СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ и особенности ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ с ними.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основан на системно-деятельностном подходе. Этот подход предполагает учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося для обеспечения роста их творческого потенциала, познавательных мотивов и обогащения форм взаимодействия со сверстниками в процессе познавательной деятельности [1]. В этом значении системно-деятельностный подход включает отдельную направленность на работу с одаренными учащимися.

Характеристика одаренных учащихся

Отметим, что множество подходов к выделению отдельных категорий одаренности обусловливает сложность установления единого определения этой категории. В этой связи следует обратиться к одной из классических моделей одаренности, предложенной американским психологом Дж. Рензулли. Согласно этой модели одаренность складывается из трех составляющих:

1.способностей выше среднего,

2.увлеченности выполняемым заданием,

3.креативности.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Способности выше среднего характеризуются набором общих и специфических проявлений. К общим проявлениям относится высокий уровень абстрактного мышления, адаптация к незнакомым ситуациям, быстрое и точное извлечение информации. Среди специфических проявлений выделяют применение общих способностей к более узкой области знания, способность отделять важную информацию от нерелевантной, а также способность приобретать и использовать знания и стратегии поведения на продвинутом уровне в ходе решения поставленной задачи.

Увлеченность выполняемым заданием характеризуется такими проявлениями, как высокий интерес и энтузиазм, усердная работа и настойчивость, уверенность в себе и желание достичь успеха, умение

выделять существенные проблемы в определенной области знания, стремление выполнить работу в соответствии с высоко поставленной планкой, открытость к новым идеям и опыту, любознательность, желание рисковать, эстетическая чувствительность [7].

Говоря о креативности, следует упомянуть такие проявления, как тенденция к тому, чтобы быть создателями (в отличие от пассивных потребителей) новой информации, материалов и продуктов, а также вовлеченность в мыслительные процессы, которые индуктивны по своей природе и ориентированы на решение проблемы [8].

 

Одной из приоритетных задач современного общества  называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации потенциальных возможностей. Одаренные дети обладают преимуществом почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, они легче учатся и лучше усваивают материал. Но такие дети испытывают дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за отсутствия программ, в которых не предусмотрены индивидуальные возможности усвоения учебного материала. Проблема в том, что дети, склонные к высоким достижениям,  не подозревают о наличии у них природных задатков и способностей. Мы считаем, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.  Для решения данной проблемы на государственном уровне была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети» - составная часть президентской программы "Дети России", целью которой является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Все методы и формы работы с одарёнными детьми учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребёнка и ориентированы на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании универсальных учебных действий, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с одарёнными детьми, безусловно, останавливаемся на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования[1,c. 67].

Так кто же они – одаренные дети? Многочисленные современные опытно-экспериментальные психолого-педагогические исследования детской одаренности (Матюшкин А.М., Шумакова Н.Б., Чистякова Г.Д., Юркевич В.С.) показали, что одаренные дети обладают преимуществом почти по всем параметрам развития[2, c.35]. Появление в классе учащихся, обладающих качествами одарённых детей – большая удача и большая ответственность учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы. Для нас такими детьми являются наши ребята: Кристина В. и  Юля Г., учащиеся 11 классов.

Главным в работе с этими детьми является-создание условий для их всестороннего развития не только на наших уроках, но и их успешная социализация в обществе. На протяжении всей учебы эти девочки не только учатся  отлично, но и являются активными помощниками в воспитательном процессе классов.  Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, креативностью.

За все годы учебы в школе девочки неоднократно участвовали в различных олимпиадах по нашим  предметам, имея призовые места на окружном, областном и всероссийском уровнях.

Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости находит своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка. Внеклассная работа усиливает образовательный потенциал учебных предметов, даёт возможность более полно удовлетворить образовательные потребности способных детей. [3, c.146].

Вот только несколько достижений наших учений:

ЮЛЯ Г

год

мероприятие

результат

2013 год

 

Смоляковские чтения.Секция «Стихи поэтов Самарского края»

Диплом

IV Областной молодежный марафон «Выбор нашего поколения»

I место

2014 год

 

«Центр развития одаренности»

Всероссийские молодежные предметные чемпионаты (география)

III место

Областная социально-педагогическая программа по развитию органов ученического самоуправления  «За ученические советы»

Благодарственное письмо

2015 год

 

Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

I место

Творческие сборы на тему: «Самоуправление в рамках областной социально-педагогической программы «За ученические советы»

Благодарственное письмо

Профильная смена актива учащейся молодежи Всероссийской программы

«Мы - граждане России» г. Анапа

Сертификат участника

Благодарность за активную гражданскую позицию, участие в общественной жизни региона и социально значимых мероприятиях по патриотическому воспитанию

Благодарность

Областной конкурс социальных проектов «Будущее в наших руках», посвященного году Литературы. Номинация «Социальный проект»

I место

2016 год

За активную гражданскую позицию, и активное участие в мероприятиях областной социально-педагогической программы «За ученические советы»

Благодарственное письмо депутата

ВСЕГО

34 мероприятия

 

КРИСТИНА В.

2014год

Окружной этап олимпиады по русскому языку

победитель

2015год

Окружной конкурс «Смоляковские чтения».

II место

2016год

Окружной конкурс «Рождественские чтения»

I место

Окружной конкурс «Кирило-Мефодьевские чтения»

I место

IВсероссийская  дистанционная олимпиада в формате ЕГЭ по обществознанию.

II место

X международный конкурс чтецов «Слово»

II место

Окружной этап областного конкурса литературно-творческих работ «Куйбышев-запасная столица столица.»

III место

I международный Пушкинский литературный конкурс «Друзья по вдохновению».

II место

ВСЕГО

20 мероприятий

 

 

Но не стоит забывать и о трудностях, которые испытывают одаренные дети. Большая часть их испытывает значительные затруднения в личностном и профессиональном становлении, которые являются преградой для процесса субъективно достаточной и объективно эффективной самоактуализации, что в свою очередь, является источником ряда сложнейших личностных проблем и психосоматических заболеваний. Для того, чтобы избежать проблем со здоровьем при выборе дальнейшей профессиональной карьеры, проводим встречи и беседы с родителями этих учащихся, отслеживаем успеваемость данных учениц.

Необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической  гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

ЛИТЕРАТУРА:

1.«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.

2.«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.

3.«Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.

Просмотр содержимого документа
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ и особенности ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ с ними.»

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ и особенности ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ с ними.

Серебрякова Валентина Николаевна,

учитель английского языка ГБОУ СОШ№10 г.о

Кинель,

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 городского округа Кинель,
446435, г. Кинель,ул. 50 лет Октября,25а,


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основан на системно-деятельностном подходе. Этот подход предполагает учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося для обеспечения роста их творческого потенциала, познавательных мотивов и обогащения форм взаимодействия со сверстниками в процессе познавательной деятельности [1]. В этом значении системно-деятельностный подход включает отдельную направленность на работу с одаренными учащимися.

Характеристика одаренных учащихся

Отметим, что множество подходов к выделению отдельных категорий одаренности обусловливает сложность установления единого определения этой категории. В этой связи следует обратиться к одной из классических моделей одаренности, предложенной американским психологом Дж. Рензулли. Согласно этой модели одаренность складывается из трех составляющих:

1.способностей выше среднего,

2.увлеченности выполняемым заданием,

3.креативности.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Способности выше среднего характеризуются набором общих и специфических проявлений. К общим проявлениям относится высокий уровень абстрактного мышления, адаптация к незнакомым ситуациям, быстрое и точное извлечение информации. Среди специфических проявлений выделяют применение общих способностей к более узкой области знания, способность отделять важную информацию от нерелевантной, а также способность приобретать и использовать знания и стратегии поведения на продвинутом уровне в ходе решения поставленной задачи.

Увлеченность выполняемым заданием характеризуется такими проявлениями, как высокий интерес и энтузиазм, усердная работа и настойчивость, уверенность в себе и желание достичь успеха, умение

выделять существенные проблемы в определенной области знания, стремление выполнить работу в соответствии с высоко поставленной планкой, открытость к новым идеям и опыту, любознательность, желание рисковать, эстетическая чувствительность [7].

Говоря о креативности, следует упомянуть такие проявления, как тенденция к тому, чтобы быть создателями (в отличие от пассивных потребителей) новой информации, материалов и продуктов, а также вовлеченность в мыслительные процессы, которые индуктивны по своей природе и ориентированы на решение проблемы [8].


Одной из приоритетных задач современного общества называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации потенциальных возможностей. Одаренные дети обладают преимуществом почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, они легче учатся и лучше усваивают материал. Но такие дети испытывают дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за отсутствия программ, в которых не предусмотрены индивидуальные возможности усвоения учебного материала. Проблема в том, что дети, склонные к высоким достижениям, не подозревают о наличии у них природных задатков и способностей. Мы считаем, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Для решения данной проблемы на государственном уровне была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети» - составная часть президентской программы "Дети России", целью которой является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Все методы и формы работы с одарёнными детьми учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребёнка и ориентированы на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании универсальных учебных действий, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с одарёнными детьми, безусловно, останавливаемся на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования[1,c. 67].

Так кто же они – одаренные дети? Многочисленные современные опытно-экспериментальные психолого-педагогические исследования детской одаренности (Матюшкин А.М., Шумакова Н.Б., Чистякова Г.Д., Юркевич В.С.) показали, что одаренные дети обладают преимуществом почти по всем параметрам развития[2, c.35]. Появление в классе учащихся, обладающих качествами одарённых детей – большая удача и большая ответственность учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы. Для нас такими детьми являются наши ребята: Кристина В. и Юля Г., учащиеся 11 классов.

Главным в работе с этими детьми является-создание условий для их всестороннего развития не только на наших уроках, но и их успешная социализация в обществе. На протяжении всей учебы эти девочки не только учатся отлично, но и являются активными помощниками в воспитательном процессе классов. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, креативностью.

За все годы учебы в школе девочки неоднократно участвовали в различных олимпиадах по нашим предметам, имея призовые места на окружном, областном и всероссийском уровнях.

Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости находит своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка. Внеклассная работа усиливает образовательный потенциал учебных предметов, даёт возможность более полно удовлетворить образовательные потребности способных детей. [3, c.146].

Вот только несколько достижений наших учений:

ЮЛЯ Г

год

мероприятие

результат

2013 год


Смоляковские чтения.Секция «Стихи поэтов Самарского края»

Диплом

IV Областной молодежный марафон «Выбор нашего поколения»

I место

2014 год


«Центр развития одаренности»

Всероссийские молодежные предметные чемпионаты (география)

III место

Областная социально-педагогическая программа по развитию органов ученического самоуправления «За ученические советы»

Благодарственное письмо

2015 год


Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

I место

Творческие сборы на тему: «Самоуправление в рамках областной социально-педагогической программы «За ученические советы»

Благодарственное письмо

Профильная смена актива учащейся молодежи Всероссийской программы

«Мы - граждане России» г. Анапа

Сертификат участника

Благодарность за активную гражданскую позицию, участие в общественной жизни региона и социально значимых мероприятиях по патриотическому воспитанию

Благодарность

Областной конкурс социальных проектов «Будущее в наших руках», посвященного году Литературы. Номинация «Социальный проект»

I место

2016 год

За активную гражданскую позицию, и активное участие в мероприятиях областной социально-педагогической программы «За ученические советы»

Благодарственное письмо депутата

ВСЕГО

34 мероприятия


КРИСТИНА В.

2014год

Окружной этап олимпиады по русскому языку

победитель

2015год

Окружной конкурс «Смоляковские чтения».

II место

2016год

Окружной конкурс «Рождественские чтения»

I место

Окружной конкурс «Кирило-Мефодьевские чтения»

I место

IВсероссийская дистанционная олимпиада в формате ЕГЭ по обществознанию.

II место

X международный конкурс чтецов «Слово»

II место

Окружной этап областного конкурса литературно-творческих работ «Куйбышев-запасная столица столица.»

III место

I международный Пушкинский литературный конкурс «Друзья по вдохновению».

II место

ВСЕГО

20 мероприятий



Но не стоит забывать и о трудностях, которые испытывают одаренные дети. Большая часть их испытывает значительные затруднения в личностном и профессиональном становлении, которые являются преградой для процесса субъективно достаточной и объективно эффективной самоактуализации, что в свою очередь, является источником ряда сложнейших личностных проблем и психосоматических заболеваний. Для того, чтобы избежать проблем со здоровьем при выборе дальнейшей профессиональной карьеры, проводим встречи и беседы с родителями этих учащихся, отслеживаем успеваемость данных учениц.

Необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

ЛИТЕРАТУРА:

1.«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.

2.«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.

3.«Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!