СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Палитра детских голосов"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование внеурочной деятельности "Палитра детских голосов" направлена на развитие музыкальных способностей детей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Палитра детских голосов"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Палитра детских голосов» для 3 класса, реализуемая по художественно-эстетическому направлению, составлена на основе авторских программ «Палитра детских голосов» В. П. Усачевой, «Постановка певческого голоса» М. И. Белоусенко, «Веселые нотки» И. В. Данилович.

Актуальность программы

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства, по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

В МБОУ РСОШ № 9 традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Палитра детских голосов», направленная на духовное развитие обучающихся.

Цель программы - формирование у учащихся устойчивого интереса к пению через активную музыкально-творческую деятельность. Задачи:

  • Приобщить обучающихся к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

  • Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;

  • Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;

  • Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость.

*Помочь обучающимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

  1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

  2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

  3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

  4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ - это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического процесса:

- принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

В основу разработки программы «Палитра детских голосов» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология.

Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа
и концертно-исполнительская деятельность.

Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.

Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живописи, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам.

Отбор музыкальных произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности. Имеет место варьирование (зависит от праздников и мероприятий).

Срок реализации программы - 1 год (35 учебных часа — 1 класс) Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.


Формы занятий

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,

видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Каждое занятие строится по схеме:

  1. дыхательная гимнастика;

  2. распевание;

  3. пение вокализов;

  4. работа над произведением;

  5. анализ занятия;

  6. задание на дом.

Программа предусматривает сочетание на занятиях различных видов музыкально-творческой деятельности: вокально-хоровой работы, музыкально-пластических движений, импровизаций, драматизации исполняемых произведений.

В реализации программы «Палитра детских голосов» прослеживается тесное сотрудничество с внешкольными образовательными и культурными учреждениями города.



Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Обучение вокалу во внеурочной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

В результате изучения курса «Палитра детских голосов» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

– овладение способностями принимать цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

Предметные результаты изучения программы отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.


Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы.

Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных

результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это

наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в мероприятиях.

Виды контроля:

  • предварительный - диагностика способностей учащихся;

  • текущий - наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

итоговый - анализ результатов выступления .


Содержание программы

I. Вокально-хоровая работа.

Вводное занятие (1 час)

Знакомство с правилами поведения в кабинете, основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Концерт-презентация обучающихся предыдущих лет обучения.


Знакомство с голосовым аппаратом (3 часа)

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

Практические занятия:

1. Диагностические занятия - знакомство с детьми, изучение способности к пению;

2. Определение примарной зоны звучания.


Певческая установка. Дыхание (7 часов)

Унисон. Вокальная позиция. Формирование правильных навыков дыхания. Твердая и мягкая атака. «Цепное» дыхание.

Практические занятия:

1. Дыхательная гимнастика;

2.Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания.


Практические занятия:

1.Артикуляционная гимнастика.


Основы нотной грамоты (6 часов)

Ноты - как точный и удобный способ записи высоты звуков. Длительности нот. Тональность.

Практические занятия:

1.Выучить название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз.

2.Выучить название и написание всех длительностей.


Импровизация (2 часа)

Требования к импровизации.

Практические занятия:

1. Элементы импровизации в детском исполнении.



Манера исполнения (2 часа)

Тембр и динамика своего голоса. Анализ своего пения.

Практические занятия:

Устранение трудностей в работе с песней.

Гигиена певческого голоса (2 часа)

Бережное отношение к здоровью - как залог вокального успеха. Практические занятия:

1.Составление памятки по гигиене голоса.


Сценическая культура и сценический образ (4 часа)

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела.

Практические занятия:

1.Упражнения на координацию движений.

2.Просмотр и анализ выступления вокалистов.


II Концертно-исполнительская деятельность

«Мы теперь не просто дети»

«Как-то раз под Новый год…»

«Праздник пап и мам»

«Прощание с 1 классом»

Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения. В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы школы.




Календарно - тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Результат

Дата по плану

фактически

I.Вокально-хоровая работа

Введение

1.

ТБ в учебном кабинете. Знакомство с коллективом.

1

Знакомятся с техникой безопасности в кабинете музыки, играют в музыкальную игру « Узнай по голосу»

предварительная диагностика способностей учащихся


4.09


Знакомство с голосовым аппаратом

2.

Диагностика певческих голосов

1

Поют известные песни из мультфильмов в парах

предварительная диагностика музыкальных способностей учащихся


11.09


3.

Определение примарной зоны звучания

1

Поют известные песни из мультфильмов в парах

предварительная диагностика музыкальных способностей учащихся


18.09


4.

Путешествие в королевство «Пения»

1

Путешествуют по королевству, поддерживают беседу о музыке

предварительная диагностика музыкальных способностей учащихся


25.09


Певческая установка. Дыхание

5.

Выработка правильной осанки при пении

1

Разучивают распевки, следят за правильной осанкой, поддерживают беседу о музыке

Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями

2.10


6.

Унисон

2

Следят за правильной осанкой во время пения, поддерживают беседу о музыке, знакомятся с понятием «унисон»

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.

9.10

16.10


7.

Вокальная позиция

2

Знакомятся с понятием «вокальная позиция», исполняют песни, беседуют о музыке

Вокальная позиция. Формирование правильных навыков дыхания.

23.10

30.10


8.

Работа органов дыхания

1

Беседуют о дыхании во время пения, исполняют песни, играют музыкальные игры

Вокальная позиция. Формирование правильных навыков дыхания.

13.11


9.

Певческое дыхание. Твердая атака звука

1

Выполняют задания учителя, связанные с темой занятия, исполняют произведения, учатся анализировать свое пение

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии


20.11


10.

Певческое дыхание. Мягкая атака звука

1

Выполняют задания учителя, связанные с темой занятия, исполняют произведения, учатся анализировать свое пение

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии


27.11


11.

«Цепное» дыхание

1

Выполняют задания учителя, связанные с темой занятия, исполняют произведения, учатся анализировать свое пение

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии


4.12


Основы нотной грамоты

17.

Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков

2

Учат название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз.


Исполняют простые распевки по нотам

11.12

18.12


18.

Длительности нот

2

Учат название нот и их последовательность от «до» и до «до» вверх и вниз, длительности в игре


Исполняют простые распевки по нотам

25.12

15.01


19.

Тональность

2

Знакомятся с понятием «тональность», «ниже», «выше»

Первые шаги по определению тональностей.

22.01

29.01


Импровизация

20.

Требования к импровизации

2

Знакомятся с понятием «импровизация», с требованиями к ней, исполняют знакомые песни, ведут беседу об известных исполнителях

эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений

5.02

12.02


Манера исполнения

22.

Тембр и динамика своего голоса

1

Знакомятся с понятиями «тембр», «динамика», определяют тембр своего голоса, исполняют музыку в динамике

Исполнение произведений в динамике

19.02


23.

Анализ своего пения

1

Исполняют песни в парах и сольно, анализируют выступления и оценивают их

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;


26.02


Гигиена певческого голоса

24.

Бережное отношение к здоровью – залог вокального успеха

1

Поддерживают беседу о бережном отношении к своему здоровью, составляют памятку по гигиене голоса

Практическое занятие:

составление памятки по гигиене голоса

4.03


25.

Болезни горла и носа

1

Знакомятся с болезнями горла и носа и как избежать этих болезней.

Практическое занятие:

составление памятки по гигиене голоса

11.03


Сценическая культура и сценический образ

26.

Просмотр и анализ выступлений вокалистов

1

Исполняют песни в парах и сольно, анализируют выступления и оценивают их

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;


18.03


27.

Элементы ритмики

3

Распеваются, исполняют песни, танцуют под музыку различного характера.

эмоционально и осознанно относятся к музыке различного характера, выполняют ритмические движения

1.04

8.04

15.04


28.

Жесты вокалиста

2

Поддерживают беседу о необходимости жестов вокалистов, как эмоциональный отклик на музыкальное произведение

эмоционально и осознанно относятся к музыке различного характера

22.04

29.04


29.

Соответствие жестов и движений тексту песни

2

Поддерживают беседу о необходимости жестов вокалистов, как эмоциональный отклик на музыкальное произведение

эмоционально и осознанно относятся к музыке различного характера

6.05

13.05

20.05

27.05


II. Концертно-исполнительская деятельность


1

2

3

4

Праздники, выступления

Концерт ко ДнюУчителя

«Как-то раз под новый год…»

Праздник пап и мам

«Прощание с 3 классом»



Выступают на праздниках, показывают свое исполнительское мастерство, эмоционально откликаются на звучащее произведение.


По плану школы


Итого 35











Список литературы

Методические пособия для учителя:

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]/ Э. Б. Абдуллин. - М: Издательский центр «Академия», 2004.

  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст]/ Ю. б. Алиев. -М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

  3. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст]/ Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.

  4. Андрианова, Н. 3. Особенности методики преподавания эстрадного пения [Текст]: научно-методическая разработка / Н. 3. Андрианова. - М.: 1999.

5. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение [Текст]: секреты вокального мастерства/ Н. Б.
Гонтаренко. - Ростов: Феникс, 2007.

6. Емельянов, Е. В. Развитие голоса [Текст]/ Е. В. Емельянов. - М: 2007.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. -М.: Музыка, 1984.

  2. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - Спб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.

  3. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки занятий

1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ru.

Wikipedia. org/wiki

2.Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// classic/ chubrik.ru

  1. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - режим доступа: http:// www.music-dic.ru

  2. Музыкальный словарь [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic music


























Приложение











Материал к беседам


Певческий голос


Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.

Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.


Певческая установка


Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной вокально-певческой постановке корпуса во время пения.

От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать).

Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня, который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову.

Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула.

Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени.







Поговорим о дыхании


Дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным. Дыхание должно быть ровным! Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт. Ощущение такое, как будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы правильно сокращены.

Не старайтесь говорить очень длинную фразу или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из-за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.




Слух является основным регулятором голоса


Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя – одно не может существовать без другого.

Слуховые восприятия через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха детей важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение без сопровождения (выработка более сосредоточенного внимания поющего).


Берегите свой голос


Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении!

Сравнение звучания скрипки, альта, виолончели, флейты, валторны с красотой пения человеческого голоса является для исполнения особой похвалой. Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать.

Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает?

У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней есть мороженое после горячего чая или долгого бегания складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.

Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:

А – а – а

Э – э – э

И – и – и

О – о – о

У – у – у

Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.

Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.

Самое частое простудное заболевание – это насморк (воспаление слизистой оболочки носа). Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз на гортань. В таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц, и голос надолго теряет свою настоящую звучность. Бывают и длительные – хронические насморки. И те, и другие необходимо серьезно лечить, так как при них выключается полностью или частично нос как резонатор, а это ухудшает качество озвученной речи. Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, и его не следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто дает осложнение на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже несмыкание голосовых складок.

Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.

Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа.

Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными точками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.


Мелодия


Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.

Мелодия всегда имеет тот или иной ритм – чередование звуков, различных по длительности и силе звучания. Короткие звуки сменяются более длинными, протяжными, слабые – сильными.

Из чего складывается мелодия? Из семи основных звуков лада.

Сколько же можно сложить мелодий из семи звуков? Миллиарды! Бесчисленное множество! И ни одна не будет повторять другую.


Вокальная музыка

Итальянское vokale означает голосовой. То есть это музыка для голоса или многих голосов. Петь человек научился в глубокой древности – сначала это, скорее всего, были звуковые сигналы, связанные с охотой, войной или совместным трудом. Постепенно вокальная музыка стала самостоятельным искусством, отделившись от ритуалов, которые она сопровождала, и от танца.

Вокальная музыка звучит в различных жанрах – это может быть песня, романс, опера, оратория, кантата. За немногими исключениями вокальные произведения состоят не только из музыки, но и из слов. Наибольшее развитие вокальная музыка получила в эпоху средневековья.


Песня


Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты.

В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине.

Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди.

Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике. Это лирические, былинные, революционные, «цыганские» - в духе городского романса, авторские, эстрадные, массовые, хоровые. Есть песни – плачи и жалобы, а есть песни, зовущие на подвиг, песни протеста. Есть песни времен Гражданской и Великой Отечественной войн, песни – баллады, написанные на какой-то развернутый сюжет. Есть песни детские (фольклорного происхождения) – веселые считалки, дразнилки, прибаутки, теплые, душевные колыбельные. Большое признание у детей получили песни на современные эстрадные мотивы – песни из мультфильмов, сказок, художественных фильмов.

Композиторы бережно и любовно относятся к народной песне. Для них это – неисчерпаемый мелодический источник, а главное – заповедное слово о душе народа.

Если авторы (композитор и поэт) люди талантливые, то их песня может жить очень долго, иногда становясь как бы народной.

Необычайно широкое распространение имеет песня и в наши дни. Поскольку она отличается сравнительной простотой формы, то пишут песни многие – от профессионалов до любителей.

В современной России огромное количество авторов песен. Музыканты рок-групп поют, как правило, только свои собственные песни. Тексты таких песен обычно не имеют литературной ценности и должны восприниматься лишь наряду с мелодией, инструментальным сопровождением и голосом исполнителя. Но иногда сочинители песен пишут музыку на шедевры русской поэзии – стихи С.Есенина, М.Цветаевой, О.Ман-

дельштама, Б.Пастернака. В таких случаях мелодия, как правило, является лишь музыкальным аккомпанементом к гениальным строкам.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!