СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" для учащихся 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Занимательная математика"»

ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА

«Математика с увлечением»


Пояснительная записка


Программа факультатива «Математика с увлечением» составлена для учащихся 1 класса, рассчитана на 33 часа.

  • требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 06.10.2009 г. №373);

  • примерной основной образовательной программы начального обучения;

  • санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);

  • календарного учебного графика МБОУ Пригорская СШ на 2015 – 2016уч.г.;

  • начальной образовательной программы МБОУ Пригорская СШ.

  • Примерной программы начального общего образования по математике и программы общеоб­разовательных учреждений авторов М.И. Моро, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), программы общеобразовательных учреждений автора В.Н. Руд­ницкой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Начальная школы XXI века»), программы общеобразовательных учреждений авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа 2100»).


Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образова­ния и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начальных классах школ все большее значе­ние приобретает внеурочная работа.

Интегрированная программа для 1 класса «Математика с увлечением» представляет собой один из возможных вариантов нетрадици­онного решения остро возникшей в настоящее время проблемы ка­чественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овла­дению изучаемым материалом, повышению математической куль­туры, привитию навыков самостоятельной работы. Внеурочные за­нятия развивают интерес к изучению математики и окружающего мира, формируют творческие способности школьников.

Актуальность программы заключается в том, что предмет­ные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим

языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе предмет «математика» яв­ляется основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование ин­формации, моделирование, дифференциация существенных и не­существенных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Осо­бое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким об­разом, математика является эффективным средством развития личности школьника.

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поко­ления является формирование компетентностей ребёнка по освое­нию новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому но­визна программы состоит в том, что курс «Математика с увлечением» дополняет и расширяет математические и природоведческие зна­ния, прививает интерес к изучаемым предметам и позволяет ис­пользовать полученные знания на практике.

Основными целямиизучения интегрированного курса «Математика с увлечением» являются:

  • углубление и расширение знаний по указанным предме­там;

  • развитие интереса учащихся к окружающему миру, фор­мирование их математических способностей;

  • привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятель­ным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

Программа определяет ряд задач:

  • содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, ус­танавливать закономерности, делать умозаключения;

  • способствовать формированию информационно-коммуни­кационных компетенций учащихся;

• прививать любовь к предмету;

  • создавать необходимые условия для проявления творче­ской индивидуальности каждого ученика;

  • создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления ребенка к размышлению и поиску;

  • формировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов позна­ния мира, усвоение начальных математических и природоведче­ских знаний, связей математики с окружающей действительно­стью, а также личностную заинтересованность в расширении знаний.

Особенностью построения программы «Математика с увлечением» является то, что в неё включено большое количество заданий, кото­рые способствуют развитию у детей творческих способностей, ло­гического мышления, памяти, математической речи, внимания, про­странственного воображения.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синте­за, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

Программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» направлена на развитие и совершенствование познавательного про­цесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обосно­ванно делать выводы, доказывать и т.д.

Характерной особенностью программы является заниматель­ность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.

Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содер­жание.

Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неодно­значна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков вычислений, но вместе с тем про-грамма предполагает и доступное детям обобщение учебного мате­риала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями.

В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы в рамках данной программы организация деятельности спо­собствует формированию и развитию универсальных учебных дей­ствий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникатив­ной сферах:

  • в личностной - готовность к реализации творческого по­тенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мне­ние, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;

  • в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;

  • в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирова­ние научной картины мира;

  • в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.

В программе уделяется внимание ознакомлению с компьюте­ром, работе по формированию у детей начал компьютерной грамот­ности, работе на персональных компьютерах с учетом возрастных особенностей.

Программа предполагает проведение еженедельных вне­урочных занятий со школьниками в 1 классе (1 час в неделю, всего 33 часа).

Принципы проведения занятий

  1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.

  2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.

  3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.

  4. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на заня­тии.



Тематическое планирование

Наименование тем

Всего часов

1. Признаки предметов

2. Пространственные и временные отношения

3. Числа от 1 до 10

4. Числа от 11 до 20

5. Арифметические действия в пределах 20

6. Величины и их измерение

7. Текстовые задачи

8. Геометрические фигуры

9. Геометрические величины

10. Итоговое повторение

Итого:

33ч




Содержание программы

Математика с увлечением (33 часа)

Признаки предметов

Свойства предметов: цвет, форма, размер. Выделение предме­тов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, раз­биение предметов на группы в соответствии с указанными свойст­вами.


Пространственные и временные отношения

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плос­кости, их характеристика (выше-ниже, слева-справа, за-перед, меж­ду, вверху-внизу, больше-меньше, толще-тоньше, короче-длиннее). Порядок следования событий: раньше-позже.

Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут пере­движения. Точка начала движения; число, стрелки «1—►», «Ц», ука­зывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). По­строение собственного маршрута (рисунка) и его описание.


Числа и операции над ними

Числа от 1 до 10

Числа от 1 до 9. Счёт предметов. Нумерация чисел. Запись чисел от 1 до 10. Число ноль. Состав чисел от 2 до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Числа от 11 до 20

Нумерация чисел от 11 до 20. Представление числа в виде сум­мы разрядных слагаемых. Сравнение чисел и их последовательность.


Арифметические действия в пределах 20

Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонен­тов и результатов арифметических действий. Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Способы проверки правиль­ности вычислений (обратные действия), взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата.




Величины и их измерение

Величины: масса, объём. Измерение величин. Единицы изме­рения величин: массы (килограмм), вместимости (литр).


Текстовые задачи

Задача. Структура задачи. Ориентировка в тексте задачи, вы­деление условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или на схеме, для ответа на заданные вопросы. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифмети­ческих действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи на на­хождение суммы и остатка. Текстовые задачи, содержащие отноше­ния «больше на ...», «меньше на ...». Текстовые задачи на разност­ное сравнение. Решение сложных текстовых задач в несколько дей­ствий. Составление и решение взаимообратных задач. Решение ло­гических и нестандартных задач.


Геометрические фигуры

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, ли­ния (прямая, кривая), отрезок, многоугольники (треугольник, четырёх­угольник, прямоугольник, квадрат пятиугольник и т.д.), круг, овал.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположе­ние деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Составление и зарисовка фигур по собственному за­мыслу. Разрезание и составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирами­да, шар, конус.

Конструкторы: «Танграм» - древняя китайская головоломка, «Волшебный квадрат».


Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Измерение длины отрезка. Площадь. Измерение площади с помощью мерок.




Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пе­ресчётом), измерением величин. Представление информации в виде таблицы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел по заданному правилу. Составление, запись и вы­полнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Курс «Математика с увлечением» является интегрированным, по­этому задания по математике тесно связаны с темами по окружаю­щему миру. Указанное ниже количество часов распределено по те­мам занятий.


Окружающий мир. Лес и его обитатели (33 часа)

Растительный мир леса (13 ч)

Съедобные и ядовитые грибы. Этажи леса: травы, кустарники (лиственные и хвойные), деревья (лиственные и хвойные). Лекарст­венные и ядовитые растения. Цветочные часы.


Животный мир леса (17 ч)

Кто где живёт. Насекомые в лесу. Лесные птицы. Лесные зве­ри (медведь, лось, лисица, белка, заяц, волк, ёж). Птичьи часы. Лес­ное болото. Живые барометры.


Территории леса. Охрана леса (2 ч)

Леса России. Правила поведения в лесу.


Итоговое занятие(1 ч)



Планируемые результаты освоения курса «Математика с увлечением»


Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных резуль­татов.


Личностные результаты

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению за­даний.

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои дейст­вия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установка на бережное отношение к природе, понимание кра­соты окружающего мира.


Метапредметные результаты

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и по­искового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достиже­ния результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практи­ческих задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, син­теза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенно­стях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными поня­тиями, отражающими существенные связи и отношения между объ­ектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при реше­нии различных задач, принимать на себя ответственность за резуль­таты своих действий.

Наличие мотивации к творческому труду.

Любознательность, активность и заинтересованность в позна­нии мира.


Предметные результаты

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явле­ний, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мыш­ления, пространственного воображения и математической речи, ос­новами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, на­глядного представления данных в разной форме (таблицы).

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические дейст­вия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые зада­чи, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, цепочками; представлять, анализировать данные.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьюте­ре (выбор верного ответа, построение фигур, работа с составом чи­сел на основе предметов).


Для отслеживания результатов предусматриваются следую­щие формы контроля:

  • текущий- позволяющий определить динамику индивиду­ального уровня продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются учителем на каждом занятии в «Индивидуальных кар­тах успешности». По окончании всего курса учитель имеет возмож­ность с помощью данных карт отследить уровень сформированно-стикомпетентностеи каждого учащегося по освоению новых зна­ний, умений, навыков, способностей;

  • итоговый- в виде заданий на последнем занятии;

  • самооценка- фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания ».



Ожидаемые результаты освоения программы


В результате изучения курса «Математика с увлечением» обучаю­щиеся получат возможность закрепить:

  • названия и последовательность чисел от 1 до 20, разрядный состав чисел от 11 до 20;

  • название компонентов и результатов действий сложения и вычитания, зависимость между ними;

  • переместительное свойство сложения;

  • таблицу сложения и вычитания в пределах 20;

  • сложение и вычитание с числом 0;

  • единицы измерения длины, объёма и массы (сантиметр, де­циметр, литр, килограмм);

  • способы сравнения и измерения фигур;

  • названия геометрических фигур. Обучающиеся будут уметь:

  • выделять признаки предметов: цвет, форму, размер;

  • выделять часть предметов из большей группы на основе об­щего признака и объединять группы предметов в большую группу на основе общего признака;

• сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 20;

  • решать простые задачи на нахождение суммы, остатка, уве­личение или уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение;

  • решать задачи в два и более действия на сложение и вычи­тание;

  • использовать знания для решения заданий;

  • определять длину отрезка;

  • узнавать плоские и объёмные геометрические фигуры;

  • изображать плоские геометрические фигуры;

• конструировать из геометрических фигур: собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;

• ориентироваться в пространстве;

  • проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объ­екта, его существенные и несущественные признаки;

  • строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;

  • анализировать и решать логические задания;

  • осуществлять самостоятельный поиск решений;

  • последовательно рассуждать, доказывать.


Обучающиеся узнают:

  • о растениях леса;

  • о животных леса;

  • о правилах поведения в лесу;

  • о роли леса в жизни человека.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!