Содержание: | стр. |
I. Планируемые результаты освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» | 3 |
II. Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в IV классе | 5 |
III. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» | 11 |
I. Планируемые результаты освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
В ходе занятий по курсу ученик научится:
называть:
– любое следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
– классы и разряды многозначного числа;
– единицы величин: длины, массы, скорости ,времени;
– пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр);
сравнивать:
– многозначные числа;
– значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
различать:
– цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду:
читать:
– любое многозначное число;
– значения величин;
– информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить:
– устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
– письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
– способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);
–способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать:
– разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
упорядочивать:
– многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
– значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
анализировать:
– структуру составного числового выражения;
– характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать:
– алгоритм решения составной арифметической задачи;
-составные высказывания с помощью логических слов-связок “и”, “или”, “если…, то…”, “наверно, что...”;
контролировать:
– свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приёмы;
решать учебные и практические задачи:
– записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
– вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
– решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
– формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
– вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
Ученик получит возможность научиться:
называть:
– координаты точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать:
– величины, выраженные в разных единицах;
различать:
– числовое и буквенное равенство;
– виды углов и виды треугольников;
– понятия “несколько решений” и “несколько способов решения” (задачи);
воспроизводить:
– способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
приводить примеры:
– истинных и ложных высказываний;
оценивать:
– точность измерений;
исследовать:
– задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
читать:
– информацию, представленную на графике;
решать учебные и практические задачи:
– вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
– исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
– прогнозировать результаты вычислений;
– читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
– измерять длину, массу, площадь с указанной точностью;
– сравнивать углы способом наложения, используя модели.
II. Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в IV классе
Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Числа - великаны. Как велик миллион? Что такое угол?
Мир занимательных задач. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Кто что увидит? Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Римские цифры. Занимательные задачи с римскими цифрами.
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Секреты задач. Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Математический марафон. Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
«Спичечный конструктор». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Выбери маршрут.. Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.
Интеллектуальная разминка. Работа с конструкторами, электронными математическими играми (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Математические фокусы. «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
Занимательное моделирование.. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма призма треугольная, куб, конус, пирамида, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида.
Математическая копилка. Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач.
Какие слова спрятаны в таблице? Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)
Математика – наш друг! Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Решай, отгадывай, считай. Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.
В царстве смекалки.. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Числовые головоломки. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
Мир занимательных задач.. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.
Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
Блиц – турнир по решению задач. Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.
Математическая копилка. Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.
Геометрические фигуры вокруг нас. Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
Математический лабиринт. Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
Математический праздник. Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи – смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».
.
III. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
№ п/п | № п/п урока в теме | По плану | По факту | Тема урока | Характеристика учебной предметной деятельности учащихся |
1 | | | | Интеллектуальная разминка. | Оценивают содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор, распознают знаково-символическое обозначение, моделируют . |
2 | | | | Числа – великаны. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планируют и определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. |
3 | | | | Мир занимательных задач. | Анализируют задачи с целью выделения признаков (существенных, несущественных);проводят синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; Определяют причины успеха или неудачи в учебной деятельности. |
4 | | | | Кто что увидит? | Планируют этапы решения задачи, определяют последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; принимают и сохраняют учебную задачу; |
5 | | | | Римские цифры | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют этапы решения задачи, определяют последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; |
6 | | | | Числовые головоломки. | Управляют поведением партнёра, точно выражают свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). анализируют объекты, выделяют их характерные признаки и свойства, узнают объекты по заданным признакам; анализируют информацию, выбирают рациональный способ решения задачи; |
7 | | | | Секреты задач. | Учатся самоопределению (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Формулируют проблемы; Самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. |
8 | | | | В царстве смекалки. | Ставят перед собой цель (тренируются в постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планируют промежуточные цели с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий). |
9 | | | | Математический марафон. | Планируют (определяют цели, функции участников, способов взаимодействия). Задают вопросы (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Осуществляют контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) |
10 | | | | «Спичечный конструктор». | Планируют этапы решения задачи, определяют последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; |
11 | | | | Выбери маршрут.. | Строят индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии; выбирают рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; строят логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей; |
12 | | | | Интеллектуальная разминка. | Формулируют проблему; самостоятельно находят способы решения проблем творческого и поискового характера. принимают участие в совместной работе коллектива; ведут диалог, работая в парах, группах; |
13 | | | | Математические фокусы. | Принимают участие в совместной работе коллектива; ведут диалог, работая в парах, группах; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют этапы решения задачи, определяют последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; |
14 | | | | Занимательное моделирование. | Анализируют объекты, выделяют их характерные признаки и свойства, узнают объекты по заданным признакам; анализируют информацию, выбирают рациональный способ решения задачи; находят сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; классифицируют объекты по заданным критериям и формулируют названия полученных групп; |
15 | | | | Математическая копилка. | Формулируют познавательные цели; находят и выделяют информацию; работают в паре и группе. |
16 | | | | Какие слова спрятаны в таблице? | Формулируют познавательные цели; находят и выделяют информацию; анализируют с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
17 | | | | Математика – наш друг! | Формулируют познавательную цель; классифицируют объекты по заданным критериям и формулируют названия полученных групп; отрабатывают вычислительные навыки; осуществляют синтез как составление целого из частей. |
18 | | | | Решай, отгадывай, считай. | Планируют (определяют цели, функции участников группы , способы взаимодействия). Ставят вопросы (инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации). Управляют поведением партнёр; точно выражают свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
19 | | | | В царстве смекалки.. | Оценивают содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Управляют поведением партнёра, точно выражают свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра). |
20 | | | | Числовые головоломки. | Ставят и сохраняют учебную задачу; планируют этапы решения задачи, определяют последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; |
21 | | | | Мир занимательных задач. | Управляют поведением партнёра, точно выражают свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра; анализируют ошибки и определяют пути их преодоления; различают способы и результат действия; адекватно воспринимают оценку сверстников и учителя. |
22 | | | | Интеллектуальная разминка. | Оценивают работу своих товарищей (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Проводят синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. |
23 | | | | Блиц – турнир по решению задач | Ставят и сохраняют учебную задачу; планируют этапы решения задачи, определяют последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. |
24 | | | | Математическая копилка. | Участвуют в совместной работе коллектива; ведут диалог, работая в парах, группах; допускают существование различных точек зрения, уважают чужое мнение; координируют свои действия с действиями партнеров; |
25 | | | | Геометрические фигуры вокруг нас. | Преобразовывают практическую задачу в познавательную; самостоятельно находят способы решения проблем творческого и поискового характера |
26 | | | | Математический лабиринт. | Анализируют объекты, выделяют их характерные признаки и свойства, узнают объекты по заданным признакам; анализируют информацию, выбирают рациональный способ решения задачи; находят сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; классифицируют объекты по заданным критериям и формулируют названия полученных групп; |
27 | | | | Математический праздник. | Принимают участие в совместной работе коллектива. |