СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа нацелена на развитие личностных качеств учащихся, на восптание чувства милосердия и доброты

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная"»

Рабочая программа

по литературе

«Литературная гостиная»

для 6 класса основного общего образования

базовый уровень











Составитель: Сонова Р.М.,

учитель высшей квалификационной категории

























Данная программа:

  1. Дополняет учебники основного курса литературы;

  2. Согласована с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки РФ;

  3. Решает задачи литературного образования в гармоническом сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера;

  4. Способствует решению задач литературного образования (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала уч-ся. их речи и т.п.)

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения курса внеурочной деятельности по литературе в 6 классе «Литературная гостиная»

Личностными результатами, формируемыми при освоении курса внеурочной деятельности по литературе , являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви

к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к

культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных

источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать

аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные

связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,

определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,

использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений народов России и зарубежной

литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление

заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их

современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к

одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,

нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,

сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-

выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного

содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного

произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,

сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их

оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных

произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и

адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием

образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по

прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические

высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой

изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на

литературные и общекультурные темы;4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-

выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных

произведений.



Содержание программы внеурочной деятельности по литературе «Литературная гостиная»

6 класс


Раздел 1. О правилах (5 часов)

Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют

взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.

Литературоведческий компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция

сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: привила, ограничение,

запрет.

Сказка «Общее счастье» (из фольклора народов Северного Кавказа) (2 часа)

Т.Александрова. «Светофорчик» (сказка) (3 часа)


Раздел 2. О красоте (5 часов)

Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости

от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между

людьми

Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль

художественной детали.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство,

сострадание.

А.Платонов. «Неизвестный цветок» (сказка-быль) (2 часа)

О.Уайльда. «Мальчик-звезда» (сказка) (3 часа)



Раздел 3. Об уважении и сострадании (12 часов)

Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других

людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил,

направленных на защиту человека.

А.Куприна . «Чудесный доктор» (рассказ) (2 часа)

А.Лиханов. «Мальчик, которому не больно» (2 часа)

В.Шукшин. «Дядя Ермолай» (1 час)

Е.Носов. «Тёпа» (2 часа)

Р. Киплинг. «Кошка, гулявшая сама по себе» (3 часа)

Сочинение (2 часа)


Раздел 4. О войне (4 часа)

Гуманистический компонент. Даже на войне есть место для проявления

гуманности.

Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр

дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон художественного

произведения. Лаборатория писателя. Прототип.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный

конфликт, военнопленный, защита, гуманность.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание,

помощь.

Воробьев К. «Немец в валенках» (2 часа)

К. Симонов. «Сын артиллериста» (1 час)

Дети и война (1 час)


Раздел 5. Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? ( 8 часов)

Гуманистический компонент. Правила, ограничивающие проявление насилия в

силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были

продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

Правовой компонент. .Развивающий компонент. Развитие исследовательских способностей учащихся: формирование навыка работы с определением правового понятия по ключевым словам, развитие навыка аргументации в устном ответе; обогащение словарного запаса.

Вводимые понятия: соревнование, соперничество, конфликт.

В. Солоухин. «Мститель» (2 часа)

В. Железников. «Чудак из 6 «Б» (2 часа)

Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася» (2 часа)



Раздел 6. Твой выбор…(4 часа)

Гуманистический компонент. Человек несет ответственность за ту линию

поведения, которую избирает, за те поступки, которые совершает, - ответственность перед

самим собой, перед обществом. Выбирая ту или иную модель поведения в конфликтной

ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях.

Человечеству, состоящему из множества индивидуальностей, необходимы

определенные правила, ограничивающее чрезмерное насилие.

Развивающий компонент. Развитие умения составлять план, обогащение

словарного запаса, развитие творческих способностей детей на основе решения речевой

задачи.

Вводимые понятия: гуманный. Гуманитарный, гуманистический, гуманизм.

Е.Носов. «Тридцать зёрен» (1 час)

К.Воробьёв. «У кого поселятся аисты» (1 час)

Е. Белов. «Мальчики» (1 час)

Л. Улицкая. «Бумажная победа» (1 час)


Раздел 7. Трудность выбора, ответственность за принятое решение (4 часа)

Гуманистический компонент. В различии индивидуальностей заключено богатство

мира.

Литературоведческий компонент. Формирование навыка работы с определением

правового понятия по ключевым словам; развитие навыка аргументации в диалоговом

общении; развитие навыка устного рассказывания: обучение пониманию правовой

информации; обогащение словарного запаса; развитие ассоциативного мышления.

Вводимые понятия: достоинство, честь, личность, индивидуальность.

В.Железников . «Путешественник с багажом» (2 часа)

В.Железников. «Хорошим людям -доброе утро» (2 часа)


Раздел 8. Очень просто быть слабым. Очень трудно быть сильным (13 часов)

Гуманистический компонент. Правила, ограничивающие проявление насилия. Человек несет ответственность за ту линию

поведения, которую избирает, за те поступки, которые совершает

Развивающий компонент. Развитие умения усваивать содержание научно-

популярного текста; формирование навыков диалогового общения; развитие навыка

устного рассказывания; обогащение словарного запаса.

Вводимые понятия: выбор, месть, нравственность

Ю.Яковлев . «Цветок хлеба» (2 часа)

В.Астафьев. «Деревья растут для всех» (2 часа)

А.Алексин. «Звоните и приезжайте» (2 часа)

А.Алексин. «Очень страшная история» (2 часа)

В.Железников. «Жизнь и приключения чудака» (2 часа)

В.Распутин. «Мама куда-то ушла» (3 часа)


Раздел 9. Тогда и теперь.(9 часов)

Гуманистический компонент. Человечество закономерно шло к необходимости

создания правил, организующих совместное существование различных

индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких , которые ограничивали бы

проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное сохранение

человечества.

Литературоведческий компонент. Мифологическое повествование. Роль

лексических и композиционных повторов. Аллегория. Метонимия. Лексический анализ

текста.

Развивающий компонент. Развитие навыков диалогового общения, пересказа и

составление устного рассказа, развитие способности соотносить обсуждаемое на основе

прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной

жизни.

Вводимые понятия: обычай, правило, договор.

В.Кузьмин. «Сокровище нартов» (3 часа)

Г.Бюргер. «Песнь о благородном человеке» (1 час)

О.Генри. «Вождь краснокожих» (3 часа)

«Повесть временных лет». Месть Ольги (1 час)

М.Шолохов. «Жеребёнок» (2 часа)

Э. Томпсон. Рассказы о животных (2 часа)




№ раздела

Тема занятия

Колич часов

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. О правилах (5 часов)



1

Сказка «Общее счастье» (чтение)

1

07.09.2016



2

Анализ сказки «Общее счастье»

1

07.09



3

Т.А.Александрова «Светофорчик» (чтение)

1

14.09



4

Анализ рассказа Т.А.Александровой «Светофорчик»

1

14.09



5

Рассуждение о роли правил в жизни человека

1

21.09


Раздел 2. О красоте (5 часов)



6

Платонов А. «Неизвестный цветок»

1

21.09



7

Анализ сказки Платонова А. «Неизвестный цветок»

1

28.09



8

О.Уайльд «Мальчик-звезд» (чтение)

1

28.09



9

Анализ сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда»

1

05.10



10

Какая красота может изменить к лучшему?

1

05.10


Раздел 3. Об уважении и сострадании (12 часов)



11

А.Куприн «Чудесный доктор» (чтение)

1

12.10



12

А.Куприн «Чудесный доктор»

1

12.10



13

А.Лиханов «Мальчик, которому не больно» (чтение)

1

19.10



14

А.Лиханов «Мальчик, которому не больно». Боль физическая и душевная

1

19.10



15

В.Шукшин «Дядя Ермолай». Человек должен жить по совести и правде

1

26.10



16

Рассказ Е.Носова «Тёпа» .

1

26.10



17

Чувство сострадания к главному герою

1

09.11



18

Р.Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе» (чтение)

1

09.11



19

Р.Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»

1

16.11



20

Просмотр мультфильма "Кошка, гулявшая сама по себе"

1

16.11



21

Афоризмы о доброте и сострадании

1

23.11



22

Написание сочинения по выбранному афоризму.

1

23.11


Раздел 4. О войне (4 часа)



23

К.Воробьёв «Немец в валенках» (чтение)

1

30.11



24

К.Воробьёв «Немец в валенках»

1

30.11



25

К.Симонов «Сын артиллериста»

1

07.12



26

Дети и война. Маленькие рассказы о большой войне

1

07.12


Раздел 5. Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? ( 8 часов)



27

В.Солоухин «Мститель» (чтение)

1

14.12



28

В.Солоухин «Мститель»

1

14.12



29

Железников В.К «Чудак из 6 `Б`»(чтение)

1

21.12



30

Железников В.К «Чудак из 6 `Б»

1

21.12



31

Железников В.К «Чудак из 6 `Б`»

1

28.12



32

Яковлев Ю. Я. Рыцарь Вася.(чтение)

1

28.12



33

Яковлев Ю. Я. «Рыцарь Вася»

1

11.01.2017



34

Яковлев Ю. Я. «Рыцарь Вася»

1

11.01


Раздел 6 . Твой выбор (4 часа)


35

Е.Носов «Тридцать зёрен»

1

18.01



36

Рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты» ( 2 ч.) Что есть добро и зло,

каким должен быть человек.

Рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты» ( 2 ч.) Что есть добро и зло,

каким должен быть человек.

Рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты» ( 2 ч.) Что есть добро и зло,

каким должен быть человек.

Рассказ К.Д.Воробьева «У кого поселяются аисты»

1

18.01



37

Рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты» ( 2 ч.) Что есть добро и зло,

каким должен быть человек.

Рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты» ( 2 ч.) Что есть добро и зло,

каким должен быть человек.

Рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты» ( 2 ч.) Что есть добро и зло,

каким должен быть человек.

Рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты» ( 2 ч.) Что есть добро и зло,

каким должен быть человек.

Рассказ Белова «Мальчики»

1

25.01



38

ассказ В.И. Белова «Мальчики». ( 2 ч.) Дети военной поры. Всякое ли детство -

золотая пора?

ассказ В.И. Белова «Мальчики». ( 2 ч.) Дети военной поры. Всякое ли детство -

золотая пора?

Рассказ В.И. Белова «Мальчики». ( 2 ч.) Дети военной поры. Всякое ли детство -

золотая пора?

Рассказ Улицкой «Бумажная победа»

1

25.01


Раздел 7 Трудность выбора, ответственность за принятое решение (4 часа)



39

Железников В.К «Путешественник с багажом» (чтение)

1

01.02



40

Железников В.К «Путешественник с багажом»

1

01.02



41

Железников В.К «Хорошим людям - доброе утро» (чтение)

1

08.02



42

Железников В.К «Хорошим людям - доброе утро»

1

08.02


Раздел 7. Очень просто быть слабым. Очень трудно быть сильным (13)



43

Ю. Яковлев. «Цветок хлеба» (чтение)

1

15.02



44

Ю. Яковлев. «Цветок хлеба»

1

15.02



45

В. Астафьев. «Деревья растут для всех» (чтение)


22.02



46

В. Астафьев. «Деревья растут для всех»

1

22.02



47

А. Алексин «Звоните и приезжайте» (чтение)

1

01.03



48

А. Алексин «Звоните и приезжайте»

1

01.03



49

Алексин А. Г. «Очень страшная история» (чтение)

1

15.03



50

Алексин А. Г. «Очень страшная история»

1

15.03



51

В.Железников «Жизнь и приключения чудака»

1

05.04



52

В.Железников «Жизнь и приключения чудака»

1

05.04



53

В. Распутин «Мама куда-то ушла»

1

12.04



54

Фантастическая повесть Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех»

(2 ч.) Ценности и антиценности жизни людей на примере хороших и плохих

поступков героев произведения.

В. Распутин «Мама куда-то ушла»

1

12.04



55

Просмотр мультфильма «Мама куда-то ушла»

1

19.04


Раздел 8 Тогда и теперь (9 часов)


56

Кузьмин В. «Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах»

1

19.04



57

Кузьмин В. «Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах»

1

26.04



58

Просмотр мультфильма «Сокровище нартов»

1

26.04



59

Готфрид-Август Бюргер. Баллада «Песнь о благородном человеке».

1

03.05



60

Рассказ О.Генри «Вождь Краснокожих»

1

03.05



61

Анализ рассказа О.Генри «Вождь Краснокожих»

1

10.05



62

Просмотр фильма «Деловые люди»

1

10.05



63

«Повесть временных лет». Месть Ольги

1

17.05



64

Н.А.Кун «Пять веков»

1

17.05




О животных





65

М. Шолохов. "Жеребенок"

1

24.05



66

М. Шолохов. "Жеребенок"

1

24.05



67

Э.Сетом Томпсон Рассказы о животных

1

31.05



68

Спешите делать добрые дела

1

31.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!