СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока алгебры по теме: "Способы решения логарифмических уравнений"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока алгебры в 10 классе в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока алгебры по теме: "Способы решения логарифмических уравнений"»

УРОК АЛГЕБРЫ В 10 «А» КЛАССЕ НА ТЕМУ: «СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ».


АВТОРЫ УМК: Ш. А. АЛИМОВ, Ю.М. КОЛЯГИН И ДР.


Учитель Медведева Виктория Валентиновна, учитель математики, МБОУ СОШ 5, г. Белореченска


Тема урока: «Способы решения логарифмических уравнений»

Цели урока:

Образовательные: систематизировать знания о логарифмах, выработать умения решать логарифмические уравнения различных видов, уметь различать их и способы их решения.

развивающая: расширение математического кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, развивать коммуникативные навыки и волевые качества личности .

воспитательная: воспитание умения принимать решение и нести за него ответственность внимания, сосредоточенности, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, воли, упорства в достижении цели.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь! Сегодня тема нашего урока «Решение логарифмических уравнений», на котором мы познакомимся со способами их решения, используя определение и свойства логарифмов. (слайд № 1)

  1. Устная работа.

Закрепление понятия логарифма, повторение его основных свойств и свойств логарифмической функции:

1. Разминка по теории:

1. Дайте определение логарифма. (слайд № 2)

2. От любого ли числа можно найти логарифм?

3. Какое число может стоять в основании логарифма?

4. Функция y=log0,8 x является возрастающей или убывающей? Почему?

5. Какие значения может принимать логарифмическая функция?

6. Какие логарифмы называют десятичными, натуральными?

7. Назовите основные свойства логарифмов. (слайд № 3)

8. Можно ли перейти от одного основания логарифма к другому? Как это сделать? (слайд № 4)


3. Работа по карточкам (3-4 ученика):

Карточка №1: Вычислить: а) log64 + log69 =

б) log1/336 – log1/312 =

Решить уравнение: log5х = 4 log53 – 1/3 log527

Карточка №2:

Вычислить: а) log211 – log244 =

б) log1/64 + log1/69 =

Решить уравнение: log7х = 2 log75 + 1/2 log736 – 1/3 log7125.

Фронтальный опрос класса (устные упражнения)

Вычислить: (слайд № 5)


  1. log216

  2. lоg3 √3

  3. log71

  4. log5 (1/625)

  5. log211 - log 244

  1. log814 + log 832/7

  2. log35 ∙ log53

  3. 5 log5 49

  4. 8 lоg 85 - 1

  5. 25 log 510

Сравнить числа: (слайд № 6)

  1. log½ е и log½π;

  2. log2 √5/2 и log2√3/2.

Выяснить знак выражения log0,83 · log62/3. (слайд № 7)


4 Изучение нового материала:

Определение: Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим.

Простейшим примером логарифмического уравнения служит уравнение
loga х =с (а 0, а≠ 1)
Способы решения логарифмических уравнений: (слайд № 8)

  1. Решение уравнений на основании определения логарифма. (слайд № 9)

loga х = с (а 0, а≠ 1) имеет решение х = ас.

На основе определения логарифма решаются уравнения, в которых:

  • по данным основаниям и числу определяется логарифм,

  • по данному логарифму и основанию определяется число,

  • по данному числу и логарифму определяется основание.

Примеры:

log2 128= х, log16х = ¾, logх 27= 3,

2х= 128, х =16 ¾ , х3 =27,

2х = 27, х =2 3 , х3 = 33 ,

х =7 . х = 8. х =3.

С классом решить следующие уравнения:

а) log7(3х-1)=2 (ответ: х=3 1/3)

б) log2(7-8х)=2 (ответ: х=3/8).

  1. Метод потенцирования. (слайд № 10)

Под потенцированием понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их т.е.

loga f(х) = loga g(х), то f(х) = g(х), при условии, что f(х)0, g(х)0 , а 0, а≠ 1.

Пример:

Решите уравнение   =  

ОДЗ:

3 х-10; х1/3

6х+80.

3х-1=6х+8

-3х=9

х=-3

-3 1/3 - неверно

Ответ: решений нет.


С классом решить следующее уравнение:

lg(х2-2) = lg х (ответ: х=2)


  1. Уравнения, решаемые с помощью применения основного логарифмического тождества. (слайд №11)

Пример:

Решите уравнение =log2(6-х)



ОДЗ:


6 -х0;

х0;

х≠1;

log2х20;

х20.



Решение системы: (0;1)Ụ (1;6).

log2x2= log2(6-х)

х2 = 6-х

х2+х-6=0

х=-3 не принадлежит ОДЗ.

х=2 принадлежит ОДЗ.

Ответ: х=2

С классом решить следующее уравнение:

  =   (ответ: х=1)


  1. Метод приведения логарифмов к одному и тому же основанию. (слайд № 12)

Пример:

Решите уравнение log16х+ log4х+ log2х=7

ОДЗ: х0

¼ log2х+½ log2х+ log2х=7

7/4 log2х=7

log2х=4

х=16 – принадлежит ОДЗ.

Ответ: х=16.


С классом решить следующее уравнение:

  +  =3 (ответ: х=5/3)


  1. Уравнения, решаемые с помощью применения свойств логарифма. (слайд № 13)

Пример:

Решите уравнение log2 (х +1) - log2 (х -2 ) = 2.

ОДЗ:

х +10;

х-20. х1.

Воспользуемся формулой преобразования разности логарифмов логарифм частного, получаем log2  = 2, откуда следует  = 4.

Решив последнее уравнение, находим х = 3, 31 - верно

Ответ: х = 3.


С классом решить следующие уравнения:

а)log5 (х +1) + log5 (х +5) = 1 (ответ: х=0).

б)log9( 37-12х ) log7-2х 3 = 1,

3 7-12х 0, х

7-2х 0, х

7-2х≠ 1; х≠ 3; х≠ 3;

log9( 37-12х ) / log3 (7-2х ) = 1,

½ log3( 37-12х ) = log3 (7-2х ) ,

log3( 37-12х ) = log3 (7-2х )2 ,

37-12х= 49 -28х +4х2 ,

2-16х +12 =0,

х2-4х +3 =0, Д=19, х1=1, х2=3, 3 –посторонний корень .

Ответ: х=1


  1. Уравнения, решаемые введением новой переменной. (слайд № 14)

Пример:

Решите уравнение lg2х - 6lgх+5 = 0.

ОДЗ: х0.

Пусть lgх = р, тогда р2-6р+5=0.

р1=1, р2=5.

Возвращаемся к замене:

lgх = 1, lgх =5

х=10, 100 – верно х=100000, 1000000 – верно

Ответ: 10, 100000


С классом решить следующее уравнение:

log62 х + log6 х +14 = (√16 – х2)22,

16 – х2 ≥0 ; - 4≤ х ≤ 4;

х 0 , х 0, О.Д.З. [ 0,4).

log62 х + log6 х +14 = 16 – х22,

log62 х + log6 х -2 = 0

заменим log6 х = t

t 2 + t -2 =0 ; D = 9 ; t1 =1 , t2 = -2.

log6 х = 1 , х = 6 посторонний корень .

log6 х = -2, х = 1/36 , проверка показывает 1/36 является корнем .

Ответ : 1/36.


  1. Уравнения, решаемые с помощью разложения на множители. (слайд № 15)

Пример:

Решите уравнение log4(2х-1)∙ log4х=2 log4(2х-1)

ОДЗ:

2х-10;

х 0. х½.

log4(2х-1)∙ log4х - 2 log4(2х-1)=0

log4(2х-1)∙(log4х-2)=0

log4(2х-1)=0 или log4х-2=0

2х-1=1 log4х = 2

х=1 х=16

1;16 – принадлежат ОДЗ

Ответ: 1;16


С классом решить следующее уравнение:

log3х ∙log3(3х-2)= log3(3х-2) (ответ: х=1)


  1. Подведение итогов, рефлексия (раздать кружочки, на которых ребята отмечают свое настроение рисунком). (слайд № 18,19)

О пределить метод решения уравнения:






4.Домашнее задание: 340(1), 393(1), 395(1,3),


Литература

  1. Рязановский, А.Р. Математика. 5 – 11 кл.: Дополнительные материалы к уроку математики/ А.Р.Рязановский, Е.А.Зайцев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2002

  2. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». 1997. № 1, 10, 46, 48; 1998. № 8, 16, 17, 20, 21, 47.

  3. Скоркина, Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. Для средних и старших классов/ Н.М. Скоркина. – Волгоград: Учитель, 2004

  4. Зив, Б.Г., Гольдич,В.А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса./Б.Г.Зив, В.А.Гольдич. – 3-е изд., исправленное. – СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004

  5. Алгебра и начала анализа: математика для техникумов/под ред. Г.Н.Яковлева.-М.: Наука, 1987

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!