Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России» от 06.10.2009 №373 с изменениями на 31.12.2015)
2. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Гашунской СОШ № 4 на 2018-2019 учебный год (Приказ от 31.08.2018 №125)
Данная рабочая программа составлена на основании
1. Федерального закона от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.48 п.1 (в ред. от 8.07. 2018 года)
2. Областного закона от 14.11.2013г № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (ред. от 24.04.2015г № 362-ЗС)
3. Положения о рабочей программе (Приказ по МБОУ Гашунской СОШ № 4 от 30.08.2016г. № 148)
4. Положения об организации внеурочной деятельности в МБОУ Гашунской СОШ №4 (Приказ от 30.08. 2016г. №148)
5. Приказа по МБОУ Гашунской СОШ №4 «О разработке и утверждении рабочей программы учителя» от 02.08.2018 №96
6.Сборника программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2012.
Цель программы:
- создание условий для повышения уровня математического развития учащихся;
- формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
-обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
- повышение уровня математического развития;
- углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
-повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Согласно годовому календарному учебному графику и расписанию ОО на 2018-2019 учебный год на изучение курса «Занимательная математика» отводится 34 часа.
Без выхода в интернет.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Действовать в соответствии с заданными правилами
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля
Познавательные УУД:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
КоммуникативныеУУД:
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Предметные результаты:
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
владеть терминами: прямоугольный треугольник, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр;
строить различные виды треугольников, прямоугольники, проводить диагонали.
2.Содержание программного материала по курсу «Занимательная математика»
№п/п | Название раздела | Содержание программы | Формы организации занятий | Возможные виды деятельности |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины | Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. | «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; практико-ориентированные учебные занятия творческие мастерские; конкурсы, выставки; индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы); коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам | Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. |
2 | Мир занимательных задач | Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Задачи, решаемые способом перебора. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Решение олимпиадных задач международных конкурсов. | Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы); коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам
| Решение старинных задач, логических задач, задач на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
3 | Геометрическая мозаика | Пространственные представления. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные поплощади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.. | Игры «Крестики-нолики», Морской бой» и др., индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы); коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам | Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
3. Календарно-тематическое планирование курса «Занимательная математика»
№п/п | Кол-во час т п | Название раздела | Тема занятий | Дата п ф |
| | | Мир занимательных задач(1) | | | |
1 | 1 | | | Интеллектуальная разминка. | Сентябрь 4 | |
| | | Числа. Арифметические действия. Величины.(2) | | | |
2 | | 1 | | «Числовой» конструктор» | 11 | |
3 | 1 | | | Числа-великаны | 18 | |
| | | Мир занимательных задач (4) | | | |
4 | | 1 | | Кто что увидит? | 25 | |
5 | | 1 | | Задачи на доказательство. | Октябрь 2 | |
6 | | 1 | | Задачи с недостающими данными. | 9 | |
7 | | 1 | | Задачи с избыточным составом условия. | 16 | |
| | | Числа. Арифметические действия. Величины.(2) | | | |
8 | 1 | | | Римские цифры | 23 | |
9 | | 1 | | Числовые головоломки | 30 | |
| | | Мир занимательных задач (3) | | | |
10 | 1 | | | Секреты задач | Ноябрь 13 | |
11 | | 1 | | В царстве смекалки | 20 | |
12 | | 1 | | Математический марафон | 27 | |
| | | Геометрическая мозаика(6) | | | |
13 | 1 | | | Путешествие в страну Геометрию продолжается. Повторение изученного в 3-м классе. | Декабрь 4 | |
14 | | 1 | | План и масштаб | 11 | |
15 | | 1 | | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. | 18 | |
16 | 1 | | | «Жители города многоугольников». Многоугольники. | 25 | |
17 | | 1 | | Периметры и площади многоугольников | Январь 15 | |
18 | | 1 | | Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | 22 | |
| | | Числа. Арифметические действия. Величины.(3) | | | |
19 | | 1 | | Выбери маршрут | 29 | |
20 | | 1 | | Интеллектуальная разминка | Февраль 5 | |
21 | | 1 | | Математические фокусы | 12 | |
| | | Числа. Арифметические действия. Величины.(7) | | | |
22 | | 1 | | Математическая копилка. | 19 | |
23 | | 1 | | Какие слова спрятаны в таблице? | 26 | |
24 | 1 | | | «Математика — наш друг!» | Март 5 | |
25 | | 1 | | Решай, отгадывай, считай | 12 | |
26 | | 1 | | В царстве смекалки. Числовые головоломки | 19 | |
27-28 | | 2 | | Решение и составление ребусов, содержащих числа. | Апрель 2-9 | |
| | | Мир занимательных задач(3) | | | |
29 | | 1 | | Интеллектуальная разминка.Задачи. | 16 | |
30 | | 1 | | Задачи со многими возможными решениями. | 23 | |
31 | | 1 | | Разверни листок | 30 | |
| | | Числа. Арифметические действия. Величины.(3) | | | |
32 | 1 |
| | От секунды до столетия. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. | Май 7 | |
33 | | 1 | | Это было в старину | 14 | |
34 | | 1 | | Числовые головоломки. Конкурс смекалки | 21 | |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УР
Методического объединения ……………….Нечаева Л.В.
Учителей начальных классов 30.08.2018г.
МБОУ Гашунской СОШ №4
От 29 .08.2018г. №1
Руководитель МО…………
Бахтиярова Т.А.