СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Природа и люди Древней Индии"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий лист урока по теме:

«Природа и люди Древней Индии».

Задание 1.Изучив материалы учебника П 20.п.1.и карту на странице 100 учебника найдите ответы на вопросы:

  1. Где расположена Индия.
  2. Какое водное пространство окружают Индию.
  3. Какие горы защищают Индию  с севера.
  4. Какие крупные реки протекают по территории Индии.

Впишите недостающие слова.

1.Индия расположена на юге материка ___________.

2.Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире.

 Их название ______________.

Просмотр содержимого документа
«Природа Индии технологическая карта»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «Природа и люди Древней Греции»

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Итог этапа

I.Организационный момент.


Цель: подготовка учащихся к уроку.

2 мин.

Проверка подготовленности учащихся к уроку

Прозвенел уже звонок

Начинаем мы урок

Все мы встали, подтянулись, улыбнулись

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.


Быстрое включение учащихся в познавательную деятельность.

II.Актуализация опорных знаний учащихся.


Цель: актуализация опорных знаний и умений, необходимых для изучения новой темы. Формирование позитивных мотивов для усвоения темы «Природа и люди Древней Индии»

3 мин.

Вопросы:

1.Чем цивилизация отличается от первобытности? ( слайд 1)

Цивилизация

Государство Законы

Письменность

2.Какие государства мы изучили?

3.Где возникло древнейшее письмо?

4.Как оно называлось?

5.Где возник древнейший алфавит?

6.Законы какого государства дошли до наших дней?


Ответы учащихся (фронтальная работа):

1.Цивилизация – это появление государства, письменности, законов. В первобытном обществе этих признаков нет.

2.Мы изучили древний Египет, Двуречье, Финикию, Ассирию.

3.Древнейшее письмо возникло в Египте, Двуречье.

4.Древнее письмо Египта называлось иероглифами, Двуречья – клинопись.

5.Древнейший алфавит появился в Финикии.

7.До наших дней дошли законы Хаммурапи.

Включение учащихся в активную деятельность по изучению нового материала. Заполнение схемы

III.Изучение нового материала.

Цель: обеспечить осмысление и первичное запоминание материала по теме «Природа и люди Древней Индии»

17 мин.



-Вводное слово учителя.

-Звучит индийская музыка.(слайд 2)

Как вы думаете, о какой стране пойдет речь?

Вспомните, по какому плану вы изучали историю государств?

На какие вопросы мы будем искать ответ?

И так сформулируем план работы.

I План.(слайд3)

1 Географическое положение Древней Индии.

2.Природные условия.

3.Занятия древних индийцев.

4.Религиозные верования людей.


Ребята, какое слово является обобщающим для двух первых пунктов плана? Последующие пункты?


Запишем в тетради тему урока.

Запишем план урока.



А как мы будем действовать, чтобы получить знания? Какие средства выберем для изучения темы?


Действительно, мы – историки.

Выясняем географическое положение, используем материалы учебника (п.20 п.1) , изучаем карту на стр. Вопросы записаны в ваших рабочих листах и на слайде.

Где расположена Индия?

Какое водное пространство окружает Индию?

Какие горы защищают Индию?

Какие крупные реки текут по территории Индии?





.Ответы на слайде 4.

1 – Азия, 2 – Гималаи, 3 – Инд и Ганг.

Переходим к изучению природных условий.


Как вы думаете, какую роль играют горы? Как влияют на климат?


Именно в Гималаях находится самая высокая вершина на земле - Джомолунгма или Эверест. ЕЕ высота 8848м. Многие альпинисты мира пытаются покорить ее. Интересно кому из русских альпинистов удалось это? (творческое задание).


Как ведут себя реки в июне – августе каждого года?


Еще в долине Ганга летом идут сильные дожди, поэтому ее покрывают густые труднопроходимые леса – джунгли. Приглашаю вас заглянуть туда.

(Видео.)

Для знакомства с животным и растительным миром используем исторический источник – поэму МАХАБХАРАТ и текст учебника П. 20 п. 2.

Работаем по группам в рабочем листе.


Беседа на закрепление.

Какими фруктами мог питаться человек , который оставался ночевать в джунглях?

Назовите представителей животного мира джунглей.

Чем были опасны джунгли?


ФИЗМИНУТКА под индийскую музыку. Упражнение « ТИГР».

Медленно и мягко ступая, идет тигр по лесу. Тигр сильный , уверенный в себе, он никого не боится. Он – хозяин леса. Он знает здесь каждый кустик, каждое деревце.

Дети входя в образ тигра чувствуют себя уверенными, сильными и ловкими.


Работа со слайдами.

Как вы думаете, чем могли заниматься жители Индии? Почему?

А сейчас мы побываем в роли археологов и решим исторические задачи.


(Они в рабочих листах).



Делаем выводы.


.Работа с иллюстрациями (компьютер)




Еще в Индии были приручены слоны. (Слайд 5). Их использовали в хозяйстве и на войне. Индийцы поклонялись слону. Один из главных богов был мудрый Ганеша. И так переходим к религиозным верованиям.

Рассмотрите изображение бога Ганеша на рисунке и на слайде 6. Опишите иллюстрацию. Это бог мудрости и учености. Посмотрите у него один бивень торчит из пасти. В одном из мифов рассказывается , что Ганеша, сражаясь с великаном, сам сам отломал у себя бивень и бросил в противника. Бивень обладал волшебной силой и превратил великана в крысу.

С особым почтением относились к корове. Кто убивал корову считался страшным преступником.

Комментированное чтение П.5

Как вера в переселение души вынуждала людей заботится о своем поведении. (слайд7)


Самостоятельная и групповая работа:

(предполагаемые ответы)

Речь идет об Индии.

- Работа по составлению плана.


Где расположена? Географическое положение?

Какие природные условия?

Чем занимались?

В каких богов верили?






Природа

Люди.



ПРИРОДА И ЛЮДИ

ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.



-.Работать с исторической картой. - Работать с документом. Описывать иллюстрации.

-Работать с учебником § 20 п.1,5.







Беседа по прочитанному и работа по карте.

Результаты записываем в рабочий лист. Задание 1.

1.Индия расположена на юге материка ___________.

2.Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название______________.

3.Самые многоводные реки Индии – это ______________.

( самопроверка)




Защищают от холодных ветров. В Индии тепло.










Реки разливаются и образуют плодородный ил.



Записывают понятие – джунгли.




1 группа - ищет информацию о животном мире джунглей.

2 группа - знакомится с растительным миром.




Ответы учащихся.




















Ответы учащихся.



Решение исторических задач по группам. Назвать основные занятия.



В Индии был богатый животный и растительный мир. Индийцы занимались, скотоводством, земледелием. Выращивали рис, сахарный тростник, хлопчатник, пшеницу.








Описывают иллюстрацию.














Громкое чтение и беседа.

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий.




Закрепление умения составления плана.


















Закрепление навыков работы с исторической картой.




















Формирование познавательного интереса .

















Закрепление умения работы с историческим источником.

IV.Первичная проверка и закрепление изучаемого материала.

Цель: первичная проверка и закрепление изученного материала.

3 мин.

1.Задания для учащихся (нанести на к./к. реки Инд и Ганг и горы Гималаи).

2.Демонстрация ответов через компьютер

1. Самостоятельная работа с контурной картой. В рабочей тетради.

Самопроверка через компьютер.

1.Проверка усвоения знаний и способов действий. Ликвидация типичных ошибок.

V .Физминутка.

Цель:

2 мин.

Для глаз(слайд8)



VI.Контроль и самопроверка знаний.

Цель: обеспечить усвоение новых знаний и способов действия на уровне применения в измененной ситуации.

3 мин.

I.Тест.(приложение).


1.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.

2.Взаимопроверка.

3.Коррекция.

1.Усвоение новых знаний.

2.Подведение итогов взаимоконтроля.

VII. Домашнее задание

Информация.

2 мин.

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Выполнение творческих заданий по группам.

Запись домашнего задания в дневник.


VIII Подведение итогов занятия.

Цель: Анализ успешности овладения знаниями, показать типичные недостатки в УУД.

2 мин.

Общая характеристика работы класса. Показать успешность овладения содержанием урока. Вскрыть недостатки.

Активная и продуктивная деятельность учащихся.

Определение мер для последующей работы тем, кто затрудняется.


Просмотр содержимого документа
«Историческая задача»

Историческая задача.

№ 1 Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, весовые гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
- Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?



№ 2.В начале 1 тысячелетия до н.э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевывали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
- Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? - В каких странах были сходные природные условия?



Занимательная задачка* «Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

- Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну, какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

- Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг-то говорил чистую правду.

О чём говорил путешественник?

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист урока по теме»

Рабочий лист урока по теме:

«Природа и люди Древней Индии».

Задание 1.Изучив материалы учебника П 20.п.1.и карту на странице 100 учебника найдите ответы на вопросы:

  1. Где расположена Индия.

  2. Какое водное пространство окружают Индию.

  3. Какие горы защищают Индию с севера.

  4. Какие крупные реки протекают по территории Индии.

Впишите недостающие слова.

1.Индия расположена на юге материка ___________.

2.Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире.

Их название ______________.

3.Самые многоводные реки Индии – это ______________ и __________.

Задание 2. Джунгли это__________________________________________.

Задание 3. Работая с текстом учебника П 20.п 2 найдите информацию касающуюся растительного мира джунглей. Для знакомства с животным миром прочитайте исторический документ - отрывок из поэмы «Махабхарат» и ответьте на вопросы:

В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…

  • Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях?

  • Назовите представителей животного мира ,обитавших в джунглях.(подчеркните в тексте).

  • Чем опасны были джунгли?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!