ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА
«Математика с увлечением»
Пояснительная записка
Программа факультатива «Математика с увлечением» составлена для учащихся 1 класса, рассчитана на 33 часа.
требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 06.10.2009 г. №373);
примерной основной образовательной программы начального обучения;
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
календарного учебного графика МБОУ Пригорская СШ на 2015 – 2016уч.г.;
начальной образовательной программы МБОУ Пригорская СШ.
Примерной программы начального общего образования по математике и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), программы общеобразовательных учреждений автора В.Н. Рудницкой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Начальная школы XXI века»), программы общеобразовательных учреждений авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа 2100»).
Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начальных классах школ все большее значение приобретает внеурочная работа.
Интегрированная программа для 1 класса «Математика с увлечением» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы. Внеурочные занятия развивают интерес к изучению математики и окружающего мира, формируют творческие способности школьников.
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим
языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе предмет «математика» является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «Математика с увлечением» дополняет и расширяет математические и природоведческие знания, прививает интерес к изучаемым предметам и позволяет использовать полученные знания на практике.
Основными целямиизучения интегрированного курса «Математика с увлечением» являются:
углубление и расширение знаний по указанным предметам;
развитие интереса учащихся к окружающему миру, формирование их математических способностей;
привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Программа определяет ряд задач:
содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
• прививать любовь к предмету;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления ребенка к размышлению и поиску;
формировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических и природоведческих знаний, связей математики с окружающей действительностью, а также личностную заинтересованность в расширении знаний.
Особенностью построения программы «Математика с увлечением» является то, что в неё включено большое количество заданий, которые способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания, пространственного воображения.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» направлена на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.
Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков вычислений, но вместе с тем про-грамма предполагает и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями.
В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы в рамках данной программы организация деятельности способствует формированию и развитию универсальных учебных действий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.
В программе уделяется внимание ознакомлению с компьютером, работе по формированию у детей начал компьютерной грамотности, работе на персональных компьютерах с учетом возрастных особенностей.
Программа предполагает проведение еженедельных внеурочных занятий со школьниками в 1 классе (1 час в неделю, всего 33 часа).
Принципы проведения занятий
Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
Сочетание статичного и динамичного положения детей.
Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.
Тематическое планирование
-
Наименование тем | Всего часов |
1. Признаки предметов | 1ч |
2. Пространственные и временные отношения | 1ч |
3. Числа от 1 до 10 | 6ч |
4. Числа от 11 до 20 | 2ч |
5. Арифметические действия в пределах 20 | 8ч |
6. Величины и их измерение | 1ч |
7. Текстовые задачи | 6ч |
8. Геометрические фигуры | 5ч |
9. Геометрические величины | 2ч |
10. Итоговое повторение | 1ч |
Итого: | 33ч |
Содержание программы
Математика с увлечением (33 часа)
Признаки предметов
Свойства предметов: цвет, форма, размер. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы в соответствии с указанными свойствами.
Пространственные и временные отношения
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости, их характеристика (выше-ниже, слева-справа, за-перед, между, вверху-внизу, больше-меньше, толще-тоньше, короче-длиннее). Порядок следования событий: раньше-позже.
Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки «1—►», «Ц», указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Числа и операции над ними
Числа от 1 до 10
Числа от 1 до 9. Счёт предметов. Нумерация чисел. Запись чисел от 1 до 10. Число ноль. Состав чисел от 2 до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Числа от 11 до 20
Нумерация чисел от 11 до 20. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел и их последовательность.
Арифметические действия в пределах 20
Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения и вычитания в пределах 20. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Переместительное свойство сложения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата.
Величины и их измерение
Величины: масса, объём. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (килограмм), вместимости (литр).
Текстовые задачи
Задача. Структура задачи. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или на схеме, для ответа на заданные вопросы. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи на нахождение суммы и остатка. Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...». Текстовые задачи на разностное сравнение. Решение сложных текстовых задач в несколько действий. Составление и решение взаимообратных задач. Решение логических и нестандартных задач.
Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, многоугольники (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат пятиугольник и т.д.), круг, овал.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар, конус.
Конструкторы: «Танграм» - древняя китайская головоломка, «Волшебный квадрат».
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Измерение длины отрезка. Площадь. Измерение площади с помощью мерок.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин. Представление информации в виде таблицы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Курс «Математика с увлечением» является интегрированным, поэтому задания по математике тесно связаны с темами по окружающему миру. Указанное ниже количество часов распределено по темам занятий.
Окружающий мир. Лес и его обитатели (33 часа)
Растительный мир леса (13 ч)
Съедобные и ядовитые грибы. Этажи леса: травы, кустарники (лиственные и хвойные), деревья (лиственные и хвойные). Лекарственные и ядовитые растения. Цветочные часы.
Животный мир леса (17 ч)
Кто где живёт. Насекомые в лесу. Лесные птицы. Лесные звери (медведь, лось, лисица, белка, заяц, волк, ёж). Птичьи часы. Лесное болото. Живые барометры.
Территории леса. Охрана леса (2 ч)
Леса России. Правила поведения в лесу.
Итоговое занятие(1 ч)
Планируемые результаты освоения курса «Математика с увлечением»
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на бережное отношение к природе, понимание красоты окружающего мира.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Наличие мотивации к творческому труду.
Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы).
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, цепочками; представлять, анализировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (выбор верного ответа, построение фигур, работа с составом чисел на основе предметов).
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
текущий- позволяющий определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся, результаты которого фиксируются учителем на каждом занятии в «Индивидуальных картах успешности». По окончании всего курса учитель имеет возможность с помощью данных карт отследить уровень сформированно-стикомпетентностеи каждого учащегося по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей;
итоговый- в виде заданий на последнем занятии;
самооценка- фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания ».
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Математика с увлечением» обучающиеся получат возможность закрепить:
названия и последовательность чисел от 1 до 20, разрядный состав чисел от 11 до 20;
название компонентов и результатов действий сложения и вычитания, зависимость между ними;
переместительное свойство сложения;
таблицу сложения и вычитания в пределах 20;
сложение и вычитание с числом 0;
единицы измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
способы сравнения и измерения фигур;
названия геометрических фигур. Обучающиеся будут уметь:
выделять признаки предметов: цвет, форму, размер;
выделять часть предметов из большей группы на основе общего признака и объединять группы предметов в большую группу на основе общего признака;
• сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 20;
решать простые задачи на нахождение суммы, остатка, увеличение или уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение;
решать задачи в два и более действия на сложение и вычитание;
использовать знания для решения заданий;
определять длину отрезка;
узнавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
изображать плоские геометрические фигуры;
• конструировать из геометрических фигур: собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
• ориентироваться в пространстве;
проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
анализировать и решать логические задания;
осуществлять самостоятельный поиск решений;
последовательно рассуждать, доказывать.
Обучающиеся узнают: