II.Актуализация опорных знаний учащихся. Цель: актуализация опорных знаний и умений, необходимых для изучения новой темы. Формирование позитивных мотивов для усвоения темы «Природа и люди Древней Индии» | 3 мин. | Вопросы: 1.Чем цивилизация отличается от первобытности? ( слайд 1) Цивилизация Государство Законы Письменность 2.Какие государства мы изучили? 3.Где возникло древнейшее письмо? 4.Как оно называлось? 5.Где возник древнейший алфавит? 6.Законы какого государства дошли до наших дней? | Ответы учащихся (фронтальная работа): 1.Цивилизация – это появление государства, письменности, законов. В первобытном обществе этих признаков нет. 2.Мы изучили древний Египет, Двуречье, Финикию, Ассирию. 3.Древнейшее письмо возникло в Египте, Двуречье. 4.Древнее письмо Египта называлось иероглифами, Двуречья – клинопись. 5.Древнейший алфавит появился в Финикии. 7.До наших дней дошли законы Хаммурапи. | Включение учащихся в активную деятельность по изучению нового материала. Заполнение схемы |
III.Изучение нового материала. Цель: обеспечить осмысление и первичное запоминание материала по теме «Природа и люди Древней Индии» | 17 мин. | -Вводное слово учителя. -Звучит индийская музыка.(слайд 2) Как вы думаете, о какой стране пойдет речь? Вспомните, по какому плану вы изучали историю государств? На какие вопросы мы будем искать ответ? И так сформулируем план работы. I План.(слайд3) 1 Географическое положение Древней Индии. 2.Природные условия. 3.Занятия древних индийцев. 4.Религиозные верования людей. Ребята, какое слово является обобщающим для двух первых пунктов плана? Последующие пункты? Запишем в тетради тему урока. Запишем план урока. А как мы будем действовать, чтобы получить знания? Какие средства выберем для изучения темы? Действительно, мы – историки. Выясняем географическое положение, используем материалы учебника (п.20 п.1) , изучаем карту на стр. Вопросы записаны в ваших рабочих листах и на слайде. Где расположена Индия? Какое водное пространство окружает Индию? Какие горы защищают Индию? Какие крупные реки текут по территории Индии? .Ответы на слайде 4. 1 – Азия, 2 – Гималаи, 3 – Инд и Ганг. Переходим к изучению природных условий. Как вы думаете, какую роль играют горы? Как влияют на климат? Именно в Гималаях находится самая высокая вершина на земле - Джомолунгма или Эверест. ЕЕ высота 8848м. Многие альпинисты мира пытаются покорить ее. Интересно кому из русских альпинистов удалось это? (творческое задание). Как ведут себя реки в июне – августе каждого года? Еще в долине Ганга летом идут сильные дожди, поэтому ее покрывают густые труднопроходимые леса – джунгли. Приглашаю вас заглянуть туда. (Видео.) Для знакомства с животным и растительным миром используем исторический источник – поэму МАХАБХАРАТ и текст учебника П. 20 п. 2. Работаем по группам в рабочем листе. Беседа на закрепление. Какими фруктами мог питаться человек , который оставался ночевать в джунглях? Назовите представителей животного мира джунглей. Чем были опасны джунгли? ФИЗМИНУТКА под индийскую музыку. Упражнение « ТИГР». Медленно и мягко ступая, идет тигр по лесу. Тигр сильный , уверенный в себе, он никого не боится. Он – хозяин леса. Он знает здесь каждый кустик, каждое деревце. Дети входя в образ тигра чувствуют себя уверенными, сильными и ловкими. Работа со слайдами. Как вы думаете, чем могли заниматься жители Индии? Почему? А сейчас мы побываем в роли археологов и решим исторические задачи. (Они в рабочих листах). Делаем выводы. .Работа с иллюстрациями (компьютер) Еще в Индии были приручены слоны. (Слайд 5). Их использовали в хозяйстве и на войне. Индийцы поклонялись слону. Один из главных богов был мудрый Ганеша. И так переходим к религиозным верованиям. Рассмотрите изображение бога Ганеша на рисунке и на слайде 6. Опишите иллюстрацию. Это бог мудрости и учености. Посмотрите у него один бивень торчит из пасти. В одном из мифов рассказывается , что Ганеша, сражаясь с великаном, сам сам отломал у себя бивень и бросил в противника. Бивень обладал волшебной силой и превратил великана в крысу. С особым почтением относились к корове. Кто убивал корову считался страшным преступником. Комментированное чтение П.5 Как вера в переселение души вынуждала людей заботится о своем поведении. (слайд7) | Самостоятельная и групповая работа: (предполагаемые ответы) Речь идет об Индии. - Работа по составлению плана. Где расположена? Географическое положение? Какие природные условия? Чем занимались? В каких богов верили? Природа Люди. ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. -.Работать с исторической картой. - Работать с документом. Описывать иллюстрации. -Работать с учебником § 20 п.1,5. Беседа по прочитанному и работа по карте. Результаты записываем в рабочий лист. Задание 1. 1.Индия расположена на юге материка ___________. 2.Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название______________. 3.Самые многоводные реки Индии – это ______________. ( самопроверка) Защищают от холодных ветров. В Индии тепло. Реки разливаются и образуют плодородный ил. Записывают понятие – джунгли. 1 группа - ищет информацию о животном мире джунглей. 2 группа - знакомится с растительным миром. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Решение исторических задач по группам. Назвать основные занятия. В Индии был богатый животный и растительный мир. Индийцы занимались, скотоводством, земледелием. Выращивали рис, сахарный тростник, хлопчатник, пшеницу. Описывают иллюстрацию. Громкое чтение и беседа. | Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий. Закрепление умения составления плана. Закрепление навыков работы с исторической картой. Формирование познавательного интереса . Закрепление умения работы с историческим источником. |