СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по цветоведению

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанный план занятия поможет  начинающим педагогам, работающим в ИЗОдеятельности, решить возникнувшие проблемы, так как в данном занятие , кроме поставленной цели и задач, прописаны методы и принципы  педагогической деятельности , методические советы по проведению занятия  и диагностика качества  освоения полученных знаний , а так же прописан ход занятия

Данный план - конспект может использоваться:

- Для организации учебного процесса на занятии в объединениях декоративно-прикладного искусства  и по изучению росписи.

- Для самостоятельных работ учащихся общеобразовательных школ

- Педагогам общеобразовательных и коррекционных школ.

- Педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- Родителям для индивидуальных занятий с ребенком.

Представленный план занятия  является составной частью методического пособия для авторской  дополнительной образовательной программы «Художественная роспись по дереву».

План занятия «Радуга - дуга»

 

Методы работы на занятие:

  • Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:
  • словесные: объяснение, беседа, сравнение;
  • наглядные: демонстрация репродукций художников, детских работ, рисунков, поделок;
  • практические: просмотр репродукций художников, практических работ, тренировочные упражнения по работе с кистью, индивидуальная работа обучающихся;
  • Методы контроля и самоконтроля:
  • выполнение домашнего задания,
  • непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства,
  • Метод стимулирования и мотивации деятельности:
  • познавательные игры;
  • создание ситуации успеха.

 

Основополагающие принципы работы педагога:

  • Принцип сознательности: Ребенок должен быть заинтересован в усвоении полученных знаний и умений, а не механически их усваивать.
  • Принцип наглядности: выражается в том, что у детей наиболее развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление.
  • Принцип доступности: Выражается в соответствии учебного материала с возрастными и психологогическими особенностями детей, создание адекватной педагогической среды.
  • Принцип взаимодействия:
  • Между взрослыми и детьми;
  • Взаимодействие детей как партнеров в практической деятельности.

Структура занятия: занятие состоит из четырех частей:

  • вводной части:
  • подготовка детей к занятию;
  • инструктаж по технике безопасности при работе с красками;
  • теоретической части:
  • ознакомление учащихся с новым материалом: (беседа, монолог педагога);
  • практической части:
  • выполнение задания на занятие;
  • применение полученных знаний на занятие.
  • закрепление знаний:
  • тестирование,
  • работа по карточкам-задания,
  • игры на закрепление  теоретических знаний полученных на занятие,
  • домашнее задание.

Возраст детей: 7 – 10 лет.

Тема  Радуга - дуга.

Цель: Формирование теоретических знаний и практических навыков по основам цветоведения.

Задачи:

  1. Познакомить детей с цветовым кругом, основными  и смешанными цветами, используемыми в ИЗО.
  2. Создать творческую атмосферу в коллективе.
  3. Способствовать выражению творческой индивидуальности ребенка и формированию образного мышления.
  4. Закрепить теоретические знания и практические навыки обучающихся.

Материалы и оборудование :

Иллюстрации художников, муляжи овощей, ягод и фруктов, трафарет, палитра, баночка с водой, ситцевый лоскуток, тампон, зубная щетка, альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисти круглые (колонковые, беличьи).

Дидактический материал:

  • Тестирование (приложение 32)
  • Дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и название цветов (приложение 27)
  • Стихи о красках (приложение 2)
  • Порядок расположения цветов в цветовом круге и их названия  (приложение 2)
  • Основные и дополнительные цвета (приложение 2)
  • Карточки-задания (приложение 2)
  • Репродукции картин художников: Б. Кустодиева, Н. Крымова, Гуго ванн дер Руса, Ф. Толстого (приложение2)

 

Подготовка кабинета к занятию. К этому занятию учебный кабинет лучше оформить детскими работами, поделками из природного материала, игрушками, иллюстрациями произведений искусства (натюрморт, пейзаж). Можно принести букет свежих цветов, овощи, фрукты и ягоды.

Методические советы по проведению занятия: Для проведения занятия необходимо познакомить детей с репродукциями таких картин, где художники нарисовали радугу, цветы и овощи. Это репродукции следующих художников: Б. Кустодиев «Волга. Радуга», Н. Крымов «Московский пейзаж. Радуга», Гуго ванн дер Рус «Натюрморт», Ф. Толстой «Букет, бабочка и птичка», М. Врубель «Роза в стакане» и т. д. (приложение №7) В самом начале занятия  детям можно прочитать стихи о красках. (приложение №3) Во время проведения занятия, если детям трудно выполнить задание педагога, то можно показать ребятам муляжи овощей и фруктов, иллюстрации  цветов. В конце занятия необходимо провести несколько игр и упражнений, которые помогут закрепить приобретенные знания.

Диагностика результатов обучения проводится в следующих формах:

  • Тестирование;
  • Работа по карточкам – задания;
  • Опрос.

Такие формы контроля помогают создать благоприятный климат на занятие , активизировать пассивных обучающихся, скорректировать недочеты.

Ход занятия:

Организационный момент:

Педагог: - Здравствуйте ребята! Вы находитесь в кабинете, где вы будете учиться изобразительному искусству, учиться быть художником и зрителем. Посмотрите вокруг. Что вам здесь нравиться? (предполагаемый ответ детей: рисунки, поделки, игрушки).

- Что вам хотелось бы самим сделать и нарисовать? (предполагаемый ответ детей: сделать поделки из бумаги, слепить игрушки, научиться хорошо рисовать) Для этого надо учиться. Учиться – что бы знать и уметь как все это делать. У вас, наверное, появилось много вопросов: как  сделаны эти поделки и работы? Кто написал картины? Обо всем мы узнаем на занятиях в течение года.

 Объяснение нового материала:

А сегодня на занятие мы познакомимся с цветами, составляющими цветовой круг. Вы узнаете, как расположены цвета в цветовом круге, какие цвета называются основными, как их можно смешивать. А познакомит нас с цветами мальчик, который, как и вы  хотел стать художником. Он совершит путешествие в «Цветное королевство». А мы будем наблюдать за ним, и помогать ему, так как на его пути будет много заданий и вопросов, с которыми мальчику будет трудно справиться. Но для этого нам надо проверить все ли материалы и инструменты лежат  у вас на рабочем месте. Кто знает, что должно лежать на рабочем месте у юного художника? (дети  отвечают: альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисточки, баночка с водой, тряпочка).

- … Однажды после дождя мальчик выглянул в окно и увидел Радугу. Он поздоровался с ней, и Радуга ему сказала: «Знаю, знаю о твоей мечте. Стать художником совсем не просто, но я помогу тебе. Вот палитра».

Педагог – Ребята, а вы знаете, что такое палитра? (дети отвечают: это дощечка, на которой художник смешивает краски.)

- Каждое утро я стану дарить тебе краску одного цвета, и по моей дуге-радуге такого же цвета, как эта краска, ты будешь отправляться в «Цветное королевство». Там ты будешь рисовать без кисточки. Каждый день -  новым способом. А как придумай сам.

 И вот настал первый день путешествия.

- Доброе утро Радуга!

- Доброе утро, мальчик.  Сегодня ты возьмешь красный цвет на палитру и отправишься по красной дуге – радуге в Красное Королевство.

В Красном Королевстве он увидел красное солнышко, много ягод. Он ел и думал: «Разве можно рисовать без кисточки?» Тут яркие капли упали на лист бумаги, и мальчик нарисовал узор.

Педагог – Ребята, назовите ягоды красного цвета (дети отвечают: клюква, клубника, смородина) После того как мальчик нарисовал узор, он нарвал букет красных цветов и отправился в обратный путь.

Педагог - Ребята! Кто знает, из каких цветов был букет у мальчика? (дети отвечают: роза, гвоздика, цинния, космия). Нарисуйте по памяти ягоды и цветок.

На следующее утро мальчик примчался к Радуге с первыми лучами солнца.

- Вот тебе желтая краска. Попробуй за время путешествия отгадать ее характер. В Желтом Королевстве было светло и тепло.

Педагог – Ребята! Как вы думаете, что и кого, мальчик увидел в Желтом Королевстве?

… Мальчик увидел желтого цыпленка, дотянулся до лепестков подсолнуха, нагнулся понюхать одуванчик. Нос у мальчика стал желтым. «Разве может быть характер у цвета? Вот загадка…».

Педагог – Ребята! Как вы думаете, с каким настроением вы смотрите, трогаете, или пробуете что-нибудь желтое?  (Дети отвечают: радостное, веселое).

…Мальчик лег на поляну, лучи солнца окутывали золотым сиянием все Желтое Королевство. Он лежал и думал: «Желтый цвет – теплый, ласковый, добрый и веселый. Ко всему желтому так и  хочется прикоснуться». Он опустил палец в желтую краску и нарисовал цветок.

Педагог – Ребята! Как вы думаете, какой цветок нарисовал мальчик? (дети отвечают: мимоза).

…Потом, проводя «цветным» пальчиком сплошные линии, он нарисовал цыпленка и рыбку.

Педагог – Ребята! Нарисуйте цветок, цыпленка или рыбку.

…Мальчику было так хорошо в Желтом Королевстве, что, возвращаясь назад, он решил подарить радуге букет цветов, за то, что он побывал в теплом и веселом королевстве.

Педагог – Ребята! Какой букет подарил мальчик Радуге? (дети отвечают: из мимозы, одуванчика, нарцисса).

На следующий день  мальчик проснулся от шума дождя и выглянул в окно, Радуги не было.

- Ты не видишь меня, потому что нет солнца,- услышал он знакомый голос, но ты сам сможешь сделать Радугу дома в обычной ванной. Возьми небольшое зеркало, опусти его в воду, наклони и  направь на него свет. Отразившейся луч, покажет на стене радугу. Мальчик так и сделал. Когда появилась радуга, он сел на синюю дугу. Его подхватила синяя волна, и он отправился в Синее Королевство. Мальчик плыл по морской синеве на дельфине и думал, как нарисовать море. И он решил, что помогут ему домашние вещи. Он взял одежную щетку, пропитал синей краской и приложил ее к листу бумаги. Получилась морская рябь и глубина. Потом он взял зубную щетку и нарисовал причудливые волны.

Педагог – Ребята! Попробуйте нарисовать море, так же как и мальчик, используя одежную и зубную щетку

- Какой цветок напоминает  цвет моря? (ответ: василек)

- Нарисуйте васильки.

На следующий день сияло солнце, и сверкала в дождевых каплях Радуга.

- Почему твои дуги – дороги так тесно прижались друг к другу?

- Благодаря этому у меня не три цвета, а целых семь. Где две дуги накладываются друг на друга, там смешиваются два цвета и получается новый  смешанный цвет. Если бы не было такого цветового спектра, то ты  видел бы только красную, желтую и синюю дуги – мои главные чистые цвета. А еще их называют основными цветами.

Педагог – Ребята! Теперь вы знаете, что в цветовом круге существуют три основных цвета, назовите их (дети отвечают: красный, желтый, синий). Мальчик смешал на палитре желтую и синюю краску.

Педагог – А теперь и вы на палитре смешайте желтый и синий цвет, и вы узнаете, в какое королевство  красок  скользнул, вниз по дуге-лиане мальчик.

Педагог – Ребята! Какой цвет вы получили на палитре при смешивании двух цветов? ( дети отвечают: зеленый).

В Зеленном Королевстве мальчик так и не смог найти зеленый цветок, поэтому  он выбрал самую красивую зеленую веточку. В Зеленом Королевстве мальчик увидел обитателей зеленого цвета.

Педагог – Ребята! Кого встретил мальчик в Зеленом Королевстве? (дети отвечают: крокодила, лягушку, кузнечика).

Педагог – Как называется это королевство? (дети отвечают: джунгли).

… Мальчику не терпелось узнать новые цветовые секреты. И он чуть свет примчался к Радуге.

- Ты уже знаешь, что у меня есть три основных цвета. Художники их называют чистыми или основными цветами.

Педагог – Ребята! Вспомните, какие цвета называются основными? (дети отвечают: красный, желтый, синий).

Педагог – Если смешать между собой два из этих цветов, то получится новый цвет, который называется  смешанным. С одним из этих цветов  ты уже познакомился. А теперь попробуй смешать два других цвета, и ты узнаешь новый цвет.

Педагог – Ребята! Положите на палитру желтый и красный цвет, смешайте, и вы узнаете, какой цвет получится.

Педагог – Правильно, получился оранжевый цвет.

…Мальчик взял желтый краску, положил на палитру и смешал с красным цветом. Он сразу оказался в Оранжевом Королевстве. На поляне возле пенька его встретили …

Педагог – Ребята! Как вы думаете, кто живет в лесу оранжевого цвета? (дети отвечают: лиса и  белка). Лиса и белка угощали мальчика фруктами оранжевого цвета.

Педагог – Ребята!  Назовите и нарисуйте фрукты оранжевого цвета (дети отвечают: мандарин, апельсин, персик).

Мальчику так понравилось, как лиса и белка угощали его фруктами, что он решил сделать им подарок – портрет. У белки он взял картон, нарисовал зверушек, аккуратно вырезал силуэт. У лисы он взял карандаш, кусочек паралона и сделал тампон, что бы рисовать им вместо кисточки. После этого он обмакнул тампон в оранжевый цвет и раскрасил вырезанное изображение. Жительницы оранжевого цвета были в восторге от такого подарка. А картон – трафарет пригодился мальчику, что бы сделать подарок для Радуги. Он приложил трафарет на лист бумаги и закрасил вырезанные отверстия, легко постукивая тампоном. Осторожно убрав трафарет, он увидел портрет лисички и белочки.

Педагог – Ребята! Вы тоже можете нарисовать силуэт лисички и белочки. Но для этого надо взять трафарет и тампон, наложить трафарет на лист бумаги и тампоном пропитать вырезанные места трафарета. У вас получится такой же портрет как у мальчика (дежурные раздают коробочку с необходимым материалом каждому ученику).

… На следующий день Радуга сказала мальчику: «Иди домой, Цветное Королевство может быть у тебя дома, только будь внимательным». Дома мальчик поливал цветы на подоконнике, увидел фиалку и подумал: «Фиолетовый цвет! Как интересно. В Фиолетовом Королевстве я еще не был. Может мне удастся найти его в своей квартире». Мальчик оглянулся вокруг и увидел, что на столе лежат овощи и фрукты.

Педагог – Ребята! Как вы думаете, какие овощи, и фрукты фиолетового цвета увидел мальчик? Назовите овощи, фрукты и цветы фиолетового цвета (дети отвечают: слива, виноград, баклажаны, ирис, астра)

Педагог – Нарисуйте ваши любимые овощи, фрукты и цветы фиолетового цвета. 

… На этом путешествие мальчика в Цветное Королевство закончилось. Теперь он знал название цветов, как можно рисовать,  если нет кисточки и для чего нужна палитра. Педагог – Ребята! Какими красками вы сегодня работали? (дети отвечают: красными, синими, желтыми, оранжевыми, фиолетовыми, зелеными).

 А теперь  посмотрите на таблицу «Цветового круга» (приложение №4),  которая висит на доске.  Вы заметили, что,  цвета расположены в цветовом круге в определенной последовательности. Что бы запомнить правильное расположение цветов, надо знать одну поговорку.

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Первая буква каждого слова означает название цвета (дети повторяют вслух поговорку за педагогом, затем самостоятельно) ( приложение27).

Закрепление материала:

Педагог – Ребята! Что нового вы узнали на уроке? (дети отвечают: есть основные цвета и смешанные).

Педагог – Как называют художники основные цвета? (дети отвечают: главные или чистые цвета).

Педагог – Давайте вспомним, в каких Цветных  Королевствах побывал мальчик (дети отвечают: красное, оранжевое, желтое, зеленое, синее, и фиолетовое королевство).

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Какого цвета предмет?», «Определи цвет» (приложение 27).

Эстетическая оценка работ:

Педагог – А сейчас ребята мы устроим выставку. Закрепим на доске ваши рисунки (дежурные помогают развешивать работы). Посмотрим, получились ли из вас художники. Правда красиво! (педагог отмечает лучшие работы детей)

Домашнее задание:

  • По дороге домой присмотритесь, какие еще цвета бывают в природе – на земле и в небе.
  • Нарисуйте ваши любимые цветы и овощи, которые растут у вас на даче.
  • Выучите поговорку.

Заключение:

Сегодня на занятии вы внимательно слушали меня, а я вас. Быстро и аккуратно работали, и мы много сделали. Посмотрите на свои рабочие места, все в порядке. Всем спасибо. До свидания!

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по цветоведению»

План-конспект занятия «Радуга - дуга»


Методы работы на уроке:

  • Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

  • словесные: объяснение, беседа, сравнение;

  • наглядные: демонстрация репродукций художников, детских работ, рисунков, поделок;

  • практические: просмотр репродукций художников, практических работ, тренировочные упражнения по работе с кистью, индивидуальная работа обучающихся;

  • Методы контроля и самоконтроля:

  • выполнение домашнего задания,

  • непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства,

  • Метод стимулирования и мотивации деятельности:

  • познавательные игры;

  • создание ситуации успеха.


Основополагающие принципы работы педагога:

  • Принцип сознательности: Ребенок должен быть заинтересован в усвоении полученных знаний и умений, а не механически их усваивать.

  • Принцип наглядности: выражается в том, что у детей наиболее развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие и представление.

  • Принцип доступности: Выражается в соответствии учебного материала с возрастными и психологогическими особенностями детей, создание адекватной педагогической среды.

  • Принцип взаимодействия:

  • Между взрослыми и детьми;

  • Взаимодействие детей как партнеров в практической деятельности.



Структура занятия: занятие состоит из четырех частей:

  • вводной части:

  • подготовка детей к занятию;

  • инструктаж по технике безопасности при работе с красками;

  • теоретической части:

  • ознакомление учащихся с новым материалом: (беседа, монолог педагога);

  • практической части:

  • выполнение задания на занятие;

  • применение полученных знаний на занятие.

  • закрепление знаний:

  • тестирование,

  • работа по карточкам-задания,

  • игры на закрепление теоретических знаний полученных на занятие,

  • домашнее задание.

Возраст детей: 7 – 10 лет.

Тема Основы цветоведения.

Цель: Формирование теоретических знаний и практических навыков по основам цветоведения.

Задачи:

  1. Познакомить детей с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, используемыми в русской народной живописи.

  2. Создать творческую атмосферу в коллективе.

  3. Способствовать выражению творческой индивидуальности ребенка и формированию образного мышления.

  4. Закрепить теоретические знания и практические навыки на занятие.

Материалы и оборудование :

Иллюстрации художников, муляжи овощей, ягод и фруктов, трафарет, палитра, баночка с водой, ситцевый лоскуток, тампон, зубная щетка, альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисти круглые (колонковые, беличьи).

Дидактический материал:

  • Тестирование (приложение 32)

  • Дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и название цветов (приложение 27)

  • Стихи о красках (приложение 2)

  • Порядок расположения цветов в цветовом круге и их названия (приложение 2)

  • Основные и дополнительные цвета (приложение 2)

  • Карточки-задания (приложение 2)

  • Репродукции картин художников: Б. Кустодиева, Н. Крымова, Гуго ванн дер Руса, Ф. Толстого (приложение2)



Подготовка кабинета к занятию. К этому занятию учебный кабинет лучше оформить детскими работами, поделками из природного материала, игрушками, иллюстрациями произведений искусства (натюрморт, пейзаж). Можно принести букет свежих цветов, овощи, фрукты и ягоды.

Методические советы по проведению занятия: Для проведения занятия необходимо познакомить детей с репродукциями таких картин, где художники нарисовали радугу, цветы и овощи. Это репродукции следующих художников: Б. Кустодиев «Волга. Радуга», Н. Крымов «Московский пейзаж. Радуга», Гуго ванн дер Рус «Натюрморт», Ф. Толстой «Букет, бабочка и птичка», М. Врубель «Роза в стакане» и т. д. (приложение №7) В самом начале занятия детям можно прочитать стихи о красках. (приложение №3) Во время проведения занятия, если детям трудно выполнить задание педагога, то можно показать ребятам муляжи овощей и фруктов, иллюстрации цветов. В конце занятия необходимо провести несколько игр и упражнений, которые помогут закрепить приобретенные знания. Диагностика результатов обучения проводится в следующих формах:

  • Тестирование;

  • Работа по карточкам – задания;

  • Опрос.

Такие формы контроля помогают создать благоприятный климат на уроке, активизировать пассивных обучающихся, скорректировать недочеты.

Ход занятия:

Организационный момент:

Педагог: - Здравствуйте ребята! Вы находитесь в кабинете, где вы будете учиться изобразительному искусству, учиться быть художником и зрителем. Посмотрите вокруг. Что вам здесь нравиться? (предполагаемый ответ детей: рисунки, поделки, игрушки).

- Что вам хотелось бы самим сделать и нарисовать? (предполагаемый ответ детей: сделать поделки из бумаги, слепить игрушки, научиться хорошо рисовать) Для этого надо учиться. Учиться – что бы знать и уметь как все это делать. У вас, наверное, появилось много вопросов: как сделаны эти поделки и работы? Кто написал картины? Обо всем мы узнаем на занятиях в течение года.

Объяснение нового материала:

А сегодня на занятие мы познакомимся с цветами, составляющими цветовой круг. Вы узнаете, как расположены цвета в цветовом круге, какие цвета называются основными, как их можно смешивать. А познакомит нас с цветами мальчик, который, как и вы хотел стать художником. Он совершит путешествие в «Цветное королевство». А мы будем наблюдать за ним, и помогать ему, так как на его пути будет много заданий и вопросов, с которыми мальчику будет трудно справиться. Но для этого нам надо проверить все ли материалы и инструменты лежат у вас на рабочем месте. Кто знает, что должно лежать на рабочем месте у юного художника? (дети отвечают: альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисточки, баночка с водой, тряпочка).

- … Однажды после дождя мальчик выглянул в окно и увидел Радугу. Он поздоровался с ней, и Радуга ему сказала: «Знаю, знаю о твоей мечте. Стать художником совсем не просто, но я помогу тебе. Вот палитра».

Педагог – Ребята, а вы знаете, что такое палитра? (дети отвечают: это дощечка, на которой художник смешивает краски.)

- Каждое утро я стану дарить тебе краску одного цвета, и по моей дуге-радуге такого же цвета, как эта краска, ты будешь отправляться в «Цветное королевство». Там ты будешь рисовать без кисточки. Каждый день - новым способом. А как придумай сам.

И вот настал первый день путешествия.

- Доброе утро Радуга!

- Доброе утро, мальчик. Сегодня ты возьмешь красный цвет на палитру и отправишься по красной дуге – радуге в Красное Королевство.

В Красном Королевстве он увидел красное солнышко, много ягод. Он ел и думал: «Разве можно рисовать без кисточки?» Тут яркие капли упали на лист бумаги, и мальчик нарисовал узор.

Педагог – Ребята, назовите ягоды красного цвета (дети отвечают: клюква, клубника, смородина) После того как мальчик нарисовал узор, он нарвал букет красных цветов и отправился в обратный путь.

Педагог - Ребята! Кто знает, из каких цветов был букет у мальчика? (дети отвечают: роза, гвоздика, цинния, космия). Нарисуйте по памяти ягоды и цветок.

На следующее утро мальчик примчался к Радуге с первыми лучами солнца.

- Вот тебе желтая краска. Попробуй за время путешествия отгадать ее характер. В Желтом Королевстве было светло и тепло.

Педагог – Ребята! Как вы думаете, что и кого, мальчик увидел в Желтом Королевстве?

… Мальчик увидел желтого цыпленка, дотянулся до лепестков подсолнуха, нагнулся понюхать одуванчик. Нос у мальчика стал желтым. «Разве может быть характер у цвета? Вот загадка…».

Педагог – Ребята! Как вы думаете, с каким настроением вы смотрите, трогаете, или пробуете что-нибудь желтое? (Дети отвечают: радостное, веселое).

…Мальчик лег на поляну, лучи солнца окутывали золотым сиянием все Желтое Королевство. Он лежал и думал: «Желтый цвет – теплый, ласковый, добрый и веселый. Ко всему желтому так и хочется прикоснуться». Он опустил палец в желтую краску и нарисовал цветок.

Педагог – Ребята! Как вы думаете, какой цветок нарисовал мальчик? (дети отвечают: мимоза).

…Потом, проводя «цветным» пальчиком сплошные линии, он нарисовал цыпленка и рыбку.

Педагог – Ребята! Нарисуйте цветок, цыпленка или рыбку.

…Мальчику было так хорошо в Желтом Королевстве, что, возвращаясь назад, он решил подарить радуге букет цветов, за то, что он побывал в теплом и веселом королевстве.

Педагог – Ребята! Какой букет подарил мальчик Радуге? (дети отвечают: из мимозы, одуванчика, нарцисса).

На следующий день мальчик проснулся от шума дождя и выглянул в окно, Радуги не было.

- Ты не видишь меня, потому что нет солнца,- услышал он знакомый голос, но ты сам сможешь сделать Радугу дома в обычной ванной. Возьми небольшое зеркало, опусти его в воду, наклони и направь на него свет. Отразившейся луч, покажет на стене радугу. Мальчик так и сделал. Когда появилась радуга, он сел на синюю дугу. Его подхватила синяя волна, и он отправился в Синее Королевство. Мальчик плыл по морской синеве на дельфине и думал, как нарисовать море. И он решил, что помогут ему домашние вещи. Он взял одежную щетку, пропитал синей краской и приложил ее к листу бумаги. Получилась морская рябь и глубина. Потом он взял зубную щетку и нарисовал причудливые волны.

Педагог – Ребята! Попробуйте нарисовать море, так же как и мальчик, используя одежную и зубную щетку

- Какой цветок напоминает цвет моря? (ответ: василек)

- Нарисуйте васильки.

На следующий день сияло солнце, и сверкала в дождевых каплях Радуга.

- Почему твои дуги – дороги так тесно прижались друг к другу?

- Благодаря этому у меня не три цвета, а целых семь. Где две дуги накладываются друг на друга, там смешиваются два цвета и получается новый смешанный цвет. Если бы не было такого цветового спектра, то ты видел бы только красную, желтую и синюю дуги – мои главные чистые цвета. А еще их называют основными цветами.

Педагог – Ребята! Теперь вы знаете, что в цветовом круге существуют три основных цвета, назовите их (дети отвечают: красный, желтый, синий). Мальчик смешал на палитре желтую и синюю краску.

Педагог – А теперь и вы на палитре смешайте желтый и синий цвет, и вы узнаете, в какое королевство красок скользнул, вниз по дуге-лиане мальчик.

Педагог – Ребята! Какой цвет вы получили на палитре при смешивании двух цветов? ( дети отвечают: зеленый).

В Зеленном Королевстве мальчик так и не смог найти зеленый цветок, поэтому он выбрал самую красивую зеленую веточку. В Зеленом Королевстве мальчик увидел обитателей зеленого цвета.

Педагог – Ребята! Кого встретил мальчик в Зеленом Королевстве? (дети отвечают: крокодила, лягушку, кузнечика).

Педагог – Как называется это королевство? (дети отвечают: джунгли).

… Мальчику не терпелось узнать новые цветовые секреты. И он чуть свет примчался к Радуге.

- Ты уже знаешь, что у меня есть три основных цвета. Художники их называют чистыми или основными цветами.

Педагог – Ребята! Вспомните, какие цвета называются основными? (дети отвечают: красный, желтый, синий).

Педагог – Если смешать между собой два из этих цветов, то получится новый цвет, который называется смешанным. С одним из этих цветов ты уже познакомился. А теперь попробуй смешать два других цвета, и ты узнаешь новый цвет.

Педагог – Ребята! Положите на палитру желтый и красный цвет, смешайте, и вы узнаете, какой цвет получится.

Педагог – Правильно, получился оранжевый цвет.

…Мальчик взял желтый краску, положил на палитру и смешал с красным цветом. Он сразу оказался в Оранжевом Королевстве. На поляне возле пенька его встретили …

Педагог – Ребята! Как вы думаете, кто живет в лесу оранжевого цвета? (дети отвечают: лиса и белка). Лиса и белка угощали мальчика фруктами оранжевого цвета.

Педагог – Ребята! Назовите и нарисуйте фрукты оранжевого цвета (дети отвечают: мандарин, апельсин, персик).

Мальчику так понравилось, как лиса и белка угощали его фруктами, что он решил сделать им подарок – портрет. У белки он взял картон, нарисовал зверушек, аккуратно вырезал силуэт. У лисы он взял карандаш, кусочек паралона и сделал тампон, что бы рисовать им вместо кисточки. После этого он обмакнул тампон в оранжевый цвет и раскрасил вырезанное изображение. Жительницы оранжевого цвета были в восторге от такого подарка. А картон – трафарет пригодился мальчику, что бы сделать подарок для Радуги. Он приложил трафарет на лист бумаги и закрасил вырезанные отверстия, легко постукивая тампоном. Осторожно убрав трафарет, он увидел портрет лисички и белочки.

Педагог – Ребята! Вы тоже можете нарисовать силуэт лисички и белочки. Но для этого надо взять трафарет и тампон, наложить трафарет на лист бумаги и тампоном пропитать вырезанные места трафарета. У вас получится такой же портрет как у мальчика (дежурные раздают коробочку с необходимым материалом каждому ученику).

… На следующий день Радуга сказала мальчику: «Иди домой, Цветное Королевство может быть у тебя дома, только будь внимательным». Дома мальчик поливал цветы на подоконнике, увидел фиалку и подумал: «Фиолетовый цвет! Как интересно. В Фиолетовом Королевстве я еще не был. Может мне удастся найти его в своей квартире». Мальчик оглянулся вокруг и увидел, что на столе лежат овощи и фрукты.

Педагог – Ребята! Как вы думаете, какие овощи, и фрукты фиолетового цвета увидел мальчик? Назовите овощи, фрукты и цветы фиолетового цвета (дети отвечают: слива, виноград, баклажаны, ирис, астра)

Педагог – Нарисуйте ваши любимые овощи, фрукты и цветы фиолетового цвета.

… На этом путешествие мальчика в Цветное Королевство закончилось. Теперь он знал название цветов, как можно рисовать, если нет кисточки и для чего нужна палитра. Педагог – Ребята! Какими красками вы сегодня работали? (дети отвечают: красными, синими, желтыми, оранжевыми, фиолетовыми, зелеными).

А теперь посмотрите на таблицу «Цветового круга» (приложение №4), которая висит на доске. Вы заметили, что, цвета расположены в цветовом круге в определенной последовательности. Что бы запомнить правильное расположение цветов, надо знать одну поговорку.

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Первая буква каждого слова означает название цвета (дети повторяют вслух поговорку за педагогом, затем самостоятельно) ( приложение27).

Закрепление материала:

Педагог – Ребята! Что нового вы узнали на уроке? (дети отвечают: есть основные цвета и смешанные).

Педагог – Как называют художники основные цвета? (дети отвечают: главные или чистые цвета).

Педагог – Давайте вспомним, в каких Цветных Королевствах побывал мальчик (дети отвечают: красное, оранжевое, желтое, зеленое, синее, и фиолетовое королевство).

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Какого цвета предмет?», «Определи цвет» (приложение 27).

Эстетическая оценка работ:

Педагог – А сейчас ребята мы устроим выставку. Закрепим на доске ваши рисунки (дежурные помогают развешивать работы). Посмотрим, получились ли из вас художники. Правда красиво! (педагог отмечает лучшие работы детей)

Домашнее задание:

  • По дороге домой присмотритесь, какие еще цвета бывают в природе – на земле и в небе.

  • Нарисуйте ваши любимые цветы и овощи, которые растут у вас на даче.

  • Выучите поговорку.

Заключение:

Сегодня на занятии вы внимательно слушали меня, а я вас. Быстро и аккуратно работали, и мы много сделали. Посмотрите на свои рабочие места, все в порядке. Всем спасибо. До свидания!






Скачать

© 2018 1819 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!