Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 2 класса разработана на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. Сборника программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011 г. в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СШ № 98
Актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у воспитанников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. В образовательном процессе мало времени уделяется геометрическим заданиям, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках образовательных областей математики и информатики, окружающего мира, технологии. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у воспитанников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Направленность программы общеинтеллектуальное.
Программой предусмотрено проведение занятий кружка «Занимательная математика» в 2 классе 1 ч в неделю, всего 34 ч.
Цель программы: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи программы:
познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как наук; расширить кругозор в различных областях математики;
учить решению нестандартных творческих задач, поиску и рациональному использованию необходимой информации;
содействовать развитию творческого воображения, логического мышления, развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений нового вида;
воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость, целеустремленность;
Формы проведения занятий кружка:
беседы,
логические игры,
математические викторины
математические праздники,
экскурсии
просмотр кинофильмов, презентаций,
Содержание программы
Путешествие в страну Геометрию.
Точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой линии. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Точки пересечения кривых линий. Вертикальные и горизонтальные прямые линии. Ломаная линия.
Углы.
Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов.
Многоугольники
Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
В процессе изучения тем кружка у учащихся формируются следующие Универсальные учебные действия:
Личностные :
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные:
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
Метопредметные:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата |
план | факт |
1 | Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой. | 1 | Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. | | |
2 | Цвета радуги. Их очередность. | 1 | Сказка о малыше Гео. Практические задания. | | |
3 | «Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства. | 1 | Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом. | | |
4 | Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. | 1 | Сказка о малыше Гео (продолжение). Игра «Геоконт» | | |
5 | Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | 1 | Задачи на развитие логического мышления. Загадки. | | |
6 | Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. | 1 | Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки. | | |
7 | Решение топологических задач. | 1 | Самостоятельная работа. Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под». | | |
8 | «Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии. | 1 | Продолжение сказки. Практические задания. | | |
9 | Решение топологических задач. Лабиринт. | 1 | Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт. | | |
10 | Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. | 1 | Разучивание песенки. Игра «Дорисуй». | | |
11 | Вертикальные и горизонтальные прямые линии. | 1 | Сказка. Практические задания на Геоконте. | | |
12 | Первоначальное знакомство с сетками. | 1 | Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты. | | |
13 | Отрезок. Имя отрезка. | 1 | Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок. | | |
14 | Сравнение отрезков. Единицы длины. | 1 | Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру». | | |
15 | Ломаная линия. | 1 | Сказка. Практические задания. Игра «Геоконт». | | |
16 | Ломаная линия. Длина ломаной. | 1 | Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления. | | |
17 | Решение задач на развитие пространственных представлений. | 1 | Задачи на развитие пространственного представления. Игра «Одним росчерком». | | |
18 | Углы Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света. | 1 | Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком». | | |
19 | Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | 1 | Сказка. Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа. | | |
20 | Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла. | 1 | Сказка. Геоконт. Практические задания. | | |
21 | Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла. | 1 | Сказка. Игра «Одним росчерком». | | |
22 | Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия. | 1 | Сказка. Практические задания. | | |
23 | Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте. | 1 | Сказка. Практическое задание. | | |
24 | Многоугольни ки. Введение в тему | 1 | Коллективная практическая работа. | | |
25 | Математическая викторина «Гость Волшебной поляны». | 1 | Сказка. Задания Незнайки. | | |
26 | «В городе треугольников». Треугольник. | 1 | Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка. | | |
27 | Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | 1 | Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города) | | |
28 | Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. | 1 | Сказка. Разучивание песенки. Практические задания. | | |
29 | Треугольник. Виды треугольников. | 1 | Игра «Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки. | | |
30 | «В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция. | 1 | Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из четырёхугольников. | | |
31 | Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб. | 1 | Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат». | | |
32 | Квадрат. | 1 | Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами. | | |
33 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. | | |
34 | Геометрический КВН. Повторение изученного во 2-м классе. | 1 | Командное соревнование на проверку знаний по геометрии. | | |
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
9. Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем внимание.
10. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004
11. Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем мышление.
12. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2005
13. Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем память.
14. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004
17