СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  «Занимательная математика» разработана на основе одноименной программы У.Э. Кочур. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познава¬ние интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»»









Рабочая программа внеурочной деятельности





«Занимательная математика»










учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


Пояснительная записка

Программа «Занимательная математика» разработана на основе одноименной программы У.Э. Кочур. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познава­ние интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач твор­ческого и поискового характера будут проходить более успешно, если уроч­ная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математиче­ский кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию по­знавательных универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность «Занимательная математика» предназначена для развития математических способно­стей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использова­нием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций ак­тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе­ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех зна­ний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика программы. «Занимательная мате­матика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Обще­интеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различие, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, со­мневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. Некоторые ма­тематические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место программы в учебном плане. Программа рассчитана 34 ч в год во 2-4 классах, в 1 классе 33ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжитель­но 30-35 мин. Всего 135 занятий.

Ценностными ориентирами содержания программы яв­ляются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической гра­мотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности уча­щихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, на­ходить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и простран­ственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практиче­ской деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан­дартности мышления.

'


Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.


Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения одно­значных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких ре­ний. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.


Форма организации обучения — математические игры:

«Весёлый счёт» — игра-соревнование;

игры с игральными куби­ки;

Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».


Универсальные учебные действия:

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычис­лений для работы с числовыми головоломками;

  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с задан­ными правилами;

  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем­ных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуаль­ное затруднение в пробном действии; •

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать раз­ные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недо­статочными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содер­жащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на задан­ные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Со­ставление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выпол­няемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффектив­ных способов решения.


Универсальные учебные действия:

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

  • (объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

  • воспроизводить способ решения задачи;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат иным условием;

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и pe­зультат решения задачи;

  • конструировать несложные задачи.


Геометрическая мозаика


Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх» «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1 — указывающие направление движения. Проведе­ние линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» на листе в клетку. Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделиро­вание из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира­мида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).


Форма организации обучения — работа с конструкторами:


  • моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

  • танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спи­чечный» конструктор;

  • Набор «Геометрические тела»;

  • конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».


Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1—» 1, и др., указывающие направление движения;

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол­ков, спичек) в исходной конструкции;

  • составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де­тали в соответствии с заданным контуром конструкции;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

  • анализировать предложенные возможные варианты верного ре­шения;

  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (прово­лока, пластилин и др.) и из развёрток;

  • осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.





Предполагаемые результаты реализации программы.


Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности ;

  • успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. 



Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, получение нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни.


Метапредметные УУД указаны в содержании программы



Материально-техническое обеспечение

  1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

  2. Комплекты карточек с числами:

1)0, 1,2,3, 4, ...,9(10);

  1. 10, 20, 30, 40,90;

  2. 100, 200, 300, 400, ...,900.

  1. «Математический веер» с цифрами и знаками.

  1. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умноже­ния).

  1. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

  2. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

  3. Набор «Геометрические тела».

10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», умножение», «Деление» и др.

  1. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

  2. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.

  3. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, (\ Анютина, СИ. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, НО.


Литература для учителя

  1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. №7.

  2. Математика: внеклассные занятия в начальной школе/ авт.-сост. Г.Т. Дьячкова – Волгоград: Учитель,2007.-173с.

  3. Математика. Развитие логического мышления. 1-4 классы: комплекс упражнений и задач/сост. Т.А. Мельникова [и др.].-2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 131с.

  4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие иргы. 3-е изд., доп. –М.: Просвещение, 1990.-160с.: ил.

  5. Осткр Г.Б. Задачник по математике.- тверь: ООО «Издательство Астрель», 2001. -126с.: ил.

  6. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/пол ред. Н.Ф. Виноградовой.-М.: Вентана-Граф, 2013.-192с.







Тематическое планирование


4 класс


п\п

Название раздела, темы занятия

Кол-во часов

1.

Мир занимательных задач

Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных задач .

2

2.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числа-великаны. Как велик миллион? Что такое гугол?

2

3.

Мир занимательных задач

Мир занимательных задач. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

2

4.

Геометрическая мозаика.

Кто что увидит? Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

2

5.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Римские цифры. Занимательные задания с римскими цифрами.

2

6.

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

2

7.

Мир занимательных задач

Секреты задач. Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

2

8.

Числа. Арифметические действия. Величины В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

2

9.

Мир занимательных задач

Математический марафон. Решение олимпиадных задач.

2

10 – 11.

Геометрическая мозаика

«Спичечный» конструктор». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

2

12.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Выбери маршрут. Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

2

13.

Интеллектуальная разминка. Математические головоломки, занимательные задачи.

2

14.

Математические фокусы. «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько

последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

2

15 - 17.

Геометрическая мозаика

Занимательное моделирование. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

2

18.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математическая копилка. Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач.

2

19.

Какие слова спрятаны в таблице? Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

2

20.

Мир занимательных задач

«Математика — наш друг!». Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

2

21.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Решай, отгадывай, считай. Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.


22.

В царстве смекалки. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

2

23.

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

2

24 - 25.

Мир занимательных задач

Мир занимательных задач. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв

в условной записи.

2

26.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др

2

27-28.

Интеллектуальная разминка. Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

2

29-30.

Мир занимательных задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих

несколько решений.

2

31.

Блицтурнир по решению задач.

2

32.

Математическая копилка. Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

2

33.

Мир занимательных задач

Математический лабиринт. Интеллектуальный марафон. Решение олимпиадных задач.

2

34.

Математический праздник. Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

2


Итого:

68





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!