СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках географии»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

на уроках географии

Одной из задачей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основной школы является:

вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию.

Исходя из этого, считаю, что необходимо поставить ученика в центр учебного процесса, создать такие условия для воспитания и развития, когда учащиеся будут активно познавать мир, знания применять на практике, реально ощущая результат своей деятельности.

Убеждена в том, что в системе школьного образования курс географии играет большую развивающую и воспитательную роль.

Исходя из указанной цели, ставлю следующие задачи:

1. Создать условия для развития познавательного интереса и мыслительной активности школьников.

2. Сформировать навыки и умения в работе с учебной и дополнительной литературой, обучить анализу материала и оформлению сообщения, доклада, реферата.

3. Развить умение у обучающихся выявлять проблемы, находить пути их решения, обосновывать свои выводы.

4. Обосновать эмоционально-ценностное отношение школьников к процессу изучения биологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании, саморазвитии.

В результате анализа психолого-педагогической литературы выявлены следующие показатели сформированности творческих способностей учащихся:

• уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей: внимания, памяти, воображения;

• запас знаний и умений, их качество;

• уровень развития мышления ученика, сложность умственных действий

(анализ, синтез, сравнение, обобщение…)

• владение приемами поисковой и творческой деятельности.

На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях. Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса.

Развивая творческие способности учащихся, мы должны понимать, что эти качества определяются уровнем развития теоретического мышления и, следовательно, фактологические знания на уроках должны быть средством для анализа, оценки и преобразований теоретической информации.

Исходя из этих целей стараюсь апробировать современные педагогические технологии, как условие формирования активной учебной деятельности учащихся, направленной на развитие творческих способностей учащихся.

1. Дифференцированное обучение

С целью создания оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей использую метод индивидуального обучения. Например, рабочие тетради, тетради на печатной основе, дифференцированные задания и тесты и т.д.

Ученики усваивают знания программного материала на различных уровнях не ниже обязательного.

2. Проблемное обучение

Применяю проблемные, частично-поисковые и практические методы; на всех этапах урока решение познавательных биологических задач, опорного конспекта.

Ученики пишут исследовательские работы по различным темам.

3. Игровое обучение

С целью обеспечения личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений использую игровые методы, вовлекаю детей в творческую деятельность

Такие уроки прививают интерес к предмету. Мною разработана система повторительно-обобщающих уроков-6-9 кл. с использованием игровых методов

4.Информационно-коммуникационная технология

Способствует развитию интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей, самостоятельности. Создает принципиально новые возможности получения человеком знаний, позволяет сделать занятия интересными и наглядными.

Применяю на всех этапах урока:

  • Работа с интерактивной доской;

  • Виртуальные экскурсии;

  • Показ презентаций, слайдов, видео-фрагментов, таблиц;

  • Выделение ключевых моментов темы;

  • Проверочные работы.

5. Здоровьесберегающее обучение

С целью развития здоровой личности

При планировании урока использую различные способы коллективной и групповой работы учащихся.



Главными приемами в обучении считаю:

Приемы критического мышления, решение проблемных задач, составление таблиц, схем, опорных конспектов, ключевых слов, формирование географических понятий. Знание географических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому уделяю большое внимание их осознанному формированию. Для этого использую следующие приемы:

  • закрытые задания, в которых ученик выбирает 1 или несколько правильных ответов из предложенных 4-5 вариантов. При этом каждый ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся;

  • задания на соответствие (установление соответствия между понятием-термином и его содержанием);

  • задания на установление правильной последовательности (стадии развития, процессы);

  • задания, в которых ответ конструирует сам ученик (вставьте пропущенные термины) ;

  • задания с исключением лишнего понятия (из 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню и объяснить свой выбор);

  • задания на выявление общих закономерностей;

  • терминологический диктант, где учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию – сформулировать определение и записать его или задать вопрос, если осуществляется устный опрос;

  • задания на поиск и исправления географических ошибок. Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, содержащий ошибки и предлагается их исправить.

Выполняя эти задания, ученики не только применяют полученные на уроках знания в новых условиях, но и используют свой жизненный опыт.

В работе с учащимися на уроке использую проблемно-поисковый метод обучения.

Используя этот прием стараюсь вовремя и ненавязчиво направить мыслительную деятельность школьников в нужное русло, осуществить гибкий переход от коллективного обсуждения проблемной ситуации к достаточно длительному индивидуальному выступлению учащегося, подвести к поиску путей научного решения вопроса, логическому анализу ситуации.

Учащиеся свободно высказывают и внимательно слушают мнения своих сверстников, решают проблемные задачи, добывают часть новых знаний в процессе спора, коллективных размышлений, опираясь на свои знания.

Интерес учащихся определяется увлекательностью самого поиска материала и необходимостью, в целях выяснения истины, сопоставлять, анализировать факты.

Рассматривая обучение ребенка в школе как подготовку его к жизни в обществе, считаю необходимым сформировать у него способы организации деятельности, которые позволят ему в дальнейшем учиться самостоятельно, осознанно двигаться к намеченной образовательной цепи. Большую роль в достижении этой цели играет умение учителя организовать самостоятельную работу с текстом учебника, дополнительной литературой, справочниками.

При изучении нового материала и при проверке знаний учащихся вовлекаю ребят в работу по составлению и использованию опорно-схематических конспектов, таблиц, ключевых слов. Работа с текстом, связана с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главных, существенных мыслей, установление внутренних связей между понятиями, что, на мой взгляд, активизирует логическое мышление у всех учащихся, учит точному и образному изложению мыслей. С этой целью учащимся предлагаю различные творческие задания.

• Особенно ярко проявляется самостоятельная работа учащихся на групповых занятиях, учащиеся включаются в совместную деятельность, в ходе которой происходит раздел функций между учениками, достигается их позитивная взаимосвязь, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.

• Работа в группе направлена на самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации.

• Самостоятельное решение творческих задач, а не простое сообщение знаний, как неоспоримых истин.

• Уважительное отношение к мнению другого.

• Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации (слово, предмет, текст, рисунок и т.д.).

Устанавливаются правила работы в группах:

• Количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе.

• В течение года ученик выполняет разные виды заданий.

• В групповые задания включаются репродуктивные и творческие задания.

• Устанавливается время на оформление ответа группы.



Таким образом, характерными для групповой деятельности считаю следующие признаки:

1. Положительная взаимосвязь участников

2. Личная отчетность каждого о проделанной работе

3. Одновременное взаимодействие участников

4. Равноправное участие каждого в работе группы

5. Отчетность групп

6. Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ)

Чаще всего создаю небольшие группы из учеников, обладающих разными способностями и знаниями. Предлагаю учащимся отметить инициативу, активность, вклад каждого в работу группы, продумать пути исправления недостатков в дальнейшей работе.

Сегодня, в условиях реализации ФГОС проектная деятельность является ведущей для развития творческих навыков учащихся на уроках географии и во внеурочное время.

Под творческим проектом понимается система обучения, при которой ученик приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

При защите проектов использую разнообразные приемы усвоения материала учащимися: прошу заполнить кроссворд, выполнить тест, вставить пропущенные слова в предложенный текст, подписать немой рисунок, дорисовать схему, составить сравнительную таблицу, решить задачу, составить синквейн и тд.

Учебного времени, отведенного учебным планом на изучение той или иной темы, бывает не всегда достаточно, поэтому говорить о возможности формирования информационной культуры учащегося на занятиях не приходится. Для этого необходимо вовлекать учащегося во внеурочную деятельность, направлять эту деятельность на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, на формирование своей информационной культуры.

Мои ученики работают над исследовательскими проектами, где каждый ребенок имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности - процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. Таланты каждого ребенка можно развивать, но для этого необходимы стимулы:

  • Обеспечение благоприятной атмосферы;

  • Поощрение высказывания оригинальных идей;

  • Обеспечение возможности для практики;

  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

  • Предоставления детям возможности активно задавать вопросы.

Применение в моей педагогической практике активных методов обучения позволило:

-разнообразить используемые формы обучения, способствующие развитию у учащихся интереса к биологическим знаниям.

-дифференцировать обучение, избавиться от ориентировки на «среднего» ученика.

-увеличить время на самостоятельную работу, что способствует сознательному обучению, прочности усвоения знаний, развитию стремления учащихся к самообразованию и творческой реализации.

Цель моей работы - получение прочных знаний, применение их на практике, успешная сдача государственных экзаменов, продолжение обучения учащихся в других учебных заведениях.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!