Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе
Тема урока: «Решение логарифмических уравнений».
Цели урока:
1. Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Свойства логарифмической функции» и их применение. Закрепление методов решения логарифмических уравнений и неравенств.
2. Развивающие цели: способствование формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развитие математического мышления и речи.
3. Воспитывающие цели: воспитание интереса к математике, активности, мобильности. Формирование навыков адекватной самооценки деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Задачи урока:
1. Проверить усвоение материала по данной теме.
2. Закрепить навыки выполнения заданий по данной теме.
3. Формировать навыки самоконтроля в процессе выполнения заданий.
4. Формировать умение применять знания.
Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися
1. Смотр знаний по свойствам с самопроверкой покажет знания учащихся свойств функции, наличие адекватной самооценки деятельности.
2. Спланированное обобщение систематизирует знания, закрепит навыки выполнения заданий, способствует развитию математического мышления и речи.
3. Разнообразие форм работы на уроке способствует формированию умения применять знания в новой ситуации.
Ход урока:
Организационный момент.
Французский писатель Анатоль Франц (1844-1924 гг.) заметил:
«Учиться можно только весело.
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом».
Последуем совету писателя – будем на уроке активны, внимательны, будем «поглощать» знания с большим желанием, ведь они скоро вам понадобятся при сдаче Государственных экзаменов и ЕНТ.
Перед вами стоит задача – повторить свойство логарифмов, логарифмические функции, типы, методы и особенности решения логарифмических уравнений и неравенств.
II. Устный опрос.
Проводится в форме фронтальной работы с классом. Задания устного опроса можно разделить на две части: в первой части проверяются теоретические знания, а во второй части – умение применять эти знания на практике: при решении уравнений, неравенств и выполнении различных заданий. Ученики комментируют свой ответ. (Определение логарифма, свойства логарифма, логарифмическая функция, логарифмические уравнения и неравенства).
Вторая часть устного опроса:
Что было использовано для решения данных заданий? (Свойства логарифма)
III. Актуализация знаний. «Методы решения логарифмических уравнений»:
1) по определению логарифма;
2) метод введения новой переменной;
3) метод потенцирования;
4) функционально-графический;
5) метод приведения к одному основанию;
6) метод логарифмирования.
Рассмотрим подробно каждый из методов.
Итак, первый метод решения - по определению логарифма.
Так как логарифмическая функция возрастает (или убывает) на множестве
положительных чисел и принимает все действительные значения, то по теореме о корне следует, что для любого b данное уравнение имеет, и притом только одно, решение, причем положительное.
Вспомните определение логарифма. (Логарифм числа х по основанию а
–это показатель степени, в которую надо возвести основание а, чтобы получить число х).
Из определения логарифма сразу следует, что аb является таким решением.
1) log5(x-2)=1 2) log7(x-3)=2
x-2=5 x-3=49
x=7 x=52
Рассмотрим далее метод введения новой переменной. Вы уже знакомы с данным методом при решении показательных уравнений.
Аналогично он применяется и при решении логарифмических уравнений.
Какое из уравнений на слайде мы можем решить данным методом?
№1 (Решает ученик у доски, остальные –в тетрадях, учитель при необходимости корректирует решение).
log5 2x-log5 x=2 Введем новую переменную log5 x=у
Получаем новое уравнение у2-у=2
Д=9, у1=2, у2=-1
log5 x=2 и log5 x=-1
х=25 х=1\5
Ответ: х=25, х=1\5
Следующий метод решения логарифмических уравнений-метод потенцирования.
Решение логарифмического уравнения вида основано на том, что f(х)=g(x) такое уравнение равносильно уравнению при дополнительных условиях f(х)0, g(x)0.
Запись в тетрадь напротив данного метода:
Проверка найденных значений неизвестного по условию уравнения в общем случае
является необязательной.
Можно выявить посторонние корни и с помощью нахождения
области определения исходного уравнения (которая задаётся системой неравенств f(х)0, g(x)0.).
Получаем:
IV. Изучение нового материала.
Работа в группах проработать методы решения логарифмических уравнений.
1 группа
Метод функционально-графический.
Решить уравнение log2x=3-х.
Как вы предлагаете решать? (Строить по точкам графики двух функций левой и правой частей отдельно, найти абсциссу точек пересечения графиков). По рисунку определить х=2.
2 группа
Метод приведения к одному основанию;
log25x+ log2x= log0,2√8
3 группа
Метод логарифмирования.
Этот метод применятся при решении уравнений, содержащих переменную и в основании, и в показателе степени. Если при этом в показателе степени содержится логарифм, то обе части уравнения надо прологарифмировать по основанию этого логарифма.
V. Закрепление изученного материала. Решение задач в рамках подготовки к ЕНТ
Карточка № 1
Решите уравнение а)
б)
в)
г)
д) lg (x + 1) = 1 + lg x
Карточка № 2
Решите уравнение а)
б)
в)
г)
д)
Карточка № 3
Решите уравнение а)
б)
в)
г)
д)
Карточка № 4
Решите уравнение а)
б)
в)
г) 2 +
д)
Карточка № 5
Решите уравнение а)
VI. Домашнее задание
Найдите область определения функции
.
Укажите промежуток, содержащий корень уравнения
Решите уравнения:
log2x = -2;
log2x = - x+ 1;
log22x - log2x – 2 = 0;
log2 (3x – 6) = log2 (2x – 3);
xlog2 x = 16
VI. Подведение итогов урока. рефлексия
Какие методы решения логарифмических уравнений мы рассмотрели на уроке?