СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программма внеурочной деятельности Волшебная палитра

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа «Волшебная палитра» разработана для 1-4 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты  второго  поколения)).

Просмотр содержимого документа
«Авторская программма внеурочной деятельности Волшебная палитра»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности «Волшебная палитра»

( модифицированная)

для учащихся 1-4 классов (возраст детей 7-11 лет)

срок реализации - 4 года (2014-2018гг)


Рабочая программа «Волшебная палитра» разработана для 1-4 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)).



Автор: Наумова Татьяна Никифоровна,

учитель начальных классов



направленность - художественно-эстетическая

вид деятельности: изобразительное искусство.

год (корректировки) разработки программы - 2014 г.



г. Ханты-Мансийск




2. Пояснительная записка

Направленность программы является художественно-эстетической , предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - четырехгодичной.

Тип программы: комплексная образовательная, адаптированная.

Вид программы: модифицированная. Рабочая программа «Волшебная палитра» разработана для 1-4 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)).

Таким образом, осуществляется преемственность обучения, воспитания и развития младшего школьного и среднего школьного периодов жизни детей. Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы и др.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Практическая значимость: данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей. Широкая тематика коллективных работ, представленная в программе, во многом определена содержанием школьных программ по изобразительному искусству для начальной школы.


Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Задачи:

обучающие:

  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • обучить конкретным трудовым навыкам при работе красками, природными материалами;

  • обучить основным навыкам по цветоведению (классификация цветов, типы колорита, умение смешивать цвета, составлять гармоничные композиции и т.д.)

воспитательные:

  • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

  • воспитать нравственные качества детей;

  • формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.

развивающие:

  • развивать образное мышление, творческие способности;

  • формировать эстетический и художественный вкус;

  • содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искус­ства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.

Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.

Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа «Волшебная палитра» рас­считана на учащихся начальной школы, увлекающихся изоб­разительным искусством и художественным творчеством на 4 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 135, в том числе в 1-й год обучения – 33 часа, во 2-4-й год обучения – по 34 часа в год. Возраст обучающихся: первого года обучения – 7-8 лет, второго-четвертого года обучения – 8-11 лет.

Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 10-15 чел., второго года обучения – 10-12, третьего и четвертого года обучения – от 8 до 10. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

Занятия проходят во внеурочное время (12.40-13.20 ч.) 1 раз в неделю в 1-4 классах.

Формы подведения итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.

Для учёта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица.

Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках за годы обучения по программе


«Основы изобразительного искусства»

Дата

Название конкурса, выставки

Название работы (художественный материал)

Результат

Фамилия, имя ребёнка














3. Тематическое планирование программы «Волшебная палитра»


п/п

Тема

Форма проведения занятия

Количество часов

Планируемые результаты

Всего

Теория

Практика

УУД

Уровень результатов

1 кл

2

кл

3 кл

4 кл

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл


1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1

Цветоведение

Инд, коллект.

5

4

4

4

1

1

1

1

5

3

3

3

Личностные

РегулятивныеПознаватель-ные;

Коммуника-тивные.


1


1-2


2-3


3


2

Живопись

Инд, оллект.

10

12

12

12

2

2

2

2

12

10

10

10

3

Графика

Инд, коллект.

6

5

5

5

1

1

1

1

5

4

4

4

4

Скульптура

Инд, коллект.

4

4

4

4

1

1

1

1

3

3

3

3

5

Аппликация

Инд, коллект.

4

4

4

4

1

1

1

1

4

3

3

3





6

Работа с природными материалами

Инд, коллект.

3

4

4

4

1

1

1

1

3

3

3

3

7

Организация и обсуждение детских работ

Коллект., групп., инд.

1

1

1

1





1

1

1

1

Коммуникативные;

Личностные;

1

1-2

2-3

3

8

ИТОГО


33

34

34

34

5

7

7

7

28

27

27

27

135


Уровень результатов работы по программе:

Первый (1) уровень обучения – приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.

Второй (2) уровень обучения - расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.

Третий (3) уровень обучения - закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно-исследовательской деятельности.



4. Содержание программы «Волшебная палитра»


Тема: «Цветоведение» (17ч)

Начальные представления об осно­вах цветоведения, развитие умения получать цветовое пятно, изу­чение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зави­симости от характера его насыщения белой или чёрной крас­кой.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использова­ния палитры.


Тема: «Живопись» (46ч)

Начальные представления об осно­вах живописи. Развитие умения, видеть, понимать и анализировать произведения искусства.

Практическая работа: Изображение пейзажей, животных и птиц, растений, трав.


Тема: «Графика» (21ч)

Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пят­на в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.


Тема: «Скульптура и пластилинопластика» (16ч)

Знакомство с выразительными воз­можностями мягкого материала для лепки - плас­тилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и кото­рое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, ово­щей, птиц, сладостей, композиций, пейзажей.


Тема: «Аппликация» (16ч)

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используе­мыми в данном виде прикладного искусства. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плав­ную линию. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют­ся сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности гото­вых цветовых эталонов, создание простых композиций.


Тема: «Работа с природными материалами» (15ч)

В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна. Работа заключается в создании небольших плоских пейзажей, в ко­торых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов.

Практическая работа: изображение уголков природы - листья, цветы, деревья.


Тема: «Организации и обсуждение выставки детских работ» (4ч)

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуж­дении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.



5. Ожидаемые результаты универсальных учебных действий, приобретаемых ребенком

в процессе прохождения программы по ИЗО «Волшебная палитра».

Тема: «Цветоведение»

Личностные УУД: Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями – все это качество, которое необходимо сформировать у младших школьников формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству;

Регулятивные УУД: организация рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий; использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, бумагу, ластик, кисти.

Познавательные УУД: ознакомление учащихся с истоками изобразительного искусства. Без обучения основам цветоведения нельзя научить детей создавать прекрасное своими руками, используя тушь, перо, уголь, бумагу, ткань, пастель и другое развивать способность смыслового восприятия художественного текста; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма, размер, цвет, характер, детали). Уметь характеризовать предметы по этим признакам. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах. Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Осваивать приемы получения живописного пятна без использования палитры.

Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя.

Оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать.

«Живопись»

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к изобразительному искусству;

использование полученных умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные УУД: организация рабочего места под руководством учителя; определение плана выполнения заданий; использовать в своей деятельности художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, бумагу, ластик, кисти.

Познавательные УУД: развивать способность смыслового восприятия художественного текста; осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма, размер, цвет, характер, детали). Уметь характеризовать предметы по этим признакам. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах. Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Осваивать приемы получения живописного пятна без использования палитры.

Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя.

Оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать.

«Графика»

Личностные УУД: умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) иллюстрации, зачем и какими изобразительными средствами поль­зуются художники для решения своих задач. Использовать разные типы линий, контраст темного и светлого пятен.

Оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать при необходимости.

«Скульптура и пластилинопластика».

Личностные УУД: формирование интереса к выполнению поделок из пластилина; осмысление собственной деятельности.

Регулятивные УУД: освоение приемов работы с пластилином: скатывание, раскатывание, вытягивание, прилепливание, прищипывание, сплющивание; освоение организации рабочего места для работы с пластилином; умение осуществлять действие по образцу; действовать по плану.

Познавательные УУД: выделять существенную информацию при работе с пластилином, умение осуществлять анализ изделия под руководством учителя.

Коммуникативные УУД: выслушивать и слышать учителя, одноклассников; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов способность формулировать вопросы

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Подбирать материал для выполнения изделия. Анализировать изделие.

Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя.

Корректировать и оценивать выполняемое изделие.

«Аппликация»

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу способам решения новой задачи.

Регулятивные УУД: организация рабочего места для работы с бумагой, клеем, ножницами; навык работы с ножницами; соблюдение правил безопасной работы; освоение видов аппликации: обрывная, вырезанная, симметричная; организовывать свою деятельность: постановка цели, составление плана, выполнение учебной задачи по образцу; проведение самооценки.

Познавательные УУД: устанавливать аналогии; владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать с учителем и коллективом: слушать собеседника, излагать свое мнение, уметь договариваться; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Исследовать. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой (отрезать, надрезать, складывать, проглаживать, надрывать, обрывать, вырезать), правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея,

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Оценивать результат деятельности, корректировать при необходимости его конструкцию.

«Работа с природными материалами».

Личностные УУД: понимание значения бережного отношения к природе, формирование интереса к выполнению поделок из засушенных листьев и дальнейшее их использование.

Регулятивные УУД: освоение организации рабочего места для работы с природными материалами; умение осуществлять действие по образцу; освоить некоторые приемы работы с природным материалом: создание аппликационной композиции из засушенных листьев, используя клеевой способ соединения деталей.

Познавательные УУД: проводить анализ изделия по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, взаимодействовать с учителем, умение прислушиваться к мнению других, оценивать и принимать чужое мнение.

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Осваивать правила сбора и хранения природных материалов.

Исследовать. Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами. Осмысливать значение бережного отношения к природе.

Планировать последовательность практических действий. Отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Выполнять практическую работу из природных материалов: создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Выполнять работу с опорой образец. Оценивать результат деятельности, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

«Организация и обсуждение детских работ».

Личностные УУД: положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.

Регулятивные УУД: оценивание пройденного материала, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: обсуждение творческих работ; высказывания собственного мнения и умение прислушиваться к мнению других

Исследовать, сравнивать выполненные работы с данными образцами. Анализировать способы выполнения.

Оценивать полученный результат деятельности. Анализировать свою деятельность. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность.

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус.

Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.










6. Педагогический инструментарий и методическое обеспечение.


1.Формы и методы

На занятиях используются методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

  • Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).

  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).

  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).

  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).

  • Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).

  • Эвристические

2.Ведущие формы организации занятий:

  • групповые (творческие мастерские);

  • индивидуальные (самостоятельная работа);

  • коллективные (занятия, экскурсии, игра).

В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.


3. Специфическое сопровождение (оборудование):

  • индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;

  • таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

  • таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

  • таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;

  • портреты художников;

  • репродукции произведений живописи;

  • интерактивная доска.


4. Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.


5. Условия реализации программы

1. Материально-техническая база:

  • просторный оборудованный кабинет;

  • предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);

  • шкаф для хранения изделий, материалов;

  • Мультимедийный проектор.

  • компьютер

2. Методическое обеспечение:

  • пополнение периодической литературы и книг по темам;

  • дидактический материал;

  • наглядный материал (презентации, иллюстрации, рисунки);

  • методическая литература.

Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности я выбрала художественно-экспрессивный тест. Тест позволил продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений, эстетической эмпатии. Испытуемым будут предложены репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети. В качестве художественных текстов были выбраны (примеры):

  1. Серов В.А. Девочка с персиками. 2. Ренуар О. Читающая девочка. 3. Серов В.А. Портрет Мики Морозова.

На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.

Задача тестирования заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов, импрессивной эмоциональности.

Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (письменно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?

Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе:

3 балла – высокий уровень, если ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;

2 балла – средний уровень – ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако их суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;

1 балл – низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.

Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках за годы обучения по программе


«Основы изобразительного искусства»

Дата

Название конкурса, выставки

Название работы (художественный материал)

Результат

Фамилия, имя ребёнка












ЛИТЕРАТУРА.

1.Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003

2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. - М.: 2004 г.

3. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - М.: 2003 г.

4. Алпатова И.А. Набойка: Русское декоративное искусство. – М.: 1962 г.

5. Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла: В 2 ч. – М.: 2006 г.

6. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: 1983 г.

7.Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.

8.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

9.Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

10.Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

11.Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.

12. Ж.егалова С.К. Русская народная живопись. – М.: 2004 г.

13. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. – М.: 2003 г.

14. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М.:; 1974 г.

15.Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. – М.: 1997 г.

16. Юный художник. – М.: 1985–1993 гг.

17. Мастера Палеха. – М.: 1988

18.Кузин В.С.Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2006;

19.Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

20.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.

21.Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.

22.Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.

23.Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987

24. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе – М.: 1998








Календарно - тематическое планирование 1 КЛАСС (33 часа)



Дата

Тема

Всего часов

Содержание деятельности

Теория

Практика

1-2


Введение. Беседа по технике безопасности. «Основы цветоведения»

Цвета радуги. Холодные и теплые цвета.


2

Познакомить с большим цветовым кругом, названиями цветов большого цветового круга («Тепло -холодность» цвета), основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами.

Выполнение этюдов на тепло -холодность оттенков одного цвета. Изображение радуги.

3-4


«Ярмарка чудес художника». Создание композиций орнамента, используя его классификацию.


2

Закрепить знания о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета.

Листья и другие элементы растительности в орнаменте. Использование акварели, гуаши, бумаги формата А4, А5.

5


«Монотипия»

1

Познакомить с техникой в области живописи – монотипия.

.


6




Выполнение работы в технике монотипия на тему: «Этот загадочный мир природы!».


Передача настроения природы при помощи определенной гаммы цветов

Выполнение работы в технике монотипия на тему: «Этот загадочный мир природы!».

7



Сюжетная работа

.

В рисунке передавать содержание эпизода знакомой сказки.1

Иллюстрирование русской народной сказки « Колобок

»


























8


Введение. Типы линий.


2

Использование

различных кривых линий в графике, декоративно прикладном искусстве

Рисование прямых, кривых (плоских, пространственных линий)

9


Введение. Типы линий.


Использование

различных кривых линий в графике, декоративно прикладном искусстве

Рисование плоской линии- окружность и пружины

10


Работа цветными карандашами

2

Использование обратного языка искусства: цвет, линию, ритм

Рисование полевого букета

11


Работа цветными карандашами

Использование обратного языка искусства: цвет, линию, ритм

Выполнение компоновки и линейного рисунка букета

12


Работа фломастером


1

Знакомство с народным промыслом - филимоновская свистулька

Рисование элемента филимоновской росписи-полоски, фломастерами

13


Вид графики. Гравюра

1

Использовать разные типы линий, контраст темного и светлого пятен.

Рисование зимы чёрной краской на белом фоне

14



Экскурсия на природу «прекрасное вокруг нас».





15


Выполнение набросков с натуры.

1

Характеризовать предметы по этим признакам. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах.

Выполнение набросков бабочки с натуры Воспитывать бережное отношение к животным, аккуратность..

16


Введение. Скульптура. Приемы работы с пластилином

1

Узнать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание).

Лепка фигуры человека

17


Выполнение творческих работ. Лепка с натуры.

1

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином

Лепка - аппликация « Грибы в лесу»

18


Выполнение творческих работ. Лепка по памяти.

1

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов.

Лепка по памяти: фрукты

19


Выполнение творческих работ. Сюжетная лепка (закрепление изученного).

1

Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином

Сюжетная лепка

« Моя любимая сказка»

20


Введение. Беседа «Что делают из бумаги». Виды аппликаций. Тех-нология выпол-нения обрывной аппликации.

1

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине.

Выполнение аппликации «Ёжик» (технология выполнения обрывной аппликации».

21


Выполнение творческих работ. Сюжетная аппликация.

1

Осваивать приемы работы с бумагой


Сюжетная аппликация на тему «Подснеж-ник в лесу»

22


Выполнение творческих работ. Вырезанная аппликация.

1

Осваивать приемы работы с бумагой

Выполнение творческой работы на тему: «Корзинка»

23


Выполнение творческих работ. Симметричная аппликация.

1

Осваивать приемы работы с бумагой

Выполнение творческих работ на тему

« Хоровод»

24


Введение. Методы работы с природными материалами. Аппликация из листьев. Цветы и деревья.

1

Исследовать. Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов.

Аппликация из листьев на тему: «Цветы и деревья».

25


Аппликация из листьев. Животные.

1

Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами.

Аппликация из листьев. Животные.

26


Создание композиции из листьев, цветов.

1

Планировать послед-ть практических действий. Отбирать необходимые материалы для выполнения изделия.

Создание композиции из листьев, цветов.

(работа в паре)

27


Рисование дерева.


1

Значение деревьев в жизни человека

(стихи, картины, песни)

Рисование дерева. Воспитывать любовь к природе.

28


Рисование листьев деревьев.


Изучить природное явление листопад

Рисование листьев клёна. Воспитывать любовь к природе.


29


Рисование цветов.


2

Роль цветов в создании настроения человека.

Рисование цветов, осваивание приемов получения живописного пятна.

30



Рисование цветов.



Роль цветов в создании настроения человека.

Составление сиреневого цвета

31



Рисование птиц.

2

Знакомство с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства.

Рисование птиц.

Воспитывать бережное отношение к птицам.


32


Рисование птиц.

2

Знакомство с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства.

Рисование птиц.

Воспитывать бережное отношение к птицам.


33


Подведение итогов года и проведение «Праздника творчества»

1

Оценивать полученный результат деятельности.

Подготовить выставку работ
















Календарно - тематическое планирование 2 КЛАСС (34 часА)

п/п

Дата

Тема урока

Вид деятельности


УУД

Практическая часть

Теоретическая часть

Как и чем работает художник? (8 ч)

1


Мои любимые цветы

(Гуашь)

Работа гуашью; изображение предметов на картоне зелёного цвета

Три основные краски –красная, синяя, желтая.


Освоение представления о правилах работы с гуашью. Формирование умения открывать новое в окружающем мире

2


Ты и природа (Гуашь, добавление чёрной и белой краски)

Работа гуашью; изображение стихии в природе

Пять красок — все богатство цвета и тона.


Освоение представления о средствах художественно- образной выразительности. Формирование навыков работы с гуашью. Формирование наблюдательности

3


Осень в лесу

Работа мелками и акварелью; изображение осеннего леса

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Формирование навыков работы с восковыми мелками. Формирование чувства цветовой гармонии

4


Аппликация «Осень» (коллективная работа)

Аппликация; изображение земли, усыпанной листьями

Выразительные возможности аппликации.


Формирование умения работать коллективно в группах. Освоение композиционных умений. Формирование бережного отношения к природе

5


Деревья в лесу

Рисование тушью, карандашом, углём.

Выразительные возможности графических материалов.

Освоение выразительными возможностями графических материалов

6


В мире животных

Лепка животных родного края

Выразительность материалов для работы в объеме.


Развитие умения передавать характерные особенности животных. Формирование умения работать с пластилином.

7


Мой питомец

Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей.

Выразительные возможности бумаги.


Освоение представления о работе художника- скульптора. Освоение выразительными возможностями бумаги

8


Праздник

Изображение ночного праздничного города.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Освоение выразительными возможностями неожиданных матрериалов: серпантин, конфетти, семена, нитки.

9


Птицы (Изображение и реальность)

Работа гуашью; изображение птиц


Изображение и реальность.


Осмысление представления о понятиях «реальность» и «анималистика». Формирование умения птиц

10


Изображение и фантазия

Аппликация из цветной бумаги; изображение сказочной птицы, фантастического животного

Изображение и фантазия.


Осмысление представления о народных промыслах. Формирование умения изображать формы сказочные и декоративные

11


Паутинка. (Украшение и реальность)

Работа гуашью; изображение паутинки в природной среде

Украшение и реальность.


Формирование наблюдательности и умения видеть прекрасное в окружающем мире. Формирование умения работать гуашью

12


Украшения

Работа белой гуашью на цветной бумаге; изображение кружевной салфетки

Изображение и фантазия.


Освоение представления об украшениях, созданных людьми, о народных промыслах. Формирование образного мышления через преображение природных форм в декоративные.

13


Подводный мир

Конструирование из бумаги подводного мира

Постройка и реальность.


Осмысление представления о многообразии конструктивных форм в природе.

14


Я- архитектор

Создание сказочного города из готовых форм, работа с цветной бумагой,

Постройка и фантазия.


Осмысление представления о работе архитектора. Освоение умения видеть в конструкции природный прообраз. Формирование умения работать в группе

15


Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе

Конструирование ёлочных игрушек. Создание коллективного панно

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

Формирование умения работать коллективно

О чём говорит искусство? (10 ч.)

16


Изображение природы в различных состояниях

Работа с гуашью; изображение моря с передачей настроения природы

Выражение характера изображаемых животных.

Освоение чувства цвета. Осмысление представления о выразительных средствах художественной деятельности для предачи настроения в природе. Формирование умения изображать разное по характеру море

17


Изображение характера животных.

Работа чёрным фломастером или гушью тонкой кистью; изображение животного с передачей его характера

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.


Осмысление представления о выразительных средствах графики для передачи характера животного. Осмысление представления о работе художников-анималистов. Освоение умения работать с графическими материалами

18


Изображение характера человека: женский образ.

Изображение контрастных по характеру сказочных женских образов

Выражение характера человека в изображении: женский образ.


Осмысление представления о способах изображения художником образа человека, о красоте внешней и внутренней

19


Изображение характера человека: мужской образ.

Изображение контрастных по характеру сказочных мужских образов

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.


Осмысление представления о способах изображения художником образа человека Формирование творческого воображения

20


Образ человека в скульптуре

Создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером: пластилин

Изображение природы в различных состояниях.


Осмысление представления о способах передачи характера в объёмном изображении человека.

21


Человек и его украшения

Украшение вырезанных из бумаги готовых форм кокошников

Выражение характера человека через украшение.


Осмысление представления о декоративно-прикладном искусстве. Формирование навыков аппликативной деятельности. Формирование эстетического вкуса

22


Человек и его украшения

Украшение вырезанных из бумаги готовых форм богатырских доспехов

Выражение намерений через украшение.


Осмысление представления о декоративно-прикладном искусстве. Формирование навыков аппликативной деятельности. Формирование эстетического вкуса

23


«Морской бой» Игра

Работа гуашью; вырезание формы корабля, украшение его паруса. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).


Осмысление представления о декоре. Освоение представления о способах передачи намерений через украшение. Формирование умения использовать цвет для передачи характера изображения

24


Образ здания.

Создание образа сказочных построек: дворец доброй феи и Снежной королевы.

Формирование умения через творческую работу передавать настроение и характер изображаемого предмета

25


Образ здания. Окончание работы.

Создание образа сказочных построек: дворец доброй феи и Снежной королевы.

Формирование умения через творческую работу передавать настроение и характер изображаемого предмета

Как говорит искусство? (9 ч.)

26


Тёплые и холодные цвета.

Работа гуашью: изображение горящего костра и холодной синей ночи; или изображение пера Жар-птицы.

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Осмысление представления о тёплых и холодных цветовых гаммах. Освоение навыков работы с гуашью.

27


Тихие и звонкие цвета.

Работа гуашью. Изображение весенней земли

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.


Создание колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. Формирование умения работать гуашью

28


Что такое ритм линий?

Изображение весенних ручьёв. Рисование цветными мелками.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Расширение знаний о средствах художественной выразительности.

29


Характер линий

Изображение нежных и могучих веток, передача их характера и настроения.

Линия как средство выражения: характер линий.

Освоение представления о линии как средстве выражения чувств и настроения на рисунке.

30


Ритм пятен

Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа. Бумага, клей, ножницы. Коллективная работа

Ритм пятен как средство выражения.

Развитие навыка творческой работы в технике обрывной аппликации. Формирование умения работать коллективно.

31


Птицы.

Конструирование или лепка птиц с разными пропорциями.

Пропорции выражают характер.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

32


Коллективная работа «Весна.

Создание коллективного панно на тему: «Весна. Шум птиц».

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Формировать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы. Формирование умения использовать в работе различные средства изобразительного искусства. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

33


Коллективная работа

Создание коллективного панно на тему: «Весна. Шум птиц».


Формировать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы.

34


Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров»

Урок-путешествие; подведение итогов года в игровой форме


Формирование умения обобщать и делать выводы. Освоение навыков и умений коллективной работы.





Календарно - тематическое планирование 3 КЛАСС (34 часа)


п/п

Дата

Тема урока

Форма проведения

Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

Требования к уровню

УУД


Искусство в твоем доме (8 ч.)

1-2


“Мое впечатления о лете”

Беседа. Практическая работа.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов.

Личностные:

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

Регулятивные:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

донести свою позицию до собеседника;

оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

учиться распределять работу между участниками проекта;

понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. Предметные:

Конструирование и лепка.

Рисование с натуры и представлению

Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. Работа с акварелью и гуашью; художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент

Выполнение эскизов.

Работа акварелью, гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).

3


Изготовление игрушек из пластилина, глины.

Беседа. Практическая работа.

4


Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги.

Презентация Практическая работа.

5


Цвет и ритм узора.

Презентация.Б.Кустодиев «Купчиха». «Ярмарка»

Л.Малеев «Рязанские девочки»

В.Суриков «Сибирская красавица»

6


Обои и шторы у тебя дома

Презентация Практическая работа.

7


Иллюстрирование русских народных потешек.

Презентация М.Врубель «Пан», Васнецов «Алёнушка».

Практическая работа.


8


Я - художник


2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

9


Памятники нашего села.

Заочная экскурсия по Х-М Практическая работа.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины.

10


Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера.


Презентация.

Практическая работа.

11


Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград.

Презентация.

Практическая работа.

12


Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки.

Практическая работа.

13


Витражи. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации.

Презентация.

Практическая работа.






14


Рисование машин.

Практическая работа.

Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов.

15


Изготовление проекта улицы города.

Практическая работа.

3. Художник и зрелище (10 ч.)

16


Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке.

Практическая работа.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения.

Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале.

17


Моя кукла

Практическая работа.

18


Мы идём в театр. Изготовление эскиза маски

Практическая работа.

19


Театр кукол. Изготовление головы куклы

Практическая работа.

20


Театр кукол. Изготовление костюма куклы

Презентация Практическая работа.

21


Изготовление эскиза декораций

Практическая работа.

22


Изготовление макетов декораций.

Практическая работа.

23


Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю.

Практическая работа.

24


Масленица.

Презентация Практическая работа.

25


Место художника в зрелищных искусствах.

Презентация Практическая работа.

4. Художник и музей (9 ч.)

26


Музеи мира.

Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.

Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников.

Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.

Лепить фигуру человека или животного.

27


Натюрморт

Презентация.А.Матисс «Синий горшок и лимон»

И.Репин «Яблоки и листья». И.Шишкин «Мухоморы.Этюд»

В.Ван Гог «Подсолнухи»

28


Рисование натюрморта.

Практическая работа.

29


Пейзаж

В.Серов «Вечерний звон»

И.Шишкин «Лес зимой»

В.Поленов «Московский дворик»

В.Суриков «Взятие снежного городка»

К.Юон, Б.Кустодиев

30


Рисование портрета.

А.Веницианов «Захарка»,

И.Серов «Девочка с персиками»

Рембранд «Сын Титус за чтением»

31


Картины исторические и бытовые.

Презентация Практическая работа.


32


Скульптуры из пластилина.

Презентация

А.Дейнека «Лыжники», «Коньки». Практическая работа.

33


Музеи народного декоративно-прикладного искусства.

Презентация

34


Обобщение темы раздела. Подготовка к выставке

Детские работы



Календарно - тематическое планирование 4 КЛАСС (34 часа)


п/п

Дата

Тема урока

Форма проведения занятия

УУД

Личностные результаты

Истоки искусства твоего народа (8ч)


1-2


Рисование

на тему «Пейзаж родной земли».

Презентация природы.

Практическая работа.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

формирование социальной роли ученика; формирование положительного отношения к учению; представления о ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

3


Русская изба

Презентация Практическая работа.

Уметь различать основные цвета

Осмысление своего поведения в школьном коллективе;


4


Красный угол

Презентация «Деревянное зодчество»

Знать основные элементы .

Ориентация на понимание причин успеха в деятельности

5


Деревня моя

Презентация. Практическая работа.

Знать закономерности линейной и воздушной перспективы

формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.

6-7


Женский образ

Образ красоты человека

Презентация «Русский народный костюм». Практическая работа.

Знать основные элементы изображения человека в движении

Уметь изображать человека в движении, различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Формирование социальной роли ученика

8


Народные праздники

Презентация «Народные гуляния». Практическая работа.

Уметь выполнять наброски людей в движении; использовать новые и цветовые контрасты

формирование социальной роли ученика

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.



Древние города твоей земли (7 час)

9


Башни

Презентация. Практическая работа.

Знать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения.

умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя

10


Идём в церковь

Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета.

Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


11


Древний город и его жители.

Моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города. Практическая работа.

Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы

формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю.


12


Богатыри

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Практическая работа.

Знать форму, конструкцию, соотношение размеров частей.

Уметь изображать человека

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


13


Москва моя

Живописное или графическое изображение древнерусского города. Практическая работа.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


14


Московский Кремль

Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений

изобразительного искусства. Практическая работа.

Уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.



15



Праздничный пир в теремных палатах.


Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир». Практическая работа.

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Осмысление своего поведения в школьном коллективе;


Каждый народ – художник (11ч)

16


Древняя Греция

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Практическая работа.

Знать основные признаки древнегреческой культуры.

Уметь передавать конструктивно строение.

Умение радоваться успехам одноклассников

17


Храмы Древней Греции.

Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Практическая работа.

Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


18


Олимпийские игры в Древней Греции.

Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Уметь анализировать, создавать панно, живописные работы

Осмысление своего поведения в школьном коллективе;


19


Образ художественной культуры Японии.

Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой;

Знать основные признаки японской культуры.

Уметь передавать характерные черты японского рисунка.

Умение радоваться успехам одноклассников

20


Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Изображение японок в национальной одежде.

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение людей.


21


«Праздник цветения вишни».

Коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем».

Знать основные признаки японской культуры

Осмысление своего поведения в школьном коллективе;


22


Средневековая Западная Европа.


Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке Практическая работа..

Уметь использовать цвето вой контраст и гармонию цветовых оттенков.

Умение радоваться успехам одноклассников

23


Образ человека.

Жанры изобразительного искусства (портреты). Практическая работа.

Знать известные центры народных художественных ремесел России.

24


Средневековая

Архитектура Западной Европы.

Образ готического храма. Готические витражи. Портал храма. Пр. работа.

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


25


Образ художественной культуры Средней Азии.

Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты Практическая работа..

Уметь воссоздать образ древнего среднеазиатского города — аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек.

26


Многообразие художественных культур в мире.

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Умение радоваться успехам одноклассников


Искусство объединяет народы (8ч)

27


Все народы

воспевают

материнство.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Практическая работа.

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Осмысление своего поведения в школьном коллективе

28


Все народы воспевают мудрость старости.

Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе. Практическая работа.

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Осмысление своего поведения в школьном коллективе

29-30


Сопереживание- великая тема искусства.

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции Практическая работа.

Знать термины «эмблема», «символ».

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Осмысление своего поведения в школьном коллективе

31-32


Защитники Земли Русской

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа Практическая работа..

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Умение радоваться успехам одноклассников

33


Портреты детей

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Практическая работа.

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Осмысление своего поведения в школьном коллективе

34


Искусство народов мира. Выставка работ.

Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Умение радоваться успехам одноклассников



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!