литературной жизнью. Весь ученый мир того времени склонялся к мнению, что они – соединение различных мифов. И только археолог Г. Шлиман подошел к ним как к историческим источникам. Вот и мы на сегодняшнем уроке познакомимся с содержанием этих поэм и попробуем провести исследование: отделим вымысел от настоящих фактов,  которые расскажут нам о жизни древних греков.  Знакомство с биографией Гомера. Профессиональные певцы рассказывали на пирах о жизни богов на далёком Олимпе, исполняли не только уже известные песни, но и сочиняли свои, в отличие от поздних исполнителей – рапсодов, которые не пели, а декламировали в торжественной обстановке, на празднествах установившиеся тексты – преимущественно поэмы Гомера.      Время жизни Гомера спорно. Древние версии охватывают период протяжённостью в несколько столетий. Древние биографы считали, что Гомер родился на ионийском побережье малой Азии.   право считаться родиной Гомера спорили 7 городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака и Афины. Имя Гомер не является греческим. Существует два варианта перевода этого имени – “слепец” и “заложник”. Вторым вариантом подчёркивалось негреческое происхождение поэта. По преданию, умер Гомер на острове Иос.     В биографиях указано, что Гомер ослеп, после чего музы вдохновили его на создание поэм.   Но это спорный вопрос, т.к. есть изображения слепым и зрячим.   Поэма  “Илиада” (Илионом в древности называли Трою) - древнегреческая поэма, в основе которой лежат мифы о последнем годе Троянской войны. Написана в 9-8 вв. до н.э.  Причины и ход войны в поэме не излагаются: всем грекам с детства была хорошо известна история этой войны (чтение текста учебника с. 130). «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына» - так начинается "Илиада". Ахиллес был сыном царя Пелея и морской богини Фетиды. События, о которых идет речь в «Илиаде», произошли в течение 50 дней в конце войны, когда она шла уже 10-й год. Предводитель греческого войска Агамемнон отнял у Ахиллеса его юную пленницу, которая принадлежала тому по праву войны. Разгневавшись на Агамемнона, Ахиллес покинул войско. Это обрадовало защитников Трои. Они вышли из города, чтобы сразиться с пришельцами. Парис, сын царя Трои Приама, вступил перед битвой в единоборство с Менелаем, мужем похищенной им Елены. Менелай почти победил Париса, но того спасла богиня Афродита. Тем временем в бой готовился вступить другой сын Приама - Гектор. Он нежно попрощался со своей женой Андромахой и малюткой-сыном. Гектор знал, что ему суждено погибнуть, но был верен долгу. «Я бы стыдился троянцев и длинноодежных троянок, если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя», - говорит он жене. Зевс выступил на стороне троянцев. Кажется, близка гибель ахейцев, троянцы пытаются захватить их корабли. Об этой битве Ахиллесу рассказал его друг Патрокл: Наши храбрейшие мужи, какие лишь есть меж ахейцев, Пред кораблями лежат, кто стрелой, кто копьем пораженный. Патрокл рвался в бой, и Ахиллес разрешил ему надеть свои доспехи. Патроклу удалось отогнать троянцев от кораблей. Он преследовал их до самых стен Трои. Но на помощь Гектору пришел Аполлон, и ударом копья троянский герой пронзил Патрокла. Известие о гибели друга привело Ахиллеса в отчаяние. Его стоны и плач услышала Фетида. По ее просьбе бог-кузнец Гефест выковал ее сыну новые доспехи. Ахиллес вступил в бой с Гектором и победил его. Ахеец привязал тело убитого противника к колеснице. Затем он вскочил на колесницу, ударил коней, «и они полетели». Тучей взвилась пыль над телом Гектора, «растрепались черные волосы, вся голова, столь прекрасная прежде, билась в пыли». Мать и отец Гектора горько рыдали, видя со стен Трои, как тело любимого сына бьется о землю. Приам отправился к Ахиллесу. «В ноги упав», он умолял его отдать за выкуп тело сына. Тронутый горячей мольбой старика, Ахиллес согласился. Завершается «Илиада» описанием погребения Гектора. ???   Почему бессмертный Ахиллес был   убит?    Герои «Илиады» (работа с раздаточным материалом: чтение и анализ  приведённых фрагментов,  ответ на вопрос: «Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер?»).                               Герои Троянской войны 1.    Одиссей (царь Итаки, участник осады Трои, главный герой поэмы «Одиссея»)  «Истинно, множество славных дел Одиссей совершает, К благу всегда и совет начиная, и брань учреждая…» «муж сей… Одиссей многоумный, Взросший в народе Итаки, питомец земли каменистой, Муж, преисполненный козней различных и мудрых советов…» (подобный богу,  хитроумный, многоумный, благородный). 2.    Ахиллес (главный герой Троянской войны, сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии) – быстроногий, - благородный, - мужеством знаменитый, - бессмертным подобный. «В брань пятьдесят кораблей … Ахиллес быстроногий, Зевсов любимец, привёл к Илиону; на каждом из оных Ратных мужей пятьдесят человек при уключинах было. Пять воевод он над ними поставил, которым и вверил В войсках начальство, но сам он господствовал с властью державной.» 3. Гектор (сын Приама, главный защитник Трои). - меднодоспешный, - шлемоблещущий, - славный, - великий. «Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя, Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным, Храбро всегда меж Троянами первыми биться на битвах, Славы доброй отцу и себе самому добывая!» 4. Агамемнон (царь Микен, брат спартанского царя Менелая; под Троей был верховным вождём союзного ахейского войска) - владыка мужей, пастырь народов, - могучий, - державный. «От сонма воздвигся  мощный герой, пространно-властительный царь Агамемнон, Гневом волнуем; ужасной в груди его мрачное сердце злобой наполнилось…»  «Одиссея»  - древнегреческая поэма о странствиях Одиссея, возвращавшегося в Итаку из-под Трои.     В этой поэме повествуется о возвращении домой после взятия Трои одного из ахейских героев – «хитроумного» Одиссея, царя острова Итака. Долго странствовал он, пережил много несчастий и грозных опасностей. Однажды Одиссей и его спутники попали в руки огромного, свирепого одноглазого циклопа Полифема. Одного за другим пожирал циклоп несчастных пленников, которых держал в своей пещере вместе с овцами. Но хитроумный Одиссей и на этот раз нашел способ спастись. Когда Полифем уснул, Одиссей и его товарищи подожгли на костре конец заостренного ими бревна и выжгли им глаз циклопа. Утром Полифем стал выгонять стадо из пещеры. Теперь он ничего не видел и поэтому ощупывал каждое животное. Но Одиссей и его спутники, вцепившись снизу в густую шерсть овец, смогли выбраться на волю. Пришлось Одиссею проплывать мимо острова сирен. Своим сладким пением они завлекали плывущих мимо моряков и предавали их смерти. Но Одиссей залепил своим спутникам уши воском, а себя велел крепко привязать к мачте. Так он смог услышать чарующее пение сирен и не погибнуть. Оказался Одиссей и в проливе между двух скал. На одной жило чудовище - Сцилла, на другой - Харибда. Одна из них пожирала людей, а другая поглощала корабли. Пришлось Одиссею, чтобы сохранить корабль, пожертвовать шестью спутниками. Отсюда пошло выражение «оказаться между Сциллой и Харибдой». Так говорят, когда человеку угрожают две опасности и надо выбрать меньшую из них.  Десять лет продолжались странствия Одиссея, двадцать лет прошло с того дня, когда он покинул родину и отправился под Трою. Многие знатные юноши острова Итака, где Одиссей был царем, хотели жениться на его жене Пенелопе и овладеть его престолом. Они пировали в доме царя, расхищали его имущество. Но Пенелопа все еще ждала мужа и не верила в его гибель.  Неузнанный, явился Одиссей наконец в родной дом. Узнали его лишь дряхлый пес Аргус и старая няня Евриклея по рубцу от раны на ноге. Между тем Пенелопа сняла со стены лук Одиссея и объявила, что тот станет ее мужем, кто сумеет натянуть лук и пустить из него стрелу. Никому из женихов не было это под силу. Одиссей же сделал это без труда. Потом он расправился с женихами и открылся Пенелопе.    На русский язык “Илиаду” перевёл в 1829 г Н. И. Гнедич, а “Одиссею” - в1849 В. А. Жуковский.      В отличие от “Илиады”, В “Одиссее” изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и проч. Создана она несколько позже “Илиады” и содержит около 12100 стихов.     Генрих Шлиман - археолог- любитель.    Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Они не сомневались в исторической реальности троянской войны.  Однако историки XVIII-XIX веков были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было. Единственным из европейцев, поверившим эпосу, оказался Генрих Шлиман    (1822-1890). Свою трудовую жизнь известный археолог Шлиман начал подсобным рабочим в небольшом сельском универмаге. Не желая мириться с таким уделом, он стал ис¬кать приключения и нанялся юнгой на корабль, направлявшийся из Германии в Венесуэлу, но в самом начале пути попал в кораблекрушение и едва живой оказал¬ся в Голландии. За последующие несколько лет Шлиман сменил ряд профессий и к 25 годам стал достаточно опытным торговцем. Занимаясь международной тор¬говлей, он по собственному методу овладел в совершенстве многими языками — английским, французским, голландским, испанским, португальским, русским, шведским, польским, древнегреческим. В результате увлечения древностями он пришел к убеждению, что «Илиаду» Гомера следует рассматривать не просто как литературное произведение, но и как серьезный исторический источник. В 1867 году эта мысль настолько овладела им, что заставила отказаться от погони за даль¬нейшими богатствами и обратила к поискам Трои. 14 июня 1873 года он нашел на месте Трои, под холмом Гиссарлык, первые золо¬тые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспеди¬ция Шлимана работала в Трое более 10 лет. Впоследствии его основное внимание привлекли Микены, где он нашел 5 царских гробниц с богатым инвентарем из золо¬та и бронзы. Он поспешил телеграфировать королю Греции о том, что найдены мо¬гилы с погребальными масками и останками Агамемнона и его жены Клитемнестры. Впоследствии оказалось, что его находки в Трое и Микенах намного древнее эпохи, о которой повествует греческий эпос. Шлиман проводил работы в Тиринфе, Орхоменеи на Крите, опубликовал несколько книг — о Трое, Микенах, родине одиссея Итаке и Пелопоннесе.  5. Обобщение и закрепление  изученного материала:  Одной из самых ярких страниц мировой культуры являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».                                 Решение кроссворда.  

1.    Главный защитник Трои, сын царя (Гектор). 2.    Главный герой, автор хитроумной выдумки (Одиссей). 3.    Престарелый царь Трои (Приам). 4.    Главный герой Троянской войны, сын морской богини (Ахиллес). 5.    Троянский царевич, укравший Елену Прекрасную (Парис). Ключевое слово: Гомер – автор поэм «Илиада « и «Одиссея».    6. Подведение итогов. - Удалось ли нам совершить путешествие в страну Гомера?  -Что мы знаем о  Троянской войне? (Она началась приблизительно в 1200 году до н. э. Владыка Микен в союзе с другими  ахейскими царями осадил Трою – город на берегу Малой Азии).  Что нам рассказывают миф о начале Троянской войны? (Рассказ о яблоке раздора). Какова действительная причина этой войны? (Греческим царям нужны были земли на территории полуострова Малая Азия).  -Отделите вымысел от настоящих фактов,  которые рассказывают нам о жизни древних греков (ответы учащихся).   Домашнее задание:   1. Составить кроссворд по одной или двум поэмам Гомера.   2. Нарисовать иллюстрацию.     3. Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера (на выбор). 

  Литература 1.    Арасланова О. В.  История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и Ф. А. Михайловского. – М.: ВАКО, 2005. 2.    Ваисова Л. М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 5. с. 22 - 25. 3.    Данилов Д. Д., Сизова Е. В., Кузнецов А. В., Кузнецова С. С., Николаева А. А. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. – М.: Баласс, 2009. – 228 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100). 4.    Информационные технологии в образовании: проблемы и перспективы // Вестник образования. – 2004. - № 5. – С. 56 - 74. 5.    Кун. Н. А. Легенды и мифы Древней Греции: Пособие для учителя. – Ф.: Мектеп, 1984. 6.    Петрович В. Г., Петрович Н. М. Уроки истории. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 7.    Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2005. 8.    Тороп В. В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 2. с. 4 - 8. 9.    Хропов Е. С. Новая компьютерная технология в работе с картой на уроке истории // Преподавание истории в школе. – 2008. - № 1. с. 9 - 18. 10.    Чернов А. И. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. – 2001. - № 8. с. 40 - 46. 11.     Чистов В. В. Как начать освоение информационных технологий // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 2. с. 9 - 13.                  Используемые  ресурсы: 1.     http://www.km.ru/ -фотографии  2.    http://images.yandex.ru/ 3.    http://history.rin.ru/  Гомеровский (предполисный) период. XI-IX вв. до н. э. 4.    http://school-collection.edu.ru/ http://ru.wikipedia.

Просмотр содержимого документа
««Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Урок истории в 5 классе»

Разработка урока истории в 5 классе

«Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Шайдуллина Л.М., учитель истории

МБОУ школа-интернат г.Белебея

Раздел: Цивилизации Древней Греции

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: комбинированный урок

Продолжительность урока: 45 мин

Задача: формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса

Цели:

1. Познакомить учащихся с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и важными историческими источниками и активизировать полученные ранее знания о мифах, богах.

2. Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы.

3. На положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие и смекалку.

Используемое оборудование: ПК, кроссворд, рабочая тетрадь по истории Древнего мира

Формируемые умения:

1. Уметь рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», объяснять значения понятий эллины, «Илиада», миф, Троянская война.

2. Характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки.

3. Высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современников.

Формы организации работы детей: групповая, индивидуальная.

Приемы деятельности учителя: объяснение, сюжетный повествовательный рассказ, обучение решению проблемных и познавательных заданий, использование межпредметных связей (литература)

Урок истории в 5 классе по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» пятый в системе уроков раздела «Цивилизации Древней Греции». Это комбинированный урок, где помимо изучения нового материала предусмотрен материал и для закрепления ранее изученного. Он ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся. Изученный материал закрепляется на основе текста, который имеет воспитательный характер и имеет задания для закрепления изученного материала.

На уроке используются различные методы: актуализация знаний, опрос, выполнение заданий с использованием раздаточного материала и ИКТ. Это позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего учебного времени. На этапе «Проверка домашнего задания» используется раздаточный материал - карточки, с изображением мифов. После проверки домашнего задания и комментирования ответов учащихся, мы переходим к изучению новой темы с использованием ИКТ. После запуска программы MS Power Point появляется слайд № 1, а за ним по щелчку мыши мы переходим в слайд № 2 «План урока» и в слайд № 3 «Задание на урок».

Слайд № 1.

Слайд № 2.

Слайд № 3

Пункты слайдов № 2 и № 3 выводятся последовательно по щелчку мыши, чтобы сосредоточить внимание учащихся на проблеме и учебной задачи урока.

После этого переходим к изучению основного материала урока. Объяснение нового материала сопровождается показом слайдов № 4 - 13 и чтением текста учебника п. 2 с.130 – 132. В слайдах основного материала используются иллюстрации из книги Куна Н. А. «Легенды и мифы древней Греции» и художника И. Архипова. Используя эти слайды, мы создаем у учащихся наглядное представление о событиях, изображенных в поэмах Гомера.

Слайд № 4.

Слайд № 5.


Слайд № 6.

Слайд № 7.

Слайд № 8

Слайд № 9.

Слайд № 10.


Слайд № 12.

Слайд № 11.


Слайд № 13.

На этапе урока «Обобщение и закрепление» используется групповая работа с классом для решения кроссворда (слайд № 14). Решая кроссворд, учащиеся должны получить по вертикали ключевое слово. А с помощью слайда № 15 проверить свои ответы.


Слайд № 14. Слайд № 15.


В конце урока напоминаем ребятам учебную задачу урока, обсуждаем и формируем правильный ответ. Как видим, ИТК значительно расширяют возможности подачи учебного исторического материала. Такие технологии вовлекают учащихся в учебный процесс и способствуют развитию их способностей.


План – конспект урока «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

План урока:

  1. Огрмомент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Изучение новой темы:

    • Сведения о жизни Гомера.

    • Поэма Гомера «Илиада».

    • Поэма Гомера «Одиссея».

    • Г. Шлиман - археолог - любитель.

  5. Обобщение и закрепление.

  6. Подведение итогов.

Ход урока

1. Огрмомент.

- Кто из вас путешествовал? Как можно совершить путешествие?

- А можно ли совершить путешествие, не выходя из дома?

Давайте же мы сегодня попробуем совершить путешествие в Древнюю Грецию: вспомним древнегреческие мифы о богах и познакомимся с поэтом-сказителем Гомером и его произведениями «Илиада» и «Одиссея». Мы перенесёмся в те далёкие времена, которые воспел в своих произведениях Гомер, увидим богов и героев, о которых он сложил поэмы, побываем на раскопках знаменитой Трои.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Прежде чем отправится в наше путешествие, давайте ответим на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?».

(Примерный ответ учащихся: Если взглянуть на карту древней Греции, то в северной её части, в области, называемой Фессалией, можно увидеть знаменитый Олимп – самую высокую вершину, достигающую 2 тысяч метров высоты Склоны Олимпа круты и обрывисты, на вершине лежат вечные снега. Чаще всего она окутана облачным покровом. Здесь, по представлениям древних греков, находилась обитель бессмертных богов. Отсюда они видели всё, происходившее на земле, и вмешивались в дела и судьбы людей, либо помогая, либо препятствуя простым смертным в их замыслах и поступках. Древние греки верили, что на заоблачных высотах Олимпа царит вечное лето и сияют золотые чертоги, напоённые ослепительным светом. Здесь пируют боги, имеющие человеческий облик, прекрасные, сильные и бессмертные).

  1. Проверка домашнего задания.

  • Давайте вспомним богов античного мира.

??? Что вы можете сказать о Зевсе? (Ему подвластны небо и земля. Когда он хмурит брови, то сгущаются тучи и грохочет гром, когда он гневается, то мечет молнии. Зевс делит власть над всем миром со своими братьями – Посейдоном и Аидом. Рядом с Зевсом Гера – его царственная супруга, её почитают как царицу богов и людей и покровительницу домашнего очага).

??? Кто такой Аполлон? (Покровитель искусств, услаждающий великолепной игрой на лире слух пирующих богов).

-Кто такая Афина? (любимая дочь Зевса, мудрая и прекрасная покровительница науки и ремёсел).

-Кто такая Артемида? (сестра Аполлона - быстроногая и неутомимая охотница, покровительница зверей).

- Афродита? (богиня красоты).

- Гермес? (покровитель дорог и путников, научивший людей азбуке, счёту, торговле. Он с детства любил подшутить над самими богами: у Зевса стащил его скипетр, у Аполлона спрятал его золотые лук и стрелы, у Посейдона похитил, забавы ради, трезубец, а у Ареса – его разящий меч).

- Гефест? (сын Зевса и Геры, хромоногий бог-кузнец, выковавший великолепные золотые чертоги для всех олимпийцев).

- Арес? (свирепый бог войны, за его ненасытную кровожадность его недолюбливают сами боги).

??? Каких богов Древней Греции вы можете назвать еще? Что вы о них знаете? (Деметра, Посейдон, Аид и др.).

  • Работа с карточками. Вспомните миф, изображенный на рисунке.



4. Изучение новой темы.

Более ста лет назад вопрос о Древнейшей Греции еще не ставился. Даже поэмы Гомера считались просто литературным произведением, совершенно несвязанными с литературной жизнью. Весь ученый мир того времени склонялся к мнению, что они – соединение различных мифов. И только археолог Г. Шлиман подошел к ним как к историческим источникам. Вот и мы на сегодняшнем уроке познакомимся с содержанием этих поэм и попробуем провести исследование: отделим вымысел от настоящих фактов, которые расскажут нам о жизни древних греков.

Знакомство с биографией Гомера. Профессиональные певцы рассказывали на пирах о жизни богов на далёком Олимпе, исполняли не только уже известные песни, но и сочиняли свои, в отличие от поздних исполнителей – рапсодов, которые не пели, а декламировали в торжественной обстановке, на празднествах установившиеся тексты – преимущественно поэмы Гомера.

Время жизни Гомера спорно. Древние версии охватывают период протяжённостью в несколько столетий. Древние биографы считали, что Гомер родился на ионийском побережье малой Азии. право считаться родиной Гомера спорили 7 городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака и Афины. Имя Гомер не является греческим. Существует два варианта перевода этого имени – “слепец” и “заложник”. Вторым вариантом подчёркивалось негреческое происхождение поэта. По преданию, умер Гомер на острове Иос.

В биографиях указано, что Гомер ослеп, после чего музы вдохновили его на создание поэм. Но это спорный вопрос, т.к. есть изображения слепым и зрячим.

Поэма “Илиада” (Илионом в древности называли Трою) - древнегреческая поэма, в основе которой лежат мифы о последнем годе Троянской войны. Написана в 9-8 вв. до н.э. Причины и ход войны в поэме не излагаются: всем грекам с детства была хорошо известна история этой войны (чтение текста учебника с. 130).

«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына» - так начинается "Илиада". Ахиллес был сыном царя Пелея и морской богини Фетиды. События, о которых идет речь в «Илиаде», произошли в течение 50 дней в конце войны, когда она шла уже 10-й год.

Предводитель греческого войска Агамемнон отнял у Ахиллеса его юную пленницу, которая принадлежала тому по праву войны. Разгневавшись на Агамемнона, Ахиллес покинул войско. Это обрадовало защитников Трои. Они вышли из города, чтобы сразиться с пришельцами. Парис, сын царя Трои Приама, вступил перед битвой в единоборство с Менелаем, мужем похищенной им Елены. Менелай почти победил Париса, но того спасла богиня Афродита. Тем временем в бой готовился вступить другой сын Приама - Гектор. Он нежно попрощался со своей женой Андромахой и малюткой-сыном. Гектор знал, что ему суждено погибнуть, но был верен долгу. «Я бы стыдился троянцев и длинноодежных троянок, если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя», - говорит он жене.

Зевс выступил на стороне троянцев. Кажется, близка гибель ахейцев, троянцы пытаются захватить их корабли. Об этой битве Ахиллесу рассказал его друг Патрокл:

Наши храбрейшие мужи, какие лишь есть меж ахейцев,

Пред кораблями лежат, кто стрелой, кто копьем пораженный.

Патрокл рвался в бой, и Ахиллес разрешил ему надеть свои доспехи. Патроклу удалось отогнать троянцев от кораблей. Он преследовал их до самых стен Трои. Но на помощь Гектору пришел Аполлон, и ударом копья троянский герой пронзил Патрокла. Известие о гибели друга привело Ахиллеса в отчаяние. Его стоны и плач услышала Фетида. По ее просьбе бог-кузнец Гефест выковал ее сыну новые доспехи. Ахиллес вступил в бой с Гектором и победил его. Ахеец привязал тело убитого противника к колеснице. Затем он вскочил на колесницу, ударил коней, «и они полетели». Тучей взвилась пыль над телом Гектора, «растрепались черные волосы, вся голова, столь прекрасная прежде, билась в пыли». Мать и отец Гектора горько рыдали, видя со стен Трои, как тело любимого сына бьется о землю. Приам отправился к Ахиллесу. «В ноги упав», он умолял его отдать за выкуп тело сына. Тронутый горячей мольбой старика, Ахиллес согласился. Завершается «Илиада» описанием погребения Гектора.

??? Почему бессмертный Ахиллес был убит?

Герои «Илиады» (работа с раздаточным материалом: чтение и анализ приведённых фрагментов, ответ на вопрос: «Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер?»).

Герои Троянской войны

  1. Одиссей (царь Итаки, участник осады Трои, главный герой поэмы «Одиссея»)

«Истинно, множество славных дел Одиссей совершает,

К благу всегда и совет начиная, и брань учреждая…»

«муж сей… Одиссей многоумный,

Взросший в народе Итаки, питомец земли каменистой,

Муж, преисполненный козней различных и мудрых советов…»

(подобный богу, хитроумный, многоумный, благородный).

  1. Ахиллес (главный герой Троянской войны, сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии)

– быстроногий,

- благородный,

- мужеством знаменитый,

- бессмертным подобный.

«В брань пятьдесят кораблей … Ахиллес быстроногий,

Зевсов любимец, привёл к Илиону; на каждом из оных

Ратных мужей пятьдесят человек при уключинах было.

Пять воевод он над ними поставил, которым и вверил

В войсках начальство, но сам он господствовал с властью державной.»

3. Гектор (сын Приама, главный защитник Трои).

- меднодоспешный,

- шлемоблещущий,

- славный,

- великий.

«Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя,

Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным,

Храбро всегда меж Троянами первыми биться на битвах,

Славы доброй отцу и себе самому добывая!»

4. Агамемнон (царь Микен, брат спартанского царя Менелая; под Троей был верховным вождём союзного ахейского войска)

- владыка мужей, пастырь народов,

- могучий,

- державный.

«От сонма воздвигся

мощный герой, пространно-властительный царь Агамемнон,

Гневом волнуем; ужасной в груди его мрачное сердце злобой наполнилось…»

«Одиссея» - древнегреческая поэма о странствиях Одиссея, возвращавшегося в Итаку из-под Трои. В этой поэме повествуется о возвращении домой после взятия Трои одного из ахейских героев – «хитроумного» Одиссея, царя острова Итака. Долго странствовал он, пережил много несчастий и грозных опасностей.

Однажды Одиссей и его спутники попали в руки огромного, свирепого одноглазого циклопа Полифема. Одного за другим пожирал циклоп несчастных пленников, которых держал в своей пещере вместе с овцами. Но хитроумный Одиссей и на этот раз нашел способ спастись. Когда Полифем уснул, Одиссей и его товарищи подожгли на костре конец заостренного ими бревна и выжгли им глаз циклопа. Утром Полифем стал выгонять стадо из пещеры. Теперь он ничего не видел и поэтому ощупывал каждое животное. Но Одиссей и его спутники, вцепившись снизу в густую шерсть овец, смогли выбраться на волю. Пришлось Одиссею проплывать мимо острова сирен. Своим сладким пением они завлекали плывущих мимо моряков и предавали их смерти. Но Одиссей залепил своим спутникам уши воском, а себя велел крепко привязать к мачте. Так он смог услышать чарующее пение сирен и не погибнуть. Оказался Одиссей и в проливе между двух скал. На одной жило чудовище - Сцилла, на другой - Харибда. Одна из них пожирала людей, а другая поглощала корабли. Пришлось Одиссею, чтобы сохранить корабль, пожертвовать шестью спутниками. Отсюда пошло выражение «оказаться между Сциллой и Харибдой». Так говорят, когда человеку угрожают две опасности и надо выбрать меньшую из них. Десять лет продолжались странствия Одиссея, двадцать лет прошло с того дня, когда он покинул родину и отправился под Трою. Многие знатные юноши острова Итака, где Одиссей был царем, хотели жениться на его жене Пенелопе и овладеть его престолом. Они пировали в доме царя, расхищали его имущество. Но Пенелопа все еще ждала мужа и не верила в его гибель. Неузнанный, явился Одиссей наконец в родной дом. Узнали его лишь дряхлый пес Аргус и старая няня Евриклея по рубцу от раны на ноге. Между тем Пенелопа сняла со стены лук Одиссея и объявила, что тот станет ее мужем, кто сумеет натянуть лук и пустить из него стрелу. Никому из женихов не было это под силу. Одиссей же сделал это без труда. Потом он расправился с женихами и открылся Пенелопе.

На русский язык “Илиаду” перевёл в 1829 г Н. И. Гнедич, а “Одиссею” - в1849 В. А. Жуковский.

В отличие от “Илиады”, В “Одиссее” изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и проч. Создана она несколько позже “Илиады” и содержит около 12100 стихов.

Генрих Шлиман - археолог- любитель.

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Они не сомневались в исторической реальности троянской войны. Однако историки XVIII-XIX веков были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было. Единственным из европейцев, поверившим эпосу, оказался Генрих Шлиман (1822-1890). Свою трудовую жизнь известный археолог Шлиман начал подсобным рабочим в небольшом сельском универмаге. Не желая мириться с таким уделом, он стал ис­кать приключения и нанялся юнгой на корабль, направлявшийся из Германии в Венесуэлу, но в самом начале пути попал в кораблекрушение и едва живой оказал­ся в Голландии. За последующие несколько лет Шлиман сменил ряд профессий и к 25 годам стал достаточно опытным торговцем. Занимаясь международной тор­говлей, он по собственному методу овладел в совершенстве многими языками — английским, французским, голландским, испанским, португальским, русским, шведским, польским, древнегреческим. В результате увлечения древностями он пришел к убеждению, что «Илиаду» Гомера следует рассматривать не просто как литературное произведение, но и как серьезный исторический источник. В 1867 году эта мысль настолько овладела им, что заставила отказаться от погони за даль­нейшими богатствами и обратила к поискам Трои. 14 июня 1873 года он нашел на месте Трои, под холмом Гиссарлык, первые золо­тые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспеди­ция Шлимана работала в Трое более 10 лет. Впоследствии его основное внимание привлекли Микены, где он нашел 5 царских гробниц с богатым инвентарем из золо­та и бронзы. Он поспешил телеграфировать королю Греции о том, что найдены мо­гилы с погребальными масками и останками Агамемнона и его жены Клитемнестры. Впоследствии оказалось, что его находки в Трое и Микенах намного древнее эпохи, о которой повествует греческий эпос. Шлиман проводил работы в Тиринфе, Орхоменеи на Крите, опубликовал несколько книг — о Трое, Микенах, родине одиссея Итаке и Пелопоннесе.

5. Обобщение и закрепление изученного материала:

Одной из самых ярких страниц мировой культуры являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Решение кроссворда.

1


2


3


4


5




  1. Главный защитник Трои, сын царя (Гектор).

  2. Главный герой, автор хитроумной выдумки (Одиссей).

  3. Престарелый царь Трои (Приам).

  4. Главный герой Троянской войны, сын морской богини (Ахиллес).

  5. Троянский царевич, укравший Елену Прекрасную (Парис).

Ключевое слово: Гомер – автор поэм «Илиада « и «Одиссея».

6. Подведение итогов.

- Удалось ли нам совершить путешествие в страну Гомера?

-Что мы знаем о Троянской войне? (Она началась приблизительно в 1200 году до н. э. Владыка Микен в союзе с другими ахейскими царями осадил Трою – город на берегу Малой Азии). Что нам рассказывают миф о начале Троянской войны? (Рассказ о яблоке раздора). Какова действительная причина этой войны? (Греческим царям нужны были земли на территории полуострова Малая Азия).

-Отделите вымысел от настоящих фактов, которые рассказывают нам о жизни древних греков (ответы учащихся).

Домашнее задание:

1. Составить кроссворд по одной или двум поэмам Гомера.

2. Нарисовать иллюстрацию.

3. Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера (на выбор).




Литература

  1. Арасланова О. В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и Ф. А. Михайловского. – М.: ВАКО, 2005.

  2. Ваисова Л. М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 5. с. 22 - 25.

  3. Данилов Д. Д., Сизова Е. В., Кузнецов А. В., Кузнецова С. С., Николаева А. А. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. – М.: Баласс, 2009. – 228 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100).

  4. Информационные технологии в образовании: проблемы и перспективы // Вестник образования. – 2004. - № 5. – С. 56 - 74.

  5. Кун. Н. А. Легенды и мифы Древней Греции: Пособие для учителя. – Ф.: Мектеп, 1984.

  6. Петрович В. Г., Петрович Н. М. Уроки истории. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  7. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2005.

  8. Тороп В. В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 2. с. 4 - 8.

  9. Хропов Е. С. Новая компьютерная технология в работе с картой на уроке истории // Преподавание истории в школе. – 2008. - № 1. с. 9 - 18.

  10. Чернов А. И. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. – 2001. - № 8. с. 40 - 46.

  11. Чистов В. В. Как начать освоение информационных технологий // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 2. с. 9 - 13.

Используемые ресурсы:

    1. http://www.km.ru/ -фотографии

    2. http://images.yandex.ru/

    3. http://history.rin.ru/ Гомеровский (предполисный) период. XI-IX вв. до н. э.

    4. http://school-collection.edu.ru/

http://ru.wikipedia.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!