Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основан на системно-деятельностном подходе. Этот подход предполагает учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося для обеспечения роста их творческого потенциала, познавательных мотивов и обогащения форм взаимодействия со сверстниками в процессе познавательной деятельности [1]. В этом значении системно-деятельностный подход включает отдельную направленность на работу с одаренными учащимися.
Характеристика одаренных учащихся
Отметим, что множество подходов к выделению отдельных категорий одаренности обусловливает сложность установления единого определения этой категории. В этой связи следует обратиться к одной из классических моделей одаренности, предложенной американским психологом Дж. Рензулли. Согласно этой модели одаренность складывается из трех составляющих:
1.способностей выше среднего,
2.увлеченности выполняемым заданием,
3.креативности.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Способности выше среднего характеризуются набором общих и специфических проявлений. К общим проявлениям относится высокий уровень абстрактного мышления, адаптация к незнакомым ситуациям, быстрое и точное извлечение информации. Среди специфических проявлений выделяют применение общих способностей к более узкой области знания, способность отделять важную информацию от нерелевантной, а также способность приобретать и использовать знания и стратегии поведения на продвинутом уровне в ходе решения поставленной задачи.
Увлеченность выполняемым заданием характеризуется такими проявлениями, как высокий интерес и энтузиазм, усердная работа и настойчивость, уверенность в себе и желание достичь успеха, умение
выделять существенные проблемы в определенной области знания, стремление выполнить работу в соответствии с высоко поставленной планкой, открытость к новым идеям и опыту, любознательность, желание рисковать, эстетическая чувствительность [7].
Говоря о креативности, следует упомянуть такие проявления, как тенденция к тому, чтобы быть создателями (в отличие от пассивных потребителей) новой информации, материалов и продуктов, а также вовлеченность в мыслительные процессы, которые индуктивны по своей природе и ориентированы на решение проблемы [8].
Одной из приоритетных задач современного общества называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации потенциальных возможностей. Одаренные дети обладают преимуществом почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, они легче учатся и лучше усваивают материал. Но такие дети испытывают дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за отсутствия программ, в которых не предусмотрены индивидуальные возможности усвоения учебного материала. Проблема в том, что дети, склонные к высоким достижениям, не подозревают о наличии у них природных задатков и способностей. Мы считаем, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Для решения данной проблемы на государственном уровне была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети» - составная часть президентской программы "Дети России", целью которой является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Все методы и формы работы с одарёнными детьми учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребёнка и ориентированы на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании универсальных учебных действий, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с одарёнными детьми, безусловно, останавливаемся на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования[1,c. 67].
Так кто же они – одаренные дети? Многочисленные современные опытно-экспериментальные психолого-педагогические исследования детской одаренности (Матюшкин А.М., Шумакова Н.Б., Чистякова Г.Д., Юркевич В.С.) показали, что одаренные дети обладают преимуществом почти по всем параметрам развития[2, c.35]. Появление в классе учащихся, обладающих качествами одарённых детей – большая удача и большая ответственность учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы. Для нас такими детьми являются наши ребята: Кристина В. и Юля Г., учащиеся 11 классов.
Главным в работе с этими детьми является-создание условий для их всестороннего развития не только на наших уроках, но и их успешная социализация в обществе. На протяжении всей учебы эти девочки не только учатся отлично, но и являются активными помощниками в воспитательном процессе классов. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, креативностью.
За все годы учебы в школе девочки неоднократно участвовали в различных олимпиадах по нашим предметам, имея призовые места на окружном, областном и всероссийском уровнях.
Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости находит своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка. Внеклассная работа усиливает образовательный потенциал учебных предметов, даёт возможность более полно удовлетворить образовательные потребности способных детей. [3, c.146].
Вот только несколько достижений наших учений:
ЮЛЯ Г
|
год
|
мероприятие
|
результат
|
2013 год
|
Смоляковские чтения.Секция «Стихи поэтов Самарского края»
|
Диплом
|
IV Областной молодежный марафон «Выбор нашего поколения»
|
I место
|
2014 год
|
«Центр развития одаренности»
Всероссийские молодежные предметные чемпионаты (география)
|
III место
|
Областная социально-педагогическая программа по развитию органов ученического самоуправления «За ученические советы»
|
Благодарственное письмо
|
2015 год
|
Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе
|
I место
|
Творческие сборы на тему: «Самоуправление в рамках областной социально-педагогической программы «За ученические советы»
|
Благодарственное письмо
|
Профильная смена актива учащейся молодежи Всероссийской программы
«Мы - граждане России» г. Анапа
|
Сертификат участника
|
Благодарность за активную гражданскую позицию, участие в общественной жизни региона и социально значимых мероприятиях по патриотическому воспитанию
|
Благодарность
|
Областной конкурс социальных проектов «Будущее в наших руках», посвященного году Литературы. Номинация «Социальный проект»
|
I место
|
2016 год
|
За активную гражданскую позицию, и активное участие в мероприятиях областной социально-педагогической программы «За ученические советы»
|
Благодарственное письмо депутата
|
ВСЕГО
|
34 мероприятия
|
|
КРИСТИНА В.
|
2014год
|
Окружной этап олимпиады по русскому языку
|
победитель
|
2015год
|
Окружной конкурс «Смоляковские чтения».
|
II место
|
2016год
|
Окружной конкурс «Рождественские чтения»
|
I место
|
Окружной конкурс «Кирило-Мефодьевские чтения»
|
I место
|
IВсероссийская дистанционная олимпиада в формате ЕГЭ по обществознанию.
|
II место
|
X международный конкурс чтецов «Слово»
|
II место
|
Окружной этап областного конкурса литературно-творческих работ «Куйбышев-запасная столица столица.»
|
III место
|
I международный Пушкинский литературный конкурс «Друзья по вдохновению».
|
II место
|
ВСЕГО
|
20 мероприятий
|
|
Но не стоит забывать и о трудностях, которые испытывают одаренные дети. Большая часть их испытывает значительные затруднения в личностном и профессиональном становлении, которые являются преградой для процесса субъективно достаточной и объективно эффективной самоактуализации, что в свою очередь, является источником ряда сложнейших личностных проблем и психосоматических заболеваний. Для того, чтобы избежать проблем со здоровьем при выборе дальнейшей профессиональной карьеры, проводим встречи и беседы с родителями этих учащихся, отслеживаем успеваемость данных учениц.
Необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
ЛИТЕРАТУРА:
1.«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.
2.«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.
3.«Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.
Просмотр содержимого документа
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ и особенности ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ с ними.»
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ и особенности ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ с ними.
Серебрякова Валентина Николаевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ№10 г.о
Кинель,
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 городского округа Кинель,
446435, г. Кинель,ул. 50 лет Октября,25а,
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основан на системно-деятельностном подходе. Этот подход предполагает учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося для обеспечения роста их творческого потенциала, познавательных мотивов и обогащения форм взаимодействия со сверстниками в процессе познавательной деятельности [1]. В этом значении системно-деятельностный подход включает отдельную направленность на работу с одаренными учащимися.
Характеристика одаренных учащихся
Отметим, что множество подходов к выделению отдельных категорий одаренности обусловливает сложность установления единого определения этой категории. В этой связи следует обратиться к одной из классических моделей одаренности, предложенной американским психологом Дж. Рензулли. Согласно этой модели одаренность складывается из трех составляющих:
1.способностей выше среднего,
2.увлеченности выполняемым заданием,
3.креативности.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Способности выше среднего характеризуются набором общих и специфических проявлений. К общим проявлениям относится высокий уровень абстрактного мышления, адаптация к незнакомым ситуациям, быстрое и точное извлечение информации. Среди специфических проявлений выделяют применение общих способностей к более узкой области знания, способность отделять важную информацию от нерелевантной, а также способность приобретать и использовать знания и стратегии поведения на продвинутом уровне в ходе решения поставленной задачи.
Увлеченность выполняемым заданием характеризуется такими проявлениями, как высокий интерес и энтузиазм, усердная работа и настойчивость, уверенность в себе и желание достичь успеха, умение
выделять существенные проблемы в определенной области знания, стремление выполнить работу в соответствии с высоко поставленной планкой, открытость к новым идеям и опыту, любознательность, желание рисковать, эстетическая чувствительность [7].
Говоря о креативности, следует упомянуть такие проявления, как тенденция к тому, чтобы быть создателями (в отличие от пассивных потребителей) новой информации, материалов и продуктов, а также вовлеченность в мыслительные процессы, которые индуктивны по своей природе и ориентированы на решение проблемы [8].
Одной из приоритетных задач современного общества называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации потенциальных возможностей. Одаренные дети обладают преимуществом почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, они легче учатся и лучше усваивают материал. Но такие дети испытывают дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за отсутствия программ, в которых не предусмотрены индивидуальные возможности усвоения учебного материала. Проблема в том, что дети, склонные к высоким достижениям, не подозревают о наличии у них природных задатков и способностей. Мы считаем, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Для решения данной проблемы на государственном уровне была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети» - составная часть президентской программы "Дети России", целью которой является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Все методы и формы работы с одарёнными детьми учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребёнка и ориентированы на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании универсальных учебных действий, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с одарёнными детьми, безусловно, останавливаемся на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования[1,c. 67].
Так кто же они – одаренные дети? Многочисленные современные опытно-экспериментальные психолого-педагогические исследования детской одаренности (Матюшкин А.М., Шумакова Н.Б., Чистякова Г.Д., Юркевич В.С.) показали, что одаренные дети обладают преимуществом почти по всем параметрам развития[2, c.35]. Появление в классе учащихся, обладающих качествами одарённых детей – большая удача и большая ответственность учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы. Для нас такими детьми являются наши ребята: Кристина В. и Юля Г., учащиеся 11 классов.
Главным в работе с этими детьми является-создание условий для их всестороннего развития не только на наших уроках, но и их успешная социализация в обществе. На протяжении всей учебы эти девочки не только учатся отлично, но и являются активными помощниками в воспитательном процессе классов. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, креативностью.
За все годы учебы в школе девочки неоднократно участвовали в различных олимпиадах по нашим предметам, имея призовые места на окружном, областном и всероссийском уровнях.
Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости находит своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка. Внеклассная работа усиливает образовательный потенциал учебных предметов, даёт возможность более полно удовлетворить образовательные потребности способных детей. [3, c.146].
Вот только несколько достижений наших учений:
ЮЛЯ Г |
год | мероприятие | результат |
2013 год | Смоляковские чтения.Секция «Стихи поэтов Самарского края» | Диплом |
IV Областной молодежный марафон «Выбор нашего поколения» | I место |
2014 год | «Центр развития одаренности» Всероссийские молодежные предметные чемпионаты (география) | III место |
Областная социально-педагогическая программа по развитию органов ученического самоуправления «За ученические советы» | Благодарственное письмо |
2015 год | Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе | I место |
Творческие сборы на тему: «Самоуправление в рамках областной социально-педагогической программы «За ученические советы» | Благодарственное письмо |
Профильная смена актива учащейся молодежи Всероссийской программы «Мы - граждане России» г. Анапа | Сертификат участника |
Благодарность за активную гражданскую позицию, участие в общественной жизни региона и социально значимых мероприятиях по патриотическому воспитанию | Благодарность |
Областной конкурс социальных проектов «Будущее в наших руках», посвященного году Литературы. Номинация «Социальный проект» | I место |
2016 год | За активную гражданскую позицию, и активное участие в мероприятиях областной социально-педагогической программы «За ученические советы» | Благодарственное письмо депутата |
ВСЕГО | 34 мероприятия | |
КРИСТИНА В. |
2014год | Окружной этап олимпиады по русскому языку | победитель |
2015год | Окружной конкурс «Смоляковские чтения». | II место |
2016год | Окружной конкурс «Рождественские чтения» | I место |
Окружной конкурс «Кирило-Мефодьевские чтения» | I место |
IВсероссийская дистанционная олимпиада в формате ЕГЭ по обществознанию. | II место |
X международный конкурс чтецов «Слово» | II место |
Окружной этап областного конкурса литературно-творческих работ «Куйбышев-запасная столица столица.» | III место |
I международный Пушкинский литературный конкурс «Друзья по вдохновению». | II место |
ВСЕГО | 20 мероприятий | |
Но не стоит забывать и о трудностях, которые испытывают одаренные дети. Большая часть их испытывает значительные затруднения в личностном и профессиональном становлении, которые являются преградой для процесса субъективно достаточной и объективно эффективной самоактуализации, что в свою очередь, является источником ряда сложнейших личностных проблем и психосоматических заболеваний. Для того, чтобы избежать проблем со здоровьем при выборе дальнейшей профессиональной карьеры, проводим встречи и беседы с родителями этих учащихся, отслеживаем успеваемость данных учениц.
Необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
ЛИТЕРАТУРА:
1.«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.
2.«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.
3.«Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.