СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Палитра"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности детей кружка «Палитра»

(5класс) составлена на основе программы художественно - эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника».  Автор - Е.А.Коротеева  (Сборник программ внеурочной деятельности. Под редакцией В.А.Горского. Москва «Просвещение» 2011,  в соответствии с требованиями ФГОС).

Программа внеурочной деятельности для 5 класса является по типу –образовательной программой по конкретному виду внеурочной деятельности, направление – общекультурное.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Палитра"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»



Учитель изобразительного искусства

Большакова Татьяна Анатольевна


Рабочая программа по внеурочной деятельности

по предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


«Палитра»

5 класс


34 часа в год, 1 час в неделю

Уровень базовый




Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности детей кружка «Палитра»

(5класс) составлена на основе программы художественно - эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор - Е.А.Коротеева (Сборник программ внеурочной деятельности. Под редакцией В.А.Горского. Москва «Просвещение» 2011, в соответствии с требованиями ФГОС).

Программа внеурочной деятельности для 5 класса является по типу –образовательной программой по конкретному виду внеурочной деятельности, направление – общекультурное.

Данная программа предназначена для формирования ценностного отношения

обучающихся к искусству, воспитания основ эстетической ответственности

как важнейшего компонента художественной культуры.

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым

учащимся своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что

здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается

как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы

школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить

внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и

образования.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально

наполненная среда увлечённых детей и педагогов.

Отличительные особенности программы

При доминирующей социальной направленности этот кружок является

полифункциональным по своим целям. Социальное значение кружка

обусловлено тем, что ученики приобретают и совершенствуют опыт

творческой преобразовательной деятельности, получают возможность

творческого саморазвития; обучаются полезным и социально ценным видам

практической деятельности; учатся продуктивному взаимодействию.

Помимо этого, работа детей имеет ярко выраженный нравственный смысл,

поскольку она направлена на других людей, повышение их положительного

эмоционального состояния.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Общекультурное значение кружка обусловлено тем, что учащиеся

расширяют свой культурный кругозор, приобретая знания о традициях,

обычаях, в соответствии с которыми люди устраивают свой быт и оформляют те или иные события своей жизни; о правилах этикета, о правилах создания гармоничного предметного мира.

В содержание работы детей входит изготовление подарков, сувениров,

предметов бытовой среды различного назначения, устройство и оформление

праздников. Занятия направлены на освоение языка художественной

выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а

также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные

композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

По ходу занятий обучающиеся посещают виртуальные музеи, выставки,

знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой

работы в области искусства выдающихся художников.

Цель предлагаемой программой состоит в том, чтобы дать возможность

учащимся проявить себя, творчески раскрыться в области искусства

Задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению

успеха в том или ином виде искусства;

  • научить приёмам исполнительского мастерства;

  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Программа «Палитра» рассчитана на учащихся 5 класса, увлекающихся

изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.

Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю,

продолжительность занятия 30 минут.

Форма внеурочной деятельности «Акварельки» - творческая мастерская.

Занятия проводятся в виде активных форм организации учебного процесса:

презентации, экскурсии, игры, выставки рисунков и поделок и т.д.

учебные задачи:

  • освоение школьниками основных правил изображения;

  • овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

  • развитие стремления к общению с искусством

воспитательные задачи:

  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

творческие задачи:

  • умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

  • развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование духовно-нравственных ориентиров;

  • воспитание эстетических качеств личности;

  • развитие познавательных интересов к изобразительному искусству и художественно-изобразительной деятельности;

  • получение простейших навыков владения разнообразными художественными материалами;

  • освоение способов передачи художественных образов на плоскости и в объёме

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

  • уметь анализировать учебные задания и объяснять свои действия;

  • оценивать результаты своей и чужой работы;

  • эмоционально воспринимать произведения искусства: музыки, литературы, пластических искусств;

  • последовательно и грамотно выполнять работу на основе поставленной учебной задачи;

Познавательные универсальные учебные действия

  • чётко разделять известные и новые учебные правила;

  • уметь видеть и определять роль колорита;

  • эмоционально определять эстетические достоинства произведений искусства;

  • сравнивать, анализировать объекты искусства, делать правильные выводы;

  • понимать роль и значение декоративных украшений;

  • на уровне детского восприятия грамотно решать композиционные задачи;

  • уметь перерабатывать реальные образы в фантастические

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • уметь тактично слушать собеседника и вести соответствующий диалог;

  • проявлять выразительность в чтении литературного произведения;

  • стараться быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам при выполнении коллективных работ, а также и в общении друг с другом;

  • добиваться максимальной эмоционально-эстетической выразительности при выполнении учебно-творческих задач коллективного типа;

  • стремиться к взаимопониманию как в диалогах, так и в коллективно-индивидуальных работах, а так же в процессе обсуждения выполненных работ.

Предметные результаты:

в познавательной сфере

  • понимание значения искусства в жизни человека и общества;

  • восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

  • умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

  • сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере

  • умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;

  • умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);

  • проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере

  • способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

  • умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;

  • в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;

  • моделирование новых образов путем трансформации известных.



Содержание курса

1. Живопись.

Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных,

о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения

эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической

шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ

насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной

выразительностью глухих цветов. Практическая работа: изображение

пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных

персонажей.

2. Графика

Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии,

развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий).

Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий.

Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал

(карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с

другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со

спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой

рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении

ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека,

предметов быта.

3. Скульптура

Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление,

заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами —

пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев),

изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных

персонажей.

4. Аппликация

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка

работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание

уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых

гамм. Практическая работа :изображение пейзажей, архитектурных

сооружений, овощей, фруктов.

5. Бумажная пластика

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором

в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт,

так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о

получении объёма с помощью мятой бумаги. Практическая работа:

изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

6. Работа с природными материалами

Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу

скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами,

уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

7. Организация и обсуждение выставки работ учащихся

При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они

могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на

занятиях.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знания и умения учащихся

В результате изучения программы учащиеся:

  • осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме;

  • постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве;

  • декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  • приобретают навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, аппликация;

  • развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

  • развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

  • осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

  • приобретают навыки художественного восприятия различных видов искусства;

  • начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;

  • учатся анализировать произведения искусства;

  • обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства;

  • учатся активно использовать художественные термины и понятия;

  • овладевают опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества;

  • умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

  • обретают навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

  • обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

  • обретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

  • приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

  • приобретают представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

Формы подведения итогов внеурочной деятельности

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки юных

художников с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных

учебных заведений художественно-эстетического профиля.

Формы оценки результатов внеурочной деятельности

1. Рефлексия по окончании каждого занятия

2. Диагностика и критерии результативности

В начале года используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и

Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок».

В конце года используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф.

Афонькиной «Свободный рисунок».

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.



Календарно-тематический план

п/п

Название темы урока

Кол-во

уроков





1-2


3-4



5-6



7




8





9






10



11





12




13-14



15-16




17-18


19-20





21-22





23



24


25



26


27




28


29




30


31


32




33






34


I четверть

Живопись -11часов


Создание выразительных объектов в природы «Золотая осень»


Цвет – основа языка живописи. Основные и составные цвета

Тема: «Радуга и праздник красок».


Теплые и холодные цвета

Тема: «Цветы и бабочки», «Подводный мир».


Выполнение упражнений с изменением цвета путем насыщения

его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и черной

краской).


Контрастные цвета.

Тема: «Мы – строили. Домики» (рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур).


"Пейзаж. Состояние природы" (мазок в живописи).

Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением.


II четверть


"Цветовушка". Красочный отпечаток. Нарисовать увиденное,

домыслить изображение.


"Живая капля". Сделать каплю причудливой формы,

дорисовать и придумать название.


Графика -11часов


Линия – основа языка рисунка

освоения выразительности графической неразомкнутой линии,

проведение пластичных, свободных линий.


Контраст толстой и тонкой линии.

Тема: Изображение животных, птиц.


Тоновые пятна.

Тоновой рисунок натюрморта из предметов быта.


Приемы работы цветными карандашами

Изображение природы.


Выполнение упражнений на ритм.


III четверть


Контраст темных и светлых пятен в графическом образе.

Портрет человека.


Скульптура -3часа


Основные приемы работы (защипление, заминание,

вдавливание) со скульптурным материалом – пластилином.

Лепка листьев.


Приемы передачи в объемной форме фактуры. Лепка ваз.


Лепка сказочных персонажей. (на плоскости).


Аппликация -4часа


Техника обрывной аппликации


Работа с ножницами и получения симметричных форм.


IV четверть


Создание орнаментов и узоров из различной бумаги (овощи и

фрукты.)


Выполнить композицию из цветов.


Бумажная пластика -3часа


Силуэтное вырезание формы.


Изображение отдельных фигурок.



Изображение деревьев и кустарников (скручивание, склеивание, сминание бумаги)


Работа с природным материалом -2часа


Поделка из природного материала. Композиция: «Домик в лесу»

(шишки, листья деревьев, ветки, пластилин, клей, ножницы,

бумага, салфетки).


Изображение уголков природы

Организация и обсуждение выставки детских работ








2 часа


2 часа



2 часа



1 час




1 час





1 час






1 час


1 час






1 час




2 часа



2 часа



2 часа



2 часа





2 часа





1 час



1 час


1 час




1 час


1 час





1 час



1 час




1 час


1 час



1 час





1 час





1 час



Итого 34 часа




Технические средства обучения

1. Проектор

2. Экран

3. Компьютер

4. Музыкальный центр

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература:

  • Сокольникова Н.М.Основы рисунка. Учебник по изобразительному.

искусству для 5-8 классов. - Обнинск. Титул, 2006.

  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство.

Декоративное искусство. Дизайн. Учебное пособие для студентов высших

педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр

"Академия", 2008. - 368 с.

  • Сокольникова Н.М.Основы живописи. Учебник по изобразительному

искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 2006.

  • Сокольникова Н.М.Основы композиции. Учебник по изобразительному

искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 2006.

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / автор Е.И. Коротеева,2- е изд.- М.: Просвещение, 2011.-111с.-( Стандарты второго поколения).


Дополнительная литература:

  • Свиридова О.В. Предметная неделя в школе. Изобразительное

искусство. Беседы. Викторины. Олимпиады. Конкурсы. Необычные уроки. – Волгоград, «Учитель», 2007 г.,

  • Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск. Титул, 2006.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред.В.А

Горского. – М.: Просвещение,2013.

Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1991.

Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. — М., 1994.

Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. — М., 1991.

Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И.

Коротеева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для

учащихся 5-8 классов / Е. И. Коротеева. —М., 2003.

Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И.

Коротеева. — М., 2009.

Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 1987.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!